Парциальная прграмма " Волшебные пальчики"
рабочая программа

Утяева Айгуль Авраловна

Парциальная программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска  детский сад № 40 "Золотая рыбка"

Парциальная программа

дополнительного образования

по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста 

посредством кружковой деятельности

«Волшебные пальчики»

Составитель: Утяева А.А.

г. Нижневартовск 2023г.

Содержание

I. Целевой раздел …………………………………………………………….………………….………...5

1.1.Пояснительная записка………………………………………………………………………………....5

1.2. Цели и задачи………………………………………………………………….……………….6

1.3  Разделы программы……………………………………………………………..  6

1.4. Планируемые результаты освоения программы ……………………………….6

1.5. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы……….7

2. Содержательный раздел…………………………………………………………………………………8

2.1. Перспективное планирование … ……………..……………………………….8

3. Организационный раздел………………………………………………………16

3.1.Организация кружковой деятельности………………………………………..16

3.2.Используемый материал при работе ………………………………………….17

3.3.Список литературы……………………………………………………………..19

Паспорт программы

Наименование услуги

Парциальная программа дополнительного образования

по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные  пальчики»

Основание для разработки программы

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.

2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации

(Минпросвещения России) «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» от 25.11.2022г. №1028

2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» от 31.07.2020г. №373.

3. Письмо Минобразования от 02.06.98 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

5. Постановление №28 от 28.09.2020 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Министерство юстиции РФ зарегистрировано Регистрационный номер 61573 от 18.12.2020)

6.  Устав МАДОУ г.Нижневартовска ДС №40 «Золотая рыбка».

Заказчик программы

Родители (законные представители)

Разработчик программы

Утяева Айгуль Авраловна воспитатель

Исполнители программы

Педагоги

Цель программы

Организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и упражнений.

Задачи программы

- Разучить с детьми пальчиковые игры и упражнения.

- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)

- формирование практических умений и навыков

Ожидаемые конечные результаты

Планируемые результаты освоения программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных
и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей.

Организация контроля

за реализацией программы

Контроль за реализацией программы осуществляет:

- заведующий ДОУ;

- заместитель заведующего по ВМР

- Совет педагогов;

- Совет родителей (законных представителей)

Срок реализации программы

1 учебный год

1.Целевой раздел.

1.1 Пояснительная записка.

При разработке программы использованы следующие нормативно- правовые документы:

- Закон Российской федерации № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г.;

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

- Устав МКДОУ;

- Нормативные документы ДОУ;

- Образовательная программа МКДОУ «Детский сад «Светлячок» общеразвивающего вида

СанПин (2.4.1. 3049-13 от 15 мая 2013 г.)

       Возраст от рождения до трех лет считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве имеет большое значение для полноценного развития всех сфер деятельности детей (развитие центральной нервной системы, речевое развитие, формирование графических навыков и др.). Еще в середине прошлого века было установлено, что, например, уровень развития речи детей прямо зависит от уровня сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Дети 1,5-3 лет редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, Детям с нарушением зрения трудно даётся узнавание различных поверхностей. Из-за малого практического опыта им не с чем даже его сравнить. Это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности. Поэтому, деятельность кружка направлена на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий.

1.2.Цель и задачи программы : Цель: Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику рук, понимание речи; гармоничное развитие детей. Задачи: - развитие тонкой моторики пальцев; - развитие движений кистей рук; - развитие понимание речи; Формы работы: - пальчиковые игры; - игры с предметами и материалами; - массаж рук. - рваные аппликации с предварительным разрыванием бумаги и т. д. - использование пластилин и соленого теста

1.3 Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.

 Массаж кистей рук.

 Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

 Массаж кистей рук (еловыми и сосновыми шишками, массажными мячами).

 Рисование, лепка.

 Раскрашивание рисунка.

 Игры и действия с мелкими предметами.

 Узнавать предметы на ощупь.

 Работа с крупой, фасолью, горохом.

 Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.

 Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.

1.4. Планируемые результаты освоения программы

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование специальных умений, способов самоконтроля. Направлено на установление уровня управления своими руками и пальцами. Формы проведения итогов реализации программы:

 выставки детских работ в детском саду;

 реализации дополнительной образовательной программы: проведение открытого мероприятия для родителей

 дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам). , Описание планируемых результатов. К концу курса дети должны овладеть:  приемы самомассажа рук;

 владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);

 выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.).

