Консультация для родителей "Преодоление нарушений слоговой структуры слова у дошкольников"
консультация (старшая группа)

Поникаева Наталия Ивановна

Рекомендации по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преодоление нарушений слоговой структуры слова                              у дошкольников

  В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделена категория детей с таким нарушением, как общее недоразвитие речи, при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, при которой нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.

 ОНР у детей дошкольного возраста может проявляться по-разному. При осложненных формах данного нарушения, помимо перечисленных компонентов речи, дополнительно нарушается слоговая структура слова. (Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.)

 При этом речь ребенка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова.

1. Нарушение количества слогов:

 - сокращение (пропуск) слога – “моток” = “молоток”

 - опускание слогообразующей гласной - “пинино” = “пианино”

 - увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – “команата” = “комната”

 2. Нарушение последовательности слогов в слове:

 перестановка слогов – “деворе” = “дерево”

 - перестановка звуков соседних слогов – “гебемот” = “бегемот”

 3. Искажение структуры отдельного слога:

 - сокращение стечений согласных – “тул” = “стул”

 - вставки согласных в слог – “лимонт” = “лимон”

 4. Уподобление слогов – “кококосы ” = “абрикосы”

 5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение):

 - “били…били…билитекарь”+ “библиотекарь”

 6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): - “нананасы”=“ананасы”.

 7. Контаминации (смешение слов)

 - “в холодильнице”= “в хлебнице и холодильнике”.

 Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

 При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

 Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства со словом. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.

 Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова не может ограничиваться чисто коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка. Она должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическими формами, развитием интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания).

 Для реализации этой задачи требуется многоплановый по своей тематике и, рассчитанный на учебно-игровую форму работы, материал. Принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него):

1. Двухсложные слова из открытых слогов.

2. Трехсложные слова из открытых слогов.

3. Односложные слова.

4. Двухсложные слова с закрытым слогом.

5. Двухсложные слова со течением согласных в середине слова.

6. Двухсложные слова из закрытых слогов.

7. Трехсложные слова с закрытым слогом.

   Флеш-альбом "Чей хвост" (развитие слоговой структуры слова, употребление    притяжательных прилагательных).

"Сложи сложное слово" (развитие слоговой структуры слова, упражнение в образовании сложных слов, активизация словаря).

8. Трехсложные слова со стечением согласных.

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.

11. Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.

12. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

13. Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.

14. Многосложные слова из открытых слогов.

Игры и упражнения

 Упражнение "НАЗОВИ ЛАСКОВО".

 Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Оборудование: мяч.

 Ход игрового упражнения.

 Логопед, бросая мяч, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его "ласково".

 Баня – банька Дыня – дынька

 Хата – хатка Дети – детки

 Нота – нотка Липа – липка

 Упражнение "СКАЖИ НАОБОРОТ".

 Цель:

 1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа при употреблении антонимов

 2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

 Ход игрового упражнения.

 Логопед, бросая ребенку мяч, произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением.

 Да - нет

 Ночь - день

Взять - дать

 Север – юг

 Верх - низ

Двухсложные слова из открытых слогов.

 Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"

 Цель: 1.Учить четко произносить двухсложные слова с повторяющимися слогами.2.Учить однословно отвечать на поставленные вопросы с опорой на сюжетные картинки.3. Развивать слуховое внимание и память.

 Оборудование: сюжетные картинки.

 Ход игрового упражнения.

 Логопед раскладывает перед ребёнком 5 сюжетных картинок, одновременно проговаривая предложения к ним:

 Мама купает Вову.

 Папа играет с сыном.

 Дядя идет домой.

 Во дворе стоит баба из снега.

Няня гуляет с детьми.

 А затем предлагает ребенку ответить на вопросы: Логопед: Ребенок:

 Кто купает Вову? Мама.

 Кто играет с сыном? Папа.

 Кто стоит во дворе? Баба.

 Кто гуляет с детьми? Няня.

