пальчиковые игры для дошкольников
консультация (средняя группа)

Губко Екатерина Олеговна

пальчиковые игры для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ

 Исследователи, изучающие механизмы речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки.

Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

В музыкальной деятельности пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Регулярное включение музыкальных пальчиковых игр:

-стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;

-совершенствует внимание и память;

-формирует ассоциативно-образное мышление;

-облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

Картотека

Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы.

развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;

«предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);

повышают общий уровень организации мышления ребенка.

          Произносите текст дважды. При повторении дети подстраиваются к исполнению методом «эхо».


«ПАУЧОК»
Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки.
Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. (1)

Дождик с неба вдруг полил, паучков на землю смыл.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).(2)

Солнце стало пригревать, паучок ползёт опять. 

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, 
пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит). (3)

А за ним ползут все детки, чтобы погулять на ветке.
Действия аналогичны первоначальным. (1)

«ПОРОСЯТА»

Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков.(1) 

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, 

Мизинцы
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. 
Безымянные пальцы
 Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. 
"Фонарики". (2)
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. 

Сжимаем и разжимаем кулачки. (3)
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, 
Средние пальцы
 (1)
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. 
Указательные пальцы (1)
 Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. 
"Фонарики". (2)
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. 

Сжимаем и разжимаем кулачки. (3)
Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, 
Большие пальцы
 (1)
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. 
Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.

«ЖИРАФ»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. 
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. 
Хлопаем по всему телу ладонями. (1)
На лбу, ушах, на шее, на локтях, 
Есть на носах, на животах, коленях и носках. 
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела (2-4)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. 
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

Щипаем себя, как бы собирая складки.

На лбу, ушах, на шее, на локтях, 
Есть на носах, на животах, коленях и носках. 

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела (2-4)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. 
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку 
На лбу, ушах, на шее, на локтях, 
Есть на носах, на животах, коленях и носках. 

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела (2-4)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. 
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях, 
Есть на носах, на животах, коленях и носках. 

«Турист»

И.п.: на ладони левой руки стоят «ножки» — указательный и средний пальцы правой руки, остальные сжаты («рюкзак за плечами»).

Я шагаю по ладошке,

Поднимаю пальцы-ножки,        

(по очереди поднимать пальцы - «турист шагает»).

Раз-два-три-четыре-пять –

(«шагает» по пальцам по порядку, начиная с мизинца)

Хорошо мне так шагать!        

(«идти» дальше поруке вверх, «в гору»)

Хорошо мне так шагать,

Можно шейку почесать!        

(дойти до шеи, сзади остановиться)

«Загибалочка»

Раз-два-три-четыре-пять -      (5 хлопков в ладоши)

Будем пальцы загибать:        (4 хлопка в ладоши)

Вот большой, вот указательный,    

(одновременно на обеих руках загибаем последовательно большие пальцы, затем указательные)

Будьте вы теперь внимательны!

Средний мы сейчас загнем,        (загнуть средние пальцы)

Безымянный позовем.        (То же - безымянные)

И мизинчик-молодец        (загнуть мизинцы)

Опустился, наконец.

Получились кулачки -        (вращение кулачков)

Застучали молотки:        (стучать кулачком о кулачок)

Тук-тук-тук-тук!        

Вы послушайте свой стук.  

(Повторить последние 2 строчки просебя, простучать ритм возле уха)

«Копытца»

И. п.: пальцы рук «в замке». Ритмичные хлопки («щелчки») основаниями ладоней у запястья, не разъединяя пальцев.

Еду, еду на лошадке.        

(по 4 «щелчка» запястьями на сильную долю)

Еду, еду - путь не гладкий.        (То же)

Скок,        («щелчок», руки перед собой)

Скок,        («щелчок» - руки вверху)

Пере-        («щелчок» внизу)

скок!        («щелчок» вверху)

Через речку на мосток.        

(удары запястьями на каждый слог, постепенно вытягивая руки вперёд)

«Чайка»

Чайка над волной летала,        

(сцеплены большие пальцы рук, остальные пальцы изображают крылья)

Чайка крыльями махала.        

Рыбка хвостиком плеснула -        

(вращательные движения «хвостика»)

Чайка в воду вмиг нырнула.        

(сложить ладони вместе и опустить вниз)

«Осьминожки»

И. п. - пальцы сжаты в кулак.

Плыли, плыли осьминожки,    

(резко и ритмично выбрасывать пальцы из кулачка)

Опустились на дорожку,        

(поставить пальцы на подушечки на колени)

Быстро-быстро побежали

(пальцы «бегают» по коленям)

И три ножки потеряли.

Но зато осталось пять -        

(на слово «пять» - показать раскрытые ладони)

Можно все пересчитать!        

(поочерёдно загнуть снова все пальцы, в кулак)

«Кормушка для птиц»

Прилетайте, птички!        

(«зовущие» движения пальцев)

Сала дам синичке.        

(4 раза - «режущие» движения одной ладони по другой)

Приготовлю крошки,        

(пальцы щепоткой - «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга)

Хлебушка немножко.

Эти крошки - голубям,

(вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)

Эти крошки - воробьям.      

(то же - левой рукой)

Галки да вороны,        

Ешьте макароны!        

(тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»)

«Ёжик»

Добрый ёжик жил под елкой,  

(пальцы сцеплены в замок, сложены)

Проверял свои иголки,      

(поочередно поднимать пальцы, начиная с мизинцев)

Чистил и точил, как ножик:

Защищаться должен ёжик!        

(пошевелить сцепленными пальцами)

«Волна»

На морях бывают штормы,

(волнообразные движения сцепленных рук перед собой)

Там большие ходят волны,

Выше дома, выше крыш,    

(увеличить амплитуду «волн»)

Пароход им - как малыш!

(максимальные «волны» сцепленными руками)

«Клавиши»

Раз-два-три-четыре-пять,

Будем клавиши считать.    

 (Попеременно касаться большого пальца остальными пальцами кисти, как будто беря на фортепиано ноты до, до, ре, ре, ми, ми, фа, ми, ми, ре, ре, до, до, до и далее звукоряд вверх и вниз)

До, ре, ми, фа, соль, ля, си –

Сколько клавишей - спроси!

«Трик-трак»

           Веселая песенка для малышей. Простота интонирования мелодии соединена в ней с пластическими движениями, образно рисующими содержание.

Подберите с детьми инструменты для сопровождения.

         Трик-трак, трик-трак!

(Движения сцепленных рук изображают перекатывание большого деревянного колеса)

Под мостом жил старый рак.

(Ребенок подводит правую руку под левую, шевелит пальцами)

Рыжий кот пришел на мост,

(Пробегает вторым и третьим пальцами правой руки по вытянутой вперед левой от плеча до запястья.)

Рак схватил кота за хвост!

(Пробегает вторым и третьим пальцами по правой руке и в конце фразы правый мизинец прячет в левый кулачок.)

«Мяу-мяу! Помогите!

(Держит в кулачке спрятанный мизинец;  второй, третий, четвертый пальцы, соединенные вместе, соединяет и разъединяет с первым - изображает мяукающий рот кота)

С хвоста рака отцепите!»

(Чередуя руки, выдергивает мизинец из кулачка.)

Все бегут, и ты беги –

(Ставит руки одну под другую и быстро шевелит пальцами.)

Коту Ваське помоги!

(Хлопки в ритме текста, в конце фразы - шлепок по коленям.)

«Вышли пальцы танцевать»

Раз, два, три, четыре, пять    

(выбрасывать пальчики из кулачка),

Вышли пальцы танцевать

(свободное движение ладошками).

Большой пустился в пляс

(круговые движения больших пальцев вокруг друг друга),

Указательный - в припляс

(подушечки пальцев касаются друг друга в ритме текста),

Средний пальчик - поклонился

(средние пальцы сгибаются и выпрямляются),      

Безымянный – притаился

(можно заменить эту композицию, спрятав четвертый палец одной руки в кулачок другой).

А мизинец, удалец! Цепь сомкнул, молодец!

(Можно проверить, как крепко соединились мизинцы.)

Как же дальше танцевать?

(Тянуть сцепленные пальцы и разорвать связь в конце фразы)

Надо цепь нам разорвать.

«Смехота»

Подберите инструменты для шумового аккомпанемента.

1-й куплет.

Смехо-та! Смехо-та!

(Развести руки в стороны, шлепнуть по коленям.)

Бьет барашек в ворота.

(В ритме песенки ребенок ударяет кулачками по коленям)

И ногами, и рогами бьет барашек в ворота.

