Игры на эмоции
материал

Лещевая Наталья Владимировна

Игры на эмоции помогут детям:

• научиться различать эмоциональные состояния (собственные и окружающих людей);

• научиться выражать негативные эмоции приемлемым способом;

• снижать мышечное и эмоциональное напряжение с помощью релаксации;

• обучиться навыкам волевой регуляции;

• сформировать уверенное поведение, повысить самооценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_emotsii.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, направленные на развитие умения различать эмоциональные состояния

Фотография

Цель. Познакомить ребенка с эмоциями близких ему людей, научить его понимать свои и чужие эмоции.

Инвентарь. Фотографии ребенка, близких ему людей.

Содержание. Взрослый рассматривает с ребенком семейный альбом и спрашивает малыша не только о том, кто изображен на фото и что он делает, но и какое настроение у каждого, что он чувствует (удивление, радость, испуг, грусть и т. д.).

Рекомендации. Если ребенку трудно определить эмоциональное состояние, взрослый помогает ему воссоздать изображенную ситуацию и пофантазировать: что, на его взгляд, мог чувствовать этот человек, что бы почувствовал сам ребенок, если бы был на его месте. С детьми трех-четырех лет взрослый обсуждает по одной-две фотографии, дети пяти-шести лет могут принести на занятия фото, на которых изображены только веселые (или только грустные, или только удивленные люди).

Зайчики

Цель. Упражнение дает ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, учит задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их, выражать собственное настроение при помощи движений.

Содержание. Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Он описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Например, ведущий говорит: «Как сильно у вас зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения!»

Котик

Цель. Формирование умения выражать эмоции, снижение эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного эмоционального настроя в группе детей.

Содержание игры. Дети сидят на ковре и под спокойную музыку придумывают сказки про котика, который:

• нежится на солнышке (лежит на коврике);

• потягивается;

• умывается;

• царапает лапками с коготками коврик;

• мурлычет возле теплой печки;

• играет с другими котятами.

Рекомендации. В качестве музыкального сопровождения можно воспользоваться записями аудиокассет «Волшебные голоса природы», «Малыш в лесу», «Малыш и птичка» и др.

На птичьем дворе

Цель. Наработка опыта действий в новой ситуации, активизация эмоциональных проявлений, раскрепощение, снятие мышечного и эмоционального напряжения, формирование эмпатии.

Инвентарь. Игрушки (петушок, гусь, курочка, утенок, медведь, волк или другой «страшный» зверь), пиктограммы с изображением эмоций (грусть, веселье, испуг, удивление).

Содержание. Детям по очереди предъявляются полностью или частично видимые игрушки с описанием ситуации. Дети отгадывают, кто спрятался, пытаются передать эмоции появляющихся персонажей с помощью звуков и движения, выбирают соответствующие пиктограммы эмоций.

Видишь красный гребешок? (Частично видимая игрушка.)

Это кто там? (Дети: «Петушок!»)

Петушок наш грустный был. (Дети демонстрируют эмоцию грусти.)

Отчего он загрустил? (Дети высказывают свои варианты.)

Петушку предлагают остаться.

По дорожке гусь идет. (Предъявляется игрушка.)

Громко, весело поет! (Дети: «Га-га-га!»)

Догадайся почему,

Нынче весело ему? (Дети высказывают свои варианты.)

Вышла курочка во двор. (Предъявляется игрушка.)

Посмотрела под забор... (Ладонь к глазам, смотрят вокруг.)

Удивилась — где ж цыплятки? (Дети передают эмоцию удивления.)

Они со мной играют в прятки? (Дети разводят руками.)

А теперь кричит утенок... (Дети: «Кря-кря-кря!»)

Испугался он спросонок! (Предъявляется игрушка.)

Мне приснился страшный зверь. (Говорит взрослый.)

Я боюсь его теперь! (Дети демонстрируют испуг.)

Взрослый предлагает помочь утенку и прогнать зверя.

Солнышко веселое

Цель. Отработка умения произвольно сосредотачивать внимание на определенных группах мышц лица, тренировка мимической передачи эмоции веселья от улыбки до громкого хохота, раскрепощение, повышение уверенности в своих возможностях, развитие эмпатии.

Содержание. Детям предлагается послушать, как веселится солнышко, и попробовать передать его настроение перед зеркалом.

Взрослый говорит:

Смотрит солнышко в окошко,

Улыбаюсь я немножко. (Улыбка перед зеркалом.)

Солнце выше, день светлей,

Улыбаюсь веселей. (Улыбаются шире.)

Солнце в небе высоко —

Улыбаюсь широко. (В улыбке видны зубы.)

Я под солнцем веселюсь,

Громко-громко я смеюсь! (Хохочут: ха-ха-ха!)

Солнце клонится к закату,

На лице покой, ребята. (Изображают спокойствие.)

Рекомендации. Если дети хотят, они могут одновременно производить движения. С младшими детьми необходимо до проведения игры поговорить о разных эмоциональных состояниях, показать им рисунки солнышка в книжках, в детских работах, где чаще всего солнце нарисовано с улыбкой.

Тренируем эмоции

Цель. Научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и чувства.

Подготовка. При необходимости — побеседовать с детьми об эмоциях. Если планируется изображать эмоциональное состояние литературных героев, желательно заранее перечитать детям произведение.

Содержание. Взрослый предлагает ребенку (или группе детей) потренироваться в выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть присущи отдельным людям, сказочным героям, животным.

1. Радость.

Улыбнись, пожалуйста, как:

• кот на солнышке;

• само солнышко;

• хитрая лиса;

• довольный ребенок;

• счастливая мама.

2. Гнев.

Покажи, как рассердились:

• ребенок, у которого отобрали игрушку;

• Буратино, когда его наказала Мальвина;

• два барана на мосту.

3. Испуг.

Покажи, как испугались:

• заяц, который увидел волка;

• котенок, на которого лает собака.

Рекомендации. Можно использовать эту игру как эмоциональную разминку в начале каждого занятия. Играя с детьми 5 — 6 лет, можно предложить им самим стать ведущими, по очереди придумывая, какую эмоцию и какого героя, животного показать.

Дружба начинается с улыбки

Цель. Развитие эмоциональной сферы, умения выражать положительные эмоции, способности делать приятно окружающим.

Содержание. Дети встают в круг, смотрят друг другу в глаза и молча по очереди дарят самую добрую, какая только может быть, улыбку тому, кому захотят.

Рекомендации. Желательно проводить игру под спокойную музыку. При желании ребят можно обсудить: кому ты в первую очередь захотел подарить улыбку? Что было приятнее: получать или дарить радость другим? Что можно делать каждый день, чтобы и друзьям, и родителям, и тебе самому было приятно?

Как правило, после игры дети готовы делиться хорошим настроением, говорить про то, что чувствовали в ее ходе.

Угадай эмоцию

Цель. Развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.

Инвентарь. Карточки с изображением различных эмоций.

Содержание. На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Каждый ребенок по очереди берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные дети отгадывают изображенную эмоцию.

Рекомендации. Участие взрослого необходимо на первых этапах игры. В дальнейшем дети, как правило, сами выступают инициаторами и исполнителями игры.

Маски

Цель. Развитие эмпатии, умения выражать собственные эмоции и понимать эмоции других.

Инвентарь. Маски, изображающие различные эмоции (гнев, грусть, радость, удивление, страдание, страх и др.).

Содержание. После того как дети потренируются в изображении различных эмоциональных состояний, взрослый называет известных им литературных героев (Карабас-Барабас, Царевна Несмеяна, Буратино, Кот Базилио и т. д.) и спрашивает, какое выражение лица, настроение может быть у этого героя.

Рекомендации. Если дети проявляют активность, можно разделить их на две группы, которые по очереди загадывают какого-либо сказочного героя (с помощью взрослого) и изображают его эмоциональное состояние. Дети из второй группы отгадывают и объясняют, как им удалось отгадать. Маски могут быть изготовлены совместно взрослым и детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на эмоции

Игры будут способствовать развитию лучшего понимания ребенком себя и других, а также снятию психического напряжения...

Методическая разработка по теме «Развитие инициативности и самостоятельности дошкольника в общении со взрослым» (с помощью дидактической игры «Карта эмоций»).

Дидактическая игра «Карта эмоций» содержит элементы арт-терапии и учит детей распознавать различные эмоции человека по выражению его лица, расширяет словарный запас названиями эмоций, созд...

Методическая разработка на тему: «Игры и эмоции детей» автор воспитатель ГБДОУ №90 Якушева Елена Анатольевна

Методическая разработка на тему "Игры и эмоции детей дошкольного возраста"...

Авторская игра "Мамины Эмоции"

Совместная деятельность педагога с детьми в праздничный день "ДЕНЬ МАТЕРИ"-  "Познаём играя"....

Развивающая игра "Угадай эмоцию"

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразитель...

Дидактическая игра "Конструктор эмоций"

Игра познакомит ребенка с мимическими выражениями различных эмоций. Разбудив фантазию и творчество, данный конструктор поможет создать свой  образ, проиграть различные ситуации, выражая свои чувс...