Эффективные формы организации методической работы как средство повышения качества образования в дошкольном образовательном учреждении
методическая разработка

Лопаткина Елена Евгеньевна

На сегодняшний день одной из задач дошкольных учреждений является совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми. Для решения этой задачи, прежде всего, необходимо создание условий для повышения активности и инициативы воспитателей, поощрения их творческих поисков. При этом особое значение имеет правильно выстроенная стратегия работы старшего воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

                                       

Эффективные формы организации методической работы как средство повышения качества образования в дошкольном образовательном учреждении

(методические рекомендации)

Исполнитель:

Лопаткина Елена Евгеньевна,

Старший воспитатель МБДОУ "Зеленогорский детский сад №6 "Улыбка", пгт. Зеленогорский.

Кемерово 2019

          

 Содержание

1.Введение.............................................................................................3

2.Определение понятия «методическая работа»..................................4

3.Принципы, цели и задачи организации методической работы........5

          4. Структура, формы и методы методической работы............................7

5. Заключение.......................................................................................14

6. Литература........................................................................................15

Приложения..........................................................................................16

Приложение 1.  Традиционные и новые активные формы методической работы в ДОО.......................................................................................16

Приложение 2........................................................................................33

Приложение 3........................................................................................35

Введение

        Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя дошкольного образовательного учреждения на современном этапе очевидна для всех. Об этом говорится и в 273-ФЗ «Законе РФ об образовании», и в «Профессиональном стандарте педагога, и во «ФГОС ДО».

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком. Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования. Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимо стремление самих педагогов работать эффективно.

Традиционные формы методической работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утратили значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи.

Для решения данной проблемы актуально использование активных форм работы в системе образования взрослых, в процессе которых педагоги не получают готовые знания, а проектируют способы решения какой-либо проблемы в процессе самостоятельного изучения методической литературы, сравнения и анализа разных точек зрения во время дискуссий, деловых игр; создание творческих групп, что создает условия для развития творчества воспитателей.

Не вызывает сомнения, что использование активных форм методической работы в дошкольном учреждении способствует профессиональному совершенствованию педагогов, повышению качества образовательной работы, а также развитию учреждения в целом.

        Цель нашей работы: рассмотреть особенности эффективных  методов и форм методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

        Задачи:  

1.Выявить цель и задачи методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

2. Описать особенности методического обеспечения методического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

3. Дать характеристику эффективным  методам и формам методической деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Определение понятия «методическая работа».

        По мнению Лизинского В. М., методическая работа – деятельность, направленная на успешную организацию учебного процесса. Это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная па повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Дурова В.П. считает, что методическая работа в дошкольном учреждении в большей степени направляется на изучение опыта, стиля и методики работы воспитателя, на оказание ему методической помощи силами воспитателей дошкольного учреждения или опытных методистов. Основная цель – обеспечить непрерывное образование воспитателя, его творческий рост. Как считает Фалюшина Л. И., методическая работа – это функция управления качеством воспитательно-образовательной работы в педагогических системах, которая заключается в двухстороннем процессе обучения и учения  её  объекта, направленного на углубление, расширение знаний, умений и навыков педагогов, необходимых для качественного осуществления педагогической деятельности по всестороннему воспитанию детей.                  

           Все исследователи едины в том, что методическая работа – основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности. Так, К.Ю. Белая, Ю.А. Конаржевский, А.А. Орлов и другие в своих исследованиях специально рассматривают соотношение понятий «методическая работа» и «обучение педагогов» через выделение субъекта (управляющей подсистемы) и объекта (управляемой подсистемы) методической работы в процессе организации обучения педагогов, направленного на углубление и расширение знаний, формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для качественного осуществления и обучения детей, Таким образом, методическую работу в ДОУ можно назвать неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системой повышения их профессиональной квалификации.

Принципы, цели и задачи организации методической работы.

           В качестве принципов организации методической работы, способствующих достижению данной цели – совершенствование профессиональной деятельности – выступают следующие (по Л.И. Ильенко)

Принципы актуальности, единства теории и практики – практической реализации закона РФ «Об образовании», учёта современного заказа общества на образование , ориентации на социальную значимость ребёнка в современных сложных условиях жизни, учёта проблем, близких конкретному педагогическому коллективу.

Принцип научности, который нацеливает на соответствие всей системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям в самых различных областях.

Принципы системности и комплексности, которые требуют реализации подхода к методической работе как к целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами, единства и взаимосвязи всех сторон и направлений повышения квалификации педагогов.

Принципы направленности, последовательности, преемственности, непрерывности и массовости, коллективности предусматривают превращение методической работы в часть системы непрерывного образования, полный охват педагогов различными формами методической работы в течение всего учебного года.

Принцип создания благоприятных условий работы – моральных, психологических, гигиенических, наличие свободного времени для творческой деятельности педагога.

Принципы оперативности, гибкости, мобильности и индивидуального подхода требуют от методистов проявлять способность к быстрому приёму образовательной информации и его передаче, учитывая

     индивидуальные особенности педагогов образовательного учреждения.

  -Принцип постоянного самообразования педагогов, оказание квалифицированной помощи, как в вопросах теории, так и в практической деятельности; повышение результативности его педагогического труда.

  -Принцип креативности  предполагает творческий характер методической работы, создание в образовательном учреждении своей системы методической работы.

            И.В. Клемешева, А.И. Тебякина тоже считают, что глобальная цель методической работы – обеспечение качества образования и развития системы непрерывного образования педагогических кадров образовательного учреждения – определяется принципами методической работы, среди многообразия которых можно выделить как ведущие принципы демократизации и гуманитаризации образования.

          В.П.Симонов считает основными задачами методической работы следующие:

  -Повышение профессионального и культурного уровня педагога.

  -Совершенствование методов и стилей взаимодействия с детьми на принципах демократизации, гуманизации и гласности.

  -Совершенствование педагога по организации творческой, исследовательской, самостоятельной работы детей, как на занятиях, так и вне занятий.

  -Формирование умений, навыков анализа педагогом образовательного процесса в целом и самоанализа своего труда.

  -Приобщение педагогов к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных ему методик.

       Ежегодно планируя методическую работу с педагогами своего учреждения, старший воспитатель должен использовать, как известные, широко вошедшие в практику формы, так и  активные формы и методы работы – это действительно то, что сейчас необходимо педагогам, то, что приносит удовлетворение и обучающемуся, и обучающему как от процесса, так и от результата обучения.

       Правильно выбранные формы методического сопровождения позволяют педагогам раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности.

Структура, формы и методы методической работы

        Методы методической работы – это упорядоченные способы деятельности по достижению целей.

        Форма – это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей.

По формам методическая работа делится на групповые и индивидуальные.

К групповым формам относятся: участие педагогов в методических объединениях города, района, МДОУ; организация теоретических и научно – практических конференций; педсоветы.

К индивидуальным относятся индивидуальные консультации, беседы, наставничество, взаимопосещения, самообразование.

Необходимо учиться искусству беседы, её универсальный характер основывается на том, что в любой беседе участники должны искусно приспособиться друг к другу независимо от того, о чем идет речь.

Для того чтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм и методов, необходимо руководствоваться:

— целями и задачами ДОО;

— количественным и качественным составом коллектива;

— сравнительной эффективностью форм и методов работы;

— особенностями образовательного процесса;

— материальными, морально-психологическими условиями в коллективе;

— реальными возможностями;

— передовым опытом и научными рекомендациями.

Методическая работа включает следующие аспекты:

 - методическое  сопровождение  (взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего в вопросах выявления, информационного поиска и конструирования путей решения актуальных  для  педагога  проблем профессиональной деятельности);

- методическое обеспечение (совместный поиск (создание), экспертиза и отбор, апробация и внедрение в практику более эффективных  моделей,  методик,  технологий  развития воспитанников).

Оценка результативности профессиональной деятельности педагогов

проводится по следующим показателям:

- качество организации профессиональной деятельности;

- многообразие применения методов и приёмов работы с детьми;

- динамика педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка    в  течение года;

- эмоционально благоприятный, комфортный, безопасный микроклимат в группе;

- информационная  обеспеченность  каждого  направления работы;

- рейтинг среди воспитанников, родителей, коллег;

- педагогическая  целесообразность  методического обеспечения;

- наличие публикаций, обобщение и представление опыта на разных уровнях,   творческая и профессиональная активность;

Очень важно выделить принципы методической работы с кадрами на современном этапе.

Системность – организация целостной системы работы с педагогами, основанной на анализе и результатах их деятельности.

Непрерывность – профессиональное и личностное совершенствование педагога на протяжении всего профессионального пути.

Поступательность – использование опыта предыдущих поколений педагогов, методистов, науки практики.

Интегративность– взаимосвязь всех звеньев методической структуры, составление целостного представления педагогов о методической идее, формах и методах её реализации.

Дифференцированность – возможность реализации творческого потенциала каждого педагога, с разным профессиональным уровнем, разными способностями и возможностями педагога (по стажу, творческой активности, образованию, категоричности).

На смену принципу «педагогического воздействия», свойственного авторитарной педагогике, должен прийти принцип «педагогического взаимодействия».

Педагогическое взаимодействие означает согласованную деятельность участников образовательного процесса по достижению совместных целей и результатов.

Для его организации в коллективе необходимы определённые условия:

1. Учреждению должен быть свойственен демократический стиль управления, повышающий значимость каждого члена коллектива, его заинтересованность в общих результатах;

2. Должен быть создан положительный эмоционально – психологический микроклимат, как мощный фактор, сплачивающий коллектив на решение поставленных задач;

3. В ДОУ должна быть создана система стимулирования, нацеленная на мотивацию педагогов к профессиональному росту и личному успеху.

Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса в системе «старший воспитатель – воспитатель» возможно при организации методической работы с использованием «активных методов обучения», которые направлены на формирование творческого мышления, расширение знаний и умений педагогов путём их вовлечения в активную познавательную деятельность. Качественное усвоение материала идёт при анализе конкретных ситуаций. Когда участники в выработке единого мнения «открывают» новое, то оно становится их собственной позицией.

Формы обучения педагогических кадров ДОО:

  1. Инновационные
  2. Организационно - деятельностные
  3. Деловые, ролевые и другие игры

Способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития. Используются новейшие формы обучения в рамках способностной модели образования, которая обеспечивает подготовку педагогов к инновационной деятельности, создает предпосылки для их быстрой адаптации в динамической профессиональной среде в процессе введения ФГОС ДО.

Модели обучения педагогов

Пассивная - педагог выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит).

Активная - педагог выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания).

«Интерактивная» означает основывающийся на взаимодействии.

Но интерактивность это не просто взаимодействие субъектов друг с другом, а специально организованная познавательная деятельность, носящая ярко выраженную социальную направленность.

Формы методической работы с педагогами (пассивные)

- Теоретический семинар

- Психолого-педагогический семинар

- Проблемный семинар

- Видеотренинг

- Психолого-педагогические чтения

- Мастер – классы

- Методический фестиваль

- Фестиваль педагогических идей

Пассивные формы работы методической службы ориентированы в большей степени на репродуктивную мыслительную деятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов.

Активные формы организации методической работы:

 - деловая игра;

 - методический мост;

 - методический фестиваль;

 -лаборатория «Информационные технологии»;

 -ярмарка педагогических идей;

 -разработка методического портфеля;

 -семинары-практикумы;

- консультации-диалоги по 2-м точкам зрения;

- консультации-парадоксы с запланированными ошибками;

- экспресс-опросы по выбору правильного образца из нескольких;

- решение ситуационных задач с использованием метода моделирования;

- деловые игры в формах: «эстафеты передового опыта», «защиты проекта», «занятия-панорамы» и др.

- дискуссии, как наиболее эффективной формы, активизирующей творческую мыслительную деятельность педагогов;

- тренинг

- педагогический мост

- педагогический КВН

- Мозговой штурм

- Круглый стол

- Квик-настройки

- Дискуссия

- Педагогический ринг

- Педагогический диалог

- Семинар / семинар-практикум

- Аквариум

- Микрофон

- Аукцион инновационных открытий.

- Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская

- Коучинг-сессия

Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития

педагогов.

Новые формы методической работы, связанные с использованием

ИКТ:

- электронные рассылки материалов;

- он- лайн конференции, семинары;

- вебинары;

- скайп-консультации;

- презентации на собственных сайтах педагогов;

- тематические консультации в интерактивном режиме на сайтах ДОО;

- виртуальные методические выставки образовательных ресурсов;

- интернет – мастерские.

Все эти методы и формы работы помогут организовать педагогическое взаимодействие на основе сотрудничества в системе «старший воспитатель – воспитатель», «воспитатель – воспитатель».

Заключение

         На сегодняшний день одной из задач дошкольных учреждений является совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми. Для решения этой задачи, прежде всего, необходимо создание условий для повышения активности и инициативы воспитателей, поощрения их творческих поисков. При этом особое значение имеет правильно выстроенная стратегия работы старшего воспитателя.

Главное в деятельности старшего воспитателя – это повышение качества образовательного процесса. Старший воспитатель – это стратег и тактик воспитательного процесса. Залог успеха воспитательно-образовательного процесса в своевременной, продуманной стратегии и тактике работы старшего воспитателя. Очень важно определять стратегию вместе с коллективом. 

        Таким образом, использование активных форм работы с педагогами помогает повысить уровень профессиональной подготовки педагогов. Инновационные подходы к управлению методической работой способствуют формированию у воспитателей интереса к современным технологиям, выработке у них устойчивого педагогического мышления, повышают уровень качества организации воспитательного процесса и сплачивают коллектив педагогов. У педагогов значительно повышается мотивация к повышению квалификации, трансляции своего педагогического опыта на различных уровнях (муниципальном, региональном, всероссийском), участию в конкурсах различных уровней.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
  2. Закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  3. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г. – 112с.
  4. Белая К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО //К.Ю. Белая// Справочник старшего воспитателя, 2014. – № 3.– С.4-13.
  5. Волобуева Л.М.Активные методы обучения в методической работе ДОУ.// Управление ДОУ, 2012. – №6. – С.70-78.
  6. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.– 176с.
  7. Микляева Н.В.Инновации в детском саду. – М.: Перспектива, 2011.– 289с.
  8. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.– 80с.
  9. Яковлева Г.В. Концепция развития инновационной методической деятельности в дошкольном образовании. Челябинск: Цицеро, 2014– 339с.
  10. Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/
  11. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/ издательского дома «Первое сентября» http://1september.ru/
  12. Образовательный портал «Мой университет» http://moi-universitet.ru/
  13. Интернет-портал «NetEdu» http://net-edu.ru/

 Приложения

Приложение 1.

Традиционные и новые активные формы методической работы в ДОУ

Деловая игра.

      Педагогический совет в форме деловой игры может быть проведён для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определённый период. Основное место в таком педсовете занимает групповая работа. Организаторам важно до мелочей продумать сценарий, определить роли, задания, рассчитать регламент. Участники групп выполняют задания, вырабатывают цели и задачи, разрабатывают программы, которые и лягут в основу решения педсовета.

Чаще всего деловые игры применяются для обучающих целей – учебные игры. Среди них выделяются:

     -Имитационные деловые игры – вид игр, связанных с такими абстрактными понятиями и темами, которые нельзя обыграть другими способами, например, от педагогов требуется обыграть с помощью микроэтюдов понятия «развитие». «игра», «воспитание» и «обучение».