Кто идет домой? Дядя.

Трёхсложные слова из открытых слогов.

 Упражнение "ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ?"

 Цель:1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего времени.2. Расширять и активизировать глагольный словарный запас.3. Развивать слуховое и зрительное внимание.

Оборудование: сюжетные картинки.

 Ход игрового упражнения.

 Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и говорит "Представь, что на картинках нарисован ты. Скажи, что ты делаешь?"

 Ребенок:

 Я копаю. Я катаю. Я болею. Я гуляю.

Я думаю. Я падаю. Я бегаю. Я кидаю

 Упражнение "КОГО НЕ СТАЛО?".

 Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10-го типа при употреблении имен существительных единственного числа родительного падежа.2. Развивать внимание и зрительную память.

 Оборудование: предметные картинки.

 Ход игрового упражнения.

 Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребенок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку и обращается к ребенку с вопросом: " Чего (кого) не стало?"

 Ребенок: Салфетки. Комбайна. Поплавка. Конверта. Цыпленка.

Упражнение "ЧЕГО НЕ СТАЛО?"

 Цель:1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 11-го типа при образовании имен существительных единственного числа родительного падежа.2. Расширять и активизировать словарный запас.

 Оборудование: предметные картинки:  лоб, рот, глаза, пес, дно, лен, ров, шов, лев, пень, день, мох, лед.

 Ход игрового упражнения.

 Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребенок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку и обращается к ребенку с вопросом: "Чего (кого) не стало?".

 Ребенок:

 Лба  рва  рта

 Пса  льва  дна

Пня  льда  мха

Шва  глаз  льна

 Упражнение "НАЗОВИ ЛАСКОВО"

 Цель:1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.2. Расширять и активизировать словарный запас.

 Оборудование: мяч.

 Ход игрового упражнения. Логопед , бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч логопеду, называет его "ласково".

 - с суффиксом – К -

Логопед:        Ребенок:

Стена                         стенка

Шляпа              шляпка

Пчела                 пчелка

Блуза                         блузка

Крыша               крышка

Тропа               тропка

Слеза                   слезка

Штора                  шторка

 - с суффиксом – ЧК -, - ЧИК-

Брюки                   брючки

Штука                   штучка

Злюка                   злючка

Птица                    птичка

Стул                             стульчик

Птенец                       птенчик

 - с суффиксом –Ц –

Дверь                     дверца

Блюдо                     блюдце  

 Упражнение "СКАЖИ О СЕБЕ"

 Цель:1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при употреблении возвратных глаголов прошедшего времени. 2.Расширять и активизировать словарный запас.

 Оборудование: парные картинки.

 Ход игрового упражнения.

 Логопед показывает ребенку парные картинки и просит подобрать слово, которое обозначает, что человек делает что-то сам.

Логопед:                 Ребенок:

 Прятал                     прятался

 Сгибал                      сгибался

 Упражнение "СКАЖИ НАОБОРОТ"

 Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 14-го типа при употреблении антонимов. 2. Расширять и активизировать словарный запас.

Ход игрового упражнения. Логопед предлагает ребенку закончить предложение словом с противоположным значением.

 Логопед:                Ребенок:

 Дедушка приехал, а бабушка уехала.

 Наташа пуговицу потеряла, а Полина нашла.

Утром потеплело, а к вечеру похолодало.

 Золушка трудолюбивая, а сестры ленивые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в пропедевтике нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

о формировании слоговой структуры слова посредствам формирования неречевых процессов...

Презентация "Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР."

Система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР....

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В презентации представленл содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы....

«Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации»

Мастер-класс на семинаре – практикуме учителей-логопедов ДОУ «Работа учителя - логопеда с детьми в условиях логопедического пункта ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...

Консультация для родителей «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР»

Многие мамы спрашивают, а когда слова в речи малыша станут понятными и длинными?Красота нашей речи во многом зависит от сформированности очень важного компонента – слоговой структуры слова. Под ...