Речевое развитие детей 6-7 лет.
консультация (подготовительная группа)

Макарова Елена Владимировна

Родительское собрание на тему: Речевое развитие детей 6-7 лет.

Цель: повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

Основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста. Это:

•        Восприятие звуковой культуры речи.

•        Словарная работа.

•        Формирование грамматического строя речи.

•        Обучение рассказыванию - связной речи.

Все эти задачи решают воспитатели групп в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду.

В ходе родительского собрания были рассмотрены следующие вопросы:

  • Что должен уметь ребенок  по окончанию детского сада;
  • Отклонения в речевом развитии ребёнка 6 – 7 лет;
  • Методы развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey_6-7_let.docx47.59 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»

МБОУ «Моглинская средняя общеобразовательная школа

Псковского района»

Родительское собрание

Тема: Речевое развитие детей 6-7 лет.

Выполнила: Макарова Е.В.

ПСКОВ

2024

Цель: повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребенка.
  2. Расширить представление родителей о речевом развитии детей старшего возраста.
  3. Познакомить с речевыми играми для х использования в домашних условиях.
  4. Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.
  5. Дать советы и рекомендации родителям по совершенствованию связной речи у детей.

Форма проведения: встреча.

Участники: воспитатели, родители.

Раздаточный материал: памятки для родителей.

Ход собрания:

Вступительное слово: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании.

Оно посвящено теме: Речевое развитие детей 6-7 лет.

Воспитатель: Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. С помощью речи люди понимают друг друга, объединяются по интересам и видам деятельности, формируют свои взгляды и убеждения. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – дошкольный возраст.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Значение речи в жизни людей трудно переоценить. Ведь речь, прежде всего - показатель общего культурного уровня развития человека, орудие мышления. А в дошкольном возрасте – это основа, фундамент. В это время закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. Если запас опыта мал, то у ребёнка будет дефицит, который будет только мешать развиваться в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью сразу вступает в общение с окружающим миром. Он, конечно же, сможет понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться и со сверстниками, с родителями, с педагогами. Неясна речь ребенка затрудняет его общение и накладывает на характер ненужные комплексы.

В наше время развитие речи особо актуально. Дети умеют пользоваться техникой, но проявлять своё речевое творчество – нет. Наши ребята умеют общаться между собой, но выразить свою речь на занятиях бывает трудно. Они усваивают родной язык, подражая речи окружающих. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком.

Чтобы создать интерес к родному зыку и для формирования правильной речи необходимо с детьми общаться в игре, на прогулке, в повседневной жизни, читать художественную литературу и т.д.

Основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста. Это:

•        Восприятие звуковой культуры речи.

•        Словарная работа.

•        Формирование грамматического строя речи.

•        Обучение рассказыванию - связной речи.

Все эти задачи решают воспитатели групп в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду.

Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий - в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Напоминаю вам, что по окончании детского сада дети должны:

• Правильно произносить отдельные звуки. Уметь интонацией передать вопрос, просьбу, восклицание.

• Накапливать определенный запас слов, который содержит все части речи.

• У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи.

• В речи появляются сложные формы предложений.

• Осваивать навыки разговорной речи, выражать свои мысли простыми и сложными предложениями.

• Произносить правильно все звуки речи.

• Называть части предмета, части тела.

Отклонения в речевом развитии ребёнка 6 – 7 лет:

Вас должны насторожить следующие показатели:

1. Ограниченный словарный запас (менее 3000 слов).

2. Неправильное произношение звуков, замена одних звуков другими.

3. Трудности различения звуков или их смешение.

4. Грубые аграмматизмы в речи.

5. Заикание, запинки, чрезмерные паузы между словами, скандирование слов.

6. Не проговаривание окончаний в словах.

7. Сложности с запоминанием стихов, пересказом текста.

8. Частая расстановка неправильного ударения.        

Методы развития:

При нарушении речевого развития у ребенка следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет эффективно разрешить возникшую проблему.

Однако очень важно помогать ребенку развивать речь самостоятельно. Для того чтобы ребенок правильно говорил, родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:

1.        Ваша речь – эталон для ребёнка - говорите правильно, четко и внятно, используйте грамотную и культурную речь, объясняйте незнакомые слова.

2.        Уделите особое внимание развитию произвольности: учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками, он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

3.        Необходимо ежедневно заниматься с ребенком в области развития речи:

• тренируйте умения определять и объяснять свой выбор времени года на улице и картинках;

•        Развивайте связную речь детей, пересказывая сказки, содержание мультфильмов;

•        составляйте рассказы по картинкам и на основе впечатлений, следя за правильным произношением и дикцией ребенка;

•        проговаривайте с ребенком скороговорки и чистоговорки;

•        развивать слуховое внимание и восприятие.