     -Позиционные деловые игры – вид игр, в которых взаимодействие между участниками игры строится как выяснение позиций по известным, традиционным и нетрадиционным методикам, технологиям, программам посредством столкновения взглядов и педагогических установок, борьбы мнений.

     -Ролевые деловые игры – вид игр, в которых определяются характеристики ролей и позиций участников взаимодействия относительно того или иного вопроса, проблемы.

     -Ситуационные деловые игры – вид игр, в которых определяются роли и позиции участников взаимодействия, но ведущим компонентом является ситуация, т, е. напряжённое действие в относительно непродолжительное время. Ситуационные игры связаны с обыгрыванием ситуаций – иллюстраций, ситуаций-упражнений, ситуаций-оценок и проблемных педагогических ситуаций.

     -Сюжетные деловые игры – вид игр, в которых определяются роли и позиции участников взаимодействия в определённом сюжете.

     -Организационно-деятельностные  деловые игры – самый сложный вид деловых игр, связанный с выработкой теоретических концепций практических рекомендаций в рамках проблемы, коллективное написание рекомендаций, методических разработок.

     -Функциональные деловые игры – вид деловых игр, который связан с работой инициативных творческих групп в ДОУ, действующих на протяжении продолжительного времени.

Конференция.

          Педагогический совет – конференция может состоять из нескольких составных частей, например: основное теоретическое сообщение и диалог, который организует старший воспитатель с группой специалистов (музыкальный руководитель, психолог, инструктор по физическому воспитанию, логопед ). Ответы этих специалистов на заданные вопросы будут побуждать всех остальных задавать вопросы в развитие темы, высказывать своё мнение. В заключение принимаются рекомендации по обсуждаемому вопросу.

Круглый стол.

        Педагогический совет в форме «Круглого стола». Для подготовки такого педсовета руководителям необходимо отобрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Например, какие-то темы заранее дать группе воспитателей и предложить им соответствующую литературу. Тогда у них будет возможность ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями, обдумать и выработать свою точку зрения по этому вопросу (теме). Главное правило при организации круглого стола – подготовленность и заинтересованность каждого участника. Важно выбрать ведущего, умеющего ориентироваться в вопросах и направлять разговор в нужное русло.

Дискуссия.

         Педагогический совет в форме дискуссии требует, чтобы заранее педагоги разделились на подгруппы и подготовили свои концепции обсуждаемой проблемы. В ходе дискуссии совместно вырабатывается план решения проблемы.

Педсовет – диспут.

     Это разновидность педсовета – дискуссии. Такой педсовет представляет собой коллективное размышление на заданную тему, проблему. Предметом диспута должна быть проблема, которая вызывает противоречивые суждения, решается по-разному. Диспут не исключает, а предполагает глубину и всесторонность раскрытия проблемы. Там, где нет предмета спора, а есть только выступления, дополняющие или уточняющие доводы, нет и диспута, это в лучшем случае беседа. Формулировка темы должна быть острой, проблемной, будить мысль педагогов, заключать в себе вопрос, который на практике и в литературе решается по-разному, вызывает различные мнения, например:

   -Нужны ли детскому саду стандарты?

   -Чему сегодня нужно учить дошкольников?

   -Новаторские технологии: за и против.

   -Какова роль семейного воспитания сегодня?

Вариантом педагогического совета-диспута является решение педагогических ситуаций. Старший воспитатель подбирает банк сложных ситуаций по проблеме и предлагает его коллективу. Форма предъявления может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьёвки, с разделением на группы. Администрация ДОУ может играть роль жюри, ведущего, консультанта, оппонента и др.

       Ситуативный педагогический совет заключается в рассмотрении одной или нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться здесь же заранее подготовленными участниками педсовета.

Консультации.

