Главные вкладки

    ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА (приложение)
    материал по теме

    Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия), лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально - сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_i_uprazhneniya_na_razvitie_fonematicheskogo_slukha.docx201.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА (приложение)

    Приложение 1

    I.ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

    1.Раз        ступенька,        два        ступенька
             Цель: Учить делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с его графическим изображением (буквой).
             Дидактический материал (оборудование): наборное панно в виде ступенек, касса букв. Красные квадраты, обозначающие гласные звуки, синие – твердые согласные звуки, зеленые – мягкие согласные звуки. Предметные и сюжетные картинки, графические схемы предложений.
            Методика        проведения:
    1 вариант. Педагог предлагает детям картинку, которую они должны назвать. Затем это слово они делят на слоги, считают их и показывают на слоговой линейке.
    2 вариант
    . Педагог выставляет картинку в верхнее окошко и предлагает детям выполнить звуковой анализ слова.
    3 вариант
    . Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова, по предлагаемой картинке педагогом. Затем обозначают каждый звук буквой.
    4 вариант
    . В верхнее окошечко выставляется сюжетная картинка. Педагог предлагает детям составить по ней предложение. Затем дети считают количество слов в нем и выставляют графическую схему предложения.

       

    2.         По         волнам         звуков         и         букв. 
            Цель: Учить основам звукового анализа, помочь запомнить буквы. Развивать фонематический         слух.
           Дидактический материал (оборудование):
     Плоскостные изображения двух корабликов. Первый кораблик красного цвета с опущенным парусом, символизирует гласные звуки (при произнесении которых воздушная струя не встречает преграды). Второй кораблик с двумя поднятыми парусами сине – зеленого цвета и колоколом на борту. Это символ согласных звуков (при произнесении которых воздушная струя встречает преграду “надувая паруса”), колокол – звонкие звуки, синий парус – твердые звуки, зеленый парус – мягкие звуки. Набор магнитных букв.
           Методика проведения:
    Можно использовать эту игру на занятиях по обучению грамоте в течение знакомства с буквами, а также применять для индивидуальной работы в свободное время или для закрепления пройденного материала.
           1 вариант
    : На занятиях по обучению грамоте, во время знакомства с очередной буквой, дети делают анализ ее звучания, дают характеристику звука определяя, гласный или согласный и формируют из них “волны” для корабликов.
           2 вариант:
    Педагог называет звук, предлагает ребенку обозначит его буквой, найти нужный кораблик, объясняя свой выбор.

      

    3. Красный — белый.

    Цель:Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

    Игровой материал.

    По два кружка на каждого ребёнка (красный и белый).

    Описание игры.

    Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый.

    4. Где звук?

    Цель:

    Нахождение места звука в слове.

    Игровой материал.

    Домик из цветного картона, разделённая на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок).

    Описание игры.

    Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть домика. Можно ограничиться только одним домиком большого формата на столе педагога или раздать каждому ребёнку фишки.

    Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они всё это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук находится в середине.

    Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак).

    5. Испорченный телефон.

    Цель.

    Развитие фонематического слуха, автоматизация звуков.

    Описание игры.

    Педагог подбирает какую-нибудь скороговорку (или просто одно слово), например «В живом уголке жили ежи да ужи», и тихо говорит её ребёнку сидящему первым в ряду. По сигналу ребенок передаёт её на ухо своему соседу, а тот дальше вдоль ряда. Последний ребёнок должен громко вслух сказать переданную ему «по телефону» скороговорку.

    6. Кто больше?

    Цель:

    Нахождение звука в названиях предметов по картинке.

    Игровой материал.

    Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определённым звуком.

    Описание игры.

    Педагог показывает детям картину, например «Огород». После рассматривания картины предлагает рассказать, что растет на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук «Р». За каждое слово даётся картонный кружок, выигрывает тот, у кого больше кружков.

    7. Найди ошибку и назови слово правильно.

