Родительская гостиная "Речевое развитие детей 5-6 лет"
презентация к уроку (старшая группа)

Лаптенкова Ирина Владимировна

В презентации представлена информация о нормах речевого развития детей 5-6 лет, а также рекомендации родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey_5-6_let.docx19.73 КБ
Файл rechevoe_razvitie_5-6_let.pptx317.39 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Словарный запас ребенка в 5 лет составляет 2000 слов, в 6 лет – 3500.

Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарем является:

  • умение детей подбирать противоположные по смыслу слова – антонимы: (вход – выход), (хороший – плохой), (быстро – медленно), (говорит – молчит);
  • близкие по смыслу слова – синонимы (ходить – идти, шагать, топать, вышагивать и др.);
  • подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть дождь? – Холодный, сильный, грибной, мелкий, кратковременный), наречия к глаголам (Как может говорить мальчик? – Быстро, хорошо, медленно, четко, тихо, громко и т. д.)

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно используют развернутую фразовую речь, различные конструкции сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, у них развиты навыки словообразования (стул – стульчик, коза – козленок) и словоизменения (лист – листы, окно – окна; шары (много чего?) – шаров, ключей, ложек; 2 кота – пять котов, 2 розы – 5 роз).

Ребёнок быстро усваивает процесс анализа и синтеза звуков.

В речи детей встречаются грубые грамматические ошибки:

  • неправильное согласование (красная яблоко, желтая банан, моя помидор);
  • неверное образование формы Р.п. мн.ч. некоторых существительных (стулов, глазов, ротов, карандашов»), изменение по падежам несклоняемых существительных (пальто – пальты, пальтов).

Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, давая правильный образец.

К 5 годам у детей должны быть сформированы все звуки речи. В нашей группе всего __ детей, у которых все звуки в норме.

Поэтому тем детям, у которых есть нарушения в звукопроизношении, необходимы занятия с логопедом. То, что звуки сами собой появятся – уже маловероятно. Вы можете подойти ко мне, и я помогу вызвать правильный звук, но весь процесс по закреплению этого звука, его автоматизация в речи, ложится на вас, это ежедневные занятия дома. Я могу лишь давать вам этот материал для отработки (сначала изолированно, затем в слогах, в словах, в предложениях). Но, хотелось бы сразу обговорить такой нюанс, если вы знаете, что не будете отрабатывать дома поставленные звуки, либо будете делать это через раз, тогда просьба не отнимать ни моё время ни своё на вызывание звуков, на подбор материала для автоматизации, лучше тогда найти логопеда и заниматься платно.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Если ваш ребенок плохо говорит, путает звуки в речи, то у него может быть нарушен фонематический слух.

Фонематический слух – это умение различать и выделять речевые звуки. Каждое слово, сказанное ребёнком, состоит из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому важно, чтобы ребёнок мог правильно услышать звук и правильно его произнести.

Помимо фонематического слуха существует такое понятие, как фонематическое восприятие- это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова, то есть производить умственные операции по звуковому анализу. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Нормальное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, успешной коррекции нарушений звукопроизношения, а также закладывает основы успешного обучения в школе.

Определить, хорошо ли развит фонематический слух, родители могут по следующим речевым операциям:

  • ребенок слышит определенный звук в слове, уверенно называет его или говорит, что названного звука нет (звук [а] в словах мак, жук, кот, Аня);
  • ребенок различает слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу (коза – коса, жить – шить);
  • он различает слова, состоящие из одних и тех же фонем (ракета – карета, клоун – кулон).

Поэтому очень важно научить ребёнка анализировать то, что он слышит. В дошкольном возрасте ребёнок вполне готов к тому, чтобы усвоить грамматический ряд языка, научить узнавать звуки, в начале, в середине и в конце слова. Важно сосредоточиться на специальных упражнениях по звуковому различию, и научить ребёнка основам грамотности.

В нашей группе практически у всех детей есть нарушения фонематического слуха. Дети не смогли повторить вслед за логопедом ритмы, не смогли повторить цепочки из трех слогов. Помимо нарушения фонематического слуха, у детей есть нарушения в слухоречевой памяти, то есть дети не могут запомнить все три слога. Также это может проявляться тем, что дети не могут запомнить многоступенчатые инструкции (Подойди к шкафу, открой нижний ящик и достань желтую книжку). В дальнейшем нарушения слухоречевой памяти приведут в школе к чему? К тому что, во–первых, дети не смогут выполнить инструкцию учителя (откройте учебник на странице такой-то, найдите упражнение такое-то), во-вторых, к проблемам на письме. Когда дети будут писать диктанты на слух, ребенок просто будет забывать либо концовку предложения, либо второстепенные члены.

Важно сосредоточиться на специальных упражнениях по звуковому различию, и научить ребёнка основам грамотности.

 

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Работа по формированию у детей фонематического слуха и восприятия ведётся по нескольким направлениям:

  1. Узнавание неречевых звуков.
  2. Различение высоты, силы, тембра голоса
  3. Различение слов, близких по звуковому составу.
  4. Дифференциация слогов.
  5. Дифференциация фонем.
  6. Развитие навыков элементарного звукового анализа. Игры и упражнение на:
  • выделение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина или конец слова),
  • определение гласного и согласного звука, глухого и звонкого, твёрдого и мягкого,
  • определение последовательности звуков в слове.

Описание игр на развитие фонематического слуха вы можете посмотреть в родительском уголке в приемной.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевое развитие детей 5-6 лет

Слайд 2

Лексико-грамматические категории 2000 – 3500 слов; Антонимы (хорошо-плохо); Синонимы (дождь – холодный, сильный, грибной); Развит навык словообразования (забор-заборчик, заяц-зайчонок); Развит навык словоизменения (стол-столы, окно-окна).

Слайд 3

Звукопроизношение к 5 годам сформировано !

Слайд 4

Фонематический слух и фонематическое восприятие Как определить нарушение? Ребёнок не слышит определённый звук в слове; Ребёнок не различает слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу; Ребёнок не различает слова, состоящие из одних и тех же фонем.

Слайд 5

Направления работы по формированию фонематического слуха и восприятия: Узнавание неречевых звуков; Различение высоты, силы и тембра голоса; Различение слов, близких по звуковому составу; Дифференциация слогов; Дифференциация фонем; Развитие навыков элементарного звукового анализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Влияние родительских установок на развитие детей»

Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях. Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальност...

План - конспект родительского собрания по социально-коммуникативному развитию детей старшей группы. Тема : "Влияние детско - родительских отношений на становление различных сторон личности ребёнка - дошкольника"

Цель:   Укрепление детско - родительских  отношений, создание  безопасной  и благоприятной  обстановки  в семье  в  ходе повышения уровня  педагогичес...

Родительское собрание «Влияние родительских установок на развитие детей»

Родительское собрание«Влияние родительских установок на развитие детей»...

Проект проведения родительского собрания в группе раннего возраста. Родительская гостинная "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста"

Сегодня, следуя принципаи ФГОС, общние педагогов и родителей происходит на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказе от критики и оценке партнера по общению. Данное общение рассматрива...