Статья "Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста"
статья (подготовительная группа)

Винокурова Ирина Геннадьевна

Материал статьи может быть полезен воспитателям и родителям старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие внимания детей 6-7 лет»

Одним из показателей готовности ребёнка к школе является

устойчивое, произвольное внимание.

К дошкольному возрасту объём

произвольного внимания возрастает, в среднем, до двадцати минут.

В 6 - 7 лет ребёнок уже должен спокойно сидеть, слушать взрослого,

выполнять различные задания по инструкции и самостоятельно.

Но как добиться, чтобы  ребёнок умел сосредоточиться, слушать,

наблюдать, был терпелив и внимателен?

Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной

информации и неприятие лишней.

У детей дошкольного возраста внимание направлено на их внутренний

мир. Когда  ребенок вдруг останавливается и смотрит в одну точку, то это значит. что

в этот момент его внутреннее внимание достигает наивысшей точки.

Этот момент мы и принимаем за рассеянность.

Так же выделяют три основных вида внимания: непроизвольное,

произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка

на его возникновение и сохранение. Яркое, шумное вызывает интерес, но он

кратковременный, и как только объект перестает быть интересным, данный

вид внимания прекращается.

Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не

то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим, более

интересным для него, занятием. Психологи считают, чем лучше развита речь

у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное

внимание. Его развитию способствуют различные занятия с ребенком, игры

по правилам, в которых взрослый принимает непосредственное участие,

показывая необходимость такого внимания.

Если ребенок увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не

требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное

внимание переходит в послепроизвольное. Здесь сочетаются признаки

непроизвольного и произвольного видов внимания.

Есть дети - те, которым тяжело сосредоточиться, усидеть на месте,

дослушать до конца. Что же делать, если у  ребёнка внимание

кратковременное, ему трудно сконцентрироваться?

 Существует много игр, упражнений, которые помогут развить

внимание.

Игры на развитие внимания

«Слова»

Цель: развивать объем внимания.

Взрослый  четко произносит ребёнку  6 слов, после чего просит

повторить слова в той же последовательности.

«Запретное движение»

Цель: развивать концентрацию внимания.

Взрослый показывает ребёнку  движение, которое повторять нельзя. Затем

показывает разные движения руками, ногами. Если ребёнок  повторил запретное

движение, он проиграл.

«Расставь, как было»

Цель: развивать произвольное внимание, интерес к игре.

Перед  ребёнком  на столе  7 игрушек. После того, как

ребёнок рассмотрел игрушки, взрослый просит его отвернуться от стола, а он в

это время игрушки меняет местами и дает задание: «Расставьте игрушки в

той последовательности, в которой они были».

«Регулировщик»

Цель: развивать способность к переключению внимания.

Необходимы 3 карточки из цветного картона. Взрослый  показывает ребёнку

карточку, он  выполняют определенное действие. Например, красная

карточка – хлопнуть в ладоши, синяя – подпрыгнуть, зеленая – дотронуться

до носа. Темп игры увеличивается.

«Найди отличия»

Цель: учить сравнивать предметы, обобщать; развивать внимание.

Ребёнку  предлагаются карточки  с изображением двух

картинок, которые имеют несколько различий. Ребёнку нужно, как можно

быстрее, найти эти отличия.

“Хлоп-топ”

Цель: развитие внимания и фонематического слуха.

Когда слышишь звук А – хлопни в ладоши, звук О – топни ногой, звук У –

стукни кулаком об кулак и т.д., задания можно придумывать самостоятельно.

После усвоения игры можно поменять задание: взрослый показывает

движение, а ребенок называет звук.

«Хитрые числа»

Цель: учить последовательность чисел, уметь называть соседей числа.

Для этой игры необходимо вырезать 20 карточек и на них написать числа от

1 до 20. Затем нужно их тщательно перемешать и в произвольном порядке

раздать 10 карточек себе и 10 малышу. Задача состоит в том, что взрослый,

который играет с ребенком, должен выложить перед ним одну карточку с

числом. А ребенок должен положить карточку с числом, которое ближе всего

к тому, которое задано. Если папа или мама положили цифру 4, то ребенок

должен выложить 3 или 5.

«Части тела». 

Указывайте пальцем на разные части тела и называйте их.

Например: «Это ухо, это колено, это лоб и т. д.» Ребенок должен

одновременно смотреть на вас, слушать и выполнять движения. Затем

прибегните к хитрости: называйте одну часть тела, а указывайте на другую.

Задача ребенка — слушать и указывать на то, что названо. Когда ребенок

хорошо усвоит суть игры, поменяйтесь ролями. У этой игры есть правило:

реакции должны быть быстрыми.

 «Не говори „нет"». 