(Удары кулачками по коленям)

2-й куплет.

Смехота! Смехота! Бьет барашек в ворота.

(См. описание выше.)

Ворота не проломил

(с усилием надавливает кулачками на колени),

Зря головку утомил.

(Упираясь кулачками в колени,  недоуменно пожимает плечами.)

3-й куплет.

Смехота! Смехота! Бьет барашек в ворота!

(См. описание выше.)

Кто бы этому барашку

(произносит назидательно, грозит указательным пальцем)

Мог бы сделать а-та-та.

«Цапля»

Цапля сильно щиплет щуку, 

(каждый палец одной руки цепляет тот же палец другой руки с поворотом)

Чисто блещет чешуя,

(тереть ногти пальцев, перемещая кисти рук)

В камышах - лягушка с мухой,

(щелчки разными пальцами обеих рук одновременно)

И шуршит, шипит змея: «ш-ш-ш!..»

(потереть кулаки друг о друга)

«Паучина»

Замечательная песенка, в которой соединены оттенки сосредоточенности и игры, серьезности и легкости, паутинности в движении.

Пау-паучина паутину сшил.        

(Первый палец левой руки соединить со вторым пальцем правой, затем наоборот)        

Вдруг закапал дождик, паутину смыл.        

(Щелкать пальцами, в конце фразы правой ладонью быстро скользнуть по левой.)

Вот и солнце вышло, стало подсыхать.        

(Соединив ладони, поднять руки вверх, поворачивая их то в одну, то в другую сторону.)        

Пау-паучина трудится опять!

(Быстро перебирая пальцами, постукивать подушечками.)

Во втором куплете паутинку будут плести первый и третий пальцы и т.д.

           Плести паутинку можно не только пальцами, в воображении, но и реально. Для этого понадобятся небольшие цветные резинки. Предоставьте детям возможность пофантазировать над резинками-паутинками: в парах, в группах. Попросите их не запутывать резинки, а неторопливо перемещая руки, останавливаться и показывать узор.

           Соедините варианты: исполняя песенку, дети сначала плетут пальцами, а резинка, надетая на руку, висит около локтя.  

На паутинке могут быть капельки росы - пришитые к резинке маленькие рыболовные колокольчики.

«Сорока»

Тут сорока прилетала,        

(левая ладонь - «раскрытый клюв»)

Угощать всех кашей стала:

(правая - пальцы в кулачке)

Кушай, Крошка,        

(отгибать и массировать пальцы, начиная с мизинца)

И Алешка,        

И Антошка,        

И Сережка,        

И для старшего немножко!

Кашу пальчики поели,

(4 хлопка «тарелочками», вращение кистями)

Заплясали и запели.        

«Мячик и яблоко»

Я на левую ладошку (показать ладонь)

Круглый мячик положу, 

(кулак правой руки положить на левую ладонь)

Покатаю, поваляю, (поводить кулаком по ладони)

Под грибочком посижу, (прикрыть кулак левой ладонью)

Ну, а в правую ладошку  (показать ладонь)

Красно яблочко возьму, (кулак левой руки положить на правую ладонь)

Покусаю, пощипаю, (щипать и мять кулак)

Поваляю и умну!  (крутим кулак правой руки, «съедаем» все)

Примечание: для развития как праворуких, так и леворуких детей, можно сменять ладони, в которые берут мячик и яблоко. Дети любят играть в эту игру парами, сидя лицом друг к другу (замечу, что это довольно сложно, так как даже свою правую и левую руки они часто путают). Иногда они приносят мяч или яблоко, тогда игра становится забавнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры для дошкольников.

Данная презентация предназначена для родителей и воспитателей. Желаю успеха вашим малышам!...

Пальчиковые игры для дошкольников

Известно что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. А пальчиковые игры как нельзя лучше помога...

Картотека : "пальчиковые игры" для дошкольников с нарушением функций ОДА.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук....

Пальчиковые игры для дошкольников.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6943057","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"210","width":"251"}}]]Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются...

Пальчиковые игры для дошкольников

Пальчиковые игры для дошкольников...

Пальчиковые игры для дошкольников

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук у детей, которая позволяет развивать память, внимание....

Новые пальчиковые игры с дошкольниками

Картотека пальчиковых игр...