Взаимодействие детского сада с семьей по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей.
методическая разработка

Князева Евгения Анатольевна

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников - воспитание любви к Родине, уважительного и терпимого отношения к людям - одна из важнейших задач воспитания. Вся сложность ситуации заключается в возрасте детей. В дошкольном  возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформулировано окончательно - все лишь зарождается: трудолюбие, чувство собственного достоинства. Основой, фундаментом для формирования любви к своей Родине является глубокая и основательная работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие детского сада с семьей по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников - воспитание любви к Родине, уважительного и терпимого отношения к людям - одна из важнейших задач воспитания. Вся сложность ситуации заключается в возрасте детей. В дошкольном  возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформулировано окончательно - все лишь зарождается: трудолюбие, чувство собственного достоинства. Основой, фундаментом для формирования любви к своей Родине является глубокая и основательная работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, формирующий и расширяющий его кругозор. Важным условием духовно-нравственного и патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь воспитателя с родителями. Прикосновение к истории своей семьи заставляет ребёнка сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку, возникает необходимость задействовать родителей в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия семьи - обязательное требование и условие данной работы.

 Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с символикой государства — в августе (перед Днем Государственного флага Российской Федерации), Защитники Отечества — в ноябре (перед Днем единства - днем воинской славы России), обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Для установления доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса (педагог-родители-воспитанники) можно организовывать и проводить развлечения: «Наша дружная семья»,  «Мамин День», «Этот День Победы», «Мой город». Праздничные развлечения   разрабатываются совместно с родителями.

Совместная работа значительно расширяет знания детей о семейных традициях, о родном городе, стране, воспитывает в них чувство уважения к семье и к Родине.  Такое воспитание создает у детей осознание своей сопричастности не только  семье, группе или саду, но и своему народу, городу и стране. Работа по этому направлению ведется последовательно, от более простого (семья, детский сад, микрорайон) к более сложному (город, страна).

Семья ребенка является главным, основным звеном направления нравственно-патриотического воспитания, а также согласно новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, основа которой - воспитание детей,  ответственность несут родители, а все остальные социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу.

Особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить детский сад - любовь и привязанность, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность - объясняется необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Семья, родители это не столько помощники дошкольного учреждения, а равноправные участники формирования детской личности.

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципов: единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности; совместной деятельности воспитателей и семьи, действовать сообща.

Задача дошкольного образовательного учреждения - приобщить родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организации жизни дошкольника в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только педагогов, детей, но и их родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи по духовно – нравственному воспитанию.

Современное  общество  переживает один из непростых  периодов своего развития.  Сегодня материальные ценности в молодых семьях часто доминируют над духовными, поэтому  у детей...

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Современное  общество  переживает один из непростых  периодов своего развития.  Сегодня материальные ценности в семьях часто доминируют над духовными, поэтому и у детей распростран...

Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей старшей группы «Моя семья» (совместная деятельность детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию).

Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей старшей группы«Моя семья»  (совместная деятельность детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию).     ...

Долгосрочный проект по взаимодействию с родителями Старшая группа Тема: «Цветок семейного счастья» (совместная деятельность детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию)

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.Как показывает практика, и подтв...

Статья "Педагогическое просвещение и модели взаимодействия с родителями сфере духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей"

Одним из приоритетных направлений педагогической работы по воспитанию дошкольников является развитие таких личностных качеств ребенка, как патриотизм, уважение к традиционным ценностям. Одним из приор...

Взаимодействие детского сада с семьей по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников - воспитание любви к Родине, уважительного и терпимого отношения к людям - одна из важнейших задач воспитания....