  1. Учите ребенка правильно называть слова, обозначающие местоположение: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
  2. Развивайте у ребенка интерес к общению со сверстниками и взрослыми, умение легко вступать в контакт и находить выход из проблемных ситуаций общения, признавая авторитет взрослых.
  3. Учить ребенка принимать учебную задачу, то есть внимательно слушать и понимать задание или, при необходимости, уточнить его.
  4. Тренировать ребенка в назывании текущего месяца и последовательности дней недели;
  5. Учить, в определенном порядке называть адрес, фамилию, имя, имя, отчество родителей.
  6. Читайте вместе соответствующие возрасту ребёнка книги, запишитесь в детскую библиотеку.
  7.  Развивайте у ребёнка мышцы челюсти и языка (пережевывание твердой пищи, артикуляционная гимнастика).
  8. Развивайте речевое дыхание, темп и ритм произношения.
  9. Облекайте занятия в игровую форму.
  10. Увеличивайте время занятий постепенно, доделывайте начатое до конца, если ребенок не справляется с заданием, переключитесь на более легкое.
  11. Развивайте фонематический слух ребёнка.
  12.  Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он должен верить в свои силы.
  13.  Не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к ребенку с любовью.

Отдельно хотелось бы подчеркнуть, что домашние занятия с детьми по развитию речи должны проводиться в течение всего дня. Например, по дороге в детский сад и домой, задавая вопросы ребенку, или в домашних условиях при организации совместных игр с ребенком.

Помните, что для ребенка 6-7 лет игра со взрослыми и сверстниками является основным способом развития речи. Поэтому в занятия, организованных в домашних условиях необходимо включать игровые элементы, заинтересовывая тем самым детей, давая мотивацию и настрой на успех.

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.

Дети могут уже четко дифференцировать, что такое звук, слово, предложение. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. И игры на развитие речи, основные из которых вы сможете увидеть в памятках, которые будут Вам вручены после окончания родительского собрания.

Старайтесь больше времени уделять своим детям.

Также необходимо использовать обучающие игры, такие как: лото, домино, пазлы, парные картинки, проговаривая действия вслух.

Чтобы обеспечить чистоту и плавность речи детей, избавить ее от лишних пауз и запинок, предлагаю проводить тренировки речевого дыхания, при помощи ниже перечисленных игр и упражнений: «Ветреная мельница», «Узнай цветок», «Чья птичка улетит дальше?» и другие.

Предлагайте детям на одном выдохе произносить: чистоговорки и небольшие скороговорки.

Тренировка движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие речевой активности. Для развития мелкой моторики используйте: мозайки, коробочки для собирания мелких камешков, наборы бусинок разной величины, пособия по застегиванию пуговиц и завязыванию шнурков, пальчиковый и варежковый театр.

Дети очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, так как они стремятся быть самостоятельными.

Не надо заставлять своего ребенка заниматься и ругать за плохо выполненную работу, а лучше заинтересовать его тем или иным заданием либо игрой, а в конце найти хорошо выполненный фрагмент в работе, пусть даже маленький, похвалив его за выполненное задание. Важно, чтобы ребенок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью.

Уважаемые родители, предлагаю вам воспользоваться данными советами в области развития речи.

Весь наглядно-информационный материал вы можете найти в «Уголке для родителей» и в пособиях, выложенных мною на столах. После собрания вы можете с ними ознакомиться.

Спасибо за внимание.

№1 Памятка для родителей

«Как читать детям»:

Сказка нужна всем - и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

Мы хотим предложить Вам, уважаемые родители, познакомиться с памяткой «Как читать детям»:

  1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать, ребёнку слушать рассказ или сказку.
  2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.
  3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.
  4. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.
  5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите это время для своего ребёнка!

Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

Показ сказки «Теремок» детьми средней группы

Дома со своим ребенком вы можете показать сказку, используя куклы би-ба-бо, поделки из пластилина или бумаги. Во время игры с вами, у ребенка будет постепенно развивается память, мелкая моторика, работа в коллективе.

№2 Памятка для родителей

Речевые игры

«Отгадай-ка»

Цельразвитие словаряречевого внимания, воображения.

Ход игры: взрослый перечисляет части задуманного предмета (кудрявая, белоствольная, зеленая, с сережками, ребенок должен отгадать задуманный предмет. Потом можно поменяться ролями.

«Узнай по описанию»

Цель: учить составлять описательные загадки о фруктах, ягодах,  овощах, грибах.

Материал: предметные картинки с изображением фруктов, ягод, овощей, грибов.