    Цель:

    Развитие фонематического и речевого слуха.

    Описание игры.

    В других стихах Незнайка в словах перепутал звуки. Какой надо поставить звук, чтобы было правильно?

    Ой! - кричат вокруг хозяйки - в огород забрались майки.

    Доску на гору везём, будем строить новый ком.

    Между гор издалека течёт бурная щека.

    Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали лёд.

    Писем мы не написали - тучку целый день искали.

    Любопытные мартышки собирают с ёлок фишки.

    Здесь хорошее местечко - протекает мимо печка.

    Слёзы льются у Оксанки: у неё сломались банки.

    Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери.

    Прилетел из леса лук и залез под старый сук.

    Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько норку.

    Утром кости к нам пришли, всем подарки принесли.

    Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки.

    Под водою рак живёт, в поле красный лак растёт.

    Подарила мама ночке разноцветные платочки.

    Очень рада бочка маленьким платочкам.

    8. Какой звук пропал в слове?

    Цель.

    Развитие фонематического и речевого слуха.

    Описание игры.

    Незнайка написал зайке письмо в стихах, но в некоторых словах он пропустил звуки.

    Отгадайте, какие слова он хотел написать? Какой звук пропущен? Где находится этот звук (начало, середина, конец слова)?

    Написал письмо я зайке, но забыл приклеить ...арки.

    Своей младшей дочке Тосе заплетает мама ... осы.

    Подарили нам игрушки: целый день палили ... ушки.

    Землю роет старый к... от, под землёю он живёт.

    В зоопарке живёт с... он, словно дом огромен он.

    Мама кукле шар... вязала, ей Наташа помогала.

    Серый вол... голодный, злой, ходит по лесу зимой.

    Нам темно. Мы просим папу нам включить поярче ла... пу.

    Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие к... ошки.

    На арену ... игры вышли, мы от страха все притихли.

    9. Какой звук в слове лишний?

    Цель.

    Развитие фонематического и речевого слуха.

    Описание игры.

    Незнайка написал новые стихи, но в некоторых словах у него оказался лишний звук.

    Какое слово Незнайка написал неверно? Какой звук оказался лишним? Где он находится?

    Говорит Володя Коле: «Стройку получил я в школе».

    В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки.

    Владик спит и видит слон, что летит в ракете он.

    10. Кто больше слов придумает?

    Цель.

    Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

    Игровой материал.

    Мяч.

    Описание игры.

    Педагог называет какой-нибудь звук и просит придумать слова, в которых встречается этот звук.

    Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Тот, кто не придумал слово, или повторяет уже сказанное, выбывает из игры.

    11. Кто что услышит?

    Цель:

    Накопление словаря и развитие фразовой речи.

    Игровой материал.

    Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба.

    Описание игры.

    Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

    12. Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?

    Иногда это бывает подражание неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей, сверстников. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы правильную, красивую речь Ваш малыш слышал гораздо чаще, чем дефектную: читайте ему вслух детские книжки, давайте слушать записи сказок в исполнении профессиональных артистов… Очень важно также следить за тем, чтобы при общении с ребенком Вы избегали «сюсюканья», «детской речи». Часто этого бывает вполне достаточно, чтобы преодолеть речевые ошибки, да и ребенку гораздо приятнее, когда с ним разговаривают, как со взрослым.

    13. Сказка о Веселом Язычке.

    Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

    Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

    В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

    Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

    На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

    Причиной того, что Ваш ребенок неправильно произносит некоторые звуки может быть также недостаточное развитие у него так называемого фонематического слуха, то есть способности воспринимать на слух очень тонкие различия между звуками русского языка, например, между с и ц, р и л. Как проверить состояние фонематического слуха у ребенка?

    14. Поиграйте с ним в игру, которая называется «Эхо».

