«ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ»
консультация
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ
РЕКОМЕНДАЦИИ И СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, в школе, дома, помогает в общении со сверстниками и взрослыми.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюлепаева Эльзана Ранисовна, учитель-логопед
МДОУ «Чесменский детский сад «Солнышко»
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ
РЕКОМЕНДАЦИИ И СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, в школе, дома, помогает в общении со сверстниками и взрослыми.
Развитие речи детей этого возраста имеет большое значение, ведь в ближайшем будущем этот маленький человек будет стоять на пороге школы, которая предъявляет высокие требования к уровню развития речи, особенно связной. Умение логично и последовательно излагать свои мысли подразумевает, что ребѐнок овладел всеми сторонами родного языка: его грамматикой, фонетикой, он имеет богатый лексический словарь и выразительную речь.
Какие же особенности речевого развития ребенка 5 – 6 лет в норме? Звукопроизношение. Речевой аппарат ребѐнка шестого года жизни полностью сформировался и, если нет отклонений в его строении (короткая уздечка языка, высокое нѐбо, нарушения прикуса), большинство звуков произносится детьми правильно, но может встречаться искажение, замена или отсутствие звука звуков [л] и [р]. Дети этого возраста уже могут самостоятельно заметить подобные недостатки и у себя и окружающих.
У детей 5 лет продолжает формироваться правильное речевое дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится длиннее, что позволяет ребенку произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5 – 6 слов. В противном случае может возникнуть физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха приходится прерываться посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут перейти в привычку. Это очень трудноустранимый дефект речи, коррекция которого может занять несколько лет.
Слоговая структура слова. Детям 5 лет доступно произношение слов сложной звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена слогов и сокращение слов. Дети успешно справляются с произнесением слов, в которых имеются множественные стечения согласных (конструктор, экскурсия).
Словарь. В возрасте 5 – 6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. К концу шестого года жизни словарь детей достигает 3000 – 4000 слов. Расширяется словарь обобщений, особенно за счет широких родовых понятий (например, растения – это деревья, кустарники, травы, цветы). Они владеют огромным диапазоном понятий, причѐм их познания простираются не только на предметы быта в пределах видимости, но и на довольно отвлеченные вещи. Они накопили внушительный опыт познания и могут рассуждать, например, о космонавтике и 2 взаимоотношениях людей. Они могут подобрать похожие или противоположные по смыслу слова.
Начинают активно использовать приставочные глаголы. Например, этот кран открыт, а этот… закрыт. В речи детей 5 лет начинают появляться «сорные» слова, на которые необходимо обращать внимание. В каждом конкретном случае следует искать свои способы воздействия на ребенка: для одних – это «темница для лишних слов», для других это прямой запрет на употребление «сорных» слов. Игры со словом продолжаются, так же, как с рифмами и сочинением стихов. Большой популярностью у детей этого возраста пользуются шутливые литературные произведения с перестановками слов, а также всевозможные словесные перевертыши и загадки.
Грамматический строй речи. На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Ребенок почти не делает грамматических ошибок. Иногда он может неверно поставить ударение в малознакомых словах, употребить существительное в ошибочной форме. Если взрослые указывают на допущенные ошибки, то дети в большинстве случаев их уже не повторяют. Они достаточно хорошо образуют множественное число существительных (кукла – куклы), изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла – куколка). Быстро накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна кукла, две куклы).
Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения мой, моя, мое, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако в этом возрасте можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. д.). У детей возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи. Если пятилетнему ребенку задать вопрос на знакомую тему, он легко ответит на него полным и развернутым предложением. В обычной речи дети пользуются простыми фразами, которые к шести годам становятся все длиннее и распространеннее. Большинство слов в предложениях правильно употребляются и изменяются, хотя встречается и неправильные формы (например, медвежонков и слоненков, карандашов, стеклов).
