Консультация для родителей "Семейное чтение"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Семейное чтение, как фактор развития речевой активности дошкольников.
Чтение – важнейший инструмент образования, социализации и развития личности, поскольку именно оно формирует качества развитого и социально ценного человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, имеющего больший объем памяти, лучше владеющего речью. В дошкольном детстве речевая самостоятельность ребенка находится на этапе становления, поэтому первостепенной задачей педагогического процесса является приобщение его к чтению.
Однако значение чтения в современном обществе неуклонно снижается, происходит постепенная переориентация на некнижные формы культуры. Дополнительным негативным фактором в формировании ребенка-читателя является также практически полная утрата традиций семейного чтения, в то время как именно в семейной среде чтение играет особую роль, сближая членов семьи и объединяя их духовно. К сожалению, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, а домашние библиотеки исчезают из обихода. Таким образом, возрождение и развитие традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 109.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейное чтение как фактор развития речевой активности дошкольников
Чтение – важнейший инструмент образования, социализации и развития личности, поскольку именно оно формирует качества развитого и социально ценного человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, имеющего больший объем памяти, лучше владеющего речью. В дошкольном детстве речевая самостоятельность ребенка находится на этапе становления, поэтому первостепенной задачей педагогического процесса является приобщение его к чтению.
Однако значение чтения в современном обществе неуклонно снижается, происходит постепенная переориентация на некнижные формы культуры. Дополнительным негативным фактором в формировании ребенка-читателя является также практически полная утрата традиций семейного чтения, в то время как именно в семейной среде чтение играет особую роль, сближая членов семьи и объединяя их духовно. К сожалению, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, а домашние библиотеки исчезают из обихода. Таким образом, возрождение и развитие традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума.
Трудно переоценить значение чтения в формировании личности ребенка, поскольку книга дает интеллектуальное и эмоциональное развитие, влияет на социализацию личности, обогащает его языковую практику, развивая сложнейшую из форм речи – монологическую.
Обычно 3 – летний ребенок может уже начать сказку и не в состоянии ее продолжить. Следует помочь вопросами. Наиболее доступны для пересказа сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и др.
В маленьких рассказах, которые пытаются пересказать дети, некоторые из них повторяют отдельные слова, другие – целые предложения. В этом возрасте дети могут отвечать хором, могут – индивидуально. Сначала они отвечают только на вопросы по знакомому тексту, потом возможен пересказ небольших отрывков.
Речь взрослого – это то, чему ребенок подражает, с нее он «снимает» образцы для своих высказываний. Поэтому на первых порах малыш повторяет рассказ с небольшим сюжетом, подражая вам слово в слово.
Дети способны поделиться всем увиденным и пережитым, отвечая на вопросы, или рассказать любимому герою (Чебурашка, гном, кукла и тд). Вопросы детей говорят об их продвинутости в диалоге, ведущим к связной речи.
У детей 4 лет речь становиться более связной и последовательной. Дети могут пересказать литературное произведение, рассказать по картинке, описать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта и вообще самостоятельно рассказывать. Во время пересказывания ребенок 4 лет способен выразительно передать диалог действующих лиц и рассказать кратко, что произошло.
Работая с картиной, дети обращаются к личному опыту, проводя аналогии с содержанием изображенного на ней. В результате дети подходят к маленькой истории из 2 – 4 предложений, позже – к небольшим рассказам.
Чтение как творчество – этот не просто нечто среднее между опосредованным и самостоятельным чтением. В нем на равных участвуют и взрослый и ребенок. Ребенок совмещает привычную для него роль слушателя с ролью чтеца (пусть не надолго) и отчасти с ролью литературного критика (например, учится отличать положительные и отрицательные качества героев).
Сотворчество как совместное исследование, открытие нового мира дает массу положительных эмоций и полезных навыков. Ничего, что ребенок чаще выступает в роли наблюдателя, а не реального участника: он слушает, смотрит и впитывает саму атмосферу общения с книгой. Кроме развития речи творческого мышления, сотворчество при общении с книгой позволяет исподволь, незаметно, в игровой форме привлечь ребенка к самому процессу чтения, который еще не слишком доступен и представляет определенную трудность.
Вначале можно предложить ребенку найти знакомые буквы в названии произведения, в подписях к иллюстрациям или названиях глав, а затем прочесть их.
Можно в начале чтения предложить малышу продолжить или закончить рассказ. Рекомендуем игру «Договорки», когда строку надо закончить словом, подходящим по смыслу. Например: Летом всем бывает жарко, когда светит солнце… (ярко). Или: В малине понимает толк, хозяин леса, страшный… (медведь). В этом случае следует быть особо внимательным, потому, что подходящее по смыслу слово не рифмуется .
Такое развлечение увеличивает словарный запас, развивает чувство языка, дети учатся слышать не только отдельные слова, но и их сочетания.
Возможен и такой вариант работы: взрослый читает, а ребенок слушает текст и считает, сколько раз встречается какое либо слово (рекомендуется брать небольшие произведения). Поскольку в кропотливый и довольно сложный для детей процесс слушания вводится элемент игры, он становится более интересным.
