Игры на развитие фонематического слуха для дошкольников 6 – 7 лет
тренажёр по логопедии (подготовительная группа)
Мы взрослые знаем о звуках практически всё. Умеем их выделять и определять, давать им характеристику. Такое же умение необходимо сформировать у детей 6 – 7 лет.
Предлагаю это сделать так, чтобы было интересно и детям, и Вам, уважаемые родители.
Развивать фонетико – фонематический строй речи будем через простые и интересные игры, не навязчиво каждый день.
Результат не заставит себя ждать.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игры на развитие фонематического слуха для дошкольников 6 – 7 лет
Мы взрослые знаем о звуках практически всё. Умеем их выделять и определять, давать им характеристику. Такое же умение необходимо сформировать у детей.
Предлагаю это сделать так, чтобы было интересно и детям, и Вам.
Развивать фонетико – фонематический строй речи будем через простые и интересные игры, не навязчиво, систематически и каждый день.
Результат не заставит себя ждать.
Начнём учиться определять неречевые звуки.
- Игра «Звуки нашего дома»
Начните с того, что расскажите, что в нашем мире огромное количество разных предметов. Каждый предмет издаёт звуки. Будем их слушать. Помогут нам это сделать - ушки. Дадим им задание: - «Откройтесь и слушайте звуки».
Вот наш дом. Что есть в нём? (кухня, ванна, зал, прихожая и т.д.) Например, начните с кухни.
Ребёнок называет поочерёдно предметы, взрослый помогает назвать правильно издаваемый предметом звук (громкий или тихий, звонкий или глухой, внизу или вверху, справа или слева и т.д.).
- Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать - что это звучало?
- Аналогично проводятся игры «Звуки нашей природы», «Звуки нашего леса», «Звуки дороги», «Звуки стройки» и т.д.
- Игра «Шумящие мешочки». Приготовьте мешочки или коробочки с различными предметами: крупа, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
- Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
- Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
- Игра «Где позвонили?» Для игры понадобится колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? - слева, спереди, сверху, справа, снизу.
- Игра «Узнай, что звенит (гремит)?». На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем ребенку внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит.
- «Горячо – холодно». Педагог прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, - удары громкие, если он удаляется - тихие.
- Игра «Близко - далеко». Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит паровоз (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).
- Игра «Где стучали?». Ребенок сидит с закрытыми глазами, а взрослый стучит чем-нибудь в любом месте. Ребенок должны показать место, откуда слышался звук.
- Игра «Что звучало?».Взрослый берет погремушку и колокольчик, издает звук поочередно этими предметами. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый издает звуки, ребенок должен сказать, что звучало. Далее используются 3–4 игрушки или коробочки с сухими сыпучими продуктами.
- Игра «Высоко-низко». Игра помогает детям развивать способность различать высокие и низкие звуки. Развивает музыкальный слух и способствует физической активности и координации движений.
Предварительно объясните детям, что низкие звуки ассоциируются с тяжестью и большими предметами, а высокие — с лёгкостью и маленькими объектами.
Взрослый включает музыку, где чётко различаются высокие и низкие тона.
Когда звучат низкие тона, например, от барабана или тромбона, ребёнок должен приседать.
На высоких тонах, таких как звук флейты или свисток, ребёнок поднимается на цыпочки и двигается, стараясь не касаться пола пятками.
Примечание: Используйте разнообразные музыкальные инструменты и жанры для увеличения интереса и вовлечённости детей.
- Игра «Громко – тихо». Игра помогает правильно использовать силу голоса. Взрослый предлагает позвать маму, папу, кошечку и т.д. сначала громко, затем – тихо. Предложите ребёнку раскраску с животными.
- Игры с настольным театром.
Не забывайте поощрять детей во время игры.
Далее взрослые учат ребёнка понимать значение термина «СЛОВО»
Каждый предмет обозначаем словом, т.е. называем его. Есть слова – названия короткие и длинные. Например, дом – короткое слово, машина – длинное слово.
Нужно, чтобы ребёнок научился прислушиваться к звучанию слов.
Затем положите перед ребёнком короткую и длинную полосочки тесьмы. Произнесите короткое слово «дом» и обозначьте его короткой полоской тесьмы, слово «машина» - длинной полоской тесьмы. И т.д.
Примеры коротких слов: рак, дым, шар, мир, лёд, мёд, кит, лев, бык, мак, слон, танк, бант.
Примеры длинных слов: малина, дорога, картошка, верёвка, перчатки, морковка, велосипед, кукушка.
Игры и игровые упражнения на развитие умений определять речевые звуки
Уже с 4 – 5 лет многие родители начинают знакомить детей с буквами. Следует учитывать, чтобы у детей было правильное звукопроизношение и возрастное усвоение букв/звуков.
Сначала усваивают гласные буквы/звуки: «а», «у», «о», «ы», «и», «э».
После гласных изучают согласные. Начинают с менее сложных - «м», «н». Затем вводят - «к», «п», «т», «в», «з», «ж», «б», «г», «д» и другие.
Как правило, к 6 - 7 годам ребёнок знает уже все звуки/буквы родного языка. И можно приступать к звуко – буквенному анализу слов.
- Игра «Шлопни – топни». Когда услышишь звук [А], хлопни в ладошки. То же самое с другими буквами (а, о, у, и, ы, и, э).
Примеры звуковых рядов:
А-У-О-У-И-О-Ы-И-А
У-И-А-У-Э-У-Ы-И-А
Э-О-У-А-Э-Ы-И-Э и т.д.
- Игра «Поймай нужный звук хлопком». Предлагаем ребёнку услышать звук [к] в начале слов и хлопнуть в ладошки.
Примерные слова: крот, кран, камень, куча и т.д.
Затем предложить ребёнку определить этот звук в конце слов (мак, рак, бак, бык, жук, танк, волк и т.д.).
Далее задание усложняется, но только в том случае, если ребёнок освоил предыдущий материал.
Определить звук в середине слов (мука, рука, Вика, Макар, рукав, банка, ветка, репка, сетка и т.д.). То же с любыми другими звуками.
- Игра «Придумать слова на заданный звук». Сначала лучше давать только гласные звуки в начале слов под ударением (а, о, у, и) – арбуз, обруч, утка, иглы и т.д. Затем согласные звуки.
Определяя звуки, предложите ребёнку показывать букву.
- Игра «Определить место звука в слове». Определить место звука в слове: в начале, в середине, в конце.
- Игра «Отхлопать слоги со звуком». Например, со звуком «Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по) и т.д.
- Игра «Повтори цепочку слогов». Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (па-БА-па), (ка-га-КА).
Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками (глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие- шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: ва-фа, ша-са) и т.д.
- Игра «Повтори цепочку слов». Например: утка – бант – кит; банка – палка – белка.
- Игра «Будь внимательнее». Взрослый называет слова. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.
Примерные слова: шляпа, кошка, душ, мышка, клюшка, ковш.
Примечание: произносить заданный звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.
- Игра «Собери слово». Взрослый произносит звуки слова с паузами, ребенок должен назвать слово целиком.
Примеры слов из 3-х звуков: с, у, п; к, о, т; р, о, т; н, о, с; п, а, р; л, а, к; т, о, к; л, у, к; с, ы, р; с, о, к; с, о, м; ж, у, к; ч, а, с.
Примеры слов из 4-х звуков: р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н- о -т-ы, ш-а-р-ы
Примеры слов из 5-и звуков: п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т,
к-р-о-т, л-а-с-к-а, п-а- р-к, и-г-р-а.
- Игра «Придумай слова на заданный звук». Взрослый задаёт ребёнку задание – придумать и назвать слова на любой звук родного языка.
- Игра «Цепочки слов». (по аналогии игры "Города"). Взрослый первым называет любое слово. Ребёнок называет своё слово на последний звук. Таким образом образуется цепочка слов. Например, Белка – астра – апрель – ларёк и т.д.
- Игра «Верно – неверно». (Проводится, если у ребёнка поставлены все звуки). Взрослый называет ребёнку слово с неправильным произношением звуков – сапка. Ребёнок определяет правильность звучания и исправляет взрослого - шапка.
- Игра «Будь внимателен». Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3- 4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик - по вашей инструкции).
- Игра «Подбери по звучанию». Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок: ком; бак; сук; ветка; каток; горка; дом; рак; лук; клетка; платок; корка; сом; мак; жук; пятка; листок; норка; лом; лак; бук; плётка; моток; марка.
- Игра «Буратино в магазине». Разыграйте игровую ситуацию: Буратино пошёл в магазин «Фрукты». И вот беда - забыл название фруктов. Помогите ему купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На столе лежат картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Ребёнок отбирает картинки, в названии которых есть звук [л’]. Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р] или другой звук.
Когда ребёнок начал понимать значение термина «слово»
приступайте к пониманию понятия «СЛОГ»
Начинаем учить делить слова на слоги, в которых 2 – а слога.
- Игра «Составь слово из слогов». Взрослый произносит слово, разделяя голосом его на слоги и хлопая в ладоши. Дети прислушиваются к взрослому и по его примеру повторяют это действие и озвучивают слово: ру-ка (два слога: первый слог «ру», второй слог «ка», получилось слово – «рука»).
