Методическая разработка "10 ответов психолога" сборник консультаций для родителей дошкольников 3-7 лет.
статья
В представленном сборнике размещены ответы на часто тревожащие вопросы родителей дошкольников. Для использования в работе педагогов дошкольных учреждений
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 38 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга
Десять вопросов психологу.
Сборник консультаций для родителей.
Педагог-психолог Семченкова В.В.
Оглавление:
- Вопрос №1
Хочу узнать как воспитать ребенка счастливым.
- Вопрос №2
Ребенок дома не хочет заниматься с родителями. Начинает баловаться. В саду занимается хорошо, усидчивый. Как исправить, чтобы и дома занимался?
- Вопрос №3
Ребенок очень избирателен в еде. Ест определенные блюда, не любит фрукты и мясо.
- Вопрос №4
Ребенок плачет по каждому поводу. Как правильно реагировать на детский плач?
- Вопрос №5
Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой?
- Вопрос N6
Много работаю, поэтому мало времени провожу с ребенком, как не испытывать чувство вины?
- Вопрос N7
Как воспитать в ребенке уверенность и смелость?
- Вопрос N8
Если ребенок очень ленивый, и дома ничего не хочет делать, сколько ни заставляй....а в садике наоборот активный и все делает, как с этим бороться?
- Вопрос N9
Пятилетний сын сказал, что не любит меня, что я ему не нужна. Как реагировать?
- Вопрос N10
Ребенок стал очень ранимым в 4 года. Постоянно плачет по любому поводу. Что делать?
Вопрос №1
Хочу узнать как воспитать ребенка счастливым.
Вроде бы, ответ на поверхности — любить его, уделять особое внимание духовной его жизни. Прежде всего, ребенок запомнит атмосферу своего детства и пронесет воспоминания о радостных моментах через всю жизнь. Вот почему важно, чтобы малыш был счастлив.
Научитесь сами радоваться жизни
Хотите, чтобы дети были счастливы? Будьте счастливы сами. Звучит немного эгоистично, но зато искренне. Когда мама и папа доброжелательны, радуются жизни, меняют мир к лучшему, занимаются любимым делом, малыш начинает повторять за ними.
Согласитесь, сложно испытывать приятные эмоции, находясь рядом с нахмуренными, нелюбящими свою работу, проклинающими власть и государство родителями. Радоваться и веселиться надо – хотя бы ради детей, как бы странно это ни прозвучало. Поэтому чаще общайтесь с друзьями, выбирайтесь с детьми на увеселительные мероприятия и оставляйте дурное настроение за порогом дома.
Будьте искренни
Часто можно услышать любопытный совет – эксперты учат мам сдерживаться, не кричать, улыбаться, не показывать свою злость и раздражение. Конечно, улыбка – это замечательно, но если только она идет от сердца.
Дети прекрасно чувствуют мамино настроение, от них не скроешь, что, несмотря на бравый вид, внутри родительница кипит от злости. Подобное несоответствие смущает и пугает малышей.
Сложно будет научить ребенка выражать эмоции, если вы сами их скрываете.
Поэтому смейтесь, если вам весело, хмурьтесь, если сердиты, печальтесь, если вам грустно, объясняя крохе, почему вы испытываете эти чувства.
И попутно учите его правильно рассказывать о своих переживаниях: «Ты злишься на меня, так как я не купила тебе машинку». Так вы передадите детям умение «читать» свои и чужие эмоции.
Не ругайте за ошибки
В психологической литературе встречаются любопытные исследования. Так, ученые предлагали малышам задания разного уровня сложности. Дети чересчур требовательных родителей, боясь не оправдать маминых ожиданий, предпочитали самые легкие задачи, с которыми бы они точно справились.
Ребята, которых родители хвалят и поощряют их опыты и старания, смело брались за сложные упражнения.
Детство создано для экспериментов. Крохи пробуют различные вещи, попутно совершая ошибки. Поэтому не ругайте и не критикуйте за неправильно совершенное действие.
Поговорите с ребенком, объясните ему, что он сделал не так и что нужно исправить. Лишь в этом случае ваше чадо не будет бояться нового, наоборот, станет стремиться к следующим свершениям.
Чаще играйте с детьми
Главное занятие для детей – играть. А совместные игры замечательно сближают родителей и малышей. С помощью обычных кукол и медвежат можно многому научить кроху, избавить его от страхов, найти новых друзей.
Показывайте, как прекрасна жизнь
Это может быть торт на выходных, большой воздушный шарик, совместное приготовление ужина, просмотр любимого мультика.
Не забывайте и о новых впечатлениях. Ходите в зоопарк, прогуляйтесь по красивым осенним улочкам, загляните в местный краеведческий музей, сходите в кинотеатр.
Вопрос №2
Ребенок дома не хочет заниматься с родителями. Начинает баловаться. В саду занимается хорошо, усидчивый. Как исправить, чтобы и дома занимался?
