Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников
консультация

Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников

Фонематическое восприятие - это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка».

Родители часто жалуются - у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах - виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.  

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.

Как же правильно развивать фонематический слух?

Предлагаю вашему вниманию систему упражнений для развития фонематического слуха. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ваш ребёнок перестает справляться с заданиями, начинайте развивать навык фонематического восприятия с этого уровня.

Первый уровень - узнавание неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.  

1. Игра «угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать - что это звучало?

  2. Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.  

3. Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску...  
Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал. 

 4. Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.  

5. Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Второй уровень - различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
1. Игра «Узнай свой голос». Запишите на аудио голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать - кто говорит.

2. Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры - «далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко.  
3. Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса. 

Третий уровень - различение сходных по звучанию слов.
1. Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.  

2. Игра «Верно-неверно». Взрослый произносит ребенку слово, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения. 

Четвертый уровень - различение слогов.

1. «Прохлопай слово». Задача – учить делить слова на слоги. Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма- ли-на (3 слога).

Напоминаю правило русского языка: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов можно использовать и такой прием: кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустился вниз (произнося гласные), столько и слогов в слове.

2. Игра «Какое слово самое длинное (короткое)?». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.

3. Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па»,

«фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.

Пятый уровень - различение звуков. 

1. Поиграть в звуки. Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр...  Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издаёт.

2. Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

Например, звук «Р»: л, р, м, р, ч, р, л.

Шестой уровень - освоение навыков анализа и синтеза.

1. Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.  
2. Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант - заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине. Например, звук «М»: мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.

3. Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (...ампа, мы…о,…ук, ку...ак).

4. Игра «Придумать слова с заданными звуками». Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются с заданного звука.

По любой сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.

5. Игра «Назови картинки». Назови и покажи предметы, в названии которых есть, например, звук «Ш». Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т.д.

6. Игра «Назови первый (последний) звук в слове». Задача – учить выделять первый звук в слове. Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, БАНКА - «Б», КОТ - «Т».

Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите вашему ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предвосхитить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

Подготовил: учитель-логопед

Филиппова Ирина Геннадьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников "Слушай, думай, отвечай-слова на нужный звук называй"

   Игра "Слушай, думай, отвечай - слова на нужный звук называй" способствует формированию фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащен...

Игра на развитие фонематического слуха у дошкольников "Прочитай по первым звукам" (старший возраст)

Эта методическая разработка поможет логопедам-практикам сделать занятия по преодолению фонематического недоразвития увлекательными, Разработка проводилась с учётом тематического планирования в речевой...

Мастер-класс для родителей "Игры для развития фонематического слуха у дошкольников"

Мастер-класс для родителей детей группы компенсирующей направленности с ОНР....

«Игры для развития фонематического слуха у дошкольников"

Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их,ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.Эта способность формируется у него постепенно. В какие же игр...

Игры на развитие фонематического слуха для дошкольников 6 – 7 лет

  Мы взрослые знаем о звуках практически всё. Умеем их выделять и определять, давать им характеристику. Такое же умение необходимо сформировать у детей 6 – 7 лет.Предлагаю это сделат...

"Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников"

Фонематический слух - способность к распознаванию и дифференциации звуков речи. Предложенные ниже игры используются для развития слухового внимания, правильного восприятия речи у детей 5-6 лет. В...