Здоровый образ жизни (практические опыты и эксперименты)
опыты и эксперименты (средняя группа)
Цель мероприятия: с помощью опытов и экспериментов показать ребятам необходимость частей тела и здорового образа жизни.
Участники: дети 5-6 лет.
Мероприятие проходит в просторной комнате. На столе перед ребятами приготовлены необходимые предметы для опытов и экспериментов.
Ход мероприятия:
-Здравствуйте, ребята. Я сегодня приглашаю вас в волшебную комнату, где вы увидите много интересного и полезного. Вы будете моими помощниками, маленькими волшебниками. Готовы увидеть и выполнить трудные испытания?
Первое испытание «Найди человека»
Цель: познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, шея, голова.
Оборудование: набор игрушек (кукла-голыш, рыбка, любой зверек, птичка), «чудесный мешочек».
Проведение:
Предложить детям поиграть в игру «чудесный мешочек»: найти в мешочке на ощупь человечка (куклу). Дети по очереди выполняют задание и объясняют, как каждый из них узнал, что это человечек, и почему не выбрал другую игрушку (у нее есть хвост, крылья и т.д.)
Второе испытание «Значение рук»
Цель: опытным путем показать детям значение рук для жизни человека.
Оборудование: конфеты, предметы одежды.
Проведение:
1.как можно есть конфету без рук – руки за спину, конфета на столе. Попробовать съесть конфету (вызвать 2-х детей).
2. вызвать двух детей, один ребенок надевает вещь (брюки, свитер, сандалии и др.) при помощи обеих рук, а другой – при помощи одной руки. Результаты сравниваются.
Вывод: руки важны в нашей жизни. Поэтому относиться к ним надо бережно и тренировать их силу.
Третье испытание «Как передаются микробы от человека к человеку»
Цель: опытным путем показать детям как передаются микробы от человека к человеку
Оборудование: гель для тела с блестками (тени)
Проведение:
Перед проведением опыта взрослый наносит себе на ладони гель для тела (тени) с блестками. Потом он предлагает детям поздороваться за руку, при этом плотно сжимает ладошку каждого ребенка. После этого взрослый «неожиданно» обнаруживает, что его ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Дети видят на них следы блесток. Делается вывод о том, как точно также при контакте с другим человеком (или с предметом, с животным) передаются невидимые микробы.
Четвертое испытание «Значение локтевого сустава»
Цель: опытным путем показать значение локтевого сустава
Оборудование: две тонкие дощечки 30-35см диной, 5-7см шириной, эластичный бинт или лента с липучкой – для фиксации локтевого сустава
Проведение: вызывается двое детей, у одного из них фиксируется локтевой сустав. Детям дается задание – поднести ложку ко рту, почесать ухо или погладить животик, надеть шапку, застегнуть пуговицу на рубашке и т.д.
Затем делается вывод: выполнить эти задания, если рука не сгибается, нельзя.
Пятое испытание «Я назову, а ты покажи».
Цель: опытным путем показать значение глаз для жизни человека.
Оборудование: два одинаковых набора предметов, платок
Проведение:
Опыт проводится в парах, одному из детей завязываются глаза. На два стола выставляются два одинаковых набора предметов (например, красный и синий кубики, пирамидки, игрушечные чашки и тарелки, цветные карандаши и т.д.), по заданию взрослого дети должны показать определенный предмет. Проверяется правильность выполнения задания. Вывод – когда глаза завязаны, задание выполнить нельзя.
Примечание: если ребенок выбрал предмет правильно, задается вопрос: как ты смог выполнить задание, ведь ты не видел игрушку? (на ощупь, с помощью рук)
Шестое испытание «Слышу – не слышу»
Цель: опытным путем показать детям роль уха в улавливании и различении различных звуков.
Оборудование: вата
Проведение:
Взрослый встает за спиной ребенка на расстоянии 2 – 3м, произносит различные слова, причем каждое последующее слово надо произносить более тихим голосом. Сначала закрыть ватным тампоном одно ухо ребенка. Повторить опыт. Затем закрыть ватным тампоном оба уха ребенка. Повторить опыт. После этого попросить ребенка рассказать о своих ощущениях, чтобы он объяснил, когда было слышно хорошо, когда хуже, когда вообще не было ничего слышно и почему.
Седьмое испытание «Умный нос»
Цель: определить по запаху предметы, познакомиться с особенностями работы носа.
Оборудование: платок, продукты с характерным запахом (свежий хлеб, свежий огурец, апельсин, чеснок, лук и др.), цветок, флакон из-под духов, «киндерсюрпризные емкости», картинки с изображением предметов
Проведение:
Взрослый вызывает к себе по очереди нескольких детей, завязывает им глаза и просит определить по запаху, что он к ним подносит. Ребенок поясняет, как он определил, что перед ним. Затем, нужно определить, что в «киндерсюрпризе», и найти соответствующую картинку.
Восьмое испытание «Значение носа для речи»
Цель: опытным путем показать детям значение носа для речи.
Оборудование: –
Проведение:
Взрослый просит ребенка закрыть нос и сказать какое-нибудь слово. Делается вывод: звуки изменяются, становятся нечеткими. Затем ребенок с закрытым носом читает какое-нибудь стихотворение, обсуждение с детьми.
Девятое испытание «Язычок-помощник»
Цель: познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов.
Оборудование: платок, набор продуктов питания (кусочки фруктов и овощей, хлеба, шоколада и др.), тарелки, шпажки (зубочистки)
Проведение:
Взрослый вызывает нескольких детей, завязывает глаза, и предлагает определить разные продукты по вкусу. Для этого необходимо приготовить маленькие кусочки пищи, взрослый просит ребенка попробовать кусочек и ответить на вопросы:
– Что это такое?
– Какая эта пища на вкус? (горькая, сладкая, кислая или соленая)
– Как ты определил вкус пищи, кто тебе помог?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАЧЕМ И КАК РАЗВИВАТЬ СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ У РЕБЕНКА
Уважаемые родители. Приглашаю вас задуматься о то, как и чему мы учим своих детей. Как ни старайся, мы не сможем впихнуть в голову ребенка абсолютно все знания об окружающем мире. Но, к счастью, этого и не требуется. Важнее не загрузить ребенка информацией, а научить его с информацией работать. Мы не сможем дать ребенку готовые инструкции по выходу из любой ситуации – жизнь гораздо богаче на события, чем рисует наше воображение. Но в наших силах научить ребенка искать недостающую информацию, анализировать ее и на основе анализа принимать решения. (Мишель Монтень: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный»).
Взрослые часто дают ребенку информацию фрагментарно, как конечный, ни с чем не связанный факт, говорят что-то с высоты своего опыта и своих знаний в полной уверенности, что ребенок их понял нужным образом. А у ребенка в голове совсем другая картина выстраивается. Знания лучше давать в СИСТЕМЕ, формируя навык искать и устанавливать связи между отдельными элементами.
Не просто выдавать информацию по кусочкам, а показывать, как этот кусочек соотносится с целым, с уже известным. Представьте, что будет, если показать ребенку картинку с хоботом слона и сказать: «Это хобот», – а с остальными частями тела животного познакомить только через год. Возможно, что некоторое время маленький ребенок будет думать, что хобот – это самостоятельное животное, похожее на удава. Потом, конечно, он все поймет, когда получит остальные фрагменты целостной картинки. Казалось бы, ничего страшного. Но при таком подходе системность мышления не формируется. У человека, привыкшего получать знания в разрозненном виде, без установления взаимосвязей, без понимания соотношения части и целого, не формируется потребность в выстраивании целостной картины. Он не будет фанатично искать недостающие элементы системы и задавать проясняющие вопросы. Есть то, есть это, а как это связано с тем – его не волнует… Системность – важный дидактический принцип, суть которого хорошо отражена в философском тезисе: «Целое больше суммы своих частей».
При фрагментарном подходе ребенок знает, что есть день, есть ночь, есть солнце и луна. И удивляется: «Зачем глупое солнце светит днем, когда и так светло? Светило бы, как луна, ночью, было бы больше пользы». При системном подходе ребенку помогают установить правильную причинно-следственную связь: днем светло, потому что в этот момент наш участок Земли освещен Солнцем.
При фрагментарном подходе ребенок считает, что волк плохой, потому что съедает хорошего зайчика. При системном подходе ребенок понимает, что волк и зайчик – звенья пищевой цепочки.
При фрагментарном подходе ребенок заучивает домашний адрес: «Улица Повха» – и спорит, что он живет на улице Повха, а не в Когалыме. При системном подходе ребенок знает, что улица Повха находится в Когалыме, а Когалым – город в России. Он легко встроит в эту систему любой город мира по критерию «находится в России или нет». Теория множеств для дошкольников? Легко!
При системном подходе новая информация дается обязательно с опорой на уже существующую, и при этом объясняется, как новое связано с уже известным.
Когда вы знакомите ребенка с новым понятием, обязательно помогите ему выстроить связи с тем, что уже есть в системе его знаний.
1. Дать этому название. В дальнейшем сформируется узнавание.
2. Рассказать, откуда это взялось. Установятся причинно-следственные связи.
3. Рассказать, зачем это нужно, кому это нужно, как можно это использовать. Ребенок поймет функциональность объекта.
4. Дать более общее понятие и рассказать о множестве, куда входит этот объект. Сформируется навык обобщения.
5. Рассказать о подсистеме, о составных частях объекта, из чего он состоит. Сформируется умение видеть части целого.
6. Рассказать о связях с другими объектами. Установится понятие сходства и отличий.
СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ в младшем дошкольном возрасте – это умение соотносить часть и целое, искать сходства и отличия, уметь обобщать и понимать простые причинно-следственные связи (Лужа – она ведь не сама по себе лужа, а потому что прошел дождь. И исчезнет лужа не потому, что ей так захотелось, а потому, что ее высушат солнце и ветер. Точно так же дома можно высушить капли воды на поверхности стола, если на них дуть)..
Анна Быкова (из книги «Развивающие занятия "ленивой мамы"»)
Страничку подготовила учитель-логопед Наталия Богдановна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание привычек здорового образа жизни» (из опыта работы)
Дети будучи самостоятельными в выполнении культурно- гигиенических навыков, чувствуют себя равноправным членом детского и семейного коллетива, видя заботу о себе, учатся проявлять её по отношени...
"Семейное воспитание и культура здорового образа жизни" (из опыта работы)
Данный материал позволяет выявить причины, которые влияют на состояние здоровья детей как негативно, так и позитивно. Сформулировать противоречия методов семейного воспитания культуры здоровья.В...
Формы работы с родителями по формированию здорового образа жизни. Из опыта работы
Описание: работа будет полезна воспитателям для написания докладов, консультаций, обобщения опыта по работе с родителями по формированию ЗОЖ, даст возможность родителям поближе познакомиться с ра...
«Роль здоровьесберегающих технологий в процессе приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» (из опыта работы)
В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья как физического, так и психологического, приобщение детей к здоровому образу жизни в нашей группе является одним из приоритетных. Они яв...
Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (из опыта работы)
Педагогическая статья...

Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (из опыта работы)
В настоящий период реформирования дошкольного образования метод проектирования всё более широко применяется для совершенствования воспитательно - образовательной практики. Метод проектной деятельнос...
Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни ( из опыта работы инструктора по физической культуре)
Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни ( из опыта работы инструктора по физической культуре)...