Ситуация, с которой вы столкнулись, достаточно распространенная. Дети могут по-разному реагировать на занятия дома и в детском саду. Вот несколько советов, которые могут помочь улучшить ситуацию:
Создайте подходящую атмосферу для занятий.
Обеспечьте комфортную обстановку для занятий. Выберите тихое место, где ребенку будет удобно сосредоточиться. Убедитесь, что там достаточно света и минимально отвлекающих факторов, таких как телевизор или шум других членов семьи.
Определите время для занятий.
Установите четкий график, когда будет происходить обучение. Это может быть, например, утро или время после ужина. Хорошо, если занятия будут в одно и то же время каждый день, так у ребенка выработается рутина.
Разнообразие методов.
Попробуйте использовать различные методы обучения. Например, выберите более игровые элементы или практические задания. Подходящие игры, обучающие приложения или даже занятия на свежем воздухе могут сделать процесс более увлекательным.
Постепенное вовлечение.
Начните с коротких занятий, которые постепенно будут увеличиваться по времени. Это поможет избежать утомления и снизит уровень сопротивления.
Занимайтесь вместе.
Проводите занятия, участвуя в них сами. Включение родителей в процесс делает занятия более увлекательными и может повысить интерес ребенка. Создайте совместные проекты, где вы будете работать над чем-то вместе.
Похвала и мотивация.
Не забывайте хвалить ребенка за успехи, даже если они небольшие. Это поможет укрепить его уверенность и желание заниматься дальше. Также можно ввести систему небольших наград за достижения.
Обсуждение с педагогами.
Проговорите с воспитателями в детском саду. Они могут дать советы о том, какие методы им удаются лучше всего, и как они способны интересовать детей.
Помните, важно, чтобы занятия приносили радость, поэтому старайтесь делать их максимально увлекательными!
Вопрос №3
Ребенок очень избирателен в еде. Ест определенные блюда, не любит фрукты и мясо.
Проблемы с привередливостью в еде – это довольно распространенная ситуация среди детей.
Родители справедливо считают, что питание ребенка должно быть полноценным. И если ребенок отказывается от какого либо вида продуктов, мяса, фруктов, молочных продуктов, то это добавляет родителям тревоги.
Детьми с избирательным аппетитом ( «малоежками») обычно называют тех, которые употребляют однообразную пищу, отвергая как знакомые, так и незнакомые продукты.
К сожалению, до сих пор точно не установлено, почему ребёнок начинает питаться избирательно. Однако выделяют ряд предрасполагающих факторов:
- характер питания будущей мамы во время беременности;
- пример избирательного аппетита родителей;
- ошибки организации питания: нарушение режима приема пищи, принуждение к еде, использование вкусных продуктов в качестве поощрения, развлечения во время еды (например, просмотр мультфильмов) и другие.
Интересно, что в семьях, где родители своим примером демонстрируют нормальный аппетит, «малоежки» встречаются почти в 2 раза реже по сравнению с семьями, где избирательное поведение в отношении еды является привычным для взрослых родственников ребёнка.
Психологами отмечается связь между избирательностью в ряде продуктов и состоянием эмоциональной сферы ребёнка. У детей с пищевой избирательностью присутствует больше страхов, повышенная тревожность, возбудимость нервной системы.
Иногда нарушение пищевого поведения связано с нарушениями нервной системы и психической сферы ребенка. Но в этом случае нарушение питания – сопутствующая проблема основного нарушения, симптом дисфункции сенсорной интеграции. И если вас в вашем ребенке вас беспокоит только момент еды, то вероятно это не ваш случай. Но все-таки стоит при визите к педиатру и невропатологу обратить внимание на проблему.
Иногда пищевое поведение служит способом манипуляции родителями. Сладость иногда используется родителями как способ успокоить раздраженного ребенка и в результате служит позитивному усилению нежелательного поведения. В итоге ребенок начинает есть только вкусненькое, отказываясь от другой еды. В данной ситуации стоит обратиться за рекомендациями к психологу. Специалист может использовать анализ поведения родителей с целью выявить типичные ситуации, когда нежелательное поведение подкрепляется взрослыми и предложить способы изменения воспитательных приемов.
Проанализируйте рацион вашего ребенка, он может быть не очень разнообразен, но содержит все необходимые питательные вещества для организма – белки, жиры, углеводы, клетчатку.
Если при этом ребенок активен и в хорошем настроении и прибавляет в весе, то сильно тревожится не стоит.
Если все же вы твердо решили расширить рацион, то психологи предлагают несколько стратегий, которые могут помочь вам в работе с привередливым аппетитом вашего ребенка:
Самое первое, что нужно сделать — это заполнить дневник питания. В нем важно отмечать наименование съеденных продуктов, их количество, а также время и кратность приемов пищи в течение всего дня. Для получения достаточной для оценки информации хватит 3-4 дней.
Анализ дневника питания позволит понять, насколько сбалансирован рацион питания ребёнка и получает ли он необходимое количество нутриентов для своего возраста. За расшифровкой дневника питания, оценкой физического состояния ребёнка и рекомендациями по коррекции питания — обратитесь к педиатру.
