Организация и проведение тематических дней и недель в ДОУ как средство повышения качества образования дошкольников
консультация (средняя группа)
На современном этапе с ведением в действие ФГОС ДО возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, направленного на психолого- педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации воспитанников, развитие личности детей дошкольного возраста.
В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимает процесс взаимодействия педагога с детьми ориентированный на интересы и возможности каждого ребёнка.
Одной из эффективных форм работы такого взаимодействия являются проведение тематических дней и тематических недель, которые проводятся с целью систематизации, углубления и обобщения знаний воспитанников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация и проведение тематических дней и недель в ДОУ как средство повышения качества образования дошкольников
На современном этапе с ведением в действие ФГОС ДО возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, направленного на психолого- педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации воспитанников, развитие личности детей дошкольного возраста.
В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимает процесс взаимодействия педагога с детьми ориентированный на интересы и возможности каждого ребёнка.
Одной из эффективных форм работы такого взаимодействия являются проведение тематических дней и тематических недель, которые проводятся с целью систематизации, углубления и обобщения знаний воспитанников.
Основная идея тематического дня - погружение детей в тему, которая позволяет объединить детей в разнообразной деятельности.
Мероприятия, организуемые в рамках тематической недели, позволяют интегрировать всевозможные виды детской деятельности, способствуют творческому взаимодействию детей разных возрастных групп, педагогов, специалистов ДОО и родителей воспитанников. Проводятся подобные мероприятия в форме познавательных занятий, н а б л ю д е н и й , э к с к у р с и й , и г р - п у т е ш е с т в и й , экспериментирования, выставок и т. д.
В ходе тематической недели удаётся решить несколько задач. Так, новый материал для соответствующего мероприятия подбирается с учетом реализуемой в ДОУ основной общеобразовательной программы дошкольного образования и возрастных особенностей воспитанников разных групп, что способствует решению познавательной задачи. Детальное изучение определенной темы помогает детям лучше усваивать новые знания. Наряду с этим участие в мероприятиях тематической недели дошкольников разных возрастов, их родителей, способствует социализации воспитанников и улучшению детско-родительских отношений.
Для того, чтобы организовать тематический день, и тем более неделю необходимы условия для проведения : Идея – цель - задачи - категория воспитанников- время и место- содержание-результат –план подготовки- план проведения- сценарии проведения - изюминка делафинал-анализ Так как построение образовательного процесса в ДОУ основывается на комплексно-тематическом принципе, то в начале учебного года педагогический коллектив обсуждает, сколько и какие по содержанию тематические дни и недели пройдут в течение учебного года. Затем вся тематика фиксируется, в годовом плане, в календарно-тематическом плане и в образовательной программе ДОУ. При этом все образовательные задачи реализуются не только на занятиях, но и в других режимных моментах.
Темы недель в основном приурочены к сезону, знаменательному дню или празднику. Чаще всего тематические дни в ДОУ используются как итоговые, по разделу календарно-тематического плана.
Немаловажным является взаимодействие педагогов с родителями дошкольников в период подготовки и проведения тематического дня и тем более тематической недели. В задачи воспитателя входят своевременное информирование родителей о предстоящем мероприятии, разъяснение его целей и задач, а также помощь в подготовке проведения занятий, бесед с детьми, проведение практикумов по изготовлению поделок, семейных творческих работ, газет, подготовка к семейным конкурсам.
Творчески работающие воспитатели каждый день превращают в необычную и увлекательную игру, яркий праздник, который запоминается детям и их родителям. Благодаря этому на мероприятиях в рамках тематических дней и недель родители воспитанников становятся не только зрителями, но и активными участниками.
Во время тематических дней воспитатели должны проявлять творчество, учитывать уровень знаний и умений детей своей группы, придумывать сюрпризные моменты, элементы включения дошкольников в игры и занятия.
Важно правильно оснастить предметно-развивающую среду в группах в соответствии с темой дня. Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Раскрывать тему дня следует в эмоционально-образной форме. Важно не только сообщить новые знания, но и организовать «проживание» темы в разных видах детской деятельности. Воспитателям следует использовать фразы типа: «Давайте обсудим...», «Как вы думаете, что будет лучше...» и т. д. Это формирует у дошкольников уверенность, ответственность, чувство взрослости.
Итоговыми мероприятиями в конце тематической недели могут стать показы спектаклей, мюзиклов, которые собирают талантливых детей и родителей в один сплочённый коллектив.
Кроме того, в рамках тематических дней с дошкольниками организуются экскурсии, например, в краеведческий музей на выставку макетов родного города, к городским памятникам архитектуры, в пожарную часть, в детскую библиотеку, где дети знакомятся сродным краем и трудом взрослых.
Итогом каждого тематического дня или недели является организация выставок детских рисунков или поделок, семейных творческих работ. Именно продукты детского творчества наглядно демонстрируют то, чем заняты воспитанники в дошкольном учреждении.
Важно, чтобы тематические дни и недели наполнялись не только организованными мероприятиями, но и что не маловажно, у детей должно быть достаточно времени для свободной самостоятельной деятельности, особенно для игры.
Эффективно организовать подготовку ДОУ к проведению тематической недели, помогает электронная педагогическая копилка, в которой собраны необходимые материалы. Работать с этими материалами легко и удобно. Достаточно зайти в систему, найти тематическую папку, в которой накапливается из года в год практический материал, необходимый для планирования разнообразной деятельности с детьми.
Подводя итог можно сказать, что организация образовательного процесса в форме тематических дней и недель – это оптимальное средство решения актуальных проблем, связанных с обучением современных дошкольников, так как именно взаимодействие детей и взрослых способствует их личностному развитию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: Театрализованная деятельность как средство повышения качества образования детей
ТЕМА: Театрализованная деятельность как средство повышения качества образования детей Тип: краткосрочный. Возраст: подготовительная группа. ПРОБЛЕМА: Удаленность дошкольного учреждения от го...
Проект по организации социального партнерства : «Социально – сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования дошкольников»
Настоящий Проект «Социально – сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования дошкольников» отражает работу МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска» по организации социальн...

Эффективные формы организации методической работы как средство повышения качества образования в дошкольном образовательном учреждении
На сегодняшний день одной из задач дошкольных учреждений является совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми. Для решения этой задачи, прежде всего...

Технология «Портфолио Дошкольника» как средство повышения качества образования ДОУ
Технология«ПортфолиоДошкольника»как средство повышения качества образования ДОУ...

Методическая разработка для Педагогов ДОУ «Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС ДО через использование информационно - образовательных технологий как средство повышения качества образования в ДОУ»
Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь педагогам ДОУ....

Проектная модель «Внедрение инновационной деятельности в образовательное пространство дошкольной организации как средство повышения качества образования»
Важным аспектом повышения качества образования является организация и внедрение в педагогическую практику дошкольной образовательной организации деятельности в инновационном режиме, направленном на пр...

