Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)

Якупова Галина Николаевна

Математика – это особый мир, мир чисел, количества, геометрических представлений, мир величины, цвета и формы. Как же открыть детям этот необыкновенный, волшебный мир, чтобы они свободно могли в нём ориентироваться. Задача для педагога трудная, но очень интересная.
Чтобы правильно организовать деятельность детей по данному направлению, надо хорошо знать их возрастные психологические особенности. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Математика – это особый мир, мир чисел, количества, геометрических представлений, мир величины, цвета и формы. Как же открыть детям этот необыкновенный, волшебный мир, чтобы они свободно могли в нём ориентироваться. Задача для педагога трудная, но очень интересная.
Чтобы правильно организовать деятельность детей по данному направлению, надо хорошо знать их возрастные психологические особенности. 

 Дидактическая игра является одной из форм ведения образовательной деятельности по изучению математике.

  Именно дидактическая игра даёт возможность решать задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Поэтому, она является наиболее характерной формой обучения и закрепления знаний. Значение дидактической игры заключается в том, что она развивает мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей через игровую деятельность. 

Для организации игровой образовательной деятельности необходимо определить цели и задачи развития детей.

Цель: способствовать познавательному развитию детей, формировать элементарные математические представления.

Задачи:

  • Развивающие:
  • расширять кругозор на базе ближайшего окружения;
  • развивать у детей умение устанавливать простейшие взаимосвязи, самостоятельно делать вывод.
  • Образовательные:
  • обогащать представления детей о свойствах предметов (форма, цвет, величина);
  • учить устанавливать связь между словом и свойством предмета;
  • развивать наглядно-образное мышление, знакомить с преобразованиями предметов (в том числе пластилиновых шариков, которые можно расплющивать или раскатывать в колбаски; переливать из одних сосудов в другие подкрашенную воду и наблюдать при этом изменение уровня жидкости в зависимости от формы и размера сосуда, и т.д.);
  • формировать навыки продуктивной (конструктивной) деятельности, на ее основе соотносить с такими свойствами, как высота, ширина и длинна, применяя для этого адекватные словесные обозначения;
  • учить конструировать по образцу, предлагаемому взрослым;
  • учить сравнивать по количеству, используя обобщённые понятия;
  • учить изменять количество через ситуацию добавления, убавления;
  • обучать счёту в пределах пяти.
  • Воспитательные:
  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Работу с детьми я начала с построения предметно-развивающей среды: наполнила среду  пособиями, дидактическими играми на ориентировку в пространстве, на ознакомления детей с геометрическими формами, на формирование у детей знаний о величине.

Реализация программных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьёй. Как показала предварительная работа, анкетирование родителей, дома у детей достаточной игрушек, но покупаются они без учёта их возраста и без перспективы на развитие. В основном - это дорогие мягкие игрушки, машинки, куклы. Родители мало играют с детьми и совсем не представляют, как можно руководить развивающей игровой деятельностью ребенка. Тем более, что у родителей сложилось ошибочное мнение, что знания по математике ребенок может усвоить лишь при неоднократном повторении каких-то математических понятий. Чтобы познакомиться родителей, а как это может быть по - другому, как можно сделать математику интересной для детей, для начала организовала выставку дидактических игр и пособий по математике.

Затем провела  беседу по теме «Как познать мир математики?» в форме деловой игры. Родители учились играть в дидактические игры.  Я показала, как можно заинтересовать ребенка, как разжечь в нём огонь познания, как активизировать его. Как играя познакомить ребенка с новым и закрепить уже имеющиеся знания.

В заключение своего опыта хочу отметить, что с помощью дидактических игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики.  Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА: «Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений, у детей старшего дошкольного возраста".

Игры с цифрами и числами, игры на ориентирование в пространстве, игры путешествия во времени, игры с геометрическими фигурами и их преобразованием. Индивидуальна работа с детьми старшего дошколь...

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...

Статья "Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вмещается живительный поток представлений, поня...

Математика - это интересно! Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Статья на тему" Математика - это интересно! Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста". Математика &nda...

Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

В данной статье представлен практический материал по использованию игр математического содержания в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Доклад на тему «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста».

Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр....