Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Развиваем руку – развиваем речь!».
материал

Савченко Любовь Юрьевна

привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей группе.

Тема: «Развиваем руку – развиваем речь!».

Форма проведения: круглый стол.
Участники: воспитатели, родители.
Цель:  привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Задачи:
1. Формировать у родителей практические умения в области взаимодействия с детьми.
2. Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.
3. Содействовать эмоциональному сближению всех участников образовательного процесса, организации их общения.
Оформление: мини — выставки настольно - печатных и развивающих игр, соответствующих возрасту детей 4-6 лет ,музыкальное сопровождение, оформление центральной стены.
План собрания:
1. Вступительная часть. (приветствие родителей, Поздравление родителей с началом учебного года.
2. «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

3. Игра «Клубочек». Графические узор «Ключик»
4. Викторина «Насколько хорошо мы знаем своих детей»
5. Выбор родительского комитета.
6. Заключительная часть. Анкетирование.
7. Рефлексия.

Родительское собрание

2.        «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Ход собрания

Педагог. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме развития речи наших детей.

Почему мы решили поговорить с Вами о проблеме речевого развития детей?

Одно из основных условий нормального развития ребенка дошкольного возраста - своевременное и полноценное формирование речи. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение с взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ребенка в жизнь, способствует интеллектуальному развитию и формированию гармонически развитой личности. Любое нарушение и любая задержка в ходе развития речи ребенка сказывается на его поведении и его деятельности.

До поступления наших детей в школу осталось совсем немного времени. И важно, чтобы будущие школьники  умели рассуждать, объяснять, доказывать, правильно строить предложения, иметь богатый словарный запас.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает. Беспокоит ли нас это сейчас? Если «да», то мы рады, что вас беспокоит эта проблема. Если «нет», очень жаль, поскольку вопросу развития речи детей нужно уделить пристальное внимание.

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:

Односложная речь - состоящая из одних простых предложений.

Бедная речь - недостаточный словарный запас, в основном бытовой тематики, употребление слов-паразитов, нелитературных слов и выражений.

Безграмотная речь - грамматические ошибки при согласовании слов, образовании новых слов.

Бессвязная речь - неспособность построить пересказ, рассказ на предложенную тему, описать предмет, картинку.

Невыразительная речь – неумение использовать интонации.

Нечеткая речь – неправильное произношение звуков родного языка.

- Что мы делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме? Работа по развитию речи в старшей группе предусматривает решение следующих задач:

Формирование словаря:

• осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания детей об окружающем;

• обогащать речь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения, профессии, растения, животных, птиц; прилагательными, характеризующими свойства и качества пред-метов, эмоции, чувства, переживания; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду, характеризующими настроение человека, его отдых;

• упражнять детей в подборе существительных к прилагательному, слов со сходным значением, с противоположным значением;

• помогать  детям употреблять слова активно, правильно, в точном соответствии со смыслом.

Грамматический строй речи:

• продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными и прилагательные с существительными;

• помогать замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить;

• знакомить с разными способами образования слов;

• упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал) ;

• учить правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные;

• упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

В подготовительной группе особое место занимает развитие фонематического слуха (учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки, определять место звука в слове) и дальнейшее совершенствование связной речи - улучшать диалогическую форму речи, развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предло-женную воспитателем.

Что можете делать Вы?

• В первую очередь – разговаривайте с детьми, а, разговаривая, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть спокойной, четкой и внятной. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.

• Во – вторых, если Вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, невропатологу) .

• Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. Обязательно обсуждайте прочитанное.

• Заучивать с детьми стихи (тренирует не только выразительность речи, но и память, тренироваться в произношении скороговорок и чистоговорок (улучшает произношение).

• Любят дети отгадывать и загадывать загадки - это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался? », «почему? »

И напоследок мы хотим вам сказать: любите своих детей, помогайте им.

Задумайтесь, как часто Вы говорите своему ребенку эти фразы:

• Ты самый любимый!

• Ты очень многое можешь!

• Что бы мы без тебя делали!

• Иди ко мне!

• Садись с нами!

• Я помогу тебе.

• Я радуюсь твоим успехам.

• Расскажи мне, что с тобой.

Игровые упражнения на развитие тонких движений пальцев рук:

Изюминка

Для данной игры вам потребуется сосуд с крышечкой и пластиковая чашка с изюмом. Крышка на сосуде должна быть не отвинчивающаяся, а снимающаяся, чтобы ребенок легко мог самостоятельно открывать и закрывать сосуд. Игра «Изюминка» подходит для детей практически всех возрастов.

Цель игры – переложить весь изюм по одной штучке из чашки в сосуд с крышечкой. Делать это нужно аккуратно, не раздавив ни одной изюминки. Если ребенку станет скучно, то сосуд можно закрыть и оставить игру на потом; если же ребенок увлекся и хочет продолжить даже после того, как весь изюм был переложен, нужно всего лишь пересыпать его обратно из сосуда в чашку.

Фасолевые аппликации

Что потребуется: лист картона, простой карандаш, клей и россыпь фасоли (лучше всего высушенной). Итак, для начала игры ребенку нужно нарисовать на картоне несложную фигуру (это может быть человечек, домик, машина – все что угодно). После этого в ход идет клей и фасоль: клей наносится по карандашному контуру, после чего на лист картона наклеиваются фасолины. Получается объемная аппликация, подготовка которой отлично развивает мелкую моторику у детей.

Коробка с прищепками

Понадобится картонная коробка средней величины и несколько бельевых прищепок. Место каждой прищепки должно быть отмечено на борту коробки с внешней стороны – это может быть геометрическая фигура, цвет, цифра – все что угодно; на самих прищепках должен быть также нанесен соответствующий символ. Задание состоит в поиске и совмещении прищепки и ее места на коробке, предусмотренного игрой. Данная игра развивает не только мелкую моторику, но также зрительную память и пространственное мышление.

Помпоны и щипцы (пинцет)

Для данной игры вам потребуется безопасный пинцет или щипцы, а также россыпь разноцветных помпонов или кусочков поролона и посудина, способная вместить в себя все эти помпоны. Игра происходит следующим образом: помпоны или кусочки поролона рассыпаются по полу комнаты или по любой другой ограниченной площади; цель ребенка – собрать их все по одному при помощи пинцета или щипцов и сложить в специально подготовленную посудину. Несмотря на кажущуюся простоту и примитивность данной игры, в ней задействована работа с пинцетом, требующая осторожности и на высшем уровне задействующая внимательность и навыки мелкой моторики.

РАБОТА С ДЕТЬМИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ

2-3 года

Освоение навыков мелкой моторики в этом возрасте – важный фундамент для развития способностей ребенка в более старшем возрасте. Детям до 3 лет подходят лепка и другие игры с пластилином, а также игры по пересыпанию или перекладыванию мелких предметов. Очень важно в данном возрасте научить ребенка завязывать шнурки и застегивать пуговицы – это может происходить как перед выходом на прогулку, так и в игровой форме.

4-5 лет

В этом возрасте можно переходить к работе над более сложной моторикой, требующей концентрации внимания. Для этих целей подходит рисование красками и раскрашивание, создание аппликаций из мелких элементов. Старайтесь привить ребенку основные навыки работы за письменным столом. Также полезно предложить ребенку освоить игру «выкладывание колодца» из спичек или ватных палочек – чем выше и устойчивее колодец, тем лучше!

6-7 лет

В данном возрасте происходит освоение навыков, необходимых для овладения техникой письма. Для их освоения потребуется работа с карандашами и ручками – приучите ребенка правильно держать письменные принадлежности, аккуратно выводить буквы и цифры, не выходя за пределы строки. Для возраста 6-7 лет подходят также вырезание ножницами по контуру сложных фигур из бумаги или картона, раскрашивание сложных контуров и т.д. Можно предложить ребенку и другие виды творческой деятельности: лепку из теста или специальной глины, бисероплетение и др. – к возрасту 7 лет окончательное овладение основными навыками моторики, необходимыми для этого, уже практически завершено, далее происходит раскрытие творческого потенциала ребенка.

Хочется сказать словами Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли.


3. Игра «Клубочек» 

Передаем клубочек друг другу, разматываем его, и отвечаем на вопрос: «Что вас радует в вашем ребенке?» (Родители, называя положительные качества ребенка, постепенно разматывают клубок.)
Вывод: Из всего услышанного можно сделать вывод, что нашу группу посещают умные, жизнерадостные, любознательные и в меру подвижные дети.

- Уважаемые родители, ответьте и на другой вопрос:

«Что огорчает вас в вашем ребенке?» (родители, называя негативные качества ребенка, постепенно сматывают клубок.)
Вывод: проблемы наших детей заключаются в непонимании нас – взрослых, наших требований. Зачастую нам не хватает терпения и доверия. Для того чтобы заслужить доверие ребенка, надо иметь с ним общие интересы. Хорошо, если вас связывают общие увлечения.
Давайте проверим, сможете ли вы подобрать ключик к своему ребенку.


Графический узор «Ключик»
Родителям дается лист бумаги в клетку. Воспитатель говорит, сейчас мы будем учиться рисовать разные узоры. Постарайтесь, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого слушайте внимательно – мы будем говорить в какую сторону и насколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые мы будем называть. Когда нарисуете одну, ждите, пока не назову следующую. Каждую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Начинаем рисовать первый-узор. Поставили карандаш, отступаем 4 клетки слева, семь клеток сверху, ставим точку и начинаем рисовать: 8 клеток вправо, 2 клетки вверх, 4 вправо, 5 вниз, 4 влево, 2 вверх, 4 влево, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх.
Что у нас получилась? Правильно, ключик! Рисуем по клеточкам отверстие в головке ключа. Если правильно выполнить задание не удается, полезно поупражняться. Желаем Вам всем найти свой ключик к Вашему ребенку. Не забывайте хвалить детей в любом случае! А мы вам в этом поможем.

4. Викторина «Насколько хорошо мы знаем своих детей»


- А сейчас мы узнаем насколько хорошо вы знаете своих деток. (раздаются листочки с вопросами, родители по очереди отвечают).
1. До скольки ваш ребенок может считать?
2. Может ли ваш ребенок различать правую, левую руку, ногу?
3. На ваш взгляд ваш ребенок ориентируется в частях суток?
4. Знает ли ваш ребенок адрес проживания?
5. Может ли ваш ребенок назвать любимую сказку, прочесть стихотворение?

6. Может ли ваш ребенок сочинять сам сказку?
7. Ваш ребенок умеет беречь живые объекты окружающего мира? Как он относится к животным,

к растениям?
8. Как вы думаете, может ли ваш ребенок рассказать о желании приобрести в будущем определенную профессию?
9. Как вы думаете: ваш ребенок вежливый?
10. Как вы считаете, ваш ребенок может сравнить 2-3 предмета по величине? (больше - меньше, короче - длиннее)
11. Как ведет себя ваш ребенок в гостях?
12. Может ли ваш ребенок правильно держать ножницы? Сможет вырезать из квадрата – круг, из прямоугольника – овал?
13. Что ваш ребенок больше всего любит рисовать и проявляет ли он интерес к этому виду деятельности?
14. У вашего ребенка есть интерес к лепке? Что он любит лепить дома?
15. Чем Вас ребенок информирует, придя из детского сада?
16. Интересуется ли ваш ребенок звуками речи? Слышит ли первый звук? Сможет придумать слово на заданный звук?
17. Сможет ли ваш ребенок сочувствовать обиженному и не соглашаться с действиями обидчика?
18. Может ли ваш ребенок определить положение предметов в пространстве по отношению к себе? (впереди – сзади, вверху – внизу).
Это именно те знания, которыми обладает ребенок 5-6 лет.

5. Выбор родительского комитета группы.

6. Анкета для родителей
- Предлагаем Вам анкеты (Приложение 1), которые помогут нам в организации интересных встреч, собраний, разного рода мероприятий. Ответить на вопросы анкеты мы просим дома, посоветовавшись в кругу семьи.
- Продолжая наше собрание, хотим напомнить Вам о правилах безопасности. Это и правила личной безопасности, правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, ну и конечно не забывайте о терроризме. В детском саду мы изучаем и повторяем эти правила, но и Вы не забывайте о них.
Желаем вам успехов, терпения и надеемся на взаимопонимание.

7. Рефлексия. На столах у вас лежат осенние листочки. Поднимите красные листочки, кому было интересно, а желтые кому скучно. Зеленые листочки, кто оценивает работу нашего собрания положительно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе.Тема:"Развитие речи детей".

Это собрание было проведено мною в старшей группе. В материале полностью описан весь ход собрания, в приложении есть фото и текст анкеты....

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: « Развитие речи детей в старшей группе»

Задачи:1.     Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;2.     Формировать знания родителей о значении развития правильной речи де...

План-конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: «Здоровье ребенка в наших руках»

Здоровые дети – это не только счастливые дети, но и, прежде всего, счастливые родители!...

Конспект родительского собрания в старшей группе. « Как помогать ребенку развивать речь, через чтение художественной литературы " Собрание-практикум.

Конспект родительского собрания в старшей группе.СЛАЙД 1Тема: « Как помогать ребенку развивать речь, через чтение художественной литературы "Собрание-практикум. Цели и задачи:Формирова...