    - Помнишь, мы с тобой были в лесу и слышали эхо? Давай поиграем в Эхо. Я буду что-нибудь говорить, а ты за мной повторяй все в точности, как эхо. Готов? Повторяй за мной!

    Па-пя-па.

    Ди-ди-ды… и т.п.

    Мама мыла Милу мылом.    Проверяется способность различать твердые и мягкие согласные.

    Бо-по-бо.

    Ту-ду-ду.

    Почка-бочка.

    Год-кот.

    Дочка-точка-дочка.    Проверяется способность различать звонкие и глухие согласные.

    Со-шо-со.

    Ща-ча-ща.

    Мишка-миска.

    Крыса-крыша-крыса.    Проверяется способность различать свистящие и шипящие согласные.

    Ра-ла.

    Лу-ру-лу.

    Рожки-ложки.

    Лак-рак-лак.    

    Проверяется способность различать звуки р и л.

    Если ребенок не может повторить правильно, из-за того, что не выговаривает какой-то звук, воспользуйтесь таким приемом: подберите соответствующие картинки, игрушки или предметы и попросите малыша показать Вам, где Мила, а где мыло, где лак, а где рак.

    Итак, Вы протестировали ребенка и определили причины нарушения звуков. Возможно даже, у него оказался своеобразный «букет» из всех трех. Что делать дальше? Если Вашему ребенку уже исполнилось пять лет, быстренько хватайте его под мышку и бегите к ближайшему логопеду. Если ему нет еще четырех – не торопитесь, скорее всего, с возрастом все придет в норму. А если Вашему чаду от четырех до пяти, ему помогут справиться с «неправильными» звуками специальные упражнения.

        Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

    Приложение 2

    II. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАСТЯЖЕНИЯ ПОДЪЯЗЫЧКОВОЙ СВЯЗКИ («УЗДЕЧКИ»).

      Обязательно контролируйте правильность выполнения упражнений перед зеркалом. Внимание! После операции по подрезанию подъязычной связки упражнения можно выполнять только под наблюдением логопеда! В случае, когда «уздечка» не была подрезана, ее можно растягивать самостоятельно в домашних условиях. Если в течение месяца Вам не удалось добиться результата, обратитесь за консультацией к специалисту.

    1. «Вкусное варенье» 

    Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Язык спокойно лежит в полости рта. Не меняя положения губ и нижней челюсти, высовываем ШИРОКИЙ язык вперед, загибаем ШИРОКИЙ его кончик вверх, накрывая им верхнюю губу. Затем убираем язык в полость рта, как бы облизывая верхнюю губу сверху вниз. Ребенку можно в самом деле намазать верхнюю губу вареньем или медом. Внимание! Язык двигается строго в направлении вверх-вниз, а не из стороны в сторону. Губы и нижняя челюсть во время выполнения упражненя должны быть неподвижны.

    2. «Маляр» 

    Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов, боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов. Широкий кончик языка отодвигается как можно дальше в глубь рта, не отрываясь от верхнего нёба, как бы гладя его, и тем же способом возвращается назад. Внимание! Следите за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, не выдвигалась вперед.

    3. «Барабан» 

    Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов.Произносим звуки: «д-д-д» в быстром и медленном темпе. Внимание! Работает только кончик языка, нижняя челюсть и губы неподвижны.

    4. «Лошадка» 

    Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов. С силой отрываем язык от зубов и неба, опускаем вниз. Упражнение можно выполнять в быстром и медленном темпе. Внимание! Нижняя челюсть продолжает оставаться неподвижной.

    5. «Грибок» 

    Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов. В просвете между верхними и нижними зубами видно тело языка, напоминающее шляпку гриба, и натянутая подъязычныя связка, напоминающая его ножку. Такое положение удерживаем как можно дольше, в идеале до 10 секунд. Внимание! Нижняя челюсть, как вы уже догадались, строго неподвижна.

