Мастер - класс для родителей "Путешествие на поезде "Логомастер"
методическая разработка

Борская Елена Николаевна

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированной направленности №2 г. Сосновоборск

Методическая разработка:

Мастер – класс для родителей  

«АЗБУКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»

2023 г.

Актуальность: Взаимодействие детского сада с семьей – важное условие полноценного речевого развития ребенка дошкольного возраста. Оптимальные результаты отмечаются только там, где педагоги и родители действуют сообща.  

Сейчас отмечается рост детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Низкая осведомленность родителей в вопросе патологии и коррекции речи, недооценка важности раннего выявления речевых дефектов и начала своевременного воздействия на них, говорят о необходимости совместной работы с семьей на всех этапах развития речи.   Чаще родители не знают, как и что делать.  

        Поэтому нами разработан мастер-класс для родителей, на котором они знакомятся с системой развития речи и совместно с педагогами проигрывают упражнения по коррекции и развитию различных компонентов речи. Ссылки на специализированные сайты, помогут родителям найти нужную информацию для самостоятельной деятельности с ребёнком.  Мы надеемся, что игровая форма мастер-класса поможет заинтересовать и убедить родителей в необходимости систематической работы дома, а также подскажет как увлечь игрой ребёнка, которая ускорит автоматизацию звуков, и поможет в закреплении лексических тем.  

Главная цель взаимодействия педагогов и семьи – это включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства.

Задачи:

1. Формировать у родителей желание помогать ребенку;

2. Формировать мотивацию к участию в образовательном процессе;

3. Повышать уровень педагогической компетенции родителей;

4. Оказывать информационную и дидактическую поддержку семьи.

   

   

Мастер-класс для родителей

«Азбука формирования правильной речи»

Цель: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития

           детей.

Задачи: 1.Установить контакт с членами семьи, согласовать воспитательное

                  взаимодействие родителей и специалистов в речевом развитии ребенка.

               2.Обогатить методическую копилку для родителей «Домашний Логомастер». 

Приглашение: Родители получают приглашения - билеты на мастер-класс 2-3 цветов, придя на мероприятие рассаживаются в «вагоны» и участвуют в игре по станциям согласно выбранному цвету. (Приложение 1)

В заключении получают памятку с ссылками игр, которые могут найти в интернете и поиграть с детьми дома. (Приложение 2)

Ход мероприятия: (Презентация)

 (Слайд 1-2) «Совсем немного науки» -Для чего нам нужна речь? Речь - форма общения. К сожалению, она не передаётся по наследству. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

- речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т.к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.  

          - Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? На что должны обращать внимание и педагоги и родители?

- Формирование звуковой культуры речи.

- Обогащение словарного запаса.

- Формирование грамматического строя речи.

- Обучение рассказыванию, связной речи.

- Развитие выразительности речи.

 (Слайд 3)          Игра - путешествие на поезде «ЛОГОМАСТЕР»        

Сегодня мы предлагаем вам отправиться в путешествие на нашем поезде «Лого- мастер» 

(Слайд 4-7) 1 станция «Звуковичок»  

 (для освоения правил игры приглашаются в круг родители с жёлтыми билетами)

Особое беспокойство у родителей вызывает нарушения звукопроизношения у детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не обратить внимания на ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры: «Назови что услышал?», «Глухой телефон», «Шутки-минутки», «Загадки-рифмы», «Загадки-обманки» (проигрывание упражнений с родителями, анализ ошибок)

 (Слайд 8-9) 2 станция «Наши руки не знают скуки» -  участвуют все.

