Использование элементарных математических представлений в развитии речи
материал (подготовительная группа)

Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста - это игровая деятельность!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование элементарных математических представлений в развитие речи дошкольников.

Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства.

Первое условие - это потребность общения, или коммуникации.

Второе условие - это создание речевой среды, дающей детям образцы речи. Речевая среда - это речь родителей, родных, друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, речь педагога, звучащая на занятиях.

Третье условие - это запас знаний, которым должен обладать ребёнок на определённом этапе своего развития. Дошкольник хорошо расскажет только о том, что он хорошо знает.

Какую речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться?

Речь должна быть содержательной. (Содержание для бесед, для рассказов дают книги, картины, экскурсии, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания – вся окружающая ребёнка жизнь.)

Речь должна быть логичной. Правильная речь предполагает умение не только начать, но и завершить высказывание.

Речь должна быть точной, то есть ребёнок должен уметь подбирать такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету.

Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль.

Основная цель работы воспитателя - помочь детям более полно овладеть видами речевой деятельности. Для её достижения должны быть определены следующие задачи:

Развивать умение слушать.

Обогатить словарный запас детей.

Развивать умение аргументировать свои высказывания, помогать ребёнку ясно и понятно излагать свои мысли, учить описывать свойства предметов, объяснять их сходства и различия.

Формировать грамматически правильную речь.

Использование дидактических игр

Известно, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – это игровая деятельность. Большинство занятий по математике можно представить как систему дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревунются и делают открытия.                          

 В ходе этих игр нужно создать такие ситуации, где ребёнку  будет необходимо  сделать свои умозаключения и выразить их в речи, проявить творчество, увидеть несколько вариантов решения одной проблемы. Организуя «открытия», направляя поисковые действия, перед детьми  воспитатель должен  создавать проблемные ситуации. Например: предложить детям  прокатить через ворота 2 предмета (шар и куб). В результате собственных действий ребята должны установить, что шар катится потому, что он круглый, без углов, а кубу мешают катиться углы.  Рассуждая, ребёнок сделает собственные умозаключения, выводы, выразит их в речи.

Другой пример. Соревнования. Дать детям  две ленточки разной длины и разного цвета, прикреплённые к палочкам. Нужно скрутить ленточки. Победителем всё время будет  тот ребёнок, у которого белая лента. Вопрос: «Почему?» Дети должны сами найти ответ, сравнивая ленты по длине методом приложения, и сделать вывод: «Белая лента короче синей, поэтому её быстрее можно намотать на палочку».

 Необходимо специально  подготавливать игры,   где от детей требуются собственные рассуждения. Например, задания «Что изменилось?»  Предложить детям  картинку.  

Отрабатывая с детьми пространственные представления, активизировать речь детей наводящими вопросами:

Какое время года на картинке? Почему вы так думаете?

Что находится слева от домика? Справа? Над ним? Перед ним? Позади него?

Кто находится внутри домика? Снаружи?

Кто из героев сказки «Репка» нарисован на картинке,  кто не нарисован?

В процессе беседы  требовать от детей  полные ответы. Затем выставить  вторую картинку.(№2) Дети должны были объяснить, чем эта картинка отличается от первой:

временем года;

машина была слева от домика, а стала справа;

на первой картинке легковая машина, а на второй грузовая;

перед домом были цветы, а стал снеговик и т.д

Ребята с удовольствием выполнят такие задания, где можно использовать соревновательный элемент: кто найдёт больше отличий.

«Снеговики»

Вот зайчишка у реки встал на задних лапках…

Перед ним снеговики с мётлами и в шапках.

Заяц смотрит, он притих, лишь морковку гложет,

Но что общего у них, он понять не может.

Научить ребёнка строить сложные предложения помогает игра «Концовки». Здесь отрабатываются  понятия, противоположные по значению. Дать детям задание закончить предложение.

1. Если подоконник выше стола, значит стол... (ниже подоконника).

2. Если Владик выше Вадима, значит, Вадим...

я3. Если Катя сидит правее Инессы, значит Инесса сидит...

4. Если Никита живёт дальше от школы, чем Стасик, значит, Стасик живёт... и т.д.

Для формирования умения устанавливать причинно-следственные связи, тоже можно использовалось аналогичное задание закончить предложение.

1. Маша надела шубу, шапку, шарф, потому что... Почему? (Потому что пришла зима, потому что стало холодно и т.д.)

2. Мама стирает одежду, потому что…Почему?

Изучая тему «Один - много»,необходимо заниматься с детьми грамматическим тренингом. А именно учить детей правильно употреблять существительные во множественном числе в Р.п. Например: один зайчонок - много зайчат, один волчонок - много волчат, один ребёнок - много ребят и т.д.

Грамматический тренинг можно совмещать с физминуткой. Так, например, читая стихотворение, дети заканчивают строчку, используя различные формы слова:

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый кот.

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота.

А теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крыса старая - и та,

Видя грозного кота,

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретится с котом,

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о коте.

Использование отрывков из художественных произведений

Изучая порядковый счёт, можно вспомнить сказку «Репка». Разыграть сказку по ролям, одновременно считая, какими по счёту были бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. Использование пересказа отрывков произведений на занятиях по математике является хорошим способом овладения связной речью.

