Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (из опыта работы)
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (из опыта работы)
В настоящий период реформирования дошкольного образования метод
проектирования всё более широко применяется для совершенствования воспитательно - образовательной практики.
Метод проектной деятельности основан на понимании роли личности ребёнка в системе дошкольного образования.
В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты
решения поставленной задачи, по определённым критериям выбирает оптимальный способ решения. Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности.
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –
исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации.
3. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмысленна и представлена участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, является продукт.
5. Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Педагоги нашего учреждения понимают всю важность и необходимость
сохранения и укрепления здоровья воспитанников, знают к каким результатам, необходимо стремиться, максимально реализуют задачи образовательной области «Физическое развитие»:
• приобретение опыта в различных видах двигательной деятельности,
• развитие физических качеств воспитанников,
• становление ценностей ЗОЖ, овладение его элементарными нормами и правилами,
• формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладение подвижными играми с правилами.
Мы стараемся помочь каждому ребенку стать физически и психически здоровым, творчески активным, радостным, энергичным, деятельным. Реализацию поставленных задач по формированию у дошкольников представлений о ЗОЖ педагоги нашего ДОУ осуществляют в проектной деятельности.
Рассмотрим проект «Познай себя»
Проблема: Проводя беседу с детьми: «Что нужно делать, чтобы не болеть?» 90% детей ответили: «Пить таблетки». Наши дети мало знают о себе, о своем теле, образе жизни и умении следить и сохранять своё здоровье.
Цель проекта:
• формировать представление детей о том, что организм человека – единая
система, от которой зависит работа всех органов.
Задачи проекта:
• дать детям представления об устройстве и функционировании органов;
• довести до сознания детей понимание необходимости бережного отношения к себе и своему здоровью;
• создать дидактический материал по ознакомлению детей с организмом
человека.
Тип проекта: познавательный
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию.
Содержание работы:
• изучение и отбор необходимой методической литературы.
• составление перспективного плана работы с детьми, в котором указаны
• цели, формы и приемы работы, преемственность дошкольной организации
и семьи.
В этом плане учитывался принцип интеграции образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Физическая культура».
• выделение следующих разделов проектной деятельности:
• Знакомство детей со строением и частями тела человека.
• Знакомство с внутренними органами, их значением и функциями
• Формирование привычки к здоровому образу жизни.
• Что такое ЗОЖ?
• Соблюдение режима
• Правильное питание, Витамины «Что такое витамины и где они живут».
• Культурно-гигиенические навыки, «Чистота-залог здоровья»
• Формирование потребности в движении
• Закаливание «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»
• создание методических материалов: плакаты строения человека, строение
различных органов, дидактические игры.
• осуществление подборки познавательной и художественной литературы.
Большую помощь в этом оказали родители.
Поисково-исследовательская деятельность:
деятельность с детьми проводились в игровой форме в виде путешествий:
• «Из чего я сделан»;
• «Путешествие в организм человека»;
• «Наши надежные помощники»;
• «Путешествие в страну витаминов»;
• «В стране легких».
В процессе совместной деятельности дети получили элементарное представление о строении человека, о функциях некоторых органов, о правилах ухода за глазами, ушами, руками и смогли ответить на вопросы исследовательско - поискового характера:
· Зачем нужна еда?
· Куда девается съеденная пища?
· Зачем нам нужен нос?
· Кто охраняет глаза
· Из чего мы состоим?
Большой интерес у детей вызвала экспериментальная деятельность, где ребята проводили опыты и практические упражнения:
• «Что можно почувствовать рукой? (холодно, горячо)»
• «Послушай свое сердце»,
• «Посчитай удары пульса»
• «Рассмотри кожи рук через лупу».
Полученные знания дети закрепляли в игровой деятельности.
Дидактические игры:
• «Узнай по вкусу»;
• «Узнай по запаху»;
• «Узнай по голосу»;
• «Моё тело, как оно устроено»;
• «Полезные продукты»;
• «Части тела»
Сюжетно-ролевые игры:
• «Поликлиника»,
• «Аптека»,
• «Терапевт»,
• «Лор – врач»,
• «Окулист».
Так же в проектной деятельности были использованы с компьютерные
технологии, дети просматривали различные презентации:
• «Моё тело»;
• «Здоровые зубы»;
• «Путешествие в страну витаминов»;
• «Микробы».
В группе были созданы условия для активизации различных видов движений, участники проекта изготовили «нетрадиционное физкультурное оборудование».
В группе проводились различные развлечения, физкультурные досуги. Детям стала понятна значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.
Главной частью проектной деятельности стало взаимодействие с семьями
воспитанников, союзниками в этой работе стали родители. Для них был проведен семинар, консультации по основам формирования ЗОЖ, педагоги выслушали их просьбы относительно питания, сна, одежды детей. Так же воспитатели провели мастер-класс по проведению артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
Результат проекта:
В процессе работы были созданы:
• исследовательский дневник «Путешествие в организм человека»;
• рукотворную книгу «Правила гигиены» с рисунками и стихами по правилам соблюдения культурно-гигиенических навыков;
• альбом «Любимый вид спорта нашей семьи»;
• папка «Рекомендации для родителей», в которой собраны рекомендации по закаливанию, профилактике плоскостопия, правильной осанке, сохранению зрения.
• картотеки: по дыхательной, пальчиковой, артикуляционной гимнастикам,
самомассажу, гимнастике для глаз;
• фонотека для релаксации;
• медиатека по вопросам ЗОЖ;
• газеты о ЗОЖ, была помещены фотографии из жизни группы по формированию привычки к ЗОЖ;
• дети с большим удовольствием занимались продуктивной деятельностью:
лепили, рисовали и выполняли аппликацию по теме «Здоровый образ жизни».
Используемые информационные ресурсы:
• Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
• Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым. СПБ,:Акцидент, 1997
• Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками.-
М., 2012.
• Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5- 8 лет. Ярославль 2003.
• Тихомирова Л. Ф. Формируем у ребенка правильное отношение к своему
здоровью. Ярославль 1997__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (из опыта работы)
Педагогическая статья...
Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни ( из опыта работы инструктора по физической культуре)
Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни ( из опыта работы инструктора по физической культуре)...
Использование метода проектов в формировании у дошкольников представления о здоровом образе жизни (из опыта работы)
Процесс сохранения здоровья и укрепления иммунитета ребенка в дошкольном возрасте является решающим этапом формирования здоровой личности. Именно в это время идет усиленное формирование органов, от ко...
статья "Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни " (из опыта работы)
В статье представлен опыт работы по проекту "Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни"....
Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (из опыта работы)
Здоровье- одна из главных ценностей в жизни. В наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Здоровье подростающего поколения ха...
Статья: Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни ( из опыта работы)
Здоровье – основа физического развития ребенка. Полноценное физическое развитие ребенка взаимосвязано с его общим психическим развитием. Сформированное сознание, развитой интеллект, ...
Статья Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни ( из опыта работы)
Статья "Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни "( из опыта работы)...