"Помогаторы". Рекомендации учителя-логопеда по развитию и коррекции речи дошкольников в летний период.
консультация
Впереди – лето! Используйте это время с пользой для своих детей. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры. В то же время, лето – период, когда нельзя забывать о закреплении у ребёнка приобретенных знаний, умений и навыков.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ
учителя-логопеда по развитию и коррекции
речи дошкольников в летний период
Уважаемые родители!
Впереди – лето! Используйте это время с пользой для своих детей.
Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры. В то же время, лето – период, когда нельзя забывать о закреплении у ребёнка приобретенных знаний, умений и навыков. В дошкольном возрасте всё это должно проходить в форме игры.
- Культурно-гигиенические навыки.
Обращаем внимание на гигиену носовой и ротовой полостей, формируем культурно-гигиенические навыки (очищать периодически в течение дня нос, полоскать рот после еды, всегда иметь носовой платок или салфетку и пользоваться ей при необходимости). В летний период необходимо провести осмотр у врача-стоматолога, по показаниям провести санацию. Ротовая и носовая полости – это отделы периферического речевого аппарата, от здоровья которого зависит не только качество речи, её звуковой стороны, но и формирование лицевого скелета, осанки.
- Консультации врачей.
Получите консультацию детских врачей: врача-стоматолога (ортодонта) по вопросу строения и подвижности органов речи ребёнка; оториноларинголога – по вопросу здоровья ЛОР-органов; невролога (если есть патологические изменение неврологического статуса). Рекомендации вы можете получить в индивидуальном порядке у учителя-логопеда.
- Звуковое оформление речи.
В течение учебного года дети, нуждающиеся в коррекции звуковой стороны речи, посещали индивидуальные занятия. На логопедических занятиях ведётся работа в следующих направлениях
- артикуляционная гимнастика для развития подвижности органов речи;
- игры и упражнения для становления речевого дыхания, развития голосовой воздушной струи;
- развитие фонематических процессов (слуха, восприятия, представлений);
- уточнение артикуляторно-акустических характеристик правильно произносимых звуков;
- постановка и автоматизация дефектно произносимых звуков;
- в процессе автоматизации проводится работа по обогащению, уточнению словарного запаса, грамматического строя речи.
Летом выполняйте артикуляционную гимнастику, индивидуальный комплекс которой был рекомендован вашему ребёнку; кромето, полезно выполнять любые общеразвивающие артикуляционные упражнения («Улыбка», «Хоботок», «Лошадка», «Качели» и др.), развивайте фонематические процессы (учите ребенка слушать и слышать звуки речи, определять их наличие и место в слове, подбирать слова на заданный звук и др.).
Если ребёнок произносит изолированный звук правильно, чисто, автоматизируйте этот звук в слогах, словах в разной позиции, во фразовой речи: заучивайте короткие рифмовки, стихи, потешки, насыщенные этим звуком:
Шапка да Шубка – вот и наШ МиШутка
ТРа – тРа – тРа – в детский сад идём с утРа
Заяц в Снегу Сидит – ни гу-гу.
Скок от беды, Спутал Следы.
ЛеС и куСты – вСё позади:
Ну-ка, охотник, найди!
- Обогащайте, уточняйте, пополняйте словарный запас ребёнка.
С этой целью:
- объясняем значение незнакомого слова, учим пользоваться этим словом, используем его в своей речи;
- подбираем слова по лексическим темам, учим пользоваться обобщающими словами (огурец, морковь, помидор… - овощи; самолёт, автомобиль, пароход … - транспорт…, роза, клещи, молоток, отвёртка – инструменты… и т.д.).
- играем в игры:
«Скажи наоборот» (большой – маленький, высокий -…, узкий - …, ленивый - …, пустой - …, день - …, зима - …; прямо - …);
«Какой? Какая? Какое?», словообразование (дом из кирпича – кирпичный дом; шкатулка из дерева – деревянная шкатулка, варенье из яблок – яблочное варенье…);
«Кто как голос подаёт» (корова – мычит, лягушка - …, змея - …, собака - … и др.);
«Кто как передвигается» (собака бежит, змея ползёт, комар …, лягушка…) и др.
- Устраняем в речи ребёнка аграмматизмы.
Аграмматизм - нарушение речи, при котором ребёнок грамматически неверно строит словосочетания и предложения, а также испытывает трудности при восприятии сложных грамматических конструкций.
Аграмматизмы присутствуют в речи любого ребенка на определенном этапе речевого развития, это норма. Ребёнок учится нормам и правилам словообразования и словоизменения только по подражанию, по аналогии. Поэтому очень важно, чтобы у дошкольника был правильный речевой образец.
«Я начну, ты продолжай…», спряжение в настоящем времени.
Я шью штанишки для мишки;Ты шьёшь штанишки для мишки; Он…, Мы…, Вы…. Они…)
«Сосчитай-ка», согласование числительных с существительными (Один стул, два стула, пять стульев… Слова: дом, ухо, перо, деревои др. Вариант: существительное+прилагательное: один многоэтажный дом, два многоэтажных дома…)
«Заяц-хваста» (у взрослого и ребёнка разные наборы картинок). Взрослый называет предмет на картинке: у меня зелёный огурец. Ребёнок: у меня нет зелёного огурца, но у меня есть красный помидор. Взрослый: у меня нет красного помидора, но у меня есть жёлтая репа…).
- Связная речь.
Обучая ребёнка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций. Для дошкольника хорошая, полноценная связная речь – залог успешного обучения грамоте, учебной мотивации и познавательного развития.
Чтобы развить связную речь, необходимо:
- читать ребенку книги, соответствующие его возрасту, беседовать по их содержанию, пересказывать;
- рассматривать картинки, составлять описательные рассказы, загадки о предметах и явлениях;
- отвечать на вопросы ребенка и поддерживать его исследовательский интерес;
- обеспечивать ребенка новыми впечатлениями, обсуждать, анализировать;
- играть в настольно-печатные, речевые игры;
- поощрять общение со сверстниками;
- следить за чистотой и правильностью собственной речи.
Обогащать словарный запас, следить за правильностью построения дошкольниками словосочетаний и предложений, развивать связную речь, способствовать формированию и закреплению правильного звукопроизношения дошкольников рекомендовано всем родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЙ
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение сист...

Мастер - класс для учителей-логопедов «Сказка в работе учителя-логопеда как средство развития и коррекции речи»
В мастер-классе представлен практический материал по работе с русскими народными сказками для формирования у детей с ОНР III, IV уровня, в возрасте 6-7 лет, связной речи, словарного запаса, фоне...

Рекомендации учителя – логопеда воспитателям по развитию правильных речевых навыков дошкольников в летний период. 15.08.19
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процессаобучения дошкольников в детском саду и закрепления полученн...

Презентация. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя группы в коррекции речи детей дошкольного возраста.
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя группы в коррекции речи детей дошкольного возраста....
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя по коррекции речи и движений.
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединени...

Консультация "Рекомендации учителя – логопеда воспитателям по развитию правильных речевых навыков дошкольников в летний период.".
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процессаобучения дошкольников в детском саду и закрепления полученн...

Консультация для родителей "Рекомендации по развитию речи дошкольников в летний период"
Консультация для родителей "Рекомендации по развитию речи дошкольников в летний период"...
