Тренинг выстраивания конструктивной коммуникации в детско-родительских отношениях
материал

Ластовская Галина Семеновна

Цель: развитие навыков родительской компетенции, навыков успешной коммуникации с ребенком.Совершенно естественно, что в наших отношениях с детьми бывают ситуации, когда вас что-то раздражает, злит, обижает, огорчает. Но вместо того, чтобы сказать об этом ребенку прямо, мы часто говорим не о своих чувствах и желаниях, а высказываем ребенку информацию о нем и его поведении.Сегодня мы потренируем с вами навык менять так привычные нам «ты-высказывания» на «я-высказывания», которые будут содержать информацию о ваших чувствах, желаниях, видении ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг выстраивания конструктивной коммуникации в детско-родительских отношениях

Цель: развитие навыков родительской компетенции, навыков успешной коммуникации с ребенком.

Участники: родители (законные представители) воспитанников.

Время: 50 минут.

Форма работы: групповое занятие.

Необходимый инструментарий: листы бумаги А4, ручки по количеству участников.

Процедура проведения

Ведущий: «Уважаемые родители! Совершенно естественно, что в наших отношениях с детьми бывают ситуации, когда вас что-то раздражает, злит, обижает, огорчает. Но вместо того, чтобы сказать об этом ребенку прямо, мы часто говорим не о своих чувствах и желаниях, а высказываем ребенку информацию о нем и его поведении. «Какой ты не собранный, одевайся быстрее!», «Ты вечно разбрасываешь свои игрушки», «Опять ты испачкался! Ну почему ты такой грязнуля!». Данные сообщения называются «Ты-высказывания», в которых оцениваются поведение и личностные качества того, к кому они обращены. Такими сообщениями мы посылаем ребенку сообщения, что мы выше и имеем право оценивать его. Однако такие высказывания часто в общении (не только в детско-родительских отношениях) вызывают раздражение и защитную реакцию у того, к кому мы обращаемся. И далее часто разгорается конфликт, который связан не сколько с ситуацией или проблемой, а с полученной оценкой личностных качеств. В детско-родительских отношениях ребенок чувствует, что он плохой, не соответствует ожиданиям родителей, обижается на них. Негативный психологический смысл «Ты-высказываний» заключается в том, что родители неосознанно внушают ребенку личностные качества, которые делают детей неуспешными в какой-либо деятельности, навешивают на ребенка ярлыки, которые отрицательно сказываются на его самооценке.

Сегодня мы потренируем с вами навык менять так привычные нам «ты-высказывания» на «я-высказывания», которые будут содержать информацию о ваших чувствах, желаниях, видении ситуации, но без оценивания личности ребенка и без обвинений. Соответственно, у собеседника (ребенка) не будет возникать желания защититься и закрыться. Конфликт не разгорается, так как нет обсуждения личности ребенка, а лишь ситуация, которая вызывала у вас те или иные эмоции. Таким образом, ребенок чувствует, что он продолжает быть для вас хорошим и любимым, но понимает, что именно его поведение сейчас не понравилось вам. Таким образом, мы не задеваем самооценку нашего ребенка, выстраиваем правильную коммуникацию с ним, что в будущем принесет вам большие плоды в виде доверительных отношений.

Есть определенная схема, по которой строится «Я-высказывание».

Обязательная структура:

Факт. Начинаем «Я-высказывание» с обозначения факта, который вызвал эмоциональную реакцию. Рассказываем о ситуации без нападения, обвинений, агрессии. Пример с ребенком, который играет в игрушки и не убирает их на место: «Когда я вижу разбросанные по дому игрушки…».

Чувство. Здесь также доброжелательно и открыто говорим о том, какие чувства вызывает этот факт. Пример: «Я начинаю злится».

Объяснения. В этой части можно подробнее рассказать, почему мы на это так реагируем. Пример: «Потому что я трачу много сил на то, чтобы в нашем доме было убрано и чисто».

Дополнительно можно добавить еще один элемент структуры: Просьба-пожелание. В этой части говорим о своих желаниях в связи с происходящим. Или озвучиваем просьбу. Пример: «Поэтому прошу тебя, когда поиграешь, убери, пожалуйста, игрушки на место».

Также в этой части «Я-высказывания» можно стимулировать ребенка к выработке совместного решения в связи с происходящим или размышления над ситуацией. В этом помогут вопросы: «Как тебе то, о чем я сейчас сказал?», «А что ты думаешь в связи с этим?», «Какие бы ты предложил варианты решения проблемы?».