 работать с трафаретами;

  застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;

 завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.

  применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;

 выполнять шнуровку.

  способность синхронно выполнять движения обеими руками.

1.5. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы

Характеристика образовательного учреждения

Учредитель

Департамент образования администрации города Нижневартовска

Тип образовательного учреждения

Дошкольное образовательное учреждение

Наименование

образовательного

учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад №40 «Золотая рыбка»

Вид

Детский сад

Статус учреждения

Муниципальное

Юридический адрес

Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, г.Нижневартовск, ул. Северная 8 «б»

Регистрационное свидетельство

Серия 86-АБ, №908222, регистрационный номер № 86-86-02/024/2014-620

Е-mail

mbdoynv-40@yandex.ru

Сайт

https://dou40.edu-nv.ru/

2. Содержательный раздел

2.1.Перспективное планирование кружковой работы

«Волшебные пальчики». 

Календарно-тематическое планирование

Месяц

№ занятий

Тема

Кол-

во

минут

Сентябрь

Занятие № 1

Знакомство с группой, правила

поведения на занятиях. Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

5

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «дятел», «дождик»

5

С предметами:

-шнуровка – учимся засовывать шнурок в дырочку, делать крестик.

-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки

10

Занятие № 2

Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

5

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «гуси-гуси», «автобус».

5

С предметами:

- бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму

 - лепка из теста: «Яблоки для ежа» с помощью шишек, делаем ёжика.

10

Занятие № 3

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел».

- самомассаж под песню Е.Железновой

5

3

С предметами:

- шнуровка – повторяем «крестик», учимся делать узор «дождик»

- аппликация: «Грибы» ,активно работаем при приклеивании

5

5

5

Занятие № 4

Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу,дуем на него.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«щенок», «жираф», «зайка».

5

5

С предметами:

- бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем «человечка»

 - раскраска «Груша»- учимся не выходить за границы рисунка

3

5

5

Октябрь

Занятие № 5

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- колючий мячик–учимся зажимать и разжимать под музыку

-пуговицы – делаем бусы ,с разными по размеру и по цвету

- собираем маленькую пирамидку

2

10

Занятие № 6

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«едем-едем», «ручки», «массаж».

Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем «бычка»

- альбом «Маленькие логики» 2,3стр.

- лепка из теста: «Божья коровка»

2

5

10

Занятие № 7

1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «гуси-гуси», «автобус».

3

5

С предметами:

-канцелярские скрепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем лучики у «солнца»

- аппликация: «Овощи в корзинке»

2

5

10

Занятие № 8

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ручки», «краб», «зайка».

2. Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-шнуровка – делаем дорожку

-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки

-делаем дорожку гусеничке,

3

5

8

Ноябрь

Занятие № 9

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

-пуговицы – делаем колеса и фары машине ,с разными по размеру и по цвету

- собираем геометрический конструктор(малый): строим «Солнце»

3

5

9

Занятие № 10

Колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу,дуем на него.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«щенок», «жираф», «зайка».

3

5

С предметами:

- бельевые прищепки –делаем «сороконожку»

- Сухой бассейн «Найди игрушки»

- раскраска «Самолет»- учимся не выходить за границы рисунка, точно нажимать и правильно держать

3

5

9

Занятие № 11

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

2. Самомассаж с помощью еловых шишек

5

3

С предметами:

-шнуровка – шнуруем ботинок(один)

 - счетные цветные палочки: делаем заборчик и домик

-лепка из теста: гусеничка(5 шариков)

2

3

3

9

Занятие № 12

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «гуси-гуси», «пальчики».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- колючие мячики –сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – делаем части лица на картоне

- собираем геометрический конструктор(большой): строим «Пирамиду»

3

5

8

Декабрь

Занятие № 13

1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу

2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «гуси-гуси», «автобус».

3

5

С предметами:

-канцелярские скрепки –делаем цепочку

-- аппликация: «Банка с соленостями»

3

5

9

Занятие № 14

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«машина», «ручки», «массаж».

Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-бельевые прищепки – делаем длинную цепь

- - Сухой бассейн «Найди игрушки лепка из теста: «тарелка с зернышками для курочки»

2

5

10

Занятие № 15

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- колючие мячики – учимся сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – делаем чешую рыбе

- знакомство с кубиками: выкладываем только красный цвет.

