Семинар-практикум для родителей "Играем, играем - речь развиваем!"
материал (младшая группа)

Коваль Ольга Владимировна

Семинар - практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста по развитию диалогического общения в процессе игровой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_praktikum.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

«Играем, играем - речь развиваем»

Воспитатель: Коваль О.В.

Задачи:

продолжать работу по взаимодействию с родителями; познакомить с особенностями развития речи младших дошкольников, играми и упражнениями, помогающие совершенствовать устную речь ребенка;

создать атмосферу эмоционального комфорта и доверительной обстановки;

способствовать развитию коммуникативных качеств детей, вовлекать родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Материалы и оборудование: ноутбук, экран, дидактические игры и пособия, папки-передвижки, консультации для родителей, памятки для родителей, носовые платочки по числу родителей, выставка книжек-самоделок.

Участники: воспитатели, родители.

Форма проведения: семинар-практикум.

Предварительная работа:

- подобрать методическую литературу по теме;

- подготовить игры и пособия по развитию речи;

- по количеству родителей подготовить памятки;

- составить консультации для родителей по теме;

- организовать выставку книжек-самоделок;

- оформить папки-передвижки.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы приглашаем к разговору о том, как и зачем развивать речь наших детей. Именно семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка.

Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству и взаимодействию.

Тема семинара-практикума: «Играем – речь развиваем». Актуальность выбранной темы обусловлена условиями развития современного общества, когда информационные технологии все глубже проникают в жизнь людей и, к сожалению, это не всегда положительно отражается на наших детях. Возможно, ли это исправить? Мы обсудим и проиграем позднее. Сейчас предлагаем вам ответить на следующие вопросы: Поднимите правую руку те кто, заинтересован в том, чтобы его ребенок правильно говорил? Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей. А теперь предлагаю поднять левую руку тем, кто считает, что его ребенок чисто, внятно, правильно говорит. Посмотрите, как мало рук. Действительно в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано — и это физиологическая норма, т. е. свойственно данному возрасту.

Предлагаю теперь поднять обе руки тем родителям, которые читают дома своим детям небольшие стихотворения, заучивают их, читают сказки и ведут беседу по прочитанному произведению?

В нашем зале собрались не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.

Поднимите руки те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как должна в норме развиваться речь ребенка 3-4 лет. Ваши ответы показали, что тема нашей встречи актуальна и значима

Итак, начнем с теоретической информации.

«Немного науки" К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500-2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два, прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой, притяжательные (папин стул, мамина чашка). Однако и теперь в самостоятельной речи ребенок не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, овощи, фрукты, мебель. И поэтому нам предстоит непростая и кропотливая работа:

Расширять и активизировать словарь мы должны на основе обогащения представлений о ближайшем окружении. Название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; детали и части предметов - у платья- рукава, воротник, карманы, пуговицы; качества (цвет, форма, размер, особенности поверхности (пушистая, шероховатая) ; Обогащать словарь названиями частей суток, домашних и диких животных, овощей и фруктов; совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже формировать умения употреблять существительные с предлогами; в речи существительные пв форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей. В возрасте 3,5 - 4 лет ребенок все чаще отвечает развёрнутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные (сложноподчиненные и сложносочиненные). В предложениях используются однородные члены, существительные и глаголы во множественном числе. В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия. Работа по развитию речи ребенка в детском саду осуществляется в разных видах: в образовательной деятельности на специальных занятиях по развитию речи, а также в других видах деятельности в режимных моментах — в игровой и художественной деятельности в повседневной жизни. Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное произношение — как на ладошке. Здесь на помощь придут игры. Речевая игра «Насос». Педагог предлагает взять «насос» и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса, произносят звук: «С-с-с». Речевая игра «Вьюга» (педагог показывает картинку, на которой изображена вьюга)

«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «у-у-у…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают. Очень эффективны в данном случае чисто говорки.

«Чисто говорки» - от слова «чисто говорить». Их относят к малым формам фольклора, которые очень любят дети. К тому же чисто говорки быстро, легко запоминаются, потому что имеют вид обычного стихотворения, в котором часто повторяются отработанные звуки. Чисто говорки можно сочинять самим. (Проговаривание чисто говорок с родителями) Родителям предлагается задание: сочинить концовку чисто говорки Ах-ах-ах. Жа-жа-жа - … Но-но-но - … Ух-ух-ух - … Ас-ас-ас - … .