Давайте зафиксируем еще раз схему «Я-высказывания» через предложенные варианты начала каждого структурного элемента. Это будет служить вам подсказкой на первых этапах:

1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение. Можно начать так:

 Когда я вижу, что…

 Когда я слышу, что…

 Когда я сталкиваюсь с тем, что …

 Точное название своего чувства в данной ситуации:

 Я чувствую (я испытываю) …. (раздражение, злость, обиду, боль, беспокойство и т.д.).

2. Обозначение причины своих чувств и эмоций:

 Потому что…

 В связи с тем, что…

3. Формулировка желаемого поведения:

 Мне бы хотелось, чтобы …

 Мне было бы приятно (радостно, спокойно и т.д.), если бы …

Вот пример, как можно вместо «Опять ты испачкался! Ну почему ты такой грязнуля!» более конструктивно передать суть с использованием «Я-высказывания»: Описание ситуации

Когда я вижу, что твоя одежда опять грязная

Мое эмоциональное состояние / эмоции

Я испытываю досаду

Объяснение причины своих чувств и эмоций

Потому что прикладываю много сил, чтобы ты ходил в чистой и опрятной одежде.

Формулировка желаемого поведения

Мне бы хотелось, чтобы ты был более аккуратным.

Участникам можно предложить в дополнение схему чувств. Это позволит им учится сформулировать или вносит правки, если есть у участников затруднения или высказывание не совсем верно представлено по схеме вербализировать свои чувства и эмоции.

ГНЕВ

СТРАХ

ГРУСТЬ

РАДОСТЬ

ЛЮБОВЬ

Бешенство

Ужас

Горечь

Счастье

Нежность

Ярость

Отчаяние

Тоска

Восторг

Теплота

Ненависть

Оцепенение

Скорбь

Ликование

Уважение

Злость

Тревога

Жалость

Приподнятость

Блаженство

Раздражение

Ошеломленность

Отрешенность

Оживление

Доверие

Презрение

Беспокойство

Отчаяние

Умиротворение

Безопасность

Негодование

Боязнь

Печаль

Интерес

Благодарность

Обида

Унижение

Скука

Ожидание

Спокойствие

Ревность

Замешательство

Безвыходность

Предвкушение

Симпатия

Уязвленность

Растерянность

Безнадежность

Надежда

Гордость

Досада

Вина, стыд

Душевная боль

Любопытство

Восхищение

Зависть

Сомнение

Сочувствие

Принятие

Дружелюбие

«Я-высказывания» не должны превращаться в угрозу. Это происходит, когда родитель злится и требует подчинения его требованию. Например: «Ешь быстро кашу! Я начинаю злиться!». Это не выражение эмоции, а угроза ею. Когда фраза строится таким образом, то ребенок становится ответственным за эмоцию родителя. Родитель злится в этом примере из-за того, что ребенок такой плохой и ест кашу медленно. Родитель не говорит о своем желании в таком высказывании, а требует подчинения.

Уважаемые родители! Сначала может быть сложно говорить о своих чувствах. Постепенно же строить «Я-высказывания» будет все проще, а отношения с детьми вы будете выстраивать в лучшем ключе, поскольку такая техника высказываний действительно способствует лучшей коммуникации, и ваши дети на вашем примере будут учиться правильно выражать свои мысли, чувства, эмоции и тем самым – конструктивно общаться.

В завершение попрошу вас дать обратную связь, что что для вас сегодня было полезным, насколько откликнулась вам информация и сама техника, которую мы здесь разобрали и проработали».

Участники по очереди высказываются о технике «Я-высказываний».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг детско-родительских отношений "Давай вместе", для детей старших и подготовительных групп детского сада.

Цель тренинга: установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком; развитие чувства сопереживания, формирование умения понимать состояния и интересы друг друга; ...

Тренинг детско-родительских отношений "Только вместе"

Современным родителям не хватает времени на общение с собственным ребенком. Совместная деятельность, которая поможет родителям лучше узнать своих детей и понять их.  Предложенные психологические ...

Программа тренинга детско-родительских отношений "Мы вместе" , разработка тренинга "Связующая нить".

Программа тренинга детско родительских отношений.Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормаль...

Встреча родительского клубы «Азбука внутрисемейных отношений». Детско-родительский тренинг «Тепло семьи». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Цель: способствовать  сплочению членов семьи.Задачи: развитие партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком, коррекция детско – родительских отношений, формирование чувства близости ...

Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"

Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота  появления на свет таких детей за десяти...

консультация для педагогов Тема: «Выстраивание партнерских отношений в ДОУ с родителями, с целью оптимизации детско – родительских отношений, как условий личностного развития ребенка»

Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. С...

Выстраивание позитивных детско-родительских отношений

Презентация Выстраивание позитивных детско-родительских отношений...