Психологи предлагают несколько стратегий, которые могут помочь вам в работе с привередливым аппетитом вашего ребенка:
Постоянство и терпение
Возможно, что потребуется много времени, прежде чем ваш ребенок начнет пробовать новые продукты. Постоянное повторение и терпение – ключевые компоненты в решении этой проблемы.
Не теряйте надежды, даже если ребенок отказывается пробовать новые вещи. Часто дети нуждаются в нескольких попытках, прежде чем они окончательно решат попробовать какое-то блюдо.
Постепенное введение новых продуктов
Начните с небольших порций новых фруктов или мясных блюд. Размещайте их рядом с теми блюдами, которые ребенок уже любит. Это поможет ему увидеть новые продукты без давления.
Используйте разные способы приготовления. Например, запеченные фрукты могут быть более привлекательными для ребенка, чем сырые.
Следите за тем, что вы едите.
Убедитесь, что вы подаете своему ребенку хороший пример здорового пищевого поведения и сами питаетесь разнообразно. Если сами вы каждый день на ужин едите жареную картошку и сосиски, запивая колой, вряд ли ребенок согласится с вареными овощами и паровой котлетой.
Создание интересных и привлекательных блюд
Нарезайте фрукты и овощи в интересные формы или радуйте глаз цветами. Используйте яркие тарелки или столовые приборы, чтобы еда выглядела более заманчиво.
Готовьте блюда, в которых фрукты и овощи будут частью интересного рецепта. Например, фруктовые смузи или запеканки с добавлением овощей.
Вовлечение ребенка в приготовление пищи
Позвольте ребенку участвовать в процессе приготовления еды. Дети часто более охотно пробуют то, что они сами сделали. Это может быть как смешивание ингредиентов, так и простая нарезка безопасных продуктов.
Проводите совместные кулинарные эксперименты, чтобы ребенок чувствовал себя частью процесса и заинтересовался результатом.
Предложения альтернативного белка, фруктовой альтернативы
Если ребенок не ест мясо, предложите другие источники белка, такие как бобовые (фасоль, чечевица), яйца, рыба, молочные продукты и орехи, замороженные фрукты или блюда с йогуртом и фруктами, сделав их более привлекательными.
Неприятие давления и стрессовой ситуации
Самое главное, избегайте напряженной атмосферы во время еды и не заставляйте ребенка есть то, что ему не нравится. Это может создать у него негативное отношение к еде.
Поощряйте ребенка пробовать новое, но концентрируйтесь на том, чтобы не создавать ненужного стресса.
Не теряйте надежды, даже если ребенок отказывается пробовать новые вещи. Часто дети нуждаются в нескольких попытках, прежде чем они окончательно решат попробовать какое-то блюдо.
Как отучить есть с гаджетами
По-хорошему, к этому не нужно приучать. Нет ничего полезного в том, что вы пытаетесь накормить малыша, включая ему мультики. Так развиваются проблемы с пищевым поведением. Ребенок должен чувствовать голод, понимать, когда он насытился, ощущать вкус еды. Сначала вам может показаться: «Как здорово! Ребенок хотя бы поел!». На самом деле, лучше бы он остался голодным и позже сам попросил еду.
Если проблема все-таки есть, хладнокровно забирайте гаджеты и разграничивайте понятия: мультики, игры и еда. Ребенку можно предложить поиграть после, но за столом он должен быть сфокусирован на еде.
Помните, что привередливость в еде – это нормальное явление для многих детей, и с вашей поддержкой и терпением они могут научиться наслаждаться разнообразием продуктов.
Вопрос №4
Ребенок плачет по каждому поводу. Как правильно реагировать на детский плач?
Ребенок плачет не из-за того, что вредничает – он расстроен. Дайте ему возможность пережить свое «горе». Посочувствуйте. Проговорите эмоции. «Я понимаю, что ты расстроен, но не могу тебе позволить надеть летние шлепанцы на улицу, потому что сейчас зима и ты простудишься. Давай найдем классные валенки». Обязательно предлагайте альтернативные варианты выхода из ситуации. Выслушайте его и обнимите.
Найдите в себе силы не ограничиваться фразой «не плачь» – позвольте ребенку понять, что с ним происходит. Вам станет легче, когда начнете относиться к малышу не как к человеку, желающему испортить настроение, а как к расстроенному человеку, нуждающемуся в сочувствии.
Реакция на детский плач может быть сложной задачей, особенно если это происходит часто и по разным причинам. Важно знать, что плач — это естественный способ общения у маленьких детей. Вот несколько стратегий и рекомендаций, которые могут помочь родителям конструктивно реагировать на плач ребенка:
Оставаться спокойным
Также, как и в любой сложной ситуации, первое, что нужно сделать — это оставаться спокойным. Ваши эмоции могут передаваться ребенку, и если вы беспокоитесь или раздражаетесь, это может усугубить ситуацию.
