Игры и упражнения для развития фонематического слуха
консультация (старшая группа)

 Консультация для родителей на тему
 «Игры и упражнения для развития фонематического слуха»
 
*Уважаемые родители,*
Фонематический слух — это способность различать звуки речи, что является важным аспектом в развитии правильного произношения и навыков чтения у детей. Развитие фонематического слуха начинается с раннего возраста и играет ключевую роль в овладении языком. Сегодня мы обсудим, как вы можете помочь своему ребенку развить этот важный навык через игры и упражнения.
 
## Почему важен фонематический слух?
Фонематический слух позволяет ребенку:
- Различать звуки и слоги в словах.
- Правильно произносить слова.
- Осваивать навыки чтения и письма.
- Понимать смысл сказанного и написанного.
 
## Игры и упражнения для развития фонематического слуха
1. *«Лови звук»*
   - *Описание:* Называйте слова, которые начинаются с определенного звука, например, с «с». Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит слово, начинающееся с этого звука.
   - *Пример:* «Собака», «Солнце», «Молоко» (ребенок не хлопает), «Слон».
 
2. *«Звуковой лес»*
   - *Описание:* Разложите карточки с картинками предметов, начинающихся на разные звуки. Ребенок должен найти и собрать карточки, которые начинаются на заданный звук.
   - *Пример:* Карточки с изображением «Сапог», «Собака», «Солнце» для звука «с».
 
3. *«Повторяй за мной»*
   - *Описание:* Произносите простые слоги или короткие слова, а ребенок должен повторить их. Начинайте с простых слогов, таких как «ба», «ма», «са», и постепенно переходите к более сложным словам.
   - *Пример:* «Ба», «Мама», «Сапог».
 
4. *«Найди лишнее»*
   - *Описание:* Называйте группу слов, в которых одно слово отличается по начальному звуку. Ребенок должен определить, какое слово «лишнее».
   - *Пример:* «Сапог», «Слон», «Молоко» (лишнее слово «Молоко»).
 
5. *«Эхо»*
   - *Описание:* Произносите слова или звуки, а ребенок должен повторить их как эхо. Постепенно увеличивайте длину и сложность слов.
   - *Пример:* «Ма», «Мама», «Самолет».
 
6. *«Составь слово»*
   - *Описание:* Давайте ребенку отдельные звуки, и он должен составить из них слово. Например, вы произносите звуки «С-А-М», а ребенок называет слово «Сам».
   - *Пример:* «К-А-Т», «Т-Р-О-П».
 
7. *«Звуковая цепочка»*
   - *Описание:* Начинайте с простого слова, например, «кот». Ребенок должен назвать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова, например, «тыква».
   - *Пример:* «Кот», «Тыква», «Ананас», «Собака».
 
## Советы для родителей
- *Регулярность занятий:* Проводите занятия ежедневно или несколько раз в неделю, но не заставляйте ребенка. Занятия должны быть веселыми и интересными.
- *Играйте вместе:* Сделайте развитие фонематического слуха частью ежедневных игр и занятий.
- *Чтение и разговоры:* Читайте ребенку книги, обсуждайте прочитанное, обращайте внимание на звуки в словах.
- *Похвала и поддержка:* Хвалите ребенка за успехи и поддерживайте его в случае затруднений.
 
## Заключение
Развитие фонематического слуха — важный этап в речевом развитии ребенка. Через игры и упражнения вы можете значительно помочь своему ребенку в этом процессе. Помните, что ваша поддержка и участие играют ключевую роль. Если у вас возникнут вопросы или вам понадобятся дополнительные рекомендации, не стесняйтесь обращаться к логопеду.
 
С уважением,  
[Петрова Ирина Викторовна]  
[Учитель-логопед]
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей на тему

 «Игры и упражнения для развития фонематического слуха»

*Уважаемые родители,*

Фонематический слух — это способность различать звуки речи, что является важным аспектом в развитии правильного произношения и навыков чтения у детей. Развитие фонематического слуха начинается с раннего возраста и играет ключевую роль в овладении языком. Сегодня мы обсудим, как вы можете помочь своему ребенку развить этот важный навык через игры и упражнения.

