Консультация для педагогов: «Использование развивающих игр с кубиками Б.П. Никитина «Сложи узор» с детьми дошкольного возраста»
картотека
Кубики Б.П.Никитина – одна из популярных игровых технологий для детей дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 123.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Использование развивающих игр
с кубиками Б.П. Никитина «Сложи узор»
с детьми дошкольного возраста»
Кубики Б.П.Никитина – одна из популярных игровых технологий для детей дошкольного возраста.
Как известно, первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.
Как сказал Б.П.Никитин: «Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Вы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!»
Кубики Никитина - это прекрасные и увлекательные пособия для развития интеллектуальных способностей детей, в которых всегда есть один простой базовый набор: кубики – из которых необходимо сложить узор; рамки – вкладыши или геометрические фигуры. С их помощью можно создавать различные задания для малышей разного уровня сложности.
При игре в кубики, необходимо придерживаться основных правил:
• Сначала - взрослый, потом - ребенок (выполняя задания, вы сами прочувствуете, с какими сложностями может столкнуться ребенок) ∙ Подсказки давать запрещено!
• На решение задачи ребенку нужно давать столько времени, сколько требуется.
• Если ребенок не справляется, делайте вынужденные перерывы, возвращаясь к простым вариантам.
Одна из любимых игр детей с кубиками Б.П.Никитина - игра «Сложи узор». Игра «Сложи узор» состоит из 16 одинаковых кубиков. Каждый кубик окрашен в 4 цвета (синий, жёлтый, красный, белый) и две грани кубика двуцветные (белокрасные и сине-желтые). С помощью этой игры можно создать огромное количество разных интересных узоров, буквы, цифры, животных и многое другое.
Задания для игры делятся по количеству использованных кубиков:
1 этап – задания из 4-х кубиков.
2 этап – из 9-ти кубиков.
3 этап – из 16-ти кубиков с прорисовкой, а впоследствии - без прорисовки границ рисунка.
Таким образом, возрастает сложность заданий от этапа к этапу. В этом и заключается принцип от «простого к сложному», когда предыдущее задание подготавливает малыша к следующему. Все это в совокупности дает возможность ребенку находить решение самостоятельно, без подсказки.
В настоящее время разработаны различные пособия и альбомы, которые помогают педагогу в организации игр с кубиками.
Условно организацию игры можно разделить на 3 этапа.
1 этап - МЛАДШАЯ ГРУППА. На данном этапе можно использовать задания из альбома «Сложи узор» для малышей»
У малышей наглядно-образное мышление, поэтому схемы в альбоме «оживают» и кубики превращаются в бабочек, цветочки, зверят.
- Сколько бабочек из кубиков ты
видишь на картинке? (4)
- Чем похожи бабочки? (У всех бабочек крылышки квадратные)
Чем отличаются? (Крылышки разного цвета)
В задании можно предложить малышу отгадать загадку:
-Этот фрукт на вкус хорош и на лампочку похож? (груша)
-Круглое, румяное я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки
(яблоко)
Дети отгадывают загадки и подбирают кубик по цвету.
Нужно помочь мышонку добраться до сыра? - Малыш выкладывает дорожку заданного цвета и просчитывает количество выложенных кубиков.
Предлагается ребенку развесить на деревья желтые и красные листочки. Строим для ежика дорожку.
С помощью таких заданий учим и закрепляем цвета; формируем представления о временах года, формируем начальные навыки счета.
Постепенно сложность задания возрастает. Задания из одноцветных кубиков, переходят в задания двуцветные.
- У медвежонка и котенка тихий час. Укрой их одеяльцами. Как ты думаешь, чем похожи одеяльца? А чем отличаются? Покажи на рисунке большие и маленькие треугольники
Выполняя такие задания, дети усваивают понятия закономерности и последовательности.
2 этап игры - СРЕДНЯЯ ГРУППА.
В работе с детьми данного возраста используются задания из альбома «ЧудоКубики».
Учитывая принцип от простого к сложному, задания 2 этапа усложняются, состоят из 9-ти кубиков.
Предлагается выложить узор из кубиков на одеяльца, как показано на картинке, а затем постараться построить свой узор. К примеру, поменять цвета на одеяльцах.
Задания данного альбома учат детей симметрично выкладывать узоры на картинке. Например, составить из кубиков правую часть ковра симметрично левой части.
Тренируем внимание с помощью таких заданий как:
- Найди на рисунке такой же корабль и выложи его.
- Попробуй собрать и остальные корабли.
3 этап игры – СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ. Используются задания и игры из альбома «Чудо-кубики 2».
Задания – картинки в этом альбоме состоят из 16-ти кубиков с прорисованными гранями. В дальнейшем задания усложняются и картинки предлагаются без прорисовки границ.
Детям очень нравится собирать картинки и составлять узоры из кубиков. Каждый раз, выполняя новое задание, они радуются, что у них получилось справиться с ним, что они смогли его выполнить самостоятельно, без подсказки взрослого.
Таким образом, развивающее пособие «Сложи узор» - универсально. Один и тот же набор кубиков можно использовать на протяжении всего дошкольного детства, постепенно усложняя игру и задания к ней.
Кубики «Сложи узор» могут использоваться в коррекционной и диагностической работе с детьми с ОВЗ.
Плюс данной технологии еще и в том, что она развивает:
- наглядно действенное мышление
- мыслительные операции: сравнения, анализа, синтеза
- цветовое восприятие
- самоконтроль и самоанализ
- развивает зрительную память, мелкую моторику, чувство симметрии и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование приемов логопедического массажа для развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста"
Развитие межполушарного взаимодействия - основа интеллектуального развития ребёнка. Его несформированность - основная причина трудностей в учёбе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией. Корр...
Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
В основе методики Воскобовича лежит принцип: интерес – познание – творчество. Игровая методика побуждает интерес детей к занятиям. Главная отличительная особенность игр – образн...

Консультация для педагогов: "Использование мини-робота Вее-Воt «Умная пчела» в работе с детьми дошкольного возраста"
В наше время современные технологии позволяют ребенку развиваться и обретать различные навыки в процессе игры. Мини-робот Bee-Bot "Умная пчела" поможет освоить детям...
Сообщение из опыта работы на тему «Использование развивающего игрового пособия Б.П. Никитина «Сложи узор»»
Родители, серьезно думающие о будущем своего ребенка, стараются начать его обучение с ранних лет, используя опыт педагогов прошлого, которые на практике доказали состоятельность своих взглядов. Не утр...
Использование развивающего игрового пособия Б.П. Никитина « Сложи узор»»
Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора-механика и т.д.Задачи даются ребенку в...

Семинар-практикум для педагогов: «Использование координационной (скоростной) лестницы в свободной и регламентированной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Семинар - практикум для педагогов...
Сообщение из опыта работы на тему «Использование развивающего игрового пособия Б.П. Никитина «Сложи узор»»
Развитие дошкольника не будет всесторонним при использовании исключительно методики Никитиных, поэтому ее следует дополнять рекомендациями других педагогов.Система ориентирована на домашнее воспитание...