         Не менее распространённой формой методической работы в образовательных учреждениях детей дошкольного возраста являются консультации. Тема групповой, подгрупповой и индивидуальной консультации может быть подсказана вопросами педагогов или определена старшим воспитателем. При этом современная практика работы с педагогами часто требует выбора нестандартных форм проведения консультаций. Можно выделить такую форму методической работы, как консультация-диалог. Такая консультация проводится двумя педагогами, имеющими разные точки зрения на обсуждаемый вопрос. Рассматривая темы, они могут изложить свои аргументы по каждому тезису, а слушатели – выбрать ту точку зрения, которая соответствует их педагогическим воззрениям.

    Консультация – парадокс, или консультация с запланированными ошибками, имеет своей целью обратить внимание педагогов на наиболее сложные аспекты излагаемой проблемы, повысить их активность. Старший воспитатель называет количество ошибок (не менее десяти), которые он сделает в процессе консультации. Слушателям предлагается распределить материал на листе бумаги по двум колонкам: слева – достоверный, справа – ошибочный, который затем анализируется.

      Семинары и семинары – практикумы.

         Семинары как отдельная форма методической работы играют важную роль в повышении научно-теоретического уровня воспитателей в совершенствовании их профессиональной компетенции. Готовить и проводить семинары можно по-разному в зависимости от содержания темы и цели занятия.

    Предварительно перед занятиями семинара педагогам предлагаются специальные задания, выполнения которых позволит каждому активно участвовать в работе семинара. В связи с этим часто получается так, что подготовка к семинару сопряжена с чтением дополнительной литературы, изучением первоисточников, конспектированием. Педагоги учатся критически оценивать прочитанное, выбирать нужные для себя сведения. Они должны понять сущность изучаемого материала, чтобы усвоить и использовать его в своей практической деятельности. Поэтому в ходе семинаров используются такие формы организации, как открытые занятия или мероприятия, использование видеоматериалов и мультимедийных презентаций, анализ результатов детской деятельности и продуктов детского творчества и др.

     На семинарах-практикумах, состоящих из теоретической (семинар) и практической (практикум) частях, воспитатели обобщают и систематизируют передовой опыт, показывают в действии нужные приёмы и методы работы, которые затем анализируются и обсуждаются. Эта форма предполагает также и отработку тех или иных методов работы без участия детей. Выбор темы семинара не случаен и объясняется возросшими требованиями к качеству дошкольного образования, технологичности воспитательно-образовательного процесса, острой потребностью в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современных целей педагогического процесса определяет использование в деятельности воспитателя инновационных технологий, гарантированно ведущих к достижению ожидаемого результата.

     Семинар – брифинг отличается тем, что позволяет максимально активизировать участников как в процессе подготовки к семинару, так и  на самом занятии: группа разделяется на подгруппы в соответствии с количеством предлагаемых обсуждение вопросов. При этом количество участников в подгруппах может быть произвольным. Так как на вопрос отвечает вся подгруппа, а повторения не допускаются, то, естественно, участник оказывается в такой ситуации, что необходимо отвечать основательно и по существу. После того, как каждый член подгруппы выступил, начинается обсуждение; при этом возможны дополнения, уточнения, вопросы друг к другу.

Тренинги.

         Тренинг предполагает предварительную и итоговую диагностику, хотя бы с помощью метода анкетирования и экспертных оценок, профессиональных умений и навыков педагогов в определённой сфере их педагогической деятельности, подбор практических заданий и игровых упражнений, направленных на формирование недостающих или недостаточно сформированных навыков профессиональной деятельности, которые выполняются в ситуациях программируемой успешности, а затем переносятся в ситуации реальной практической деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения. Поэтому тренинг может быть краткосрочным, если речь идёт о формировании узкоспециальных навыков, например использования физкультурных минуток в процессе проведения занятий с детьми, или долгосрочным, если речь идёт о формировании целого комплекса профессиональных операций и действий, связанных с организацией целостного воспитательно-образовательного процесса, а не отдельных его элементов.

Педсовет – практическая конференция.

    Педсовет в такой форме можно подготовить и провести, объединив усилия нескольких ДОУ на базе учреждения, имеющего статус экспериментальной площадки. При его подготовке заранее должны быть организованы дни открытых дверей для педагогов. Важно так составить повестку дня, чтобы каждое учреждение на равных участвовало в демонстрации своего опыта, обсуждении проблем и предложений к выработке решений. Решения на таком педсовете могут приниматься как общие для всех, так и для каждого коллектива отдельно, с учётом его специфики.

        Творческие группы – следующая важная форма методической работы с педагогами ДОУ. Она предполагает реализацию такого подхода к осуществлению методической работы в образовательном учреждении, который позволяет вовлечь педагогов в экспериментальную и исследовательскую деятельность. Работа творческой группы строится по такому алгоритму:

  • выявление проблем и обоснование актуальности их решения для выявления практики работы образовательного учреждения, диагностико- аналитический этап;

-разработка развёрнутой программы опытно-экспериментальной работы или научно-исследовательской деятельности, прогностический этап;

-организационный этап, создание условий для реализации программы;

-реализация программы, практический этап, корректировка использованных методик и технологий, контрольные «срезы»;

-оформление и описание результатов опытно-экспериментальной или научно-исследовательской работы, обобщающий этап;

-распространение педагогического опыта, внедрение инноваций в деятельность образовательного учреждения.

    Логическим завершением и результатом работы творческой группы являются творческие отчёты педагогов, которые рассказывают о результатах программы экспериментальной, исследовательской и научно-методической работы, делятся своим опытом, говорят о проблемах, возникающих в практике образовательного учреждения, предлагают внедрить инновации.

Коллективный просмотр воспитательно-образовательного процесса.

       Задача коллективного просмотра – показать наиболее эффективные условия, формы или методы и приёмы работы с детьми и их родителями. Особое значение придаётся реализации методических принципов, определяющих оптимальное воздействие факторов воспитания и обучения (формирования у детей мотивации, смены видов деятельности, динамичности восприятия, развития высших психических функций, продуктивной обработки информации, повторяемости учебного материала, обеспечения переноса способов деятельности, игровой формы проведения и др.). При этом коллективный показ касается не только проведения занятий с детьми, но и организации свободных видов детской деятельности и режимных моментов.

         Организуются коллективные показы 1 раз в 3 месяца, в первую и во вторую половину дня, чтобы на них могли присутствовать все педагоги. При этом каждый из них получает лист-опросник для наблюдения с набором фраз-утверждений и фраз-вопросов в конструктивной форме.(Эти фразы не дают возможности использовать ситуацию обсуждения для обострения конфликта и выяснения отношений. Например, старший воспитатель может рекомендовать педагогам пользоваться следующими формулировками: «Мне понравилось то, что…», «Хорошо, что вы   «, «Хорошо бы было, если бы вы…», «Наверное, было бы эффективнее, если бы…», «Где ещё вы используете..?») В процессе проведения коллективного просмотра педагоги делают пометки в этих опросниках.

После проведения просмотра организуется его обсуждение: сначала педагог рассказывает о целях и задачах, которые использовал в ходе демонстрации воспитательно-образовательного процесса, затем зрителям задаются вопросы, а он отвечает на них. При этом поощряется, чтобы он объяснил причины выбора того или иного поведения в ходе организации коллективного просмотра, давал рефлексию собственной деятельности и деятельности детей. Старший воспитатель продолжает эту линию, благодарит педагога за проделанную работу, анализирует её достоинства ( а не недостатки), выделяет те формы и методы, которые, на его взгляд, могли бы быть использованы в работе всего педагогического коллектива.

 

Мозговая атака (мозговой штурм).    

