Пальчиковые маски как средство развития связной речи дошкольника
консультация

Жалнина Ольга Николаевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковые маски как средство развития связной речи дошкольника

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Пальчиковые маски – это небольшие маски, рисуются фигурки или только головки, приклеиваются к картонным колечкам и надеваются на пальцы

 рук взрослых и детей и используются для инсценировки сказок, историй.

Предлагаемая методика основана на применении методов: арттерапии, сказкотерапии, терапии историями и игровой терапии. Ценность этой методики в комплексном использовании всех этих методов. Методика позволяет решать следующие задачи:

  1. Диагностические: выявление актуальной проблематики ребенка путем анализа эмоционального состояния, интонационных акцентов и смысла сочиненной и разыгранной истории.
  2. Коррекционные: сочиненная история – само по себе терапевтическое явление, т.к. это продукт творческого акта. В коррекционных целях разыгрываются сценки и этюды, где основные герои воплощают основной характерологическиий порок ребенка – «патологическую доминанту» и идеальную личность этого же ребенка.
  3. Развивающие задачи: развитие мелкой моторики, внимания, фантазии и образного мышления, связной речи.

Возможны следующие формы работы с пальчиковыми масками: постановка известной сказки или заданной ситуации и сочинение и постановка истории, отыгрывание диалогов. Занятия могут проводиться индивидуально или с группой детей. В зависимости от задач занятия могут использоваться готовые пальчиковые маски или создаваться детьми.

Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи пальчиковых масок обладает несомненной пользой для ребенка: развивает мелкую моторику рук (ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену и во многие другие моменты постановки нужна точная, скоординированная работа пальчиков), стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, малыш вырабатывает способность к концентрации внимания. Заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, ребенок тренирует память, театральные постановки развивают фантазию и воображение. Обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым. В процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление (такие важные понятия как «лево» и «право», вниз и вверх, предыдущий и следующий отрабатываются в игровой ненавязчивой форме). А так же появляется возможность самовыражения на сцене, которая развивает артистические и творческие способности.

Выступая перед публикой, малыш приобретает уверенность в себе, становится более общительным. А главное при помощи маски перед малышом открывается удивительный мир сказки. Сказки - это фольклорный жанр, который никогда не останется в стороне при воспитании детей. Все они знакомы детям и взрослым и очень любимы. Сказки для детей младшего возраста просты, носят циклический характер – многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет лучше ребёнку запомнить сюжет и развить память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.

 Очень важно для ребенка то, что при игре «в сказку» ребенок может принимать на себя разные роли, подражать как положительным, так и отрицательным персонажам, чувствовать грань между добром и злом. Однако сюжет сказки – это лишь основа для самостоятельного творчества. А творчество – это способность отходить от шаблонов и генерировать свои идеи, воплощать собственные замыслы. И очень важно поддерживать ребенка в этом, чтобы заложить основу творческого восприятия мира. Сказки, в которые мы играем, всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои кукольного театра вызывают у ребенка желание подражать им, и, незаметно для себя, дети «присваивают» положительные качества персонажа. Ощущая себя в роли Колобка или Лисички, ребенок, по сути, играет в сюжетно-ролевую игру: замкнутый в себе малыш, вдруг начинает принимать активное участие в сказке и, незаметно для себя, но на радость родителям, становится вдруг общительным, а ребенок, лидер по натуре, лишний раз это доказывает. Куклы знакомых нам с детства персонажей помогают ребенку преодолеть скрытые психологические барьеры, учат правильно излагать свою мысль, продумывать поведение. Здесь уже не устное народное творчество или сказка известного автора, здесь Автор – это сам ребенок: Автор думающий, Автор ответственный за своих персонажей, Автор, имеющий свою позицию и точку зрения.

 А главное при помощи  пальчиковой маски перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций. Это могут быть проблемы, связанные с общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них. Задавая ребенку создать импровизацию на ту или иную педагогически-неоднозначную ситуацию, сможете лучше понять мотивы и причины того или иного поведения младших дошкольников. Даем тему, например: "Маленький бельчонок не захотел слушаться маму и ускакал далеко в лес один". Задавайте наводящие вопросы: "Что случилось с бельчонком?", "Страшно ли ему стало в чаще, или он продолжил весело гулять?", "Кого он встретил по пути?", "Как он нашел дорогу к дому?". При помощи инсценировок можно проиграть и важные изменения в жизни ребенка, такие как поход в детский сад, обретение новых друзей. По ходу постановки можно подсказать ребенку правильную модель поведения в разных ситуациях. 

Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Картина как средство развития связной речи дошкольника"

В данном учебно-методическом пособии представлены методика работы с картиной в разныех возрастных группах, решаемые задачи, формы приемы работы, предложен примерный перечень картин для рассматривания ...

"Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников"

"Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников"...

Статья "Пальчиковая гимнастика, как средство развития связной речи детей раннего возраста"

Применение пальчиковой гимнастики оказывает положительный результат. Такие упражнения для движений пальцев и кистей рук являются значительным средством развития мышления детей. Во время этого у ребенк...

«Пальчиковый театр как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

quot;Пальчиковый театр как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"...

Пальчиковый театр как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста.

В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой образования, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. В решении задач, связа...