Договоритесь с ребенком (или несколькими

участниками игры), что вы будете задавать разные каверзные вопросы, а он

может давать самые разные ответы. Но есть один уговор: нельзя произносить

слово «нет».

Примеры вопросов с «ловушкой»:

«Ты спишь с открытыми глазами?»

«С неба падают шоколадки?»

«Брюки надевают на голову?»

«Человек спит в собачьей будке?»

«Нос нужен для того, чтобы слышать?»

«Хлеб пекут в холодильнике?»

«Тяжелая гиря может плыть по реке?

«Птицы долетают до Луны?»

«Ты умеешь летать?»

«Сладкое — это невкусная еда?»

«В мире животных». 

Водящий становится в круг. Он вращается вокруг

своей оси с закрытыми глазами, с вытянутой вперед рукой и говорит фразу:

«Рыбы, птицы, звери!» Затем останавливается, указывает рукой на первого

попавшегося и говорит любое из трех слов: «рыбы», «птицы» или «звери».

Тот, на кого он указал, должен произнести соответствующее название

животного. Если нет правильного варианта ответа, участник выходит из

игры.

"Графические диктанты"

Возьмите тетрадь в крупную клетку. Предложите ребёнку нарисовать

"заборчик" под диктовку: 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1

клетка вправо и т. д. После двух повторов ребёнок может продолжать узор

самостоятельно. Под диктовку можно рисовать не только узоры, но и

различные предметы.

Это упражнение также поможет развить графические навыки и

пространственные представления.

Нарисуйте на листа формата А 4 геометрические фигуры: треугольники,

квадраты, круги (фигуры должны быть небольшого размера, и их должно

быть много, можно рисовать цифры. Рисовать нужно в произвольном

порядке. Предложите ребёнку найти и зачеркнуть, например, только круги.

Это задание нужно выполнять за какой - то небольшой промежуток времени,

например, 1 минуту.

Начните уже сегодня выполнять эти упражнения, и вы увидите, как эти

несложные игры помогут вашему ребёнку быть более внимательным .



Предварительный просмотр:

 «Развитие внимания детей 6-7 лет»

Одним из показателей готовности ребёнка к школе является

устойчивое, произвольное внимание.

К дошкольному возрасту объём

произвольного внимания возрастает, в среднем, до двадцати минут.

В 6 - 7 лет ребёнок уже должен спокойно сидеть, слушать взрослого,

выполнять различные задания по инструкции и самостоятельно.

Но как добиться, чтобы  ребёнок умел сосредоточиться, слушать,

наблюдать, был терпелив и внимателен?

Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной

информации и неприятие лишней.

У детей дошкольного возраста внимание направлено на их внутренний

мир. Когда  ребенок вдруг останавливается и смотрит в одну точку, то это значит. что

в этот момент его внутреннее внимание достигает наивысшей точки.

Этот момент мы и принимаем за рассеянность.

Так же выделяют три основных вида внимания: непроизвольное,

произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка

на его возникновение и сохранение. Яркое, шумное вызывает интерес, но он

кратковременный, и как только объект перестает быть интересным, данный

вид внимания прекращается.

Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не

то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим, более

интересным для него, занятием. Психологи считают, чем лучше развита речь

у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное

внимание. Его развитию способствуют различные занятия с ребенком, игры

по правилам, в которых взрослый принимает непосредственное участие,

показывая необходимость такого внимания.

Если ребенок увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не

требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное

внимание переходит в послепроизвольное. Здесь сочетаются признаки

непроизвольного и произвольного видов внимания.

Есть дети - те, которым тяжело сосредоточиться, усидеть на месте,

дослушать до конца. Что же делать, если у  ребёнка внимание

кратковременное, ему трудно сконцентрироваться?

 Существует много игр, упражнений, которые помогут развить

внимание.

Игры на развитие внимания

«Слова»

Цель: развивать объем внимания.

Взрослый  четко произносит ребёнку  6 слов, после чего просит

повторить слова в той же последовательности.

«Запретное движение»

Цель: развивать концентрацию внимания.

Взрослый показывает ребёнку  движение, которое повторять нельзя. Затем

показывает разные движения руками, ногами. Если ребёнок  повторил запретное

движение, он проиграл.

«Расставь, как было»

Цель: развивать произвольное внимание, интерес к игре.

Перед  ребёнком  на столе  7 игрушек. После того, как

ребёнок рассмотрел игрушки, взрослый просит его отвернуться от стола, а он в

это время игрушки меняет местами и дает задание: «Расставьте игрушки в

той последовательности, в которой они были».

«Регулировщик»

Цель: развивать способность к переключению внимания.