Дети проявляют огромный интерес к различным словесным играм:
• испорченный телефон;
• как назвать по-другому (на подбор синонимов);
• скажи наоборот (поиск антонимов);
• что бывает мягким (сладким, высоким, деревянным);
• узнай предмет по описанию;
• закончи фразу.
Связная речь. Невозможно дать точную характеристику уровня развития связной речи, общую для речи детей 5 лет. Её диапазон очень широк – от развернутой, богатой эпитетами и умением применять средства выразительности (интонацию, сравнения), у ребенка, который может сочинять собственные сказки, до невыразительной и монотонной у дошкольника, развитием речи которого никто не занимался. В этом возрасте дети могут составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное им художественное произведение, поделиться своими впечатлениями о поездке, о походе в театр, в музей, просмотренном мультфильме, о совместных играх с друзьями. Они уже сознательно подбирают наиболее яркие, точные, подходящие по смыслу слова, чтобы полнее выразить свои мысли.
В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи – диалога и монолога. Однако взрослым следует знать, что для детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью – необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Монолог – более сложная форма речи, развитие и становление которой требуют от ребенка определенного уровня общего развития.
С 5 лет ребенок начинает овладевать этой формой сообщения, рассказывая о пережитом и увиденном.
Подготовка к обучению грамоте. Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Взрослым необходимо помнить, что чтение, и особенно письмо, – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка. Не стоит торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже пишет). Подобная торопливость оборачивается впоследствии колоссальными трудностями. Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и правильно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии сада и семьи подготовить пятилетнего ребенка к серьезному последующему обучению чтению и письму, путем всесторонней работы со звуками.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ!
1. У ребенка должен быть стимул для разговора. Можно о чём-то спросить у ребенка, но при этом нужно заинтересованно слушать его ответ иначе у него пропадет интерес что-либо рассказывать, увидев, что его рассказ никому не интересен.
2. Вместе со своим ребенком больше рассматривайте картин, слушайте или читайте сказки, обращайте внимание на новые слова, их значение, или образное выражение – это формирует в ребенке внимательность и усидчивость, что позволяет ему «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Данным методом можно пользоваться в любой ситуации: на прогулке, в поездке, в магазине и т.д.
3. Для развития речи очень хорошо подойдет детская литература. Прочитайте с ребенком любую сказку, рассказ разберите его, и попросит ребенка пересказать понравившийся момент, или весь рассказ, если он не большой, описать какого-либо героя, чем он понравился, затем можно предложить ребенку изобразить на листе бумаги понравившийся эпизод. Поскольку ребенок получает речь не по наследству, а перенимает опыт речевого общения от окружающих, родителям следует создавать речевую среду для постоянного общения с ребенком.
4. В развитии речи ребенка родителям не стоит сразу все объяснять и рассказывать, хотя они это очень любят. Нужно дать ребенку возможность самому попытаться объяснить и рассказать, и в этом деле не стоит его торопить. Родитель может только подсказать, поправить произношение, но ребенку нужно дать возможность выговориться и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.
5. Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то кроме чтения, рассматривания, в рамках развития речи, можно поиграть в игры данной направленности.
Дай определение словам
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления
Ход игры: я начну, а ты закончи:
Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая
Праздник (какой?) – веселый, долгожданный
Наоборот
Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова
Ход игры: я начну, а вы продолжите:
Веселый праздник – грустный
Большой подарок – маленький
Светлое небо – …
Чистое платье – …
Хорошее настроение – …
Теплая погода - …
Узнай по описанию
Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию
Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде
Ход игры: у ребенка 2-3 картинки. Родитель описывает какой-нибудь предмет. Ребенок должен угадать, о каком изображении идет речь и показать его.
Усложнение:
1. дети объясняют свой выбор.
2. роль водящего выполняет ребенок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка....
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"
Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни
До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...
«Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни»
Консультация для родителей...

«Особенности речевого развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Методы и приемы развития речи в группах общеразвивающей направленности и в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Цель семинара-практикума - повысить компетентность педагогов ДОУ всех возастных групп по развитию речи докольников....
- Мне нравится (1)