3

5

9

Занятие № 16

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

2. Самомассаж с помощью еловых шишек

5

3

С предметами:

-шнуровка – шнуруем ботинок(один)

 - счетные цветные палочки: ставим к картонному солнцу лучики

-раскраска: закрашиваем  пальчиками яблоко

3

5

9

Январь

Занятие № 17

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»

- самомассаж под песню Е.Железновой

5

3

С предметами:

- шнуровка – повторяем «крестик», «дождик»

- аппликация: «Тряпичный домик» ,активно работаем при приклеивании, создаем из лоскутков ткани

3

5

9

Занятие № 18

Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«щенок», «жираф», «зайка».

3

4

С предметами:

- бельевые прищепки – вставляем на более толстую опору

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 8стр.

- кубики Никитина: делаем по образцу-красно-белый дом

3

5

10

Занятие № 19

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- колючие мячики – сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – отделяем больших от маленьких

- собираем маленькую пирамидку

5

3

8

Занятие № 20

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«игрушки-зверюшки», «две чашки», «массаж».

Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-канцелярские скрепки – делаем «бычка»

- лепка из теста: «Улитка»

2

5

10

Февраль

Занятие № 21

1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «дождик», «автобус».

3

3

С предметами:

-мозаика мелкая: делаем цветок

- аппликация из крупы и семечек: плодовое дерево

6

5

10

Занятие № 22

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ручки», «краб», «зайка».

2. Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-шнуровка – делаем дорожку

-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки

- палочки Кьюзенера, и блоки Дьенеша альбом «Маленькие логики», делаем шарики в руках зайца

3

5

8

Занятие № 23

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- колючий мячик–сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – отделяем черные и белые поговки

- кубиками: выкладываем узор по

3

5

9

Занятие № 24

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

2. Самомассаж с помощью еловых шишек

5

3

С предметами:

-шнуровка – шнуруем ботинок(один)

- - счетные цветные палочки: делаем зиг-заг

-рисуем  пальчиками гусеничку, шмеля и дерево

3

4

3

7

Март

Занятие № 25

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»

- самомассаж под песню Е.Железновой

5

3

С предметами:

- шнуровка – повторяем «крестик», «дождик», добавляем привязать предмет

- палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик»,стр.11

- аппликация: «Золотая рыбка: с применением семечек тыквы

3

5

9

Занятие № 26

Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу,дуем на него.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«щенок», «жираф», «зайка».

3

4

С предметами:

- бельевые прищепки – делаем осьминога

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 12стр.

- кубики Никитина: делаем по образцу узор

3

5

10

Занятие № 27

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- эспандер – сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – отделяем больших от маленьких

- собираем маленькую пирамидку

- геометрический конструктор(малый):делаем машину

5

3

8

Занятие № 28

1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу

2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «дождик», «автобус».

3

3

С предметами:

-мозаика мелкая: делаем грибы в корзине

- соты Кайе. – делаем по образцу узор

- аппликация из манки и мака: «панда»

6

5

10

Апрель

 

Занятие № 29

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ручки», «краб», «зайка».

2. Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-шнуровка – делаем косичку

-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки

- палочки Кьюзенера, и блоки Дьенеша альбом «Маленькие логики», цветы на лугу

3

5

8

Занятие № 30

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- эспандер –сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – отделяем черные и белые поговки

- кубиками Никитина: выкладываем узор по книжке

- строительный конструктор: выкладываем по принципу домино

3

5

9

Занятие № 31

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

2. Самомассаж с помощью еловых шишек

5

3

С предметами:

-шнуровка – шнуруем ботинок (один)

-соты Кайе: делаем ромашку из желтых сот

- счетные цветные палочки: делаем параллельные дорожки

-рисуем  пальчиками льва

3

4

3

7

Занятие № 32

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»

- самомассаж под песню Е.Железновой

5

3

С предметами:

- шнуровка – повторяем «косичку»

 - палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик»,стр.13

- лепка из теста :делаем фигуры – шара,квадрата,овала

3

5

9

Май

Занятие № 33

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«машина», «ручки», «массаж».

Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-бельевые прищепки – делаем сороконожку

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 14стр.

- разукрашка по точкам: обводим рисунок по точкам

2

5

10

Занятие № 34

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- эспандер –сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – делаем браслет

- кубики Никитина: строим самую большую башню

3

5

9

Занятие № 35

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

2. Самомассаж с помощью еловых шишек

5

3

С предметами:

-шнуровка – учимся завязывать бант

 - счетные цветные палочки: закрываем ими раскраску

-рисуем пальчиками: лошадка и наездник

3

5

9

Занятие № 36

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»

- самомассаж под песню Е.Железновой

5

3

С предметами:

- канцелярские скрепки – чередуем в цепи 3 цвета: красный, белый, зеленый

- аппликация: «Коллаж»

3

5

9

3. Организационный раздел

3.1. Организация кружка

Занятия рассчитаны на детей 6-8 детей. Всего 36 занятий, кратность проведения 1 раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность каждого занятия 20 минут.

Пальчиковая гимнастика 2 ч.

Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.

Лепка 2 ч.

Знакомство с материалами (глина, пластилин, соленое тесто). Приемы работы различными инструментами (стек, скалка). Приемы изготовления изделий путем вытягивания из целого куска. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.

Аппликация 2 ч.

Знакомство с различными видами бумаги (неокрашенная – цветная, гофрированная, бархатная); инструментами, необходимыми для работы с бумагой (ножницы, кисточка, гладилка), их назначение и применение; свойствами бумаги (толстая – тонкая, мягкая – жесткая). Приемы работы с бумагой: вырывание, сминание, разрезание, изготовление деталей по шаблону. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

Графические упражнения 1 ч.

Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами.

Игры и действия с предметами 2 ч.

Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами, прищепками.

3.2.Необходимые материалы и оборудование

Успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует наличие в группе и использование на занятиях специального оборудования:
- разнообразных мелких предметов (пуговиц, бусинок, камешек, орешек, гороха, фасоли и др.);
- наборов счетных палочек;
- наборов цветных спичек;
- пробок от пластиковых бутылок разного цвета;
- мячей (колючих,);
- прищепок бельевых;
- трафаретов по лексическим темам;
- природного материала для самомассажа (грецких орехов, сосновых шишек);
- «сухих бассейнов» — емкостей, наполненных горохом или фасолью, — для самомассажа кистей.

В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание с ними играть в свободное время: на переменах и динамических часах:
- различные виды мозаики, конструкторов;
- пазлы;
- игрушки-шнуровки;
- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы.

Список литературы

Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 1994.

Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. - М.: “Лист”, 1998. 198с.

Афонькин С.Ю. Игрушка из бумаги.

Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 1996. 207 с.

Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.

Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.

Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике. – М.: “Вентана-Граф”, 2004. 400с.

Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 1991. 93 с.

Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.

Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием (1-4 классы) Уроки труда. – М.: “АСТ - ПРЕСС”, 2000. 140 с.

Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах. – М.: “Начальная школа”, 1994. 192 с.

Гусакова М.А. Аппликация. – М.: “Просвещение”, 1987. 45 с.

Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М.: “Сфера”, 1999. 107 с.

Дегтярева Т. Умные поделки. – М.: “Лист”, 1999. 133 с.

Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.

Конышева Н.М. Лепка в начальной школе. – М.: “Просвещение”, 1980.

Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.

Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 1999.

Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. 190 с.

Нагибина Н.И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль: “Академия развития”, 1998. 205 с.

Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: “Просвещение”, 1990. 94 с.

Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М.: “АСТ – ПРЕСС”, 1998.128 с.

Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.

Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002. 319 с.

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 1999.40 с.

Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста через реализацию парциальной программы «Умные пальчики» Лыковой И.А."

Формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста через реализацию парциальной программы «Умные пальчики» Лыковой И.А....

Парциальная программа "Волшебный пластилин"

Развитие детского художественного творчества - это комплекс  эстетических способностей и умений. Их формирование направлено на развитие эстетической компетентности, творческой активности, эмоцион...

Модель парциальной программы «Умные пальчики», как средство развития творческих способностей дошкольников

Модель парциальной программы «Умные пальчики», как средство развития творческих способностей дошкольников...

Парциальная программа «Волшебные краски»

Парциальная программа «Волшебные краски»...

Парциальная программа " Разноцветные пальчики"

Программа разработана для 2 младшей группы....

Парциальная программа по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики»

Развитие речи у дошкольников оказывает огромное влияние на успешность обучения их в дальнейшем. Готовность детей к школе включает зрелость всех систем организма, сформированность крупной и мелкой мото...