Необходимы 3 карточки из цветного картона. Взрослый  показывает ребёнку

карточку, он  выполняют определенное действие. Например, красная

карточка – хлопнуть в ладоши, синяя – подпрыгнуть, зеленая – дотронуться

до носа. Темп игры увеличивается.

«Найди отличия»

Цель: учить сравнивать предметы, обобщать; развивать внимание.

Ребёнку  предлагаются карточки  с изображением двух

картинок, которые имеют несколько различий. Ребёнку нужно, как можно

быстрее, найти эти отличия.

“Хлоп-топ”

Цель: развитие внимания и фонематического слуха.

Когда слышишь звук А – хлопни в ладоши, звук О – топни ногой, звук У –

стукни кулаком об кулак и т.д., задания можно придумывать самостоятельно.

После усвоения игры можно поменять задание: взрослый показывает

движение, а ребенок называет звук.

«Хитрые числа»

Цель: учить последовательность чисел, уметь называть соседей числа.

Для этой игры необходимо вырезать 20 карточек и на них написать числа от

1 до 20. Затем нужно их тщательно перемешать и в произвольном порядке

раздать 10 карточек себе и 10 малышу. Задача состоит в том, что взрослый,

который играет с ребенком, должен выложить перед ним одну карточку с

числом. А ребенок должен положить карточку с числом, которое ближе всего

к тому, которое задано. Если папа или мама положили цифру 4, то ребенок

должен выложить 3 или 5.

«Части тела». 

Указывайте пальцем на разные части тела и называйте их.

Например: «Это ухо, это колено, это лоб и т. д.» Ребенок должен

одновременно смотреть на вас, слушать и выполнять движения. Затем

прибегните к хитрости: называйте одну часть тела, а указывайте на другую.

Задача ребенка — слушать и указывать на то, что названо. Когда ребенок

хорошо усвоит суть игры, поменяйтесь ролями. У этой игры есть правило:

реакции должны быть быстрыми.

 «Не говори „нет"». 

Договоритесь с ребенком (или несколькими

участниками игры), что вы будете задавать разные каверзные вопросы, а он

может давать самые разные ответы. Но есть один уговор: нельзя произносить

слово «нет».

Примеры вопросов с «ловушкой»:

«Ты спишь с открытыми глазами?»

«С неба падают шоколадки?»

«Брюки надевают на голову?»

«Человек спит в собачьей будке?»

«Нос нужен для того, чтобы слышать?»

«Хлеб пекут в холодильнике?»

«Тяжелая гиря может плыть по реке?

«Птицы долетают до Луны?»

«Ты умеешь летать?»

«Сладкое — это невкусная еда?»

«В мире животных». 

Водящий становится в круг. Он вращается вокруг

своей оси с закрытыми глазами, с вытянутой вперед рукой и говорит фразу:

«Рыбы, птицы, звери!» Затем останавливается, указывает рукой на первого

попавшегося и говорит любое из трех слов: «рыбы», «птицы» или «звери».

Тот, на кого он указал, должен произнести соответствующее название

животного. Если нет правильного варианта ответа, участник выходит из

игры.

"Графические диктанты"

Возьмите тетрадь в крупную клетку. Предложите ребёнку нарисовать

"заборчик" под диктовку: 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1

клетка вправо и т. д. После двух повторов ребёнок может продолжать узор

самостоятельно. Под диктовку можно рисовать не только узоры, но и

различные предметы.

Это упражнение также поможет развить графические навыки и

пространственные представления.

Нарисуйте на листа формата А 4 геометрические фигуры: треугольники,

квадраты, круги (фигуры должны быть небольшого размера, и их должно

быть много, можно рисовать цифры. Рисовать нужно в произвольном

порядке. Предложите ребёнку найти и зачеркнуть, например, только круги.

Это задание нужно выполнять за какой - то небольшой промежуток времени,

например, 1 минуту.

Начните уже сегодня выполнять эти упражнения, и вы увидите, как эти

несложные игры помогут вашему ребёнку быть более внимательным .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через совместную и самостоятельную деятельность

Многочисленные исследования по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи, показали что внимание, является важнейшей характеристикой личности и развивать его н...

Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста

Многим из нас приходилось обращаться к ребенку со словами: «Посиди, пожалуйста, спокойно», «Постарайся выполнить работу аккуратно», но не проходит и ми...

Практико-ориентированный проект «В гостях у сказки» для развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ.

развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста с СДВГ, через использование сказкотерапии...

методическая разработка "Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе подвижных игр"

В методической разработке описаны методические приёмы руководства и примеры планирования в течении дня подвижных игр с целью развития у детей произвольного внимания....

Игры для развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста

Игры,направленные на развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста...

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С  целью развития произвольного внимания и памяти полезно использовать игры, в которых ребёнку необходимо сначала  В соответствии с правилами запомнить один или несколько объектов, а затем...