Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ
статья (средняя группа)

Белькова Вера Владимировна

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ

Патриотическое воспитание подрастающего поколения сегодня одно из самых актуальных. Педагоги, работающие в детском саду, осознают особое значение нравственно-патриотического воспитания на этапе дошкольного детства.

 Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

     Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с  отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с  любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду.

Наша цель - воспитать у детей чувство любви и привязанности к близким людям, к детскому саду, району, городу. Отношение к своей семье можно считать первым этапом нравственно-патриотического воспитания.

Задачи нравственно-патриотического воспитания:

- воспитывать у ребенка внимание и любовь к родителям, близким людям;

- формировать умение называть имена членов семьи;

- развивать представления и воспитывать привязанности к семье, родному дому, детскому саду, городу;

- формировать бережного отношения к природе, ко всему живому;

- развивать интерес к явлениям общественной жизни, народным традициям, народным праздникам.

            Эти задачи мы решаем комплексно во всех видах деятельности:  на занятиях, в играх, в быту, через тематические дни,  праздники, акции, проектную деятельность,  совместную деятельность с родителями.

Программа воспитания предлагает следующие составляющие нравственно-патриотического воспитания, содержание которых усложняется от группы к группе:

- семья и семейные ценности

- моя малая Родина.

- великий День Победы. Воинская слава России

- государственные и народные праздники России

- символика России  

- народные традиции и обычаи, промыслы

- народный фольклор

Календарь знаменательных дат дал нам своеобразный стержень педагогической деятельности, позволяющий одновременно решать многие задачи в рамках патриотического воспитания дошкольников на протяжении всего года. Так у нас сформировались традиции, которые являются основой воспитательной работы. Традиционные мероприятия, проводимые в детском саду – это эмоциональные события, которые вызывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным торжествам, общим делам, совместному творчеству. В то же время, в рамках общего мероприятия ребенок осознает важность своего личного вклада в отмечаемое событие, так как он может применить свои знания и способности в процессе коллективной деятельности.

Мы хотим познакомить вас с нашими традициями и основными формами работы, которые и решают поставленные задачи нравственно-патриотического воспитания.

Семья и семейные ценности

              Семейные традиции – это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Ребенок принимает мир глазами родителей, они пример для него. В каждой семье есть свои традиции: увлечение спортом, летний загородный отдых, воскресные прогулки всех членов семьи, совместные ужины, обеды, чаепития и многое другое. Решая задачи по формированию направленности на мир семьи, семейных ценностей у детей совместно с родителями, педагогическим коллективом нашего детского сада реализуются такие мероприятия:

- семейные художественно-творческие проекты: герб семьи, генеалогическое древо семьи, самый счастливый день нашей семьи;

- выставки детских рисунков ко Дню Матери «Букет для мамы», «Мамин праздник», «Цветы для мамы», «Мама-главное слово в каждой судьбе», «Мама милая моя», «Портрет для мамы», «Мама-солнышко мое!», «Первоцветы для мамы»;

- выставка «Открытка для мамы»;

- презентации: как мы отдыхали этим летом, «Как я провел лето»;

- выставки совместного творчества: о чем мечтает мама, пап может все на свете, «Книжки-малышки о маме»;

- праздник благодарности родителям «Спасибо за жизнь!».

Моя малая Родина.

              Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается по принципу «от близкого к далекому», от любви к родителям (точнее к родному дому), к детскому саду, к улице, поселку – до любви к родной стране. Поэтому знакомство с родным поселком следует начинать с ближайшего окружения ребенка – с улицы, на которой находится детский сад, и улицы на которой живет ребенок, с объектов, расположенных на ближайших улицах (школа, почта, магазин, аптека и т.д.).


             Постепенно диапазон объектов, с которыми знакомят дошкольников расширяется: это район и поселок в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Дошкольник должен знать названия своего поселка, своей улицы, прилегающих к ней улиц; основные достопримечательности. И здесь уже традицией стали:

- тематические досуги и праздники;

-презентации и выставки творческих работ детей и родителей  на тему  «Достопримечательности нашего посёлка» и «Мой любимый поселок – Баранчинский»;

-смотр-конкурс творческих работ «Осенний   пейзаж поселка»;

- празднование Дня поселка.

Великий День Победы. Воинская слава России

              Один из самых важных и знаковых праздников для наших детей – это мероприятие, посвященное Дню Великой Победы. Традиционно к этому знаменательному дню готовится весь детский сад. Мы вспоминаем те далекие дни, когда решалась судьба нашей страны, судьба всего человечества.

               Как рассказать нашим детям об этой Великой Войне? Какие найти слова, чтобы поведать в полной мере о страданиях людей, что пережили те времена? Как донести суть происходившего грамотно и вызвать в маленьком сердце чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма? Много сказано слов на тему Победы, много произнесено речей, написано книг, статей, песен, стихотворений, снято кинофильмов. Каждый год мы проводим:

- парад  ко Дню Победы, акцию «Солдатская каша», тематические дни, концерты;

- дистанционные  выставки творческих работ воспитанников и родителей «Дню Победы посвящается»;

 - мы слушаем и поем песни военных лет, организуем в группах творческие мастерские по изготовлению поздравительных открыток для ветеранов ВОВ, читаем стихи о Великой Отечественной Войне и о Победе;

- готовясь к празднику 9 Мая, весь коллектив, родители и дети нашего детского сада приносят фотографии своих дедов и прадедов, рассказывают про их участие в Великой войне, со слов родителей, бабушек и дедушек, в детском саду проходит торжественный парад Бессмертного Полка, воспитанники вместе с педагогами при участии родителей создают «Стену Памяти»;

- в нашем детском саду ежегодно проходит Победная акция «Открытка ветерану», открытка «Великой Победе посвящается»;

- традиционно организуются выставки детских работ  «Праздничная открытка ветерану».

Государственные и народные праздники России

               В рамках тематических дней в нашем детском  саду проводятся мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам:

- Осенины;

- День матери;

- Новогодние праздники;

- Тематический день «День защитника Отечества»;

- Тематический день «Космическое путешествие»;

- Выставки детских рисунков  «Моя мама самая лучшая», «Символ года»,  «Военная техника», «Народная игрушка», «Масленичный сувенир», «Цветы для мамы».

Народные традиции и обычаи, промыслы

            В нашем детском саду в соответствии с годовым планом ежегодно проводятся следующие традиции:

- выставка детских рисунков «Масленичный сувенир», «Пасха в красках», «Золотая хохлома».

Народный фольклор

            Чтобы привить интерес  к народному фольклору педагоги и специалисты  знакомят воспитанников  с устным народным творчеством, через русский фольклор. Дети с раннего возраста начинают впитывать нравственно- патриотические чувства с колыбельными песнями мам и бабушек: «Баю, баюшки-баю», «Ночь пришла», «Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай», «Спи, моя радость, усни» и другие, с прибаутками «Ладушки-ладушки! Где были – у бабушки!», играми-потешками: «Жили у бабуси, два веселых гуся», «Водичка-водичка», «Потягушеньки» и т.д.

            Игры-потешки – особые забавы взрослых с малыми детьми. Это первая ступень лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии. В книжных уголках созданы подборки детской литературы и театров сказок «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь».

            Игровая деятельность. Народные игры подходят как для семейного воспитания, так и воспитания в детском саду. Чаще это подвижные игры  «Зайка, зайка, попляши!», «У медведя во бору» и т. д. хороводы «Каравай», «Ровным кругом». В подвижных и хороводных играх создаются такие условия, когда ребёнок может оценивать поведение своё и всех участников игры. Это помогает формировать дружеские отношения в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, родителям, взрослым, так как усвоение социальных ценностей происходит в процессе коллективной деятельности.

            Дидактические игры: «Чей малыш», «У кого какая мама», «Ласковое слово», «Кого как зовут?», «Кто где живет?», «Маленькие помощники» и т.д.

            Сюжетные игры: «Семья», «Дочки – матери», «Уложим куклу спать», «Ждем гостей» и т.д. Играя в эти разнообразные игры, продолжаем учить детей играть вместе, дружно. Педагоги формируют в игровой деятельности с детьми   положительное отношение к семье, подводят к пониманию того, что такое семья, что она должна быть крепкой и дружной. Семья - основной институт, где формируются первые патриотические чувства и сознание будущего гражданина.

            Совместная деятельность с родителями воспитанников осуществляется в детском саду через педагогические проекты «Родной Урал».Цель проектов: знакомство с достопримечательностями города, его историей. Оказание помощи родителям в процессе воспитания и развития ребёнка.

            Содержание деятельности педагога и родителей включает консультации: «Куда сходить с ребенком в выходные дни», «Семья и семейные ценности», «Стихи про семью», фотовыставки «Вот так мы отдыхаем».

            Ежегодно в нашей группе проводятся фольклорные праздники и развлечения с использованием народных и подвижных игр, на которых уже с раннего детства мы знакомимся с традициями народа, например, «Весёлая масленица».

             Нравственно - патриотические чувства не возникают спонтанно. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного процесса, начинающегося с раннего детства. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного процесса, начинающегося с раннего детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»

Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников»

Главной целью работы по этой теме я считаю воспитание исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческо...

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....

Консультация для воспитателей "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников"

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...