Ход игры: воспитатель предлагает детям выбрать картинку и самостоятельно составить описательную загадку о том, что на ней изображено:

 «Есть ножка, шляпка, растет на пнях целыми семьями…»

"Два приятеля"

Цель: развитие словаря синонимов.

Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный - (маленький), смелый - (храбрый), прекрасный - (красивый) и т.д.

«Я знаю 5…»

Цель: расширение словаря, развитие воображения.

Ход игрыродитель говорит «Я знаю 5 диких животных (фруктов, профессий, частей тела или частей предмета и т. д.)» и перечисляет 5 названий. Затем ребёнок должен выбрать категорию и назвать 5 соответствующих названий.

«Правда или ложь»

Цельразвитие словаряречевого внимания, воображения, эрудиции.

Ход игрыродитель говорит любое утверждение (например, «чашка и грабли – это посуда» или «медведь любит морковь», ребенок должен сказать, правда это или нет и объяснить почему.

"Семейная олимпиада"

Цель: уточнение связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

«Скажи по-другому»

Цель: расширение словаря, развитие воображения.

Ход игрыродитель называет слово-предмет, а ребенок подбирает как можно больше слов-действий этого предмета: зайка – бежит, скачет, прыгает и т. д.

Или родитель называет слово-действие, а ребенок подбирает слова-предметы: бежит – мальчик, время, зайка и т. д.

"Назови ласково"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

Цветок красный, а цветочек красненький.

Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).

Дом низкий, а домик … (низенький).

Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

«Подбери словечко»

Цельразвитие фонематического слуха, расширение словаря.

Ход игрыродитель предлагает ребёнку подобрать как можно больше слов начинающихся с заданного звука или слога (ма – мама, машина, малина, магазин и т. д.).

«Закончи предложение»

Цель: упражнять в употреблении нужного слова в определенном падеже, чтобы предложение имело смысл.

Ход игры.  Воспитатель называет слово и предлагает его изменить соответственно смыслу предложения:

Машина.

По дороге ехала грузовая ….

Колесо прокололось у ……

Домой я доберусь  на …..

Мой папа – водитель ….

Мягкое сиденье в нашей ….

«Кто длиннее?»

Цель: расширение словаря, подбор однокоренных слов.

Ход игрыродитель предлагает «удлинить» короткое слово: рыба – рыбка, рыбешка – рыбонька - рыбалка и т. д.

 «Назови одним словом»

Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.

Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Неподходящую картинку переверните, а оставшиеся назовите одним словом».

Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильное выполнение дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

"Магазин посуды"

Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.

Для этой игры лучше использовать настоящую посуду.

Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла - маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей - сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница.

После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

«Кто что делает»

Цель: закрепить употребление глаголов в профессиях людей.

Оборудование: мяч.

Ход игры: воспитатель  бросает мяч ребенку и называет профессию, ребенок возвращает мяч и называет действия людей данной профессии:

Доктор лечит.

Пожарный….

Учитель…

Балерина…

Речевая игра «Буква заблудилась»

Цель игры: развитие фонематического слуха детей.

Как играть: Прочитайте детям пару строчек и попросите заменить один звук, чтобы получилось правильное слово (двери – звери, ручей – врачей, крысу – крышу, на козе – на коне и т.д.

Не все дети даже в 5-6 лет сразу догадываются, как заменить звук в неправильном слове строки. Если возникают затруднения, то подскажите: «Разве двери могут гнаться? Какое есть похожее слово? Кто живет в лесу? Значит, не двери, а…?»

А. Шибаев. Буква заблудилась. Шутка.

Стихи к игре со словами:

Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла
Буква-озорница -
Очень странные дела
Начали твориться…

Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!»

Тает снег. Течет ручей
На ветвях полно 
врачей.

На виду у детворы
Крысу красят маляры.

Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.

Старый дедушка Пахом
На 
козе скакал верхом.

Сели в ложку – и айда!
По реке туда-сюда!

Врач напомнил дяде Мите:
«Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять 
цапель перед сном».

Писем мы не написали:
Тучку целый день искали.

 

Загремел весенний гном,
Тучи на небе кругом.

Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался 
дом.

Лежит лентяй на раскладушке,
грызет, похрустывая, 
пушки.

Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это.

Жучка будку не доела,
Неохота, надоело.

У вратаря большой улов:
Влетело в сетку пять 
волов.

Поэт закончил строчку,
В конце поставил 
бочку.

На пожелтевшую траву
Роняет 
лев свою листву.

 

На волке — сметана,
Творог, молоко.
И рад бы поесть,
Достать нелегко.

Забодал меня котел,
На него я очень зол.

Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную 
горку.

Не учил уроки,
А играл в футбол.
Оттого в тетрадке
Появился 
гол.

На островок налетел ураган,
На пальме остался последний 
баран.

Под березами, где тень,
Притаился старый 
день.

