Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (из опыта работы)
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Макарова Людмила Николаевна
В настоящий период реформирования дошкольного образования метод проектирования всё более широко применяется для совершенствования воспитательно - образовательной практики. Метод проектной деятельности основан на понимании роли личности ребёнка в системе дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (из опыта работы)

В настоящий период реформирования дошкольного образования метод

проектирования всё более широко применяется для совершенствования воспитательно - образовательной практики.

Метод проектной деятельности основан на понимании роли личности ребёнка в системе дошкольного образования.

В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты

решения поставленной задачи, по определённым критериям выбирает оптимальный способ решения. Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы)

исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации.

3. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмысленна и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, является продукт.

5. Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Педагоги нашего учреждения понимают всю важность и необходимость

сохранения и укрепления здоровья воспитанников, знают к каким результатам, необходимо стремиться, максимально реализуют задачи образовательной области «Физическое развитие»:

• приобретение опыта в различных видах двигательной деятельности,

• развитие физических качеств воспитанников,

• становление ценностей ЗОЖ, овладение его элементарными нормами и правилами,

• формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,

овладение подвижными играми с правилами.

Мы стараемся помочь каждому ребенку стать физически и психически здоровым, творчески активным, радостным, энергичным, деятельным. Реализацию поставленных задач по формированию у дошкольников представлений о ЗОЖ педагоги нашего ДОУ осуществляют в проектной деятельности.

Рассмотрим проект «Познай себя»

Проблема: Проводя беседу с детьми: «Что нужно делать, чтобы не болеть?» 90% детей ответили: «Пить таблетки». Наши дети мало знают о себе, о своем теле, образе жизни и умении следить и сохранять своё здоровье.

Цель проекта:

• формировать представление детей о том, что организм человека – единая

система, от которой зависит работа всех органов.

Задачи проекта:

• дать детям представления об устройстве и функционировании органов;

• довести до сознания детей понимание необходимости бережного отношения к себе и своему здоровью;

• создать дидактический материал по ознакомлению детей с организмом

человека.

Тип проекта: познавательный

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию.

Содержание работы:

• изучение и отбор необходимой методической литературы.

• составление перспективного плана работы с детьми, в котором указаны

• цели, формы и приемы работы, преемственность дошкольной организации

и семьи.

В этом плане учитывался принцип интеграции образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Физическая культура».

• выделение следующих разделов проектной деятельности:

• Знакомство детей со строением и частями тела человека.

• Знакомство с внутренними органами, их значением и функциями

• Формирование привычки к здоровому образу жизни.

• Что такое ЗОЖ?

• Соблюдение режима

• Правильное питание, Витамины «Что такое витамины и где они живут».

• Культурно-гигиенические навыки, «Чистота-залог здоровья»

• Формирование потребности в движении

• Закаливание «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»

• создание методических материалов: плакаты строения человека, строение

различных органов, дидактические игры.

• осуществление подборки познавательной и художественной литературы.

Большую помощь в этом оказали родители.

Поисково-исследовательская деятельность:

деятельность с детьми проводились в игровой форме в виде путешествий:

• «Из чего я сделан»;

• «Путешествие в организм человека»;

• «Наши надежные помощники»;

• «Путешествие в страну витаминов»;

• «В стране легких».

В процессе совместной деятельности дети получили элементарное представление о строении человека, о функциях некоторых органов, о правилах ухода за глазами, ушами, руками и смогли ответить на вопросы исследовательско - поискового характера:

· Зачем нужна еда?

· Куда девается съеденная пища?

· Зачем нам нужен нос?

· Кто охраняет глаза

· Из чего мы состоим?

Большой интерес у детей вызвала экспериментальная деятельность, где ребята проводили опыты и практические упражнения:

• «Что можно почувствовать рукой? (холодно, горячо)»

• «Послушай свое сердце»,

• «Посчитай удары пульса»

• «Рассмотри кожи рук через лупу».

Полученные знания дети закрепляли в игровой деятельности.

Дидактические игры:

• «Узнай по вкусу»;

• «Узнай по запаху»;

• «Узнай по голосу»;

• «Моё тело, как оно устроено»;

• «Полезные продукты»;

• «Части тела»

Сюжетно-ролевые игры:

• «Поликлиника»,

• «Аптека»,

• «Терапевт»,

• «Лор – врач»,

• «Окулист».

Так же в проектной деятельности были использованы с компьютерные

технологии, дети просматривали различные презентации:

• «Моё тело»;

• «Здоровые зубы»;

• «Путешествие в страну витаминов»;

• «Микробы».

В группе были созданы условия для активизации различных видов движений, участники проекта изготовили «нетрадиционное физкультурное оборудование».

В группе проводились различные развлечения, физкультурные досуги. Детям стала понятна значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.

Главной частью проектной деятельности стало взаимодействие с семьями

воспитанников, союзниками в этой работе стали родители. Для них был проведен семинар, консультации по основам формирования ЗОЖ, педагоги выслушали их просьбы относительно питания, сна, одежды детей. Так же воспитатели провели мастер-класс по проведению артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Результат проекта:

В процессе работы были созданы:

• исследовательский дневник «Путешествие в организм человека»;

• рукотворную книгу «Правила гигиены» с рисунками и стихами по правилам соблюдения культурно-гигиенических навыков;

• альбом «Любимый вид спорта нашей семьи»;

• папка «Рекомендации для родителей», в которой собраны рекомендации по закаливанию, профилактике плоскостопия, правильной осанке, сохранению зрения.

• картотеки: по дыхательной, пальчиковой, артикуляционной гимнастикам,

самомассажу, гимнастике для глаз;

• фонотека для релаксации;

• медиатека по вопросам ЗОЖ;

• газеты о ЗОЖ, была помещены фотографии из жизни группы по формированию привычки к ЗОЖ;

• дети с большим удовольствием занимались продуктивной деятельностью:

лепили, рисовали и выполняли аппликацию по теме «Здоровый образ жизни».

Используемые информационные ресурсы:

• Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

• Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым. СПБ,:Акцидент, 1997

• Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками.-

М., 2012.

• Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5- 8 лет. Ярославль 2003.

Тихомирова Л. Ф. Формируем у ребенка правильное отношение к своему

здоровью. Ярославль 1997__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни ( из опыта работы инструктора по физической культуре)

Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни ( из опыта работы инструктора по физической культуре)...

Использование метода проектов в формировании у дошкольников представления о здоровом образе жизни (из опыта работы)

Процесс сохранения здоровья и укрепления иммунитета ребенка в дошкольном возрасте является решающим этапом формирования здоровой личности. Именно в это время идет усиленное формирование органов, от ко...

статья "Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни " (из опыта работы)

В статье  представлен опыт работы по проекту "Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни"....

Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (из опыта работы)

Здоровье- одна из главных ценностей в жизни. В наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Здоровье подростающего поколения ха...

Статья: Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни ( из опыта работы)

Здоровье – основа физического развития ребенка. Полноценное физическое развитие ребенка взаимосвязано с его общим психическим развитием. Сформированное сознание, развитой интеллект, ...

Статья Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни ( из опыта работы)

Статья "Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни "( из опыта работы)...