Использование сюжетно-ролевой игры

Предварительной работой к занятиям по математике  может  служить сюжетно-ролевая игра.  В игре просходит умение обобщать предметы по общему признаку Например, «Продажа овощей и фруктов в магазине». Во время таких игр можно сообщать не только новые слова, но и подвести к тому, что группу предметов можно назвать одним словом. Это помогает ребёнку усваивать понятие категории обобщения. Например, в родовое понятие «овощи» входит множество видовых: «картофель», «капуста», «морковь» и т.д. Непосредственно на занятии по математике   дети «отправляются по магазинам». На столах были разложить карточки с изображением видовых понятий, одна карточка лишняя. Детям дать задание определить, в какой магазин мы зашли (назвать родовое, обобщающее понятие), определить, что лишнее в магазине, «купить» заданное количество товара, а лишний предмет отнести в соответствующий магазин.

Для отработки обобщающих понятий можно использовать такие задания:

1. Продолжи ряд:

Груша, яблоко...

Репка, картошка...

Стул, диван...

Воробей, синица...

2. Назови одним словом:

Рубашка, майка, свитер, брюки - это...

Сандалии, ботинки, сапоги - это...

3. Найди лишнюю картинку:

Карась, сом, утка.

Яблоко, лимон, репа.

Стол, часы, диван и т.д.

Огромный интерес у детей вызывают «путешествия». Во время таких «путешествий» на поезде, построенном из стульев, наряду с формированием навыков количественного и порядкового счёта, ребята представляют, что они могут увидеть в окно поезда слева и справа.

Таким образом, каждый ребёнок имеет возможность пофантазировать и выразить свои мысли вслух.  

Использование раздаточного материала

В дополнение к практическому курсу «Игралочка»  подготовить карточки. Исследуя различные математические объекты, изображённые на карточках, дети  будут учиться находить логические закономерности, продолжать их, выполнять задания, допускающие различные варианты решения, выражать свои умозаключения в речи. Учитывая, что в группе разный уровень подготовленности и развития детей, материал подбирается разной сложности – от необходимого минимума до возможного максимума.

Возможные рассуждения детей

«Все фигуры – круги, а один квадрат. Он лишний, так как отличается по форме».

«Все круги маленькие, а один большой. Большой круг лишний. Он отличается размером. Все круги синие, а один красный. Он отличается цветом».

«Все квадраты маленькие, а один большой. Большой квадрат лишний. Он отличается размером».

«Все круги жёлтые, а один красный. Красный круг лишний. Он отличается цветом».

«Все круги маленькие, а один большой. Большой круг лишний. Он отличается размером».

«Здесь нет лишней фигуры, т.к. все фигуры – маленькие красные квадраты».

Для более подготовленных детей  надо подбирать более сложные задания. Ребятам даётся образец рассуждений, помогающий правильно выполнить задания.

Как фигуры чередуются в столбцах?

Как фигуры чередуются в строках?

Что меняется (форма, размер, цвет)?

Какой фигуры не хватает?

Img6img7img8

Рассуждения детей: «У первой фигуры три полоски смотрят вправо, у второй – две полоски смотрят вправо, у третьей – одна. Значит, у недостающей фигуры ни одной полоски, смотрящей вправо».

Найти лишний цветок и объяснить, почему он лишний.

Рассуждения детей: «У всех цветов три лепестка, а у одного четыре. Цветок с четырьмя лепестками лишний».

Все перечисленные методы и приёмы, если их использовать в течение учебного года, дадут положительный результат:

у детей обогатится словарный запас;

благодаря созданию речевых ситуаций, у ребят активизируется словарный запас;

игровые ситуации,  способствуют развитию внимания, умению слушать;

дети учаться грамотно выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, правильно использовать грамматические формы слов.

 Поэтому, я считаю, что выбранные приёмы могут быть использованы  педагогами в работе с дошкольниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Использование элементарных математических представлений в развитии речи дошкольников

Рекомендации  как  использовать  Элементарные  математические  представления  для  развития  речи  дошкольников...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Закреплять и углублять знания о перелётных и зимующих птицах.    Упражнять в количественном и порядковом счёте в пределах "10"; отвечать на вопросы "сколько?", "какой...

Формирование элементарных математических представлений и развитие речи

Сюжетная аппликацияиз геометрических фигур, выполненная детьми подготовительной группы № 6 «Радуга» детского сада № 322Сказки и рассказы, составленные детьми вместе с родителями по сюжетной аппликации...

Конспект интегрированной НОД для детей первой младшей группы по развитию элементарных математических представлений и развитию речи на тему «Два гуся!»

Конспект интегрированной НОД для детей  первой младшей группы по развитию элементарных математических представлений и развитию речи  на тему «Два гуся!»Виды детской деятельности: двигат...

Рекомендации для родителей по формированию элементарных математических представлений и развитию речи

Размещенные файлы помогут ребенку закрепить полученные знания и научить ребенка пересказу....

Конспект НОД для детей первой младшей группы по развитию элементарных математических представлений и развитию речи на тему «Два гуся!»

Предлагаю конспект интегрированного занятия для детей первой младшей группы (2-3 года) на тему «Два гуся!». Этот конспект составлен со всеми требованиями ФГОС, соблюдается интеграция образовательных о...