Сенсорная интеграция
консультация (средняя группа)

Ивахнюк Наталья Николавна
Сенсорная интеграция — это метод, помогающий нашим детям восполнить дефицит сенсорного опыта.  При его недостатке ребенок не может воспринимать и обрабатывать сенсорную информацию. У него страдает чувствительность восприятия. Сенсорная система состоит из: осязательной, вестибулярной, проприоцептивной, вкусовой, обонятельной и зрительной.
Нарушения сенсорных ощущений классифицируются по принципу гипер- и гиповосприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сенсорная интеграция17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Сенсорная интеграция»

       Сенсорная интеграция — это метод, помогающий нашим детям восполнить дефицит сенсорного опыта.  При его недостатке ребенок не может воспринимать и обрабатывать сенсорную информацию. У него страдает чувствительность восприятия. Сенсорная система состоит из: осязательной, вестибулярной, проприоцептивной, вкусовой, обонятельной и зрительной.
Нарушения сенсорных ощущений классифицируются по принципу гипер- и гиповосприятия.                                                                                                                        

      При гипервосприятии дети не выносят громких звуков, раздражаются на звуки, которые остальные даже не замечают, боятся яркого света, часто моргают, трут глаза. Со стороны вкусовой системы ребёнок может отказываться есть новые блюда. Испытывает проблемы с координацией, сильные реакции на запах, не любят прикосновений, не дают причесать волосы, боятся тесной одежды. 

        При гиповосприятии ребёнок обожает громкую музыку, постоянно бегает, кружится, спрыгивает с высоких мест, толкается, нюхает предметы. Такие дети чересчур тактильные, топают во время ходьбы, стучат ногами сидя за столом, специально закутываются одеждой или залезают в пододеяльник.
Признаки нарушений могут быть в рамках одной системы или нескольких.

      В зависимости от результатов диагностики подбирается комплекс сенсорных упражнений, помогающих улучшить восприятие, передачу и обработку информации.  Упражнения таковы, что дети воспринимают все в виде игры. Привычные бассейны с шариками, гамаки и качалки дополняются необычными приспособлениями, и ко всему есть свои цели движения. В бассейне нужно найти и собрать предметы, качаясь в гамаке, необходимо умудриться переложить игрушку из одной коробки в другую, стоя на балансире — выучить стихотворение… Все это призвано восполнить отсутствие тех навыков, которые дети в силу особенностей развития недополучили в сенситивный период. Снижение чувствительности к раздражителям или, наоборот, насыщение сенсорного голода помогают восстановить равновесие и не тратить силы и энергию на защиту от воздействия окружающей среды, а значит — развиваться быстрее, активнее и гармоничнее.

     Терапевтическое вмешательство, основанное на принципах сенсорной интеграции, предоставляет взаимодействие с ребенком и побуждение его к деятельности и активности, которые носят естественный характер. Удовольствие от движения во время терапевтического занятия помогает мотивировать ребенка и способствует обработке сенсорной информации. Задача вмешательства не только стимулировать адекватную реакцию на ощущения, но и на взаимоотношение с людьми, как взрослыми, так и детьми. Терапевтическое вмешательство должно включать в себя усиленные вестибулярные, проприоцептивные и тактильные ощущения, которые имеют практическое значение для улучшения обработки ощущений ЦНС. На занятии специалист может предложить ребенку бинтование эластичным бинтом конечностей и тела для улучшения проприоцептивных ощущений, утяжелители и прижимание («Сэндвич»), работу с вибромассажерами и совершение «тяжелой работы» (преодоление препятствий) для этой же цели.

      Развитию вестибулярного аппарата способствуют упражнения на качелях, батуте, гимнастическом мяче и балансирах. Тактильную чувствительность балансируют с помощью упражнений с различными сенсорными материалами (крупы, краски, пластилин, тесто, пена для бритья и мыльная и т.п.)

     Некоторые игры родители могут проводить в домашних условиях. Успешность применения сенсорных игр дома зависит от их доступности, связи с жизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональностью, вариативностью и динамичностью.

 Игры для вестибулярной системы при низкой сенсорной чувствительности - поощряйте занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки. При высокой сенсорной чувствительности - разделяйте деятельность на маленькие шаги, используйте визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч) или поощрения.

Идеи для проприоцептивной системы при низкой сенсорной чувствительности- размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать передвижение по комнате проще, обозначайте границы передвижения с помощью яркого скотча на полу, прививайте правило «вытянутой руки», используйте вибромассажеры, вибрирующие игрушки, бинтование, утяжеленные одеяла.

При высокой сенсорной чувствительности все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия, бисероплетение, рисование и раскрашивание.

Идеи для развития органов восприятия внешних стимулов

Идеи для обонятельной системы. При низкой сенсорной чувствительности - применение веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов, ароматерапия.

    При высокой сенсорной чувствительности - использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей

    Идеи для зрительной системы. При низкой сенсорной чувствительности - увеличивайте применение визуальной стимуляции, использование ярких, мигающих игрушек, сопровождайте любые действия визуальными подсказками: предметами, карточками, игрушками.

   При высокой сенсорной чувствительности - избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы, солнцезащитные очки, создайте огороженное рабочее место в группе: пространство или стол с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам, используйте непроницаемые шторы

       Идеи для слуховой системы. При низкой сенсорной чувствительности Преимущества музыкальной терапии были заново открыты, и она часто применяется для людей аутичного спектра. Музыкальная терапия предоставляет уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.

    При высокой сенсорной чувствительности - закрывайте двери и окна, чтобы уменьшить внешние звуки, готовьте ребёнка к тому, что придётся посетить шумное или людное место, беруши, аудиоплеер, создание огороженного рабочего места.

    Идеи для тактильной системы. При низкой сенсорной чувствительности тяжелые одеяла, спальные мешки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развитие мелкой моторики, работа с материалами разной фактуры и плотности.

     При высокой сенсорной чувствительности всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди, помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими, постепенно знакомьте ребёнка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами, учите ребёнка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье)

     «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». (Я. Каменский). В игровой форме организуйте подходящую обстановку и покажите, как нужно выполнять действие. Фантазия и воображение поддержат в нем интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Интерактивная среда сенсорной комнаты и ее применение для коррекции нарушений сенсорной интеграции у дошкольников"

Презентация, раскрывающая понятия "сенсорная комната" и "сенсорная интеграция", а также возможности использования интерактивного оборудования сенсорной комнаты ДОУ в коррекционно-развивающей работе с ...

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ  «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»...

Сенсорная интеграция. Дисфункция сенсорной интеграции.

Что делать с ребенком, который ведет себя нестандартно в, казалось бы, простых, безобидных ситуациях? Как реагировать, когда он за столом зажимает нос и отворачивается от еды, или наоборот, обнюхивает...

НАРУШЕНИЕ ОБРАБОТКИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЧЕРЕЗ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В 2022/23 учебном году мы осуществляем проект  «СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА». В рамках этого проекта мы подготов...

Проект по развитию сенсорной интеграции «Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ограниченными возможностям здоровья»

Проект направлен на сенсорную интеграцию. Использование научно-обоснованных рекомендаций по обучению воспитанников сенсорными играми приводит к тому, что у детей младшего дошкольного возраста формируе...