    6. «Гармошка»

     Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов. Вот теперь медленно опускаем нижнюю челюсть до тех пор, пока есть возможность удерживать язык на месте, прижатым к нёбу. Чувствуете, как натягивается «уздечка»? Теперь так же медленно возвращаем нижнюю челюсть в исходное положение. Упражнение выполняется сначала в медленном, потом во все более быстром темпе. Подъязычная связка растягивается и сокращается, как мехи у гармони. Внимание! Во время выполнения упражнения нижняя челюсть опускается строго вниз, не выдвигаясь вперед и не уходя в сторону.

       

    Приложение 3

    III. ИСПРАВЛЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ УДЕТЕЙ

        При постановке звукопроизношения, если у ребенка нарушены несколько групп звуков, сначала исправляют базовый звук для определенной группы. В группе свистящих сначала исправляют звук с. Затем, отталкиваясь от него, ставят звук з, после этого переходят к мягким звукам сь и зь; последним в группе свистящих ставят звук ц. В группе шипящих прежде всего исправляют звук ш. Затем на основе его артикуляции ставят звуки ж, ч, щ. В группе заднеязычных звуков (к, кь, г, гь, х, хь) основным является артикуляция звука к.

    Коррекционную работу начинают с тех групп, которые должны появляться у ребенка раньше по возрастным нормам.

    Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно это четыре основных этапа:

    •    подготовительный,

    •    постановка звука,

    •  автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,

    •    этап дифференциации.

    Каждый этап имеет свои задачи, содержание работы. На всех этапах мы рекомендуем развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух, корректировать грамматическую сторону речи; включить упражнения на профилактику нарушения зрения, развития речевых центров головного мозга, т.е. то, что подготовит ребенка к школе и поможет в дальнейшем ему хорошо учиться.

    Занятия с ребенком должны проводиться систематически, не менее трех-четырех раз в неделю, подкрепляя ежедневными 2–3-разовыми кратковременными упражнениями. Если занятия будут проходить реже, их эффективность резко снизится. Ребенок быстро утрачивает приобретенный навык, т.к. в свободной речи, когда самоконтроль ослабевает, малыш будет возвращаться к неправильно сформированному стереотипу.

    Для проведения занятий Вам понадобятся различные картинки. Это должны быть или просто предметы, или рисунки, изображающие какие-то жизненные ситуации. Здесь Вам помогут различные лото. Есть специальное логопедическое лото

    1. “Подбери и назови” 

    В нем уже подобраны картинки на каждый звук. Также рекомендуем приобрести логопедическое пособие: Т. Б. Филичева, Т. А. Каше “Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста”. Будут помощниками и любые книги, журналы с иллюстрациями, а может быть Вы и малыш нарисуете что-то сами. Использование картинного материала позволит сделать Вашу работу интересной и разнообразной.

    Сроки постановки правильного произношения зависят от ряда факторов: степени сложности недостатка, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий. Постановка звука может занять 1–2 занятия, а автоматизация 3-4; или 5–7 занятий может потребоваться только для того, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для постановки звука. И тот и другой варианты нормальны.

    При выполнении наших рекомендаций, не сомневаемся, что Вы получите хороший результат. Но, если Вы усердно работали по данному курсу с ребенком 2–3 месяца, а результаты незначительны (ни одного звука так и не удалось поставить в соответствии с возрастными нормами), рекомендуем обратиться за консультацией к логопеду. Возможно, Вам понадобится несколько советов, и самостоятельная работа может быть продолжена, или ребенку необходима более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее может только квалифицированный специалист. Родителям, имеющим недостатки произношения, полезно заниматься вместе с детьми. В работе над произношением необходима последовательность. Не торопитесь переходить к следующему этапу (или упражнению), не освоив предыдущий.

    1. Звук        Р.        Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука P .

    Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

    А)Чьи зубы чище?

    Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

    Описание. Широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

     1.Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

     2.Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

    3.Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

    Б)Маляр.

    Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

    Описание. Улыбнуться открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.

