Семинар – практикум для родителей на тему: «Влияние фольклора на развитие личности ребенка»
методическая разработка

Лукьянчикова Екатерина Николаевна

1. Дать представление слушателям о влиянии фольклора на развитие личности ребенка. (Воспитатель зачитывает доклад по данной теме).

2. Раскрыть роль малых фольклорных жанров в воспитании любви к окружающему миру.

3. Предложить перечень развивающих игр для развития ребенка в целом в виде папки-передвижки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_dlya_roditeley.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

для родителей на тему:

«Влияние фольклора на развитие личности ребенка»

( в форме игры – путешествия)

Воспитатель

высш.кв.кат.

Лукьянчикова Е.Н.

Предварительная работа: необходимо изучить поговорки, пословицы, загадки, считалки, потешки, приметы, прибаутки, скороговорки, заклички, вспомнить русские народные сказки, песенки; изготовить ромашку на лепестках, которой написаны скороговорки; дети должны нарисовать иллюстрации к русским народным сказкам; найти аудиозаписи русских народных песен; приготовить жетоны, грамоты, призы; подготовить костюмы Хозяина и Хозяюшки.

Все эти задания поручить родителям и детям. Когда все будет готово провести родительское собрание по данной теме.

При подготовке к родительскому собранию у родителей и детей развивается фантазия, умение работать сообща с детьми и воспитателями, обогащается словарь, мелкая моторика рук, внимание, память, воспитывается любовь к труду, ответственность за заданное дело.

                                      Ход собрания:

1. Дать представление слушателям о влиянии фольклора на развитие личности ребенка. (Воспитатель зачитывает доклад по данной теме).

2. Раскрыть роль малых фольклорных жанров в воспитании любви к окружающему миру.

3. Предложить перечень развивающих игр для развития ребенка в целом в виде папки-передвижки.

Воспитатель предлагает совершить путешествие.  

(Появляются ведущие, Хозяин и Хозяюшка в русских народных костюмах.)

- Здравствуйте гости дорогие!

- Веселья Вам да радости.

-Давно мы Вас ждем-поджидаем, праздник не начинаем.

- Припасли мы Вам забавушек на всякий вкус. Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка.

- Удобно ли Вам гости дорогие? Всем ли место хватило? Все ли слышно?

- Если  все готовы – отправляемся в путешествие по стране «Устное народное творчество».

Вопросы для родителей.

- Что означают слова «Устное  народное творчество»?

- Какие сказочные, волшебные средства передвижения Вы знаете?

(Ковер – самолет, сапоги – скороходы, ступа и метла.)

- На чем ездил Емеля Дурачок? ( На печи.) Мы  тоже будем путешествовать на печи.

-Кто помнит заклинание? Чтобы добраться до первой станции, нам тоже надо произнести это заклинание!  

(По щучьему велению, по нашему хотенью, ступай печь на станцию «Пословицы»)

1.Станция «ПОСЛОВИЦЫ»        

- О чем бывают пословицы?

- Какие пословицы о труде Вы знаете? (Делу время, потехе – час.

 Терпенье и труд все перетрут.

Семь раз отмерь, один отрежь.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)

- А какие пословицы о дружбе? (Нет друга – ищи, а нашел, береги.

Все за одного, один за всех.

Старый друг лучше новых двух.)

- К каждой пословице нейдите ее концовку .

(Детям выдаются половинки открыток с началом пословиц.)

Лесом шел,…(а дров не видел.)

Под лежачий камень…(и вода не течет.)

Мороз невелик,…(а стоять не велит.)

Встать пораньше,...(да шагнуть подальше.)

- Вспомните начала оставшихся концовок:…делаешь насмех.

(Делаешь наспех)

…щепки летят. (Лес рубят)

(После того, как участники читают свои пословицы, у родителей выясняется, о чем та или иная пословица.)

- Отправляемся на следующую станцию. Скажем заклинание.

(Родители хором говорят.)

2.СТАНЦИЯ «СЧИТАЛКИ»

- Какие считалки Вы знаете?

- Давайте вместе выучим русскую народную считалку.

Начинается считалка:

На берегу села галка,

Две вороны, воробей,

 Три сороки, соловей.

(Из рассказанных считалок выбирается лучшая.)

3.СТАНЦИЯ «ИГРЫ»

(Тихо звучит пластинка с русскими народными песнями. Родители играют в игры «Кошки – мышки», «Ручеек», «Каравай».)

4.СТАНЦИЯ «ПЕСНИ»

- Какие русские народные песни вы знаете? (По цепочки поют песню «Березка»)

- Какие русские народные инструменты вы знаете?

(Создание оркестра народных инструментов (трещотки, ложки, свистульки.)

4.СТАНЦИЯ «СКОРОГОВОКИ»

(Скороговорки написаны на лепестках ромашки. Родители отрывают лепесток и в течение 1 минуты, тренируются проговаривать скороговорку.)

-Проговорите каждую скороговорку 3 раза.

1.Кот ловит мышей и крыс. Кролик лист капустный грыз.

2.У пеньков опять пять опят.

3.Слышала старушка, как куковала кукушка на опушке.

4.Ушел косой козел с козой.

5.Все покупки у прилавка, упакованы в кульки.

6.Нисколько нескользко, нескользко, нисколько.

6.СТАНЦИЯ «СКАЗКИ»

- Угадайте название сказок и кто их читает. (Прослушиваются отрывки из сказок. Дети угадывают.)

- Назовите сказки и перечислите их героев.

(На доске вывешиваются иллюстрации к сказкам, которые дети нарисовали заранее. Родители отвечают.)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

В течение путешествия за каждый правильный ответ родителям давался жетон. Победил тот, кто набрал большее количество жетонов.

Победители награждаются книжками-малышками. 

 

Доклад на тему: «Влияние фольклора на развитие личности ребенка».

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художественные вкусы. Устное народное творчество - это произведение всех родов и жанров. Это песни о героях, разнообразные сказки, лирика, драма. Художественное произведение – неповторимое и неповторяемое другими, которое создает свое. Отличие – по характеру, фактуре стиха, признакам стиля. В детском фольклоре различают произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими. Детское творчество, что дети сочинили сами. Детский фольклор русского народа богат, разнообразен сказками, произведениями малых жанров. Это колыбельные песни, которые в народе называют байками. Пестушки – это пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать носить на руках. Потешки – песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками, в этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Прибауткам свойственен сюжет. Движение – основа образной системы прибауток, дается резкая смена одной картины, другой из строки в строку.

Наряду с пестушками и потешками детям читают стихи, несколько более сложного содержания, не связанные с игрой – движениями самого ребенка. В них, как правило, присутствует персонаж, с которым развертывается действие.

Знакомство детей с произведениями искусства , с сокровищницей русской культуры, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, т. к. период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладеть средством общения – речью. Овладевая речью, ребенок получает ключ к познанию окружающего мира природы, осваивает основную форму речевого общения – диалогическую. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Младенцем ребенок учится по ним звукам родного языка, их мелодике, затем овладевает умением понимать их смысл; подростком начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка и, наконец, приобщается к народному опыту, народной мудрости. Знакомство малыша суетным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть, накормить. Не всегда приятные для ребенка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития.

Детство – начало жизни, ее заря, рассвет…И как рассвет может многое рассказать о наступающем дне, так и детство во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка. Что может помочь родителю и педагогу расцветить это утро жизни радугой эмоций, наполнить радостью и светом, одновременно развлекая и обучая ребенка? Что может стать для любимого чада игрой и школой, развивая его физически, умственно, эмоционально, социально?

Народное слово, народная песня… Они подобны роднику, бьющему из глубин земли, к которому припадают многие поколения, набираясь живительной силой. Этот родник народной культуры передает слово из прошлого для того, чтобы были счастливы, здоровы и умны настоящие и будущие поколения. Для этого нам достались в драгоценное наследство россыпи колыбельных, пестушек, прибауток. Достойно распорядиться этим наследством – задача современных родителей и педагогов.

Фольклорные произведения необходимы не только малышам, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь, нежность, заботу, веру в счастливое будущее ребенка. Все произведения пестования пронизаны светом любви к ребенку. Это народная энциклопедия молодой матери, пособие для неравнодушного и любящего своих подопечных педагога, школа детства, формирующая у ребенка светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание… добра, добра и только добра.

Эти крохотные произведения философичны, потому что обращены внутрь человека. Они вооружают педагога, родителя точным пониманием принципов психофизиологического становления ребенка, вручая взрослым, ответственным за введение в жизнь и владение культурным наследием подрастающего поколения, педагогические «ключи», способствующие комплексному, объемному формированию здоровой, творческой социально устойчивой личности.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей на тему «Значение фольклора в развитии речи детей»

Цель: вовлечение родителей в образовательное пространство дошкольного учреждения, способствующее полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых....

Консультация для родителей на тему «Влияние фольклора на развитие речи детей»

Эстетическое воспитание ребенка не возможно без народного поэтического фольклора....

Практикум для педагогов на тему"Социоигровые технологии в развитии личности ребенка-дошкольника"

В материале представлено применение социоигровых технологий в образовательном процессе....

Консультация для родителей . Тема: "Влияние взрослого на развитие личности ребенка"

Советы родителям о наиболее щепетильных моментах в общении с детьми....

Семинар-практикум для родителей на тему: "Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей раннего возраста"

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: "Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев"...

Семинар-практикум для педагогов на тему: Влияние игры на психологическое здоровье ребенка

Семинар-практикум для педагоговна тему:Влияние игры на психологическое здоровье ребенк                                ...

Выступление на родительском собрании на тему: «Влияние семьи на развитие личности ребенка»

Цель: укрепление детско-родительских отношений, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье....