Консультация «Активизация родителей с использованием эффективных форм здоровьясбережения в семье
консультация (младшая группа)

Смолина Елена Николаевна

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №15»

 

                           

                                                                                           Воспитатель: Е.Н.Смолина

2020-2021 учебный год

             Вырастить здорового ребёнка – задача непростая. Здоровье является необходимым условием полноценного развития ребёнка в процессе его жизнедеятельности.  

             Дошкольный возраст – благоприятное время для раскрытия и «запуска» способностей: в этот период формирование личности происходит наиболее быстро. В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

            Здоровый образ жизни характеризуется благоприятным социальным окружением, духовно-нравственным благополучием, оптимальным двигательным режимом, отказом от вредных пристрастий, положительными эмоциями, закаливанием организма, рациональным питанием, личной гигиеной. Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни семьи – это часть общей культуры членов семьи, которая отражает системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально- духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Здоровьесберегающее пространство семьи включает позитивную основу процессов и ресурсов, организационных и содержательных возможностей семьи, которые способствуют не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала здоровья всех ее членов. Как известно, все здоровьесберегающее пространство семьи адаптируются самой семьей. Впервые ребенок соприкасается с ценностями физической культуры в младенчестве, когда родители (чаще – мама) выполняют необходимые для полноценного психофизического развития ребенка физические упражнения. По мере взросления ребенка продолжает активно использовать разнообразные физические упражнения, игры, постепенно осваивая общечеловеческие ценности.

Ситуация с внедрением здоровьесберегающих технологий в семье в нашей стране весьма тревожная. Серия социологических исследований, проведенных в начале XXI в. и посвященных изучению отношения родителей к физическому воспитанию и здоровому образа жизни в общей системе семейного воспитания и организации здоровьесберегающих технологий, выявила крайне низкую активность родителей в этом плане. Согласно данным самих родителей, лишь 48% из них занимаются с детьми простыми и доступными формами физического воспитания – утренней зарядкой и играми. В то же время теоретически все родители понимают важность и необходимость занятий подобного рода. Как правило, активно проводить время с ребенком родители могут в выходные и праздничные дни, занимаясь играми и совместными прогулками. Вместе с тем около 25% детей не имеют даже такой возможности из-за занятости родителей.

Только в семье возможно использование широкого и многообразного диапазона различных здоровьесберегающих технологий. Они позволяют с самого раннего возраста, – благодаря организации активного творческого отдыха, развлечениям, включению детей в игру, соревнованиям, общению с родителями, – оказать целостное гуманистическое воздействие на личность детей и постепенно содействовать формированию у них гуманистически ориентированного здорового образа и стиля жизни.

Одной из причин медленного ухудшения результатов в борьбе за снижение заболеваемости является недостаточная неосведомлённость родителей относительно способов организации физического воспитания в семье и передачи культурно-игровых традиций, связанных с повышением физической компетентности дошкольников. Дети дома в основном заняты просмотром передач по телевизору, компьютерными играми.

При этом развивается гиподинамия, которая ведёт за собой серьёзные последствия: недостаточное снабжение крови кислородом, атрофии мышц, проблемы развития опорно-двигательного аппарата, деформации позвоночника, нарушения осанки, сердечно - сосудистой системы, расстройства пищеварения, ослабление иммунитета, быстрой утомляемости и эмоциональной неустойчивости.

Часто в выходные дни нарушается режим сна и отдыха детей. В семьях редко, когда есть какое-либо спортивное оборудование. Большая загруженность родителей ведёт к сокращению прогулок детей на свежем воздухе. Таким образом, естественная потребность ребёнка в семье пусть неосознанно, но подавляется. А начав водить ребёнка в дошкольное учреждение, ответственность за его физическое воспитание, родители часто перекладывают на плечи педагога.      

Но, как известно, ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не может дать ожидаемых результатов, если не реализуется вместе с семьёй, поэтому одна из главных и важных задач деятельности ДОУ – работа с родителями воспитанников. Часто бывает, что педагоги обвиняют в плохом воспитании родителей, а родители, в свою очередь, видят причины неуспеха детей в педагогах. Чтобы этого не происходило, надо самое главное - найти эффективные способы сохранения и укрепления здоровья дошкольников, предусматривающие повышение роли родителей в вопросах оздоровления детей, приобщения их к здоровому образу жизни, создание семейных традиций физического воспитания. Одним из важных способов реализации сотрудничества дошкольного учреждения с родителями для нас является организация совместной деятельности, где родители выступают в роли не пассивных наблюдателей педагогического процесса, а становятся его активными участниками.

В ходе своей работы, мы всегда добиваемся того, чтобы цели и задачи воспитания здорового ребенка были хорошо понятны родителям наших воспитанников. Мы их знакомим с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.Всегда стараемся, чтобы прослеживалась систематичность и последовательность работы в течение всего учебного года и всего периода пребывания ребенка в детском саду. Осуществляем педагогический индивидуальный подход к каждому ребенку, к каждой семье на основе учета их интересов и способностей. В соответствии с этими положениями, разработали систему работы в этом направлении:          

- Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

- Участие в санитарно – просветительной работе: правильный режим дня, рациональное сбалансированное питание, закаливание.

- Ознакомление и обучение конкретным нетрадиционным приемам и методам оздоровления детей:

  • дыхательная гимнастика, массаж биологически активных точек тела, самомассаж, разные виды закаливания, хождение босиком», Гимнастика для глаз, музотерапия, сказкатерапия динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, ортопедическая гимнастика, оздоровительный бег (дозированный), утренняя гимнастика на свежем воздухе и т.д.

- Различные консультации с участием психолога, специалиста по физическому воспитанию, медика. Семинары-практикумы (игры и тренинги, "Дни открытых дверей» с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе, закаливающие и лечебные процедуры).

Используем и такие формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, которые являются очень эффективными. Это: родительские собрания, совместные физкультурные досуги, различные домашние задания, совместный просмотр видеофильмов, комплектование педагогической библиотеки по организации физического воспитания в семье, выпуск газеты.

Родительские собрания являются одной из эффективных форм взаимодействия с семьей. Тему мы подбираем в соответствии с интересами родителей. На обсуждение выносим 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим предлагаем выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание посвящаем обсуждению семейного опыта по воспитанию здорового ребенка.

Проводим физкультурные досуги, совместно с родителями, в которых принимают участие  воспитатель по физической культуре. В ходе таких мероприятий становятся явными часто скрываемые проблемы родителей в отношениях с ребёнком: непонимание его, неумение с ним договориться, неадекватное поведение мамы (одёргивание, повышение голоса). И поэтому приходится приглашать педагога-психолога, который оказывает психологическую поддержку, как детям, так и взрослым, помогает решить конфликтные ситуации между ними, советует как найти из неё выход. Таким образом, тесное сотрудничество этих педагогов позволяет повысить эффективность занятий.

Проводимые нами «Дни здоровья» содействуют оздоровлению детей и взрослых, предупреждают их утомление. Одной из наиболее активных форм совместного отдыха являются туристические походы. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

Организовываем «Дни открытых дверей», где родителям дается возможность познакомиться с дошкольным учреждением, принять участие в утренней гимнастике, физкультурном занятии, понаблюдать за организацией питания, сна, закаливающих процедур.

Иногда родителям даём задания на дом, позволяющие усилить двигательную активность детей, подтянуть отстающего в физическом развитии ребенка.

Знакомим родителей с некоторой педагогической литературой в этом направлении. Поэтому в нашей группе мы имеем небольшую библиотеку по разным вопросам сдоровьесберегающих направлений детей дошкольного возраста. В пополнении библиотечного фонда привлекаем и родителей, которые передают в общественное пользование прочитанные книги, журналы по физическому развитию детей. С родителями используем разные формы работы: это различные папки-передвижки, обсуждение отдельных книг или публикаций в ходе консультаций, информация на групповом стенде, выпуск газет. На страницах газет обычно поднимаем вопросы, связанные с организацией оздоровительного семейного досуга, предлагаем задания к предстоящим спортивным мероприятиям, обсуждаем итоги прошедших мероприятий, объявляем творческие конкурсы.

Ценность всех этих мероприятий заключается в том, что родители имеют возможность оценить результаты своего воспитания, как физического, так и духовного, так как на протяжении всех этих мероприятий они сосредоточены на своём ребёнке. Также всё это способствует сближению всех родителей и детей. Становясь участниками процесса обучения и воспитания своих детей, папы и мамы чувствуют себя хорошими родителями, поскольку вносят вклад в образование детей и сами приобретают новые умения.

Работая в этом направлении, очень важно воспитать у самих детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. Необходимо сформировать осознанное выполнение действий, связанных с самообслуживанием и режимным процессом, гигиенических процедур, умение самостоятельно регулировать двигательную активность.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей об использовании малых форм фольклора в играх с детьми

Данная консультация может быть использованна воспитателями для родительского уголка или на родительском собрании. Она будет актуальна особенно для родителей младших дошкольников. Воспитатели тоже могу...

Консультация с запланированными ошибками, с включением методов активизации педагогов «Утренняя гимнастика-эффективная форма здоровьесбережения».

Данная консультация поможет педагогам вспомнить методику организации утренней гимнастики, выделить требования к подбору упражнений....

Консультация«Использование эффективных форм сотрудничества с родителями для обеспечения психолого-педагоги- ческой поддержки семьи и повы- шения компетентности родителей в вопросах развития и образования и укрепления здоровья детей».

laquo;Использование эффективных формсотрудничества с родителями дляобеспечения психолого-педагоги-ческой поддержки семьи и повы-шения компетентности родителейв вопросах развития и образованияи укрепл...

Консультация для родителей с использованием OR - кода "Двигательный режим- как одно из условий здоровьясбережения детей"

Использование QR - кода в работе с родителями для повышения их педагогической компетентности в области воспитания детей....