Примечание: Сначала используются слова из 2-х слогов.
Примеры слов: пена, зубы, вода, луна, рыба, нога, рама и т.д.
Затем слова усложняются: паста, банка, карта, пушка, весна, кошка и др.
Далее ребёнку предлагаются слова из 3 – х слогов: кукушка, картошка, помидор, машина, сапоги, ромашка.
- Игра «Слоги наоборот». Задание более сложное. Взрослый произносит слово, где слоги стоят в разном порядке, например, на - лу (луна).
- Игра «Звук потерялся». Взрослый называет слово, не произнося первый звук заданного слова: …артина (картина), …литка (улитка) и т.д.
Аналогично проводим игру со словами, где звук потерялся в конце слов: гудо… (гудок), топо…(топор) и т.д.
Такую же игру можно проводить с потерявшимися слогами: машин… … (машинка), жира… … (жирафы) и т.д.
Приступаем к знакомству ребёнка с понятием термина «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» и учим выделять слова на заданный звук из предложения.
- Игра «Придумай предложения со словами на заданный звук». Взрослый предлагает ребёнку сюжетную картинку и просит придумать предложение, в котором есть слова со звуком [Л], [Л']; [Р], [Р'].
- Игра «Искатель». Взрослый называет ребёнку предложение и предлагает найти и назвать слова из предложения с заданным звуком; определить его место в слове; дать характеристику звуку.
Примеры: Мяукающий клубок Е. Спивак
Лола купила голубые и белые нитки. Смотала нитки в клубки и положила на стол. Голубой клубок упал на пол. Котенок подбежал к клубку и стал его катать лапками. Катал клубок, катал, запутался и жалобно замяукал. В комнату вошла Лола и воскликнула: «Голубой клубок замяукал!»
Лебеди Е. Спивак
Лена и Юля гуляли по липовой аллее у водоёма. Два белых лебедя скользили по воде. Дети подошли к воде. Лена стала кидать лебедям кусочки хлеба. Лебеди вытягивали длинные шеи и ели хлеб.
Игрушки А.Хмелёва
У Фёдора в коробке много разных игрушек. Это подарки старшего брата. Игрушки очень забавные: баран барабанит в барабан, грач играет на трубе, ворон рубит дрова, жираф возит грузовик с грузами. Фёдору очень нравится играть со своими игрушками.
Сережа наоборот Л. Успенская, М. Успенский
У Серёжи Рябина всё наоборот. Ребята едят - Серёжа играет в игры. Ребята готовят уроки - Серёжа рисует. Ребята строят дом - Серёжа прыгает.
- Ребята, давайте Серёже подарим стихи Агнии Барто «Наоборот», - говорит Рита.
Открывает Сережа книгу и видит строчки, подчеркнутые сиреневым карандашом:
Все кладут сначала в рот бутерброд, а потом пьют компот, он всегда наоборот.
Он сначала пьет компот, за компотом бутерброд
- Ой, да это про меня, - думает Сережа.
- Игра «Дополнить предложение словом».
Мама сварила вкусную ... (кашу). Деньги платят в (кассу). Даша катает ... (мишку). Муку насыпали в ... (миску). В сарае протекает (крыша). В подвале завелась (крыса). Малыш ест вкусную ... (кашку). Солдат надел на голову ... (каску).
Игры, предложенные ребёнку на развитие фонематических процессов, имеют комбинированный характер, т.к. обогащают словарный запас, способствуют развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).
УСПЕХОВ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников "Слушай, думай, отвечай-слова на нужный звук называй"
Игра "Слушай, думай, отвечай - слова на нужный звук называй" способствует формированию фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащен...

Игра на развитие фонематического слуха у дошкольников "Прочитай по первым звукам" (старший возраст)
Эта методическая разработка поможет логопедам-практикам сделать занятия по преодолению фонематического недоразвития увлекательными, Разработка проводилась с учётом тематического планирования в речевой...
Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников
Консультация для родителей...

Мастер-класс для родителей "Игры для развития фонематического слуха у дошкольников"
Мастер-класс для родителей детей группы компенсирующей направленности с ОНР....

«Игры для развития фонематического слуха у дошкольников"
Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их,ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.Эта способность формируется у него постепенно. В какие же игр...
Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников
Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников...

"Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников"
Фонематический слух - способность к распознаванию и дифференциации звуков речи. Предложенные ниже игры используются для развития слухового внимания, правильного восприятия речи у детей 5-6 лет. В...
- Мне нравится (1)
