Консультация для родителей "Почему важно воспитывать у детей положительные нравственные качества".
консультация (старшая группа)

Иванова Любовь Николаевна

В статье затронут вопрос о том, что основа нравственности человека закладывается в самом раннем возрасте, и что очень важно не упустить момент ее формирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЧЕМУ ВАЖНО ВОСПИТЫВАТЬ У ДЕТЕЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА

На сегодняшний день вопросы нравственного воспитания детей стоят очень остро. Современные дети часто проявляют агрессию к старшему поколению, обесценивают чувства других, близких людей, не испытывают уважения к ценностям родителей и так можно перечислять очень много. Поэтому просто необходимо воспитывать нравственные качества детей. Очень важно, чтобы груз ответственности за нравственное воспитание личности возлагался не только на профессиональных педагогов в образовательных учреждениях, но и в первую очередь, на родителей. Основа нравственности человека закладывается в самом раннем возрасте и здесь очень важно не упустить момент её формирования. Поэтому значимо, чтобы взрослые обращали внимание на поведение ребёнка в этом самом раннем детстве и во время объясняли «что такое хорошо и что такое плохо». Самое эффективное средство нравственного воспитания – это совместная деятельность со взрослым. Именно в деятельности проявляются истинные чувства и эмоции детей. Ещё хочется добавить, что именно чувства лежат в основе формирования нравственных качеств малыша. В первую очередь в любом воспитании у ребёнка необходимо сформировать определённое положительное отношение к тому качеству личности, которое вы собираетесь формировать. И ни в коем случае не следует забывать, что личность и её составляющие формируются не сразу, а постепенно, поэтому следует запастись вагоном терпения.

Итак, какие же качества ребёнка формируются в процессе нравственного воспитания?

Во-первых, воспитывается ответственность. Под ответственностью подразумевается понимание ребёнком последствий за собственные поступки или бездействие. Ответственность – это качество личности, которое определяется чувствами ребёнка к общественным нормам и собственным обязанностям. С точки зрения воспитания, ответственность считается очень сложным явлением, которое очень тесно граничит с воспитанием самостоятельности. А самостоятельность, как известно, формируется с трёх лет. Значит, и целенаправленным воспитанием ответственности мы займёмся с трёх лет. До этого периода наше воспитательное воздействие, скорее всего, будет бессмысленно. Самым эффективным способом в воспитании ответственности будет введение штрафов и санкций. И не следует забывать, что можно ограничить ребёнка в сладостях, в просмотре мультфильмов и т.д., но ни в коем случае не лишать его еды и прогулки. Очень близко к воспитанию ответственности относится воспитание честности. Начало дошкольного возраста — достаточно сложный период, когда дети начинают лгать. Причины детской лжи могут быть разными. Какие при этом применять средства воспитания и будут зависеть от этих причин.

Во-вторых, воспитывается патриотизм. Это сложное качество личности, которое выражается в любви к Отечеству. Многие патриотизм сводят только к любви к Родине, но это качество включает в себя и любовь к семье, родителям, к дому, к родному городу, к родному краю, к стране, к планете и т.д. В рамках патриотического воспитания решаются задачи и трудового, и умственного и эстетического и даже физического воспитания. Основу патриотического воспитания составляет сформированный познавательный интерес к семейным традициям, к народным традициям, к истории родного края, к настоящему времени, стремление сделать лучше. Патриотизм включает в себя и воспитание чувства национального достоинства, гордость за страну, за достижения людей, живущих в нашей стране.

В-третьих, воспитывается гуманизм. Под гуманизмом понимается уважительное отношение к человеческой личности, внимательное и заботливое отношение к близким, человеколюбие. Ребёнка важно научить сопереживать людям, нуждающимся в этом. Воспитывая гуманизм, нужно учить ребёнка ставить себя на место другого человека. И конечно, именно воспитывая гуманные чувства, учат оценивать хорошие и плохие поступки. Очень хорошим средством воспитания гуманизма является детская литература, собственный пример поведения, рассматривание картинок, дидактические игры по нравственному воспитанию.

В-четвёртых, воспитывается дисциплинированность и культура поведения. Под этими понятиями подразумевается умение подчинять своё поведение установленным в обществе нормам. Без дисциплинированности не возможна ни одна деятельность, особенно в детском коллективе. Здесь важно провести тонкую грань между уважением ребёнка к принятым нормам и страхом перед наказанием. Главное, чтобы у малыша выработалось положительное отношение к общественным нормам и уважение к окружающим людям. Считается, что дисциплинированность равнозначно результату хорошего воспитания.

В-пятых, воспитывается чувство коллективизма. Под коллективизмом понимают качество личности, которое проявляется в осознании принадлежности к сообществу сверстников, уважении перед членами коллектива и умении ставить общественные интересы выше, чем личные. Детский коллектив особенный. Им всегда руководит взрослый. Воспитывается чувство коллективизма исключительно в совместной деятельности. В младшем дошкольном возрасте об этом понятии говорить очень трудно. Полноценный детский коллектив может сложиться только к концу дошкольного возраста. О сформированности чувства коллективизма говорят такие качества как сотрудничество, взаимопомощь и контроль.

В-шестых, воспитывается уважительное отношение к старшим. Можно сказать, что это часть воспитания гуманности. Важно начинать воспитывать это качество как можно раньше. Одним из средств воспитания уважения к старшим является личный пример. Нельзя избегать общения с дедушками и бабушками. Необходимо радоваться их приезду, интересоваться их здоровьем и т.д. Учить здороваться со взрослыми при встрече. Формировать желание ребёнка помогать по хозяйству. Хорошим средством в этом будут сказки.

В-седьмых, воспитывается бережное отношение к животным и растениям. Это качество можно отнести к части ответственности. Лучший способ воспитать бережное отношение к животным и растениям – заботиться о них. Поэтому, если есть возможность завести живой уголок, нужно это сделать. И, конечно же, показывать личным примером свою заботу об окружающем мире


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолго-педагогическое использование сказкотерапии для воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников

Инновационный проект, разработанный и внедряемый на базе МБДОУ ЦРР-д\с №9. Проект направлен на качественное повышение уровня социально-личностных показателей развития ребенка-дошкольника. Основан прое...

CКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ, НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.

«Сказка-ложь,  да в ней намёк : добрым молодцам -- урок!»Ложью в старину называли поверхностное высказывание, которое понятно всем, и лишь  люди с пытливым умом могли уловить суть  услы...

Консультация для воспитателей: Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников.

Педагогические исследования и практика дошкольного воспитания показывают, что одним из важнейших условий развития положительных нравственных качеств личности ребенка является создание взрослыми жизнер...

консультация Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и...

Консультация для родителей "Сказка-как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольника"

Именно  сказка  открывает  перед  ребёнком   мир  идеалов  и  ценностей  традиционной  культуры....

Воспитание положительных нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

Воспитание положительных нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок....

Формирование положительных нравственных качеств у детей с ОВЗ в ходе кружковой деятельности "Знакомство со сказкой"

Гармоничное развитие ребёнка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы успешной социализации будущего поколения...