## Почему важен фонематический слух?

Фонематический слух позволяет ребенку:

- Различать звуки и слоги в словах.

- Правильно произносить слова.

- Осваивать навыки чтения и письма.

- Понимать смысл сказанного и написанного.

## Игры и упражнения для развития фонематического слуха

1. *«Лови звук»*

   - *Описание:* Называйте слова, которые начинаются с определенного звука, например, с «с». Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит слово, начинающееся с этого звука.

   - *Пример:* «Собака», «Солнце», «Молоко» (ребенок не хлопает), «Слон».

2. *«Звуковой лес»*

   - *Описание:* Разложите карточки с картинками предметов, начинающихся на разные звуки. Ребенок должен найти и собрать карточки, которые начинаются на заданный звук.

   - *Пример:* Карточки с изображением «Сапог», «Собака», «Солнце» для звука «с».

3. *«Повторяй за мной»*

   - *Описание:* Произносите простые слоги или короткие слова, а ребенок должен повторить их. Начинайте с простых слогов, таких как «ба», «ма», «са», и постепенно переходите к более сложным словам.

   - *Пример:* «Ба», «Мама», «Сапог».

4. *«Найди лишнее»*

   - *Описание:* Называйте группу слов, в которых одно слово отличается по начальному звуку. Ребенок должен определить, какое слово «лишнее».

   - *Пример:* «Сапог», «Слон», «Молоко» (лишнее слово «Молоко»).

5. *«Эхо»*

   - *Описание:* Произносите слова или звуки, а ребенок должен повторить их как эхо. Постепенно увеличивайте длину и сложность слов.

   - *Пример:* «Ма», «Мама», «Самолет».

6. *«Составь слово»*

   - *Описание:* Давайте ребенку отдельные звуки, и он должен составить из них слово. Например, вы произносите звуки «С-А-М», а ребенок называет слово «Сам».

   - *Пример:* «К-А-Т», «Т-Р-О-П».

7. *«Звуковая цепочка»*

   - *Описание:* Начинайте с простого слова, например, «кот». Ребенок должен назвать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова, например, «тыква».

   - *Пример:* «Кот», «Тыква», «Ананас», «Собака».

## Советы для родителей

- *Регулярность занятий:* Проводите занятия ежедневно или несколько раз в неделю, но не заставляйте ребенка. Занятия должны быть веселыми и интересными.

- *Играйте вместе:* Сделайте развитие фонематического слуха частью ежедневных игр и занятий.

- *Чтение и разговоры:* Читайте ребенку книги, обсуждайте прочитанное, обращайте внимание на звуки в словах.

- *Похвала и поддержка:* Хвалите ребенка за успехи и поддерживайте его в случае затруднений.

## Заключение

Развитие фонематического слуха — важный этап в речевом развитии ребенка. Через игры и упражнения вы можете значительно помочь своему ребенку в этом процессе. Помните, что ваша поддержка и участие играют ключевую роль. Если у вас возникнут вопросы или вам понадобятся дополнительные рекомендации, не стесняйтесь обращаться к логопеду.

С уважением,  

[Петрова Ирина Викторовна]  

[Учитель-логопед]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития фонематического слуха.

Опыт работы по развитию фонематического слуха у детей, посещающих логопедическую группу. Совместная работа воспитателя и логопеда....

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА (приложение)

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия), лексической, грамм...

Игры и упражнения для развития фонематического слуха старших дошкольников и младших школьников

В данной статье представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха, систематизированные по принципу - от простого к сложному....

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Памятка для родителей. Цель представленных игр и упражнений – развивать у детей фонематическое восприятие (способность слышать и различать звуки в словах)....

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и гра...

Картотека "Игры и упражнения по развитию фонематического слуха"

Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха, как средство формирования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с постепенным усложнением игровых и учебных заданий...

«Игры и упражнения на развитие фонематического слуха»

Всем родителям известно, как скучно бывает ребенку выполнять длинные утомительные упражнения. Да и результат далеко не всегда утешителен. В игре же мы не подавляем детскую любознательность, а напротив...