На поляне весной
Вырос 
зуб молодой.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый 
лук
С длинными усами.

Пять баранов скушал Толька
И сказал: «Еще бы столько…»

Мы собираем васильки,
На голове у нас 
щенки.

Игра « Какой, какая, какое» (игра с мячом).

Цель: формирование навыка подбора прилагательных по смыслу, согласования их с существительными.

Подбери прилагательные к существительным.

Яблоко (какое оно?) вкусное, румяное, сладкое, кислое и т.д.

Снег (какой он?) пушистый, белый, холодный и т.д.)

Вода (какая она?) прозрачная, чистая, холодная, голубая, мутная и т.д.

Солнце (какое оно?) яркое, желтое, теплое, круглое и т.д.

Игра "Где живут продукты?"

Цель:  образование существительных с суффиксами –ниц-, -онк-.

Объясните детям, что у каждого продукта есть свой домик, и попросите угадать название домика.

Примеры:

— Сахар живет в… (сахарнице).
— Соль живет в… (солонке).
— Сухари живут в… (сухарнице).
— Масло живет в… (масленке).
— Перец живет в… (перечнице).
— Чай живет в… (чайнике).
— Кофе живет в…. (кофейнике).
— Селедка живет в.. (селедочнице).
— Конфеты живут в.. (конфетнице).
— Салат живет в.. (салатнице).

№3 Памятка для родителей

Дыхательная гимнастика «Качели»

Цель: укреплять физиологическое

дыхание у детей. Ребенку,

находящемуся в положении лежа,

кладут на живот в области диафрагмы

легкую игрушку.

Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит

рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на

коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая.

Поднимать руки вверх над головой с вдохом и

опускать вниз, на пол перед собой с выдохом,

немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

Дыхательная гимнастика «Дровосек»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе

сложите руки топориком и поднимите их вверх.

Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки

на выдохе опустите вниз, корпус наклоните,

позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами.

Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик

во время опасности сворачивается в клубок.

Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола,

обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся

на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком,

затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик.

Повторите с ребенком три-пять раз.

Дыхательная гимнастика «Листопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья

и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить

 ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели.

Попутно можно рассказать, какие листочки с какого

дерева упали.

Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит.  

«Надувая шарик»

 широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает,

затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед

грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» -

хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» -

ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком,

опуская руки и оседая, как шарик, из которого

выпустиливоздух.

Дыхательная гимнастика «Гуси летят»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны,

на выдох - опустить вниз с произнесением длинного

звука «г-у-у-у».

Дыхательная гимнастика «Часики»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить.

Размахивая прямыми руками вперед и назад,

произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.

Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот.

Делая медленный глубокий вдох, надувает живот,

одновременно представляя, что в животе надувается

воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд.

Делает медленный выдох, живот сдувается. З

адерживает дыхание на 5 секунд.

Выполняется 5 разподряд

Дыхательная гимнастика «Насос»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох,

выпрямляется – выдох. Постепенно приседания

становятся ниже, вдох и выдох длительнее.

Повторить 3 – 4 раза.

Дыхательная гимнастика «Трубач»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты

вверх. Медленный выдох с громким произнесением

звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторитьдо 5 раз.

Дыхательная гимнастика «Пружинка»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль

туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях,

прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох).

Повторить 6-8 раз.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения выполняются напротив зеркала, в котором ребенок видит свое отражение и отражение родителя, который с ним занимается.

1. «Чистим зубки» - открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

2. «Вкусное варенье» - рот открыт, тонким языком проводим по верхней губе вправо, затем влево. Подбородок неподвижен, рот не закрываем. До 10 раз.

3. «Очень вкусное варенье» - широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 5 -10 раз.

4. «Маляр» - широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево-вправо. Зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

5. «Лошадка» - приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью.

6. «Грибок» - приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 сек. (уздечка языка - это «ножка грибка», сам язык - его «шляпка»). Повторить 2-3 раза.

7. «Гармошка» - сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-8 раз.

8. «Барабанщик» - улыбнуться, широко открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами: Д-Д-Д… Следить за тем, чтобы язык поднимался к нёбу сам (без нижней челюсти, рот должен быть постоянно открыт, нижняя челюсть неподвижна, язык с силой упирается в нёбо.

Важно!

Перед началом артикуляционной гимнастики для детей 6-7 лет нужно проводить дыхательные упражнения. В этом возрасте малыши импульсивны и, стремясь рассказать все и сразу, глотают воздух, а вместе с ним и звуки. От этого зачастую можно наблюдать своеобразные дефекты речи.

Дыхательную гимнастику лучше выполнять перед артикуляционной гимнастикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.

Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...