Ох-ох-ох - … Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата. Её можно выполнять в домашних условиях, а занятия сделать веселой игрой. Мы с вами сейчас проведем ряд простых упражнений для языка и губ. Артикуляционное упражнение «Орешки» (рот закрыт; кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки; на щеках образуются твердые шарики - «орешки») .

Артикуляционное упражнение «Индюки болтают» (языком быстро двигать по верхней губе «бл-бл-бл-бл. ») .

Артикуляционное упражнение «Чистим зубки» (улыбнуться; открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы). Артикуляционное упражнение «Часики» (открыть рот; высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то вправо, то влево).

Покачаться он готов. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье» (слегка приоткрыть рот; широким кончиком языка «слизать варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху-вниз)

Немаловажную роль в развитии речи детей 3-4 лет играет правильное речевое дыхание. Дыхание ребенка имеет свои особенности: чем меньше ребенок, тем меньше жизненная емкость легких, а потребность в кислороде велика, поэтому детское дыхание такое частое и поверхностное. Это не может не отразиться на речи, на ее интонационной выразительности, на голосе, его силе, и, конечно, на звукопроизношение. Учитывая, все выше сказанное, огромное значение приобретает дыхательная гимнастика. В домашних условиях можно устроить «незаметную», но действенную дыхательную гимнастику:

- выдувать мыльные пузыри;- пускать кораблики в тазе с водой, заставляя их плыть, подув на них. Знаменитый русский физиолог И. П. Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Это очень верно, потому что, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики рук, развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Моторные центры в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что активизирует речь. Простые движения пальчиковых игр помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабляют мышцы всего тела. Предлагаем вашему вниманию ряд пальчиковых упражнений.

«Наши руки не знают скуки».

Пальчиковая игра с платком «Медведь»

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял

(Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)

Эй, скорее, на подмогу,

Мишка кажется, застрял!

(С силой вытянуть платочек)

Пальчиковая игра «Бегемот»

У меня живот проглот -

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у про глота

Брюхо, как у бегемота!

(Ребенок комкает, начиная с уголка носовой платочек так, чтобы он весь уместился в кулачке).

Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон.

Ай, лады, лады, лады (хлопаем в ладоши)

Не боимся мы воды (совершаем интенсивные моющие движения обеими ладонями)

Чисто умываемся («моют» лицо, растирают уши)

Маме улыбаемся (улыбаются друг другу) .

А сейчас мы хотим вам предложить поиграть с дидактическими пособиями, изготовленные своими руками. Обратите внимание, из какого материала они изготовлены, возможно ли сделать такие игры в домашних условиях. Предложите свою версию хода игры (на каждый стол раздаются дидактические пособия) .

1) игра «Кто что ест? »2) игра «Чей домик? »3) игра «Помоги животным найти дорогу домой»

4) игра «Угадай животное» (участники получают по картинке, каждый должен описать свое животное, не называя его по такому плану: Внешний вид

Где живет?

Чем питается?

Во время пребывания ребенка в детском саду мы составили вот такой треугольник. Во главе треугольника стоит ребенок.

Он познает новое, открывает самого себя. Задача взрослых – помочь ему в этом нелегком деле. Так давайте закладывать вместе фундамент доброжелательных отношений в детском и родительском коллективах, а также в отношениях между родителями и педагогами. Поэтому от успешного взаимодействия нашего союза-треугольника: «Педагог – ребенок – родители» зависит полноценное развитие ребенка. В заключение нашей встречи мы хотим, чтобы вы вспомнили басню Крылова «Лебедь, рак и щука»: Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, а только мука». Отсюда следует сделать вывод, что нам стоит объединять наши усилия для того, чтобы детям было комфортно и интересно в детском саду. На прощание дарим ладошки ваших детей как символ любви и благополучия ребенка. Всего вам доброго! До новых встреч!

Похожие записи:

Памятка для воспитателей. Приемы развития речи у детей в раннем возрасте.

План-конспект круглого стола для родителей «Растим любознательных почемучек» с включением тренинга «Метод кинезиологии»

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.

Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).

Просто прикасаетесь к пальчику и говорите:

«Здравствуй, пальчик, выходи. На Машу (называете имя своего ребенка) погляди.

