Рекомендации для родителей "Дыхательные упражнения для детей с нарушением речи"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

В статье представлены игровые приемы для развития физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дыхательные упражнения для детей  с нарушением речи

1-й этап – упражнения на развитие физиологического дыхания

Название

Содержание

Поочередное выполнение упражнений

1 – вдох и выдох через нос: вдох глубокий, выдох длительный и плавный;

2 – вдох через нос, выдох через рот: если выдох через рот не получается, зажать нос пальцами;

3 – вдох через рот, выдох через нос: для контроля можно подносить к носу или рту зеркало, вату, полоски бумаги;

4 – вдох и выдох через рот – если упражнение не получается, зажать нос пальцами;

5 – комбинированный вдох – задержка дыхания, выдох через нос, далее задержка дыхания и выдох через рот (слегка приоткрытый)

2-й этап – упражнения на развитие речевого дыхания без учета речи

Название

Содержание

Одуванчик

Упражнение проводится на свежем воздухе. Нужно сорвать одуванчик и подуть на него так, чтобы с трех попыток слетели все пушинки

Задуй упрямую свечу

В правой руке держать цветные полоски бумаги, а левую ладонь положить на живот. Быстро вдохнуть через нос и надуть живот. Затем медленно выдыхать и представить, будто цветные полоски – это свеча, которую нужно погасить

Губная гармошка

Губная гармошка – это гриф деревянной расчески. Ребенку нужно представить, будто он играет на ней, плавно выдыхая воздух через тонкие полоски бумаги

3-й этап – упражнения на гласные и согласные звуки

Название

Содержание

Поочередные упражнения на гласные звуки (2–4 раза, чередуя шепотом и голосом)

 

 

1 – произношение на выдохе: а-о-у-ы-э;

2 – произношение двух гласных на одном выдохе: а-э, о-у, и-ы, э-и;

3 – произношение трех гласных на одном выдохе: а-э-о, о-у-и, о-у-а;

4  – произношение гласных в звукоподражании музыкальным инструментам – «у-у-у-у-у» (гудит труба), предметам – «уа-уа-уа» (плачет кукла), животным – «а-а-а-а» (ревет медведь) 

 

Поочередные упражнения на согласные звуки

(2–4 раза)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог-логопед должен следить, чтобы ребенок правильно имитировал нужный звук:

– звукоподражание предметам – «з-з-з» (зазвонил телефон), «р-р-р» (ревет трактор), «ш-ш-ш» (паровоз выпускает пар);

– звукоподражание животным – «р-р-р» (рычит тигр), «ж-ж-ж» (жужжит жук), «з-з-з» (летит оса);

– звукоподражание явлениям природы – «ш-ш-ш» (шумит лес), «в-в-в» (воет вьюга).

 

Произношение согласных сначала с беззвучной артикуляцией, затем громко:

– на одном выдохе: ф-с-ш-х;

– на одном выдохе два согласных: ф-с, с-ш, х-ф и др.;

– на одном выдохе три согласных: ф-с-ш и др.;

– на одном выдохе четыре согласных: ф-с-ш-х и др.

Дует ветер

Дети водят хоровод. Педагог сопровождает движение рассказом:

– Утром дети идут в детский сад. Светит солнце. Дует тихий ветерок: в-в-в-в (произносится тихо). Дети, как дует тихий ветер?

Дети останавливаются и повторяют тихо: в-в-в. После педагог продолжает:

– Вечером дети идут домой. Подошли к дому, и вдруг подул сильный ветер: в-в-в (произносится громко). Дети, как дует сильный ветер?

Дети повторяют шум сильного ветра: в-в-в

4-й этап – упражнения на произношение слогов

Название

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

Дети произносят слоги сначала на шепоте, затем громко и на одном дыхании. Упражнения можно сопровождать движением рук. Используется прием наращивания слогов, когда дается поочередно один слог, потом два, три и т. д.

Упражнение на повторение слогов:

– с одинаковыми гласными и согласными: па-па, па-па-па;

– с одинаковыми гласными и разными согласными: та-па, ти-пи, та-па-ва;

– с разными гласными и одинаковыми согласными: па-пу, па-па – пу-пу

 

Произношение слогов в звукоподражании

 

– на музыкальные инструменты: «там-там-там» (барабан), «динь-динь-динь» (колокольчик), «ду-ду-ду» (дудочка);

– на предметы: «тук-тук-тук» (стучит молоток), «тик-так» (идут часы);

– на животных: «мяу-мяу», «га-га-га» «ко-ко-ко»

5-й этап – упражнения на произношение слов

Название

Содержание

Детям нужно произнести ряд слов на одном выдохе. Их можно сопровождать дирижированием, в такт проговаривания:

– перечисление дней недели по нарастающей: «понедельник», «понедельник, вторник», «понедельник, вторник, среда» и т. д.;

– перечисление названий месяцев по нарастающей: «январь», «январь, февраль», «январь, февраль, март» и т. д.;

– перечисление времен года по нарастающей: «зима», «зима, весна», «зима, весна, лето» и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: Использование артикуляционных и мимических упражнений для профилактики нарушений речи у детей-дизартриков с нарушениями ОДА

Артикуляционная гимнастика - основа правильного звукопроизношения. Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики в детском саду с логопедом и дома с родителями является не только основой корре...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Повышение родительской компетенции в вопросах развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста....

РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке. Перед школой необходимо проконсультироваться с логопедом....

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Дыхательные игры — упражнения.

Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательный тракт, улучшает кровообращение и деятельность сердечно - сосудистой системы; закаляет детский организм и повышает его сопротивляемость к простудным заболев...

Рекомендации для родителей. «Дыхательные игры - упражнения»

Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательный тракт, улучшает кровообращение и деятельность сердечно - сосудистой системы; закаляет детский организм и повышает его сопротивляемость к простудным заболев...

Консультация для родителей «Рекомендации родителям, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»

Даны рекомендации родителям, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи, в целях повышения уровня компетентности родителей в вопросах воспитания детей с нарушением речи....