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

 (Массаж.  Пальчиковые игры (без предметов).  Игры на развитие полушарий)

 (Слайд10-12) 3 станция «Словарная»

(для освоения правил игры приглашаются родители с зелёными билетами)

Обогащение словаря и грамматического строя речи -  одно из важнейших условий для развития грамотности и компетентности ребёнка. Существуют различные способы для обогащения словаря:

  • Наблюдение за объектами и явлениями
  • Чтение художественной литературы
  • Просмотры телепередач, художественных фильмов
  • Заучивание стихов
  • Игры

Вашему вниманию предлагаем игры, которые помогают в проведении семейного досуга с пользой. Это такие игры как: «МЕМОРИНЫ»

«ДОМИНО»

«ВИКТОРИНЫ»

«ЛОТО»

С помощью этих игр обогащается словарь (ПРЕДМЕТЫ, ПРИЗНАКИ, ДЕЙСТВИЯ) 

 Составляя предложение, ребёнок учится согласовывать слова в роде, падеже, числе, т.е. совершенствуется грамматический строй речи, обогащается словарь.

Развивая словарь ребёнка, следует соблюдать следующие условия во всех формах, о которых мы говорили.

  • Доступность (доступно объяснять лексическое значение слова, выражения)
  • Многократное употребление слова (выражения) в речи взрослого в подходящих ситуациях

Наглядность. (проигрывание упражнений с родителями, анализ ошибок)

(Слайд 13-14) 4 станция «Речевичок»

 (для освоения правил игры приглашаются родители с оранжевыми билетами) 

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у дошколят – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:

  • Недостаточный словарный запас
  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь
  •  Бедная диалогическая речь: неумение грамотно и доступно

       сформулировать вопрос, построить развёрнутый ответ

  • Неспособность построить рассказ на предложенную тему
  • Пересказать текст
  • Запомнить стихотворение
  • Неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса
  • Плохая дикция

(слайд 15) Учитывая, что дети сегодня перенасыщены информацией, важно, чтобы процесс обучения был занимательным, а это возможно только через игру. В этом возрасте у них преобладает наглядно-образная память. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность.

Чтобы дети легко запомнили стихотворение, составили рассказ, пересказали текст – нам помогут рисунки: предметы – признаки – действия  

 Работу свою начинаем от простого к сложному:

  • 1 этап – показываем отдельные                              

глаза – дети рассказывают о форме, цвете, величине  

рука – определяет на ощупь

нос - есть ли запах у предмета

рот – вкусовые качествах  

(проигрывание упражнений с родителями, анализ ошибок)

(Слайд 16)      Для лучшего запоминания произведений (сказок, текстов) вместе с детьми можно нарисовать простые схемы. Для заучивания стихов – зашифровать их в рисунки или в движения.

(Слайд 17) (все родители стараются зашифровать стихотворение «Подарки осени»)

Уважаемые родители! Используйте приёмы мнемотехники – они развивают все процессы: память, воображение, мышление и конечно же речь вашего ребёнка.   

 (Слайд 18)  Речь не передается по наследству, малыши перенимают опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей). Поэтому так важно, чтобы ребенок слышал правильную, грамотную речь.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.  

 Раздача памяток с адресами сайтов по теме мастер – класса (Приложение 2)

Надеемся, что сегодняшняя информация будет полезна в ваших начинаниях, дерзайте, уважаемые родители! Наше путешествие закончилось. Если Вы считаете, что услышали полезную информацию опустите свой билет в жёлтый мешочек, если нет – в зелёный.

Всем удачи и до скорых встреч! 

Список литературы и интернет – ресурсов:

  1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 4–6 лет. Наглядно-дидактическое пособие. Мозаика-Синтез, 2014 г.
  2.  Игры в логопедической работе с детьми / Под ред.Селиверстова. М., 1987 г., Вып.2
  3. Картотека методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. -СПб., «Детство-пресс», 2011г.
  4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб., 2003.
  5.  Филимонова О.Ю Развитие словаря дошкольника в играх.-СПб., «Детство-пресс», 2007г.
  6.  Стихотворение «Подарки осени» -http://www.forchel.ru/uploads/posts/2010-11/1290372283_screenhunter_01-nov.-21-23.40.gif
  7. Специализированный сайтlogolife.ru     
  8. Специализированный сайт -logoped.ru

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...