    1.Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

     2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

    В)Кто дальше загонит мяч.

    Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

     1.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

     2.Нельзя надувать щёки.

    3.Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук x, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

    Г)Сладкое  варенье.

    Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

    Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

    1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

     2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

    3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

    Д)Индюк.

    Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

    Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

    1.Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

     2.Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

    3.Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

    Барабанщики.

    Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

    Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук d: d-d-d... Сначала звук d произносить медленно, постепенно убыстрять темп.

    1.Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

     2.Следить, чтобы звук d носил характер четкого удара – не был хлюпающим.

    3.Кончик яыка не должен подворачиваться.

    4.Звук d нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклонятся.

    Приложение 4

    IV. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

    Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

    Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делатьть 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

    При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

    Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

    Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

    Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

    Работа организуется следующим образом.

    1.    Взрослый рассказыват о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

    2.    Показывает его выполнение.

    3.    Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

    Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

    Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

    В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

    Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.

    1. Лягушка.

    Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

    Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

    Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

    Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.

    Потянули – перестали. И нисколько не устали!

    2. Слон.

    Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

    Подражаю я слону –

    Губы хоботом тяну.

    А теперь их отпускаю

    И на место возвращаю.

    3. Лягушка-слон.

    Чередование положений губ: в улыбке – трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

    Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

    А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

    4. Рыбка. 

    Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

    5. Качели. 

    Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

    На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

    И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

    6. Часики.

    Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

    Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

    7. Лопаточка.

    Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

    Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.

    И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять…

    8. Иголочка.

    Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

    Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.

    И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять…

    9. Лопаточка-иголочка.

    Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

    Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.

    Язык иголочкой потом и потянем остриём.

    10. Горка.

    Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

    Спинка язычка сейчас cтанет горочкой у нас.

    Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.

    11. Скатываются зубки с горочки.

    Постучимся в дверку. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

    Приложение 5

    V. ИГРЫ ДЛЯ ОТРАБОТКИ РАЗЛИЧЕНИЯ ВЫСОТЫ, СИЛЫ И ТЕМБРА ГОЛОСА

    1. Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

    Кто сидел на моем стуле?

    Кто ел из моей чашки?

    Кто спал в моей постели?

    Кто же был в нашем доме?

    При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребенку показывать на одну из картинок — изображения трех разных медведей.

    Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

    2. Дети делятся на две группы. Воспитатель  произносит стихотворение, а дети первой группы произносят одинаковые звукосочетания громким голосом, дети второй группы – тихим. Затем группы меняются ролями.

    В лесу кричу: «АУ!», « АУ!»,

    А мне в ответ: «АУ!», « АУ!»,

    Горе кричу: «АУ!», « АУ!»,

    Гора в ответ: «АУ!», « АУ!».

    При дифференциации слогов с оппозиционными звуками можно использовать такие задания как воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости - глухости, сначала по 2 слога:

    па – ба, та – да, жу – шу, во – фо, га – ка, зы – сы, и т.д

    затем по 3 слога:

    па—ба—па та—да—та ва—фа—ва

    На данном этапе важно упражнять учащихся в различении слов, близких по звуковому составу. Необходимо привлекать внимание учащихся к словам, отличающимися одной или двумя фонемами. При этом устанавливается разница в звучании и значении слов. Дети приходят к выводу, что при изменении одного звука в слове меняется его значение.

    3. Весёлое название.

    Взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеленый — и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:

    Баман альбом витамин клетка

    Паман айбом митанин къетка

    Банан аньбом фитамин клетта

    Банам авьбом виталим тлетка

    Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружок.

    4. Повтори.

    Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

    Мак – бак – так моток – каток – лоток

    Ток – тук – так батон – бутон – бетон

    Бак – бак – бок ком – дом - гном

    Примечание. При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.

    5. Четвёртый лишний. 

    Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

    канава—канава—какао—канава; ком—ком—кот—ком; утёнок—утёнок—утёнок—котёнок;

    будка—буква—будка—будка; винт—винт—бинт—винт; минута—монета—минута—минута

    6. Подставь нужное слово.

    Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.

    Я тебе задачу дам — всё расставить по местам:

    Что скатали мы зимой? … Что построили с тобой? …На крючок в реке попал? ...

    Может всё, хоть ростом мал? ... (дом, ком, гном, сом)

    Я ещё задачу дам — всё расставить по местам: Вот печать на простыне —… Зеленеет на окне …

    Волейбольная висит …Канарейка в ней сидит —…(сетка, клетка, метка, ветка)

    Понятия МЕТКА и СЕТКА уточняются до чтения стихотворения.

    Я опять задачу дам — всё расставить по местам: Что стащил игривый кот?... Детям мамочка плетёт?... С гор спускается, течёт?... Что за скользкий, ровный лёд?.. (каток, поток, венок, моток)

    На данном этапе также уместно использовать слова – омографы (совпадающие по написанию). Например, «замок – замок». В данном случае внимание будет обращено на ударность слога.

    7. Угадай, где кружки, а где кружки.

    Наглядный материал: две кружки и два кружка.

    Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, педагог держит кружки над кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.

    Педагог следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова.

    Знакомство детей с понятиями: гласный – согласный, звонкий – глухой, твёрдый – мягкий происходит на основе собственных ощущении ребёнка при произношении звука и при предъявлении карточек или картинок с условными обозначениями. Карточки и картинки используются разнообразные, в зависимости от возраста ребёнка и фантазии логопеда.

    В настоящее время широко используются артикуляции звуков в графическом изображении. При изучении гласных и согласных звуков используют изображение человечков – «звуковичков». На гласных звуковичках указывается положение губ при произношение звуков. Согласные звуковички отличаются одеждой: синяя – твёрдый звук, зелёная – мягкий звук, шляпка с колокольчиком – звонкий звук, без колокольчика – глухой звук. Для детей старшего дошкольного  возраста используются обозначения открытых или закрытых губ, красный, синий или зеленый квадраты, колокольчик – звонкий звук, зачёркнутый колокольчик – глухой звук. При закреплении и дифференциации данных понятий широко используются разнообразные картинки: разноцветные зонтики, замки ил домики, грибочки, разноцветный паровозики, воздушные шары и т.п.

    Закреплению данных понятий могут помочь стихи:

    1. Гласные звуки.

    1) Гласные тянутся в песенке звонкой, могут заплакать и закричать.

    В тёмном лесу могут звать и аукаться, но не желают свистеть и ворчать.

    2) Воздух свободно идёт через рот, нет никаких препятствий.

    Голос участвует, голос зовёт, звук получается гласный. 

    1. Согласные звуки.

    А согласные умеют шелестеть, шептать, скрипеть,

    даже фыркать и шипеть, но они не могут петь.

    1. Звонкие – глухие звуки «Капли – барабаны».

    Глухие звуки звучать глухо, голоса в них нет.

    Звонкие звуки тревожат ухо, в них скрыт особый секрет.

    Послушаем вместе: пугаться, пускать – здесь голоса нет в звуке П,

    А в слове бороться и в слове бежать слышится звонкий Б.

    Можно все звонкие прокричать, попробуем Б! В! Г!

    Глухие можно лишь прошептать, послушайте: П, Ф, К.

    П – это капают капли дождя, Б – барабанов бой.

    Ф – это фырканье ежа, В – это волка вой.

    С – то водичка струйкой бежит, З – зазвенел комар.

    Ш – мышонок тихо шуршит, Ж – жук зажужжал.

    Т – это дятел по ветке стучит, тупой торопливый звук.

    Д – здесь голос уже звучит, всё загудело вокруг.

    К – то кукушка в лесной тиши, тянет своё «ку-ку»,

    Г – загогочут здесь гуси вдруг, гуляя гуськом на лугу.