Сделайте несколько глубоких вдохов и постарайтесь подойти к ребенку с открытым сердцем и терпением.
Понять причину плача
Попробуйте определить, что могло вызвать плач. Это могут быть физические потребности (голод, усталость, необходимость в смене подгузника), эмоциональные потребности (необходимость в утешении, страх, скука) или другие факторы.
Наблюдайте за сигналами и поведением ребенка, чтобы лучше понять, что может быть причиной его страха или недовольства.
Успокоительные методы
Обнимите или возьмите на руки своего ребенка. Физический контакт может помочь ему почувствовать себя защищенным и успокоиться.
Попробуйте использовать успокаивающие звуки, такие как тихая музыка, шепот или даже белый шум, если это помогает ребенку расслабиться.
Отвлечение внимания
Предложите ребенку что-то интересное: игрушку, книгу или игру. Отвлечение может помочь переключить его внимание на что-то приятное и положительное.
Измените обстановку — перейдите в другую комнату, выйдите на улицу или просто измените деятельность.
Создание рутины
Дети чувствуют себя безопаснее, когда у них есть четкая рутина. Попробуйте установить устойчивый распорядок дня, который включает время для еды, игр и отдыха.
Постепенно создайте у ребенка ассоциации, которые помогут ему понимать, что определенные моменты (например, время сна или время для игр) наступают регулярно.
Общение
Говорите с ребенком, даже если он слишком мал, чтобы понимать ваши слова. Используйте успокаивающий и нежный тон.
Скажите ребенку, что вы понимаете его чувства. Например: "Я вижу, что ты расстроен. Давай посмотрим, как я могу помочь".
Заботьтесь о себе
Уход за ребенком и его эмоциями может быть очень утомительным. Не забывайте уделять внимание своим собственным потребностям и отдыхать. Когда вы будете чувствовать себя лучше, вам будет легче реагировать на эмоциональные вызовы.
Консультации специалистов
Если частота плача или его интенсивность вызывает у вас беспокойство, не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам, таким как педиатр или детский психолог. Они могут помочь выявить возможные проблемы и предложить рекомендации.
Разговоры с ребенком о его эмоциях очень важны, и вскоре он научится различать свои чувства и использовать другие способы выражения, когда он становится больше
Вопрос №5
Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой?
Частый вопрос на консультировании: "Почему мой ребенок ведет себя со мной хуже всего? Он прекрасно ведет себя с бабушкой, дедушкой или в детском саду. И только со мной ребенок ведет себя просто отвратительно...".
Если ребенок при маме ходит по струнке, а всё плохое поведение выдает, скажем, в детском саду или бабушке, то вот это поведение должно вызывать гораздо большее напряжение и вопросы.
Можно назвать три вероятных причины того, что ребенок становится «отрицательным персонажем» рядом с мамой:
Такая реакция на появление мамы заложена самой природой и является нормальной. Так, например, Джон Боулби, английский психоаналитик и создатель теории привязанности, пишет о том, что даже в животном мире у детенышей в присутствии родителей наблюдается более «ребяческое» поведение. Вот и дети обычно начинают вести себя так, как будто они гораздо младше по возрасту. Это проявляется в необоснованных на первый взгляд просьбах взять на ручки, покормить с ложечки или одеть, хотя сам малыш уже отлично со всем этим справляется.
Есть одно простое правило в психологии детско-родительских отношений: ребенок ведет себя хуже всего именно с тем, кого больше всего любит. Вернее, с кем наиболее близкие и доверительные отношения. Если вы столкнулись с феноменом, когда ваш ребенок ведет себя хуже всего именно с вами – радуйтесь, вы создали ему тот самый базовый уровень доверия, о котором так модно упоминать в современной теории привязанности. Это, действительно, здоровые отношения с мамой.
Если ребенок при маме ходит по струнке, а всё плохое поведение выдает, скажем, в детском саду или бабушке, то вот это поведение должно вызывать гораздо большее напряжение и вопросы.
В общении с самыми близкими людьми мы позволяем себе расслабиться и вести себя совершенно по-другому, нежели в официальной обстановке, с коллегами по работе или знакомыми. Так же и маленький ребенок отпускает себя в присутствии мамы, с которой он чувствует душевный комфорт и не боится осуждения. А если уж малыш проводит целый день в детском саду, стараясь вести себя хорошо, он накапливает немало напряжения и негатива, который и выплескивается на маму вечером.
Ребенок учится всему с помощью подражания взрослым. В том числе и поведению в обществе. Когда он с мамой, конечно, он подражает маме, но когда с бабушкой, временно она становится для него своеобразной системой координат. И в тот момент, когда мама сменяет бабушку, малышу необходимо переключиться на совершенно другой «объект» подражания. Поначалу это дается непросто и вызывает психологическое напряжение, которое и выливается в капризы и непослушание.
Ребенок – это универсальный радар и стопроцентный хамелеон в плане эмоциональных реакций. Пока ребенок мал, 80% обучения для него – это имитация: ребенок имитирует походку, речь, движения, поведение родителей и ближайшего окружения. Когда ребенок плохо себя ведет при приходе мамы, а до этого с другим взрослым вел себя хорошо, – это очень наглядная иллюстрация автоматического хамелеонства.
Скажем, ребенок весь день был с бабушкой, у них всё было прекрасно. За это время ребенок подстроился под бабушкин тип реакций, ее требования, скорость, речевые обороты, под то, чем бабушка довольна и недовольна. Он стал "фиолетовый в крапинку". Это происходит не на уровне понимания, а на уровне ощущений. Вот он подстроился, и тут пришла мама, а вместе с ней и другая система координат, требований и эмоциональных ожиданий, другая система реакций на то или иное поведение, на слова. А ребенок всё еще "фиолетовый в крапинку", он не успел стать снова "красненьким в полосочку".
У ребенка на какое-то время включается просто клин: одновременно работают две системы координат. Поэтому он теряется, и одна из возможностей выйти из этой растерянности – провокативное поведение (истерика, плач, упрямство, негативизм).
Еще бабушка может подлить масла в огонь: «Я же прекрасно с ним справлялась пока тебя не было», «У нас так мило прошел день», «Мы с ним/ней всегда ладим, ну что же ты делаешь такое, что у тебя ребенок сразу заплакал?»+
В некоторых случаях нужно просто пропускать эту эмоциональную волну. То же самое с эмоциональными реакциями ребенка. Если только мы чуть-чуть подождем и не опасно отстранимся, не станем холодными, а отойдем на пару шагов, то ребенок перестроится. Скорее всего, из поведенческого сбоя он выйдет сам, а даже если и застрянет в нем, мы можем ему помочь словами: «Ты так сейчас капризничаешь, что я понимаю, что ты по мне очень скучал».
Имеет смысл взрослым вообще держать в голове такую информацию: с каждым взрослым, который к ребенку имеет тесное жизненное отношение, у него будет своя линия поведения и общения.
И что же делать маме?
Прежде всего - игнорировать высказывания окружающих о плохом поведении ребенка рядом с вами. По крайней мере, не принимать их близко к сердцу, ведь теперь вы знаете, в чем реальная причина его капризов. На подобные комментарии воспитателей вы можете с улыбкой отвечать: «Конечно! Ведь больше всех достается тем, кого сильнее любят!»
В каких-то ситуациях достаточно просто спокойно подождать, пока ребенок перестроится на новое поведение. В некоторых случаях нужно просто пропускать эту эмоциональную волну. То же самое с эмоциональными реакциями ребенка. Если только мы чуть-чуть подождем и не опасно отстранимся, не станем холодными, а отойдем на пару шагов, то ребенок перестроится. Скорее всего, из поведенческого сбоя он выйдет сам, а даже если и застрянет в нем, мы можем ему помочь словами: «Ты так сейчас капризничаешь, что я понимаю, что ты по мне очень скучал».
Социальные навыки только начинают формироваться. И, потренировавшись, малыш обязательно научится сразу переключаться с одной ситуации на другую, с поведения в обществе бабушки на поведение в обществе мамы, а затем и многих других людей.
Чтобы этот навык освоился быстрее, Вы можете уменьшать время пребывания малыша с обоими взрослыми одновременно. Например, лучше «передавать ребенка из рук в руки», то есть сразу прощаться с няней (или бабушкой) после вашего возвращения домой или, наоборот, сразу уходить, после того как она пришла. В этом случае у него не будет возникать растерянности из-за того, что он не понимает, за чьим поведением следовать. Это снизит его напряжение, а строптивое настроение, если и появится, то быстро пройдет.
Также важно развивать эмоциональный интеллект ребенка, который играет немаловажную роль в социальной успешности. Родители могут проговаривать его состояние («Я вижу, что ты устал/обижен/злишься») и принимать его эмоции, выражая понимание и сочувствие («Я тоже скучала по тебе»). Важно, чтобы ребенок понял, что с ним происходит. Ведь в тот момент, когда он бьется в истерике, его накрывает волна эмоций, которой он не в силах управлять. Это пугает не только родителей, но и его самого. И если он увидит спасательный круг в виде спокойствия и поддержки родителей, он обязательно выплывет из этого бушующего моря и постепенно научится управлять своими эмоциональными волнами.
А для того, чтобы дать опору своему ребенку, необходимо иметь твердую почву у себя под ногами. Поэтому маме так важно давать себе возможность отдыхать, заботиться о своем физическом и психологическом состоянии. Ведь если она внутренне спокойна, у нее есть силы транслировать детям идею о том, что все в порядке, что она ценит их доверие и любит их любыми, даже капризными и непослушными. Именно это является основой для воспитания гармоничной личности.
Вопрос N6
Много работаю, поэтому мало времени провожу с ребенком, как не испытывать чувство вины?
К сожалению жизнь диктует свои условия. Очень часто мы проводим со своими детьми не так много времени, как нам хотелось бы. Все родители очень заняты и редкий счастливчик может похвастаться тем, что изо дня в день посвящает себя ребенку (имеет возможность постоянно находиться рядом). Как следствие у многих родителей возникают душевные терзания, чувство вины, которые не дают покоя.
Вопрос не в количестве проведенных с ребенком часов, а в качестве совместного проведения времени. К примеру, один родитель будет целый день находиться дома, при этом лежать смотреть сериалы и не уделит ребенку своего внимания. А другой придет на обед и выделит на общение с ребенком 15 минут, при этом вложит в эти минуты все: и поцелует, и обнимет, и спросит как дела, и поиграет, и посмеется.
Где будет больше пользы? Во времени ли вопрос? Вы можете провести с ребенком час в день, но сделать это качественно: играть, беситься, валяться.
Попробуйте четко расписать свой день и выделить 15 минут для общения с ребёнком тет-а-тет, когда вам ничего не будет мешать. Делать в это время можно что угодно: раскрашивать, строить волшебный замок, собирать кубики. Главное, делать всё это, не отвлекаясь на уборку или работу.
Такая эмоциональная подпитка и ежедневный ритуал помогают наладить связь с ребёнком и справиться с чувством вины.
А теперь о чувстве вины. Скажите, как оно поможет вашему ребенку хорошо развиваться? Как поможет вам выполнить свой родительский долг, воспитывать, растить ребенка? Правильно никак. Чувство вины, которое вы испытываете никак не поможет вашему ребенку развиваться, а вот помешать может очень сильно. Поэтому убираем чувство вины на второй план, потому что чувство вины никак не исправит ситуацию, и еще больше навредит вашему физическому и эмоциональному состоянию.
Часто из-за чувства вины, родители начинают компенсировать ребенку свое отсутствие. К примеру, они рассуждают так: «Бедный мой малыш, пусть меня так часто не бывает рядом,но зато я тебе куплю это..., и сделаю за тебя это.., а то ты у меня так обделен». При такой позиции личность ребенока развивается неполноценно. Имея чувство вины, рассуждая таким образом - вы инвалидизируете ребенка и он растет с чувством неполноценности (я же бедный, обделен) и неправильно строит отношения с окружающими – (все мне должны )
Вместе готовьте, вовлекайте ребенка в повседневные дела, отложите гаджеты и новостные ленты, заказывайте продукты, когда ребенок спит, а не ходите часами по магазинам с ребенком. И да, дом не музей, идеальной чистоты не требует. Если встанет вопрос совместный досуг или генеральная уборка, выбирайте первый вариант.
Помните про правило 5 минут.
Для детей, особенно маленьких, встреча с родителями после сада или работы взрослых - это радость. В первые пять минут этой встречи ребенок хочет поделиться с родителем самым важным для него, поэтому рассказывает все то, что для него было наиболее значимым за весь день, что вызвало у него сильные эмоции. Дети не умеют "выдерживать паузу" и ждать нужного момента для разговора, они выдают информацию сразу же, как только увидели родителя.
Если мама или папа встречает ребенка и слушает, что тот ему говорит, то может узнать, как прошел день малыша, что его расстроило, а что обрадовало, что он узнал нового, интересного, о чем беспокоится. Выслушав, может сразу похвалить, успокоить или порадоваться вместе, а может подбодрить или утешить - дать положительную обратную связь - в таком случае ребенок услышан, спокоен и счастлив.
Вопрос N7
Как воспитать в ребенке уверенность и смелость?
Для начала необходимо разобраться почему ребенок не уверен в себе?
В большинстве случаев виноватыми оказываются родители и другие взрослые в семье, совершающие такие (или подобные им) действия:
"Кнут без пряника".
Родители ругают ребёнка за ошибки, но никогда не хвалят за достижения, воспринимая их как должное.
Гиперопека.
Ребёнок привыкает, что все решения за него принимают взрослые. Он не умеет нести ответственность за свои поступки, не может сам решить, что ему съесть на обед, что надеть сегодня на прогулку. Во взрослом возрасте такая инфантильность превращается в серьёзную проблему.
Завышенные требования.
Родители, чаще всего мамы, мечтают, чтобы их ребёнок был лучшим, преуспевал во всём. Если сын или дочь не соответствуют ожиданиям, взрослые злятся.
Постоянное сравнение с другими детьми.
"Вот Вася умеет себя хорошо вести", "Соня уже научилась читать", "Петю всегда хвалят в детском саду, а тебя нет". Задумайтесь, каково вашему маленькому или уже повзрослевшему чаду слышать это. Любите его безусловной любовью, независимо от успехов или неудач.
Что делать?
Очень важно создать для ребёнка комфортную атмосферу в доме. С малых лет он должен знать, что семья — его лучшие друзья, защита и опора.
Дайте ребенку больше самостоятельности.
Начать можно с простых заданий, таких как уборка игрушек или складывание одежды. Постепенно добавляйте обязанности по дому, например, помощь в приготовлении пищи или уборка комнаты. Позвольте ему выбирать одежду, книги для чтения или маршруты прогулок. И включайте малыша в обсуждение семейных планов и решений.
Умение говорить, слушать и взаимодействовать с другими – важные навыки для каждого. Старайтесь, не ограничивать общение.
Очень важно уметь принимать неудачи Учите ребенка принимать неудачи.
Неудачи случаются с каждым, даже с самыми лучшими из нас. Это, как говорится, закон жизни. Поэтому, прежде всего, ребенка следует научить перестать бояться ошибок. Умение справляться с неудачами и делать из них выводы – вот что главное для воспитания уверенности в себе.
Не ругайте за ошибки.
Старайтесь обсуждать свои и чужие ошибки. Показывайте, как их можно использовать для улучшения будущих результатов. Таким образом, дети не станут увиливать от решения тех или иных задач, боясь сделать что-то неправильное.
И обязательно нужно хвалить его за достижения .За хороший поступок или лостижение необходимо обязательно похвалить, сказать, что он много трудился, достиг успеха, что вы верили в него.
Нельзя критиковать ребенка при посторонних.
Это ваши внутренние семейные проблемы, и решать их нужно в кругу семьи.
И самое главное. Ребёнку нужно обязательно помогать, если он просит о помощи, но в то же время давать достаточно свободы для самостоятельных действий, принятия решений и личной ответственности.
Вопрос N8
Если ребенок очень ленивый, и дома ничего не хочет делать, сколько ни заставляй....а в садике наоборот активный и все делает, как с этим бороться?
Начнем с понимания причин: Постарайтесь понять, почему ваш ребенок так себя ведет дома.
Физическое переутомление.
Возникает физическая усталость, когда чадо загружено учебными делами на протяжении недели. Близкие стремятся дать лучшее, водят ребенка помимо детского сада в центр развития, танцевальный класс, бассейн, на гимнастику, занятия по английскому. Юный человек лишается сил и не может выполнять трудовые обязанности по дому, например, разобраться в своем шкафу, помочь маме накрыть на стол, полить цветы, погулять с питомцем, сделать домашнее задание от логопеда.
Психологическое переутомление.
Родители хотят видеть в ребенке успешного человека, поэтому заставляют свободное время посвящать занятиям. Дефицит двигательной активности, игровой деятельности приводят к психологической усталости, которая перерастает в нежелание трудиться.
Возможно, домашняя обстановка кажется ребенку слишком свободной и не структурированной. Поэтому он расслабляется и не может собраться и настроится на какие-либо обязанности и дела. В детском саду у него есть определенные правила и распорядок, что помогает ему лучше организовываться.
Что делать?
Начнем с того, что заставлять не надо, надо мотивировать. Когда вы заставляете ребенка, то вероятнее всего получите или молчаливый протест или нытье и истерику.
Вовлечь можно, включив соревновательный момент, например, кто быстрее или
Начнем с того, что дети, как и мы взрослые, не роботы. Детям нужен отдых, в первую очередь от детского сада, в котором ребенок проводит часто больше времени, чем вы на работе, 8-10 часов. И да, для ребенка нахождение в детском саду – это работа, в первую очередь над самим собой, так как она требует самоконтроля, следование правилам группы и правилам поведения, старания на занятиях. И также как и взрослому, который придя домой хочет поваляться на диване с книгой или посмотреть телевизор, ребенку хочется отдохнуть.
Поэтому первое- давайте ребенку возможность отдохнуть, поиграть в любимые игры, побаловаться, подурачиться, посмотреть мультфильм и просто побыть собой в окружении близких людей.
Пересмотрите нагрузку дополнительных занятий, помимо детского сада. Возможно, ваш ребенок просто не справляется.
Создание рутины.
Установите четкую повседневную рутину дома, подобную той, которая существует в детском саду. Если у ребенка будут понятные временные рамки для игр, выполнения домашних заданий и помощи по дому, он может стать более организованным и инициативным.
Похвала и награды.
Поощряйте ребенка за любые успехи в выполнении домашних задач. Это может быть похвала, небольшие награды или даже система баллов, которые он сможет обменять на что-то интересное (например, дополнительное время для игры или совместные прогулки).
Дайте выбор.
Дав возможность выбирать, что именно он будет делать дома, ребенок может почувствовать себя более вовлеченным. Например, дайте ему выбрать, какую из игрушек он хочет сначала убрать или какое задание выполнить.
Ну и главное, будте настойчивы, но при этом спокойны! Главное — создать гармоничную атмосферу, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и уверенно.
Вопрос N9
Пятилетний сын сказал, что не любит меня, что я ему не нужна. Как реагировать?
«Я тебя не люблю! Ты мне не нужна!» — мой пятилетний сын собрался ехать к деду просто потому, что я не разрешила ему идти на опасный аттракцион. Так больно это слышать. Сижу и плачу.
Я регулярно получаю такие сообщения. И печалит меня совсем не то, что дети говорят родителям. Это как раз норма в этом возрасте. Печалит меня то, что люди, став родителями, сами остались маленькими детьми. Разве взрослый может обижаться на ребёнка? Разве взрослый вообще обижается? Обида — детское чувство!