      Это рациональный способ коллективного продуцирования новых идей для решения практических проблем, не поддающихся решению традиционными способами. По сути, мозговая атака представляет собой коллективный мыслительный процесс: решение проблемы путём логического анализа, выдвижения гипотезы, ее обоснования и доказательства. Педагоги разбиваются на две группы. Первая группа - «генераторы идей», вторая — «аналитики». Первые должны в течение незначительного времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом предложения не обсуждаются и обязательно все фиксируются в протоколе. «Аналитики» внимательно рассматривает каждую идею, выбирая наиболее разумные. Строго воспрещается любая критика идей. Выбранные предложения группируются и объявляются коллективу. Затем участники меняются своими ролями.

Банк идей.

      Разновидностью мозговой атаки является «Банк идей». Воспитателей знакомят с постановкой проблемы и предлагают дать своё решение в письменном виде. Устанавливается срок вскрытия «банка» (па следующем педсовете, итоговом заседании). «Банк» вскрывают в присутствии коллектива, идеи зачитываются и обсуждаются, наиболее рациональные принимаются как решения педсовета.

Консилиум.

        Не следует забывать, что в компетенцию педагогического совета входит обсуждение проблем развития отдельных детей. На заседании часто говорят о группе в целом, забывая об индивидуальных особенностях тех или иных детей. В практике работы складываются ситуации, когда необходимо привлечь внимание администрации, психолога, логопеда, родителей к проблемам воспитания и развития конкретного ребёнка (например, одарённый ребёнок, ребёнок, отстающий в своём развитии, и т.д.). С этой целью можно провести малый педагогический совет в форме консилиума. Эта форма работы будет способствовать выработке стратегии и тактики работы с конкретным ребёнком на основе глубокого изучения и коллективного анализа его развития. Помня о том, что педагогический совет — трибуна передового опыта, периодически возможно его проведение в форме аукциона, презентации. На таком заседании уместно представлять новые образовательные программы, технологии, методические и дидактические пособия, игровые материалы и т.д.

 

Работа над единой методической темой.

При правильном выборе единая методическая тема действительно способна увлечь педагогов. Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему: актуальность для дошкольного учреждения, учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и запросов педагогов, тесная связь с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, педагогическим опытом других учреждений. Не исключён и такой подход, когда коллектив сам проводит опытно-экспериментальную работу и создаёт необходимые методические разработки. Практика показывает целесообразность определения темы на перспективу с разбивкой по годам. Единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразования воспитателей.

Литературная газета.

Интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель – показать творческие возможности педагогов, детей и родителей. Все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, делают рисунки.

Эстафета педагогического мастерства.

Соревнование между несколькими группами педагогов, где один педагог начинает освещение проблемы, а следующие продолжают и вместе раскрывают её. Последний участник подводит итоги, делает выводы.

Художественная копилка.

В копилку, в зависимости от педагогических задач, могут быть включены репродукции произведений изобразительного искусства, фотографии, рисунки предметов, животных, явлений природы, схемы, знаки (любая необходимая информация). Хороший способ привлечения внимания детей. Материалы копилки могут лечь в основу выставки.

Творческая гостиная

Форма организации взаимодействия педагогов в соответствии с их интересами и предпочтениями. Создаётся обстановка свободного, непринуждённого общения.

КВН.

Прекрасная возможность показать в соревновании свои творческие способности, теоретические и практические знания, быстро разрешить педагогическую ситуацию, суметь объективно оценить знания своих коллег. Стимулирует активность участников в приобретении знаний, умений, навыков.

Смотр – конкурс.

Способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции. Демонстрация и оценка творческих достижений педагогов. Предполагает возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.

Музыкальный салон.

Одна из форм эстетического общения педагогов, детей и родителей, сохранения лучших народных традиций, обычаев. Приём формирования благоприятного микроклимата в коллективе.

Тематические выставки.

Представление наглядных материалов: рисунков, изделий, литературы. Способствуют обогащению знаний, являются содержательной формой обмена опытом педагогов.

Индивидуальные формы работы с педагогами.

    Цель индивидуальных форм методической работы – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые только у него вызывают затруднение или которые являются предметом его интересов.

Традиционно выделяются такие формы работы, как индивидуальные консультации, беседы, наставничество, взаимопосещение