Вот твоя ладошка – наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки.)

Вот твоя ладошка – поднимайся, крошка». (Выпрямляете пальчик.)

Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми десятью.

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.

1) «Ты, утенок, не пищи, лучше маму поищи» (Сжимание и разжимание пальцев рук)

2) «Водичка, водичка, умой мое личико…»(Выполнение движений в соответствии с текстом).

3) Массаж пальцев.

«Мышка мыла мышам лапку, каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой, сполоснув потом водой.

Не забыла и указку, смыв с нее и грязь, и краску.

Средний мылила усердно, самый грязный был, наверно».

Предлагаем вашему вниманию примеры пальчиковых игр и упражнений, используемые в работе с детьми 3 – 4 лет:

 Котёнок

«Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)

На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)

Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать !» (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Курочка

«Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать

(хлопаем ручками по коленкам)

А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)

Лапками гребите (загребаем ручками),

Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)

Съели толстого жука, дождевого червяка

(показываем ручками, какой толстый жук)

Выпили водицы полное корытце»

(показываем как черпаем воду и пьём).

Апельсин

«Мы делили апельсин

(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Много нас – а он – один

Эта долька – для ежа

(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)

Эта долька – для чижа

Эта долька – для котят

Эта долька - для утят

Эта долька - для бобра

А для волка – кожура!»

(встряхиваем обе кисти)

Гости

«К Кате гости прибежали,

(бежим пальчиками по столу или по полу)

Все друг другу руки жали.

Здравствуй Жора,

(соединяем большой и указательные пальчики)

Здравствуй Жанна, (большой и средний)

Рад Серёжа,(большой и безымянный)

Рад Снежана (большой и мизинец)

Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)

Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)

Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)

Вот драже вам на дорожку

(пальчиком тычем в открытую ладошку)

Вы берите понемножку

(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)

Все стряхнули быстро крошки

И захлопали в ладошки!»

Домик

Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)

Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками)

Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев )

И в окошко постучусь.

Тук, тук, тук, тук!» (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)

Ёжик (у малыша в руках резиновый колючий ёжик)

«Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?

(малыш катает ёжика ладошками)

Надо бельчонку сшить распашонку

(малыш катает ёжика по животику)

Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)

Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите

(катаем по полу)

Если дам иголки - съедят меня волки!!!»

(ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)

Замок

«На двери висит замок (руки в замке)

Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)

Потянули, (потянули)

Покрутили, (вращаем руки)

Постучали (стучим основанием ладоней)

И – открыли! (руки разжимаются)»

Котик (выполнять действия по смыслу)

«Котик лапкой умывается

Видно, в гости собирается

Вымыл носик.

Вымыл ротик.

Вымыл ухо.

Вытер сухо».

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности.     Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

В заключение хотелось бы отметить, что степень увлечения малыша пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого. Поэтому с детками помладше следует быть ласковыми и спокойными, а прикосновения должны отличаться осторожностью, а для малышей старше четырех-пяти лет очень важным аспектом является выразительная мимика и интересная речь взрослого.

Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций, а также создаст почву для его гармоничного развития, как интеллектуального, так и эмоционального.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЛЕПИМ, ИГРАЕМ – РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Чем лучше будет развита речь реб...

Семинар - практикум для родителей "Вместе играем, детей развиваем"

Семинар - практикум для родителей "Вместе играем, детей развиваем"...

Семинар – практикум для родителей «Пальчики играют, речь развивают»

Ознакомить родителей с необходимостью развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.http://sch305.mskobr.ru/edu-news/2431http://sch305.mskobr.ru/edu-news/2515...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Играю,конструирую,развиваюсь"

Семинар-практикум для педагов "Играю,конструирую,развиваюсь"...

Семинар-практикум для педагогов по звуковой культуре речи «Со звуками играем — речь развиваем»

Цель семинара: повышение уровня компетенции педагогов для эффективного педагогического воздействия при формировании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у д...

Семинар-практикум для родителей "Лепим, играем-речь развиваем"

Познакомить родителей с развивающими возможностями лепки из соленого теста. Включить родителей в творческий процесс....

семинар практикум для родителей детей с ОВЗ "В игры играем- речь развиваем"

семинар практикум для родителей детей с ОВЗ "В игры играем- речь развиваем"...