Обижаясь на пятилетку, вы становитесь ребёнком сами
Взрослый человек в состоянии понять, что дети иногда несут чушь. Это ДЕТИ. У них маленький недоразвитый мозг, отсутствие жизненного опыта, зашкаливающая эмоциональность и нет самоконтроля.
Более того, дети около 4-7 лет проходят определенную стадию становления привязанности. На этой стадии нормально говорить: «Не люблю тебя, плохая мама, уйду от тебя!». Ребёнку необходимо проверить, насколько он для вас значим? Настолько ли, что может говорить и делать гадости, и вы все равно будете любить его? Останетесь непоколебимым? Могу ли я этому взрослому доверять?
Что делать?
Не реагировать;
Не плакать;
Не обижаться.
«Не люблю тебя, мама!» — «Ничего, моей любви хватит на нас обоих».
«Уйду от вас в лес!» — «Нет, из нашей семьи никто не уходит. Но ты можешь злиться, это нормально».
«Тупой папа!» — «Про меня нельзя так говорить. Я тебе не позволяю оскорблять меня. Это неприятно. Если злишься — так и скажи «Я злюсь».
Оставайтесь взрослыми, спокойными, стабильными
С такими родителями детям спокойнее. А когда детям спокойно — они ведут себя лучше.
Не волнуйтесь! Поверьте, многие дети говорят в этом возрасте что-то подобное. И это не значит, что они вас не любят.
Вопрос N10
Ребенок стал очень ранимым в 4 года. Постоянно плачет по любому поводу. Что делать?
Существует несколько возможных причин, по которым ваш ребенок может стать более ранимым и чувствительным в этом возрасте.
Во-первых, в четыре года дети начинают осознавать мир вокруг себя более глубоко, и их эмоции становятся более выраженными. Возможно, ребенок испытывает сложности в коммуникации или не может выразить свои чувства словами, что заставляет его чувствовать себя уязвимым. Помогите ребенку, проговаривая и обозначая эмоции, которые он испытывает в момент капризов и причины, которые их вызвали.
Во-вторых, оцените нагрузку на ребенка. Ребенок целый день проводит в детском саду, где ему необходимо следовать правилам и соответствовать требованиям. Возможно, он просто устает. В этом случае, рассмотрите возможность устраивать дополнительный выходной или иногда забирать пораньше.
В третьих, попробуйте вспомнить, Может быть, в семье недавно произошли какие-нибудь события или изменения. И даже если вы не замечаете этого, у ребенка могла повыситься тревожность. В этом случае поддержите ребенка, создавая безопасное пространство для выражения эмоций. Постарайтесь больше общаться с ним о том, что его беспокоит или тревожит. Вы можете устроить время для индивидуальных бесед или активностей, которые помогут ребенку ощутить себя особенным и услышанным. Таким образом, он сможет лучше открываться и делится своими переживаниями.
В- четвертых, часто дети капризничают, когда испытывают физический дискомфорт и недомогания. Следует проконсультироваться у педиатра или невролога. Возможно, врач назначит необходимые обследования или подберет комплекс витаминов.
При этом важно сохранять стабильный и предсказуемый распорядок дня, ведь дети часто ищут уверенность в рутине. Это поможет малышу чувствовать себя в более знакомой и безопасной обстановке.
Если ситуация не улучшится или будет усугубляться, и ваш ребенок продолжит проявлять повышенную ранимость и тревожность, стоит рассмотреть возможность записаться на консультацию и более подробно обсудить проблему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей дошкольников "Математические сказки для дошкольников"
Консультация "Математические сказки для дошкольников" поможет родителям дошкольников....

Консультация для родителей дошкольников "Расскажите дошкольникам о Великой Отечественной войне…"
Консультация для родителей дошкольников "Расскажите дошкольникам о Великой Отечественной войне…"...

Методическая разработка на тему: Консультация для родителей «Развитие речи ребенка-дошкольника. Советы родителям».
Консультация для родителей «Развитие речи ребенка-дошкольника. Советы родителям»....

Консультация для родителей дошкольников на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»
Консультация для родителей дошкольников на тему:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...

Семинар – практикум для родителей. «Выявляем и развиваем интересы и способности ребенка». (дети 5 - 6 лет) Методический источник : Образовательная программа " Школа для родителей дошкольников" Омск БОУ ДПО " ИРООО" 2018
В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить....
Методические рекомендации Ответы на частые вопросы родителей.
в помощь молодым воспитателям.много вопросов родителей и грамотные ответы на них вогспитателем!...
Консультация для родителей дошкольников на тему "Питание ребенка летом"Консультация для родителей дошкольников на тему "Питание ребенка летом"
Летний период предоставляет множество возможностей для обеспечения вашего ребенка полезными и вкусными продуктами. Правильное питание летом особенно важно, так как в жаркую погоду организм ребенка нуж...