«Ребёнок с ТНР и математические способности»»
консультация
консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_femp_dlya_detey_tnr.docx | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Ребёнок с ТНР и математические способности»»
Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста актуально на этапе подготовки к школьному обучению. Чтобы успешно прошло освоение общеобразовательных программ, дошкольнику необходим достаточный уровень развития и математических способностей тоже.
Характерные особенности развития детей с ТНР сказываются на качестве усвоения ими элементарных математических представлений, приобретения умений и навыков.
У детей с ТНР выявляются многочисленные особые нарушения когнитивной деятельности, вызванные речевым недоразвитием, так и низкой мыслительной работоспособностью, т.е. недостаточная выраженность познавательных интересов, нарушение и замедление анализа и синтеза сенсорной и речевой информации, поэтому многие дети с ТНР отстают в овладении математическими умениями и навыками.
Речевые нарушения ведут к затруднениям в формировании математических представлений детей старшего дошкольного возраста:
- затруднения при освоении сенсорных эталонов;
- затруднения при освоении пространственного расположения вещей;
- затруднения в целостном восприятии предметов, ошибки при их сравнении, сопоставлении, выявлении сходства и различия между предметами;
- затруднения в понимании, речевом оформлении и решении арифметических операций.
Поэтому формирование математических навыков у детей с ТНР должно быть направленно на исправление и речевой патологи и совершенствование познавательной сферы, т.е. прорабатываются одновременно задачи обучения, коррекции и воспитания.
На педагогов коррекционных речевых групп возлагается ответственная задача по совершенствованию у детей с ТНР знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени. Конкретнее о специфике работы педагогов разберем на примере формирования временных понятий у детей старшего дошкольного возраста.
Образовательные задачи при формировании временных понятий:
- практически различать и называть времена года, части суток;
- иметь представления о годе, месяцах и их последовательности, названиях;
- знать названия и последовательность дней недели;
- понимать значение и уметь правильно употреблять слова-понятия вчера, сегодня, завтра, быстрее, медленнее, сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и тоже время;
- определение времени по часам, понятия минута, час, развивать чувство длительности отдельных временных интервалов (минута, 10 минут, 1 час)
Задачи воспитательного характера могут реализовываться педагогом в ходе разбора жизненных ситуаций и развития у детей морально-волевых основ личности (прилежности, точности, организованности, собранности, дисциплинированности).
Коррекционно-развивающие задачи
В ходе формирования временных понятий у детей с ТНР предполагается решать следующие коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие познавательных возможностей;
- Совершенствование сенсорного и интеллектуального развития;
- Совершенствование словесно-логического характера мышления, произвольного внимания и памяти;
- Совершенствование понимания речи; речевого подражания;
- Обогащение пассивного и активного словарного запаса;
- Работа по совершенствованию правильных лексико-грамматических структур;
- Работа над связной речью;
- Работа по закреплению правильного звукопроизношения и слогонаполнению.
Именно в ходе формирования временных представлений дети с речевыми проблемами усваивают глагольные формы, учатся правильно употреблять их, рассказывают о действиях, свершаемых в определенный временной отрезок.
Решение всех этих задач предполагает специфичную, отличительную методику обучения для детей с ТНР. Она имеет ряд отличительных особенностей от методов обучения детей массовых детских садов, учитывает как общедидактические, общепринятые принципы обучения, методы, средства, так и специальные подходы к обучению.
Методы коррекционно-развивающей работы по развитию математических представлений у детей с ТНР
Ведущим методом коррекционно-развивающего обучения будет – проблемное изложение материала (проблемные вопросы, использование заданий, которые заставят детей решать проблемную задачу, находить ответы на вопрос, узнавать и подбирать правильное выполнение задания).
Так как формирование правильной речи предполагает работу по анализу и синтезу, сравнению речевых единиц, выделению и обобщению языковых правил, овладение высоким уровнем вербально-логической и аналитико-синтетической деятельности головного мозга в целом. Каждый ребенок учится понимать логику и последовательность поиска решения проблемной задачи, участвовать в совместной опытнической, экспериментальной, исследовательской деятельности.
Мышление ребенка – дошкольника постепенно переходит от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому, поэтому в начале работы педагог должен использовать более простые мыслительные операции: анализ, классификация предметов, с опорой на наглядный материал, используя наглядно-образное мышление. Постепенно педагог включает более сложные мыслительные процессы (обобщение, абстракция) опираясь на образное и на словесно-логическое мышление.
- бъяснять новый материал педагог начинает с актуализации уже имевшегося.
Не забывайте, как педагог, так и ребенок должен комментировать ход выполнения задания. Это позволит вести работу по обогащению активного словарного запаса детей, приучает ребят грамотно и правильно высказывать свои мысли. И самое важное, педагог тем самым, помогает ребенку перейти от перцептивной деятельности к речевому высказыванию в ходе выполнения действий и операций в уме.
Педагогам в ходе коррекционно-развивающей работе нужно использовать такие задания, которые будут стимулировать заинтересованность и активное участие детей в процессе освоения новых знаний. Что будет способствовать переводу определенного действия из зоны ближайшего развития детей в зону их актуального развития.
Обогащение учебного процесса различными наглядными пособиями, играми, игровыми приемами с речевым сопровождением , включая их в различные виды детской деятельности.
Упражнения, задания, рифмовки, игры на развитие и уточнение временных представлений у старших дошкольников с ТНР.
Уточнение понятий об основных единицах времени (части суток, времени года, месяцы, год). Наблюдение и определение временной последовательности и закономерности каких-либо событий (после, перед, сейчас, потом).
- «Помоги закончить фразу»
Если сегодня среда, то завтра будет…. Если сегодня вторник, то вчера был….
- «Слушай, не зевай, время года отгадай»
Сейчас прохладная, погода. На улице не жарко. Ветер дует сильно, идет небольшой дождь, но на деревьях уже распустились почки и даже зацвела черёмуха.
- «На мою загадку подбери отгадку»
Снег на полях……
Тает снежок…….. и т.п.
- Игры с мячом в кругу по типу «Лови-кидай на вопросы отвечай»
- «Что на свете происходит, человек легко находит»
Взрослый кидает мяч и говорит слово по теме «Времена года». «Весной солнце что делает?» (Дети отвечают или по очереди, или кто-то один) светит, припекает, пригревает, освещает…..
«Весной снег какой?» И т.п.
- «Думай, думай, не зевай. Что же лишнее узнай»
Взрослый бросает мяч и называет 3-4 слова.
Суббота, вторник, лето, четверг. И т.п.
- «Кидай-лови, дни недели назови»
- «Мяч по кругу передай, вчера что делал называй. Дальше мяч передавай, днём, что делал называй. Мы ещё узнать хотели, что ты завтра будешь делать.»
Высказывания могут быть реалистичными, а могут быть выдуманными детьми.
- «Календарь вспоминай, зимы месяц называй» и т.п.
- «Мяч другому передай, день недели, (время суток), (зимний месяц) называй». Можно начинать с любого дня недели.
- «Может так, а может нет, поскорее дай ответ».
Взрослый бросает мяч ребенку и называет время года и характерное изменение или явление в природе. Например: зима, снегопад. Ребенок ловит мяч и говорит так или не так. (Так. Зимой бывает снегопад). Взрослый может назвать часть суток и характерное дело, день недели и характерное дело и т.п.
- «Дружно месяцы встают, время года назовут».
Таким образом, работа педагогов в этом направлении способствует положительной динамике в речевом развитии детей с ТНР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством математических сказок
Методическая разработка по теме с приложениями....
Консультация для родителей "Развитие математических способностей у ребёнка"
Консультация для родителей "Развитие математических способностей у ребёнка"...
Создание среды для развития математических способностей ребёнка
Для развития математических способностей детей необходимо создать среду, в которой будут находиться игры и материалы различных направлений и авторов. Игры можно сделать и самим, используя предметы из ...
Буклет для родителей "Развиваем математические способности ребёнка с помощью занимательных игр и заданий"
Развитие матиматических способностей детей 6-7 лет с помощью занимательных игр, заданий, логических упражнений...
Презентация "Развитие творческих способностей по формированию элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста"
Целью педагогической деятельности является максимальное развитие элементарных математических представлений путем применения различных форм и методов занимательного материала. Цель ...
План сопровождения одарённого ребёнка, имеющего ярко выраженные математические способности
План сопровождения одарённого ребёнка, имеющего ярко выраженные математические способности И. Ф. ребёнка:Возраст: 5-7летЦель: развитие логических приемов умственных действий: сравнения, обобщения, ана...