"Помогаторы". Рекомендации учителя-логопеда по развитию и коррекции речи дошкольников в летний период.
консультация

Ольхова Алла Юрьевна

   Впереди – лето! Используйте это время с пользой для своих детей. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры. В то же время, лето – период, когда нельзя забывать о закреплении у ребёнка приобретенных знаний, умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_leto.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ

 учителя-логопеда по развитию и коррекции

 речи дошкольников в летний период

Уважаемые родители!

   Впереди – лето! Используйте это время с пользой для своих детей.

   Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры. В то же время, лето – период, когда нельзя забывать о закреплении у ребёнка приобретенных знаний, умений и навыков. В дошкольном возрасте всё это должно проходить в форме игры.

  1. Культурно-гигиенические навыки.

   Обращаем внимание на гигиену носовой и ротовой полостей, формируем культурно-гигиенические навыки (очищать периодически в течение дня нос, полоскать рот после еды, всегда иметь носовой платок или салфетку и пользоваться ей при необходимости). В летний период необходимо провести осмотр у врача-стоматолога, по показаниям провести санацию. Ротовая и носовая полости – это отделы периферического речевого аппарата, от здоровья которого зависит не только качество речи, её звуковой стороны, но и формирование лицевого скелета, осанки.

  1. Консультации врачей.

   Получите консультацию детских врачей: врача-стоматолога (ортодонта) по вопросу строения и подвижности органов речи ребёнка; оториноларинголога – по вопросу здоровья ЛОР-органов; невролога (если есть патологические изменение неврологического статуса). Рекомендации вы можете получить в индивидуальном порядке у учителя-логопеда.

  1. Звуковое оформление речи.

   В течение учебного года дети, нуждающиеся в коррекции звуковой стороны речи, посещали индивидуальные занятия. На логопедических занятиях ведётся работа в следующих направлениях

- артикуляционная гимнастика для развития подвижности органов речи;

- игры и упражнения для становления речевого дыхания, развития голосовой воздушной струи;

- развитие фонематических процессов (слуха, восприятия, представлений);

- уточнение артикуляторно-акустических характеристик правильно произносимых звуков;

- постановка и автоматизация дефектно произносимых звуков;

- в процессе автоматизации проводится работа по обогащению, уточнению словарного запаса, грамматического строя речи.

   Летом выполняйте артикуляционную гимнастику, индивидуальный комплекс которой был рекомендован вашему ребёнку; кромето, полезно выполнять любые общеразвивающие артикуляционные упражнения («Улыбка», «Хоботок», «Лошадка», «Качели» и др.), развивайте фонематические процессы (учите ребенка слушать и слышать звуки речи, определять их наличие и место в слове, подбирать слова на заданный звук и др.).

   Если ребёнок произносит изолированный звук правильно, чисто, автоматизируйте этот звук в слогах, словах в разной позиции, во фразовой речи: заучивайте короткие рифмовки, стихи, потешки, насыщенные этим звуком:

Шапка да Шубка – вот и наШ МиШутка

                            ТРа – тРа – тРа – в детский сад идём с утРа

                                               Заяц в Снегу Сидит – ни гу-гу.

                                               Скок от беды, Спутал Следы.

                                               ЛеС и куСты – вСё позади:

                                               Ну-ка, охотник, найди!

  1. Обогащайте, уточняйте, пополняйте словарный запас ребёнка.

   С этой целью:

- объясняем значение незнакомого слова, учим пользоваться этим словом, используем его в своей речи;

- подбираем слова по лексическим темам, учим пользоваться обобщающими словами (огурец, морковь, помидор… - овощи; самолёт, автомобиль, пароход … - транспорт…,  роза, клещи, молоток, отвёртка – инструменты… и т.д.).

- играем в игры:

«Скажи наоборот» (большой – маленький, высокий -…, узкий - …, ленивый - …, пустой - …, день - …, зима - …; прямо - …);

«Какой? Какая? Какое?», словообразование (дом из кирпича – кирпичный дом; шкатулка из дерева – деревянная шкатулка, варенье из яблок – яблочное варенье…);

«Кто как голос подаёт» (корова – мычит, лягушка - …, змея - …, собака - … и др.);

«Кто как передвигается» (собака бежит, змея ползёт, комар …, лягушка…) и др.

  1. Устраняем в речи ребёнка аграмматизмы.

   Аграмматизм - нарушение речи, при котором ребёнок грамматически неверно строит словосочетания и предложения, а также испытывает трудности при восприятии сложных грамматических конструкций.

   Аграмматизмы присутствуют в речи любого ребенка на определенном этапе речевого развития, это норма. Ребёнок учится нормам и правилам словообразования и словоизменения только по подражанию, по аналогии. Поэтому очень важно, чтобы у дошкольника был правильный речевой образец.

«Я начну, ты продолжай…», спряжение в настоящем времени.

Я шью штанишки для мишки;Ты шьёшь штанишки для мишки; Он…, Мы…, Вы…. Они…)

«Сосчитай-ка», согласование числительных с существительными (Один стул, два стула, пять стульев… Слова: дом, ухо, перо, деревои др. Вариант: существительное+прилагательное: один многоэтажный дом, два многоэтажных дома…)

«Заяц-хваста» (у взрослого и ребёнка разные  наборы картинок). Взрослый называет предмет на картинке: у меня зелёный огурец. Ребёнок: у меня нет зелёного огурца, но у меня есть красный помидор. Взрослый: у меня нет красного помидора, но у меня есть жёлтая репа…).

  1. Связная речь.

   Обучая ребёнка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций. Для дошкольника хорошая, полноценная  связная речь – залог успешного обучения грамоте, учебной мотивации и  познавательного развития.

   Чтобы развить связную речь, необходимо:

- читать ребенку книги, соответствующие его возрасту, беседовать по их содержанию, пересказывать;

- рассматривать картинки, составлять описательные рассказы, загадки о предметах и явлениях;

- отвечать на вопросы ребенка и поддерживать его исследовательский интерес;

- обеспечивать ребенка новыми впечатлениями, обсуждать, анализировать;
- играть в настольно-печатные, речевые игры;

- поощрять общение со сверстниками;

- следить за чистотой и правильностью собственной речи.

   Обогащать словарный запас, следить за правильностью построения дошкольниками словосочетаний и предложений, развивать связную речь, способствовать формированию и закреплению правильного звукопроизношения  дошкольников рекомендовано всем родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЙ

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение сист...

Мастер - класс для учителей-логопедов «Сказка в работе учителя-логопеда как средство развития и коррекции речи»

В мастер-классе представлен практический материал по работе с русскими народными сказками  для формирования у детей с ОНР III, IV уровня, в возрасте 6-7 лет, связной речи, словарного запаса, фоне...

Рекомендации учителя – логопеда воспитателям по развитию правильных речевых навыков дошкольников в летний период. 15.08.19

Для успешной  коррекции  речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процессаобучения дошкольников в детском саду и закрепления полученн...

Презентация. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя группы в коррекции речи детей дошкольного возраста.

Взаимодействие  учителя-логопеда  и воспитателя группы в коррекции речи детей дошкольного возраста....

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя по коррекции речи и движений.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединени...

Консультация "Рекомендации учителя – логопеда воспитателям по развитию правильных речевых навыков дошкольников в летний период.".

Для успешной  коррекции  речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процессаобучения дошкольников в детском саду и закрепления полученн...

Консультация для родителей "Рекомендации по развитию речи дошкольников в летний период"

Консультация для родителей "Рекомендации по развитию речи дошкольников в летний период"...