    И чтобы не спутать кору с горой, за звуками чутко следя,

    Помни, что Б – барабанов бой, а П – лишь капли дождя.

    1. Твёрдые – мягкие звуки «Нежный или злой».

    Есть мягкие звуки и твёрдые звуки, их можно легко смешать,

    Но чтобы не вышло подобной штуки, поучимся их различать.

    Мягкие звуки звучат повыше. Звучанье у них нежней,

    А твёрдые – словно грубей и ниже. Как будто твёрдые злей.

    Послушай, как ласковы мягкие звуки: ЕЛЬ, КАПЕЛЬ, МЕЛЬ, МЕТЕЛЬ.

    Они как нежные мамины руки, что ласково стелют постель.

    Твёрдый звук обрывается резко, послушайте: СТОЛ, УКОЛ.

    Для нежности нет в этом звуке места, скорее, он даже зол.

    Он строг и отрывист, звучит очень кратко, как двери тревожный стук.

    Уходит он быстро, совсем без оглядки, послушайте: МОЛОТ, ЛУК.

    А мягкий звук задержать ещё можно, он не спешит уходить.

    Прощается с нами он осторожно, мы можем его продлить.

    Послушайте: СВЕЖЕСТЬ, БЛИЗОСТЬ, ВЕСТЬ – здесь всё протяжно звучит,

    Как будто у звуков желание есть чуть – чуть попозже уйти.

    Давайте отыщем мягкие звуки в группе предложенных слов:

    МЕЛ – МЕЛЬ, БРАТ – БРАТЬ, КРОВ – КРОВЬ.

    При развитии слухового восприятия, внимания, памяти. Сначала внимание учащихся обращают на окружающие их звуки (голоса природы, шумы, звучание музыкальных инструментов, игрушек). Воспитатель объясняет учащимся, что живые и неживые предметы издают звуки. В работу включают определение источника звучания (что звучало?).

    1. Воспитатель  расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с ними (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно послушать и запомнить, какой звук издаёт каждый предмет. Затем прикрывает их ширмой и просит отгадать, какой сейчас из них сейчас звенит или гремит.

    2. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять предметы или игрушки, постепенно усложняя задачу определения неречевых звуков. Последние варианты этой игры могут быть такие: в ряд ставятся несколько игрушек или предметов (стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая и деревянный бочонок), звучащих так, что детям представляется непростой задачей их различить. Количество звучащих предметов постоянно увеличивается от двух до пяти.

    1. Для игры необходимо 6 коробок одинаковой формы и цвета с горохом, манной, рисовой, гречневой крупой, мелкими камешками, песком.

    Воспитатель называет образцы содержимого в коробках, которые лежат на столе или нарисованы на картинках. Затем встряхивает коробки, воспроизводя шорохи, и переставляет их местами. Учащиеся, встряхивая коробок должны отгадать, что там находится.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры и упражнения для развития фонематического слуха.

    Опыт работы по развитию фонематического слуха у детей, посещающих логопедическую группу. Совместная работа воспитателя и логопеда....

    Игры и упражнения для развития фонематического слуха старших дошкольников и младших школьников

    В данной статье представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха, систематизированные по принципу - от простого к сложному....

    Игры и упражнения для развития фонематического слуха

    Памятка для родителей. Цель представленных игр и упражнений – развивать у детей фонематическое восприятие (способность слышать и различать звуки в словах)....

    Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

    Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и гра...

    Картотека "Игры и упражнения по развитию фонематического слуха"

    Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха, как средство формирования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с постепенным усложнением игровых и учебных заданий...

    «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха»

    Всем родителям известно, как скучно бывает ребенку выполнять длинные утомительные упражнения. Да и результат далеко не всегда утешителен. В игре же мы не подавляем детскую любознательность, а напротив...

    ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ Развитие фонематического слуха, как основа успешного обучения в школе.

    Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам....