Готовность к обучению в школе
консультация

Анисимова Татьяна Владимировна

Готовность к школе – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными, не приведут к нарушению здоровья ребенка, срыву социально-психологической адаптации и снижению эффективности обучения.

 

            Мнения о том, что должен знать и уметь будущий первоклассник, разнятся. Но, все же, существует определенный минимум требований к знаниям и навыкам будущего первоклассника.

 

ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ

• знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;

• знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;

• знать названия самых распpoстраненных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;

• ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать дни недели;

• иметь представления о природных и погодных явлениях;

• знать основные цвета;

• знать понятия «право-лево»;

• знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;

• знать праздники;

• уметь рассказать, чем он любит заниматься;

• самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_k_shkole.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Психологическая готовность к школе

     Компоненты      психологической      готовности

              Содержательная характеристика

Интеллектуальная готовность

- наличие широкого кругозора и запаса знаний

- сформированность начальных умений учебной деятельности

- аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу)

- логическое запоминание

- развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации

- умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности

- развитие фонематического слуха

 Личностная  готовность

- принятие новой социальной позиции

- позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе

- развитие познавательных критериев, любознательности

- развитие желания ходить в школу

- произвольное управление своим поведением

- объективность самооценки

- потеря «детскости», непосредственности

Социально-психологическая готовность

- гибкое владение способами установления взаимоотношений

- развитие потребности в общении

- умение подчиняться правилам и нормам

- умение действовать совместно, согласовывать свои действия

Эмоционально-волевая готовность

- развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности)

- эмоциональная устойчивость

- сформированность небоязни трудностей

- умение ограничивать эмоциональные порывы

- умение систематически выполнять задания

Готовность к школе – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными, не приведут к нарушению здоровья ребенка, срыву социально-психологической адаптации и снижению эффективности обучения.

        Мнения о том, что должен знать и уметь будущий первоклассник, разнятся. Но, все же, существует определенный минимум требований к знаниям и навыкам будущего первоклассника.

ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ

• знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;

• знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;

• знать названия самых распpoстраненных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;

• ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать дни недели;

• иметь представления о природных и погодных явлениях;

• знать основные цвета;

• знать понятия «право-лево»;

• знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;

• знать праздники;

• уметь рассказать, чем он любит заниматься;

• самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

• решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;

• находить лишний предмет в группе;

• добавлять в группу недостающие предметы;

• рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;

• группировать предметы по признаку и называть его;

• восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.

СЛУХ, ЗРЕНИЕ, ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, РЕЧЬ

• находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;

• точно копировать простой узор;

• описывать по памяти картинку;

• запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;

• писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);

• прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;

• пересказать услышанный рассказ;

• составлять рассказ по картинке.

ОСНОВЫ МАТЕМАТИКИ

• уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;

• выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;

• знать понятия «больше-меньше-поровну»;

• знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;

• уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;

• решать простые арифметические задачки;

• уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.

НАВЫКИ ПИСЬМА

• правильно держать ручку и карандаш в руке;

• проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;

• обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;

• уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;

• копировать с образца геометрические фигуры;

• уметь продолжить штриховку рисунка;

• уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический скриннинг готовности к обучению в школе (Н.Семаго, М.Семаго)

Комплексная психолого-педагогическая система оценки готовности детей к обучению в школе. Разработана Н.Семаго и М.Семаго...

О мелкой моторике и готовности к обучению к школе

Упражнения для развития мелкой моторики...

«Готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению в школе».

Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой семьи: у ребенка скоро появятся новые серьезные обязанности, его главным делом станет учеба. Школа предъявляет е...

Проект «Здравствуй, школа!» как средство формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6 -7 лет

Актуальность исследования заключается в том, что поступление в школу является одним из важнейших этапов в жизни каждого ребенка. Происходит резкая смена условий и режима жизни ребенка. Школьное обучен...

Презентация к проекту ро формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей подготовительной к школе группы "По ступенькам к школе"

Мотивационная готовность - это компонент психологической готовности к школе, который предполагает наличие у детей желание не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связа...