Следующим этапом может стать «чтение по ролям». Для этого подходят небольшие рассказы, а также басни. При таком «чтении» дошкольник следит за смыслом, за словами, учится говорить выразительно.
Дети 5 лет хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы. Таким образом обогащается тематика связанной речи. При этом дети могут использовать синонимические выражения, т. е. говорить точно по содержанию, но другими словами. Кроме того, пересказ может включать и коллективные формы общения детей между собой. Совместные рассказы всегда интереснее детям, но нужно уметь договориться, кто первым начнет, кто продолжит, а кто закончит.
Дети могут пересказать прочитанное им произведение. Маленькие рассказы обычно рассказываются целиком, большие - по частям, заранее продуманным взрослым.
Как разновидности детского рассказывания используются в старшем дошкольном возрасте рассказы по картинке, об игрушке и из личного опыта. Дети способны выстроить рассказ по серии картин, и сложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, т. е. выйти за её пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно. При этом возможны коллективные формы работы, которые способствуют критическому значению к речи сверстников и своей, умению оценивать содержание и форму рассказов
Наиболее сложный вид чтения – самостоятельное чтение. Важно, чтобы неизбежные неудачи не ослабили интерес к этому занятию.
При самостоятельном чтении также возникает ряд проблем. Во – первых стремление ребенка. получить из книги интересующую его информацию натыкается на, с одной стороны, на помехи в виде собственной слабой техники чтения, с другой – на необходимость одновременно вникать в смысл читаемого текста. Во – вторых, чтение взрослого, как правило, выразительно, эмоционально, что делает содержание более захватывающим и резко контрастирует с маловыразительным чтением по слогам самого ребенка. В – третьих, в тексте могут встретиться незнакомые слова. Это потребует помощи взрослого.
У детей 6 – 7 лет хорошо развита диалогическая речь: они отвечают на вопросы, подают реплики, задают вопросы. При этом свободно пользуются вопросительными и восклицательными интонациями, могут выразить удивление, просьбу; сопровождают речь жестами, мимикой. Они уже способны построить краткие высказывания. Владея монологической речью, дети содержательно, грамматически правильно, последовательно и связно, точно и выразительно строят свою речь при пересказах и самостоятельном пересказывании. Дети могут пересказать литературное произведение, имея определенные представления о его композиции и языковых средствах художественной речи.
В рассказах по картинке дети способны передать содержание, составить самостоятельный рассказ, придумать события, предшествующие и последующие изображаемому, могут описать пейзаж, передать настроение картины, сравнить разные картины.
Рассказывая об игрушках, дети пользуются точными названиями их качеств (цвет, форма, размер, величина) и функциональных назначений. В своих рассказах они активно употребляют определения. Дети 6 лет уже в состоянии составить рассказы, используя для этого набор игрушек.
Дети также могут рассказать, что с ними случилось, передать свои впечатления, свой опыт в связном повествовании, живо и интересно.
Кроме того, дети 6 лет используют различные варианты творческих рассказов: придумывают продолжение, завершение рассказа, составляют рассказ или сказку по плану воспитателя, по теме, которую могут выбрать сами. У них уже достаточно развит интерес к самостоятельному творчеству; они могут сочинять рассказы, истории, стихи.
Говоря о чтении, как о творчестве, отметим, что все виды чтения интересны и хороши по – своему. Каждый вид обладает уникальными возможностями воспитания ребенка как личности, помогает сделать процесс общения с ребенком более продуктивным.
Советы для взрослых, читающих детям:
- Во время чтения не стесняйтесь демонстрировать мимику и жесты, свойственные тому или иному персонажу, в речи делайте логические ударения, повторяйте наиболее важные слов.
- Делайте драматические паузы, вскрикивайте, изображайте голос персонажа, его интонацию, выражайте всю палитру эмоций, если того требует диалог и обстоятельства.
- Периодически отвлекайтесь от повествования, чтобы продолжить жизнь персонажей в реальном времени. Восклицайте, используя просодическую сторону речи: «Ну как же так! Зачем он так поступил?! Что же сейчас будет?!…».
По отзывам родителей, подобные рекомендации помогли привлечь внимание детей и сделали семейное чтение более увлекательным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Чтение без принуждения"
Консультация для родителей.Чтение без принужденияУважаемые родители! Сегодня мы с сожалением констатируем, что чтение занимает в жизни наших детей все меньше и меньше места. Его вытесняют телеви...
Консультация для родителей «Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте»
Возвращаясь из детского сада или школы, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочи...

Консультация для педагогов "Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников"
Рекомендации по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы на примере «железнодорожные профессии»...

Консультация для родителей "Чтение - вот лучшее учение!".
Оказывается, совместное чтение вслух само по себе может заменить специальные занятия по подготовке к школе. Главное, о чем нужно позаботиться родителям, - это правильно организовать процесс. В этом им...

Консультация для родителей «Чтение в жизни ребенка»
Вот уже больше десяти лет и педагоги, и родители сетуют на то, что современные дети слишком мало читают. Действительно, кризис чтения во всем мире достиг угрожающего размаха, и наша страна (когда-то с...

Консультация для родителей «Чтение с увлечением или как продолжить формирование осознанного чтения летом»
Для того, чтобы сделать процесс знакомства дошкольников с буквами, а затем и обучить осознанному чтению наиболее продуктивным, этот процесс должен стать интересным для ребенка. Как сделать его таким? ...

