Создание среды для развития математических способностей ребёнка
учебно-методический материал по математике на тему

Богданова Ольга Львовна

Для развития математических способностей детей необходимо создать среду, в которой будут находиться игры и материалы различных направлений и авторов. Игры можно сделать и самим, используя предметы из окружающего мира. Главное, предоставить ребёнку возможность находиться в такой среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание среды для развития математических способностей ребёнка

  Маленькие дети обучаются, прежде всего, через собственные действия. Они способны осваивать окружающий мир и человеческую культуру через самостоятельную деятельность. А нам, взрослым, необходимо понимать, как лучше помочь детям в этом. Наша главная задача – подготовить среду, в которой, манипулируя с различными предметами, играя развивающие игры, ребёнок будет развиваться самостоятельно, свободно, без принуждения и назиданий. Подготавливая среду, необходимо подбирать такой материал, который заинтересует ребёнка, и поможет ему научиться чему-либо новому.

  Развивая математические способности у  ребёнка, необходимо в среде иметь целый ряд игр, которые помогут ему развиваться.

  Прежде всего, это развивающие игры Никитина:

- «Сложи узор»

- «Кубики для всех»

- «Точечки»

- «Уникуб»   и т.д.

  Эти игры помогут ребёнку работать по образцу, обучат счёту, цифрам, научат логически думать, ориентироваться в пространстве и многому другому.

  Наряду с этими играми необходимо иметь такие развивающие игры как:

- «Палочки Кюизенера»

- «Блоки Дьенеша»

- Головоломки (наподобие «Тангам»)

- «Собери картинку из частей»

- Счётные палочки   и т.д.

  Очень большое значение в развитии способностей ребёнка имеют материалы Марии Монтессори. Для развития математических способностей можно использовать как специальные «материалы для подготовки к математике», так и «материалы сенсорной группы». Вот некоторые из них:

- Блоки цилиндров. Цилиндры различаются высотой и объёмом. Легко вводятся понятия «большой-маленький», «высокий-низкий», «толстый-тонкий», «глубокий-мелкий».

- Розовая башня, состоящая из десяти кубов. Размер каждой стороны уменьшается последовательно на 10 миллиметров.

- Коричневая лестница. Состоит из десяти призм разной величины. Каждая призма имеет одинаковую длину, а ширина отличается на 10 миллиметров. Легко вводятся понятия «толстый-тонкий», «тоньше, чем...», «толще, чем…».

- Красные штанги. Размер каждой штанги уменьшается на 10 сантиметров. Легко вводятся понятия «длинный», «короткий», «длиннее, чем…», «короче, чем…».

- Красно-синие штанги. Разделены на красные и синие отрезки. Помогают научиться считать целыми числами от 1 до 10.

- Цифры и  чипсы (пластмассовые кружочки). Помогают детям устанавливать соответствие между числом и количеством. Ввести понятие чётного и нечётного числа  и т. д.

  Нельзя забывать и о таких играх, как матрёшка, дающая детям представление о соответствии величин, сравнение, понятие о высоте и размере. Пирамидках различного размера и формы, различных конструкторах.

  Наряду с промышленными играми можно привносить в среду игры сделанные самостоятельно. Дети очень любят манипулировать с природным материалом. Это можно использовать, создавая игры на соответствие числа и количества. Например: «Положи в корзиночку столько желудей, сколько показывает цифра», «Отбери в мешочек столько красных камушков, сколько показывает цифра» и т. д.

  При создании игр необходимо учитывать, что детей привлекает мелкий природный материал. Гораздо интереснее отсчитывать капельки, которые получаются при нажатии на пипетку, искать спрятанную в большой миске с гречей цифру и назвать её.

  Детям очень нравится пересчитывать бусины, которые ребёнок самостоятельно одел на проволочку. Только после того, как ребёнок рассортирует шишки, жёлуди и орехи, он сможет сказать, чего больше, сравнить количество, ещё раз пересчитать.

  Мы, взрослые, должны предоставить ребёнку возможность находиться в среде, которая наполнена разнообразными играми и материалами, необходимыми для развития, только тогда ребёнок сможет самостоятельно познавать мир, что гораздо интереснее для самого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание образовательной среды для развития познавательных интересов ребёнка. Ляпина Ирина Анатольевна, руководитель

Современный ребёнок не самостоятелен. А стремительно меняющийся мир требует от него стать творчески мыслящим, компетентным, умеющим действовать в конкретной ситуации. Безусловно, помощь взрослого ребё...

«Создание образовательной среды по развитию творческих возможностей ребёнка в учреждении дошкольного образования»

Развитие образования – неотъемлемая часть стратегии общенационального развития - начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с ФГОС ДО...

«Развития математических способностей старших дошкольников через создание игр-ходилок».

Игра лучший способ развития в математических способностях, особенно сделанно своими руками....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО СОЗДАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Тесное сотрудничество педагогов и родителей, осознанное решение задач математического развития детей дошкольного возраста, позволят создать единое образовательное пространство развития ребенка, которо...

Тема: «Создание условий для развития математических и творческих способностей детей посредством проекта «Маленькие умники»

       Развитие математических способностей, это довольно сложное, комплексное понятие. Состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений, показать ее значимост...

Маленькие умники-создание условий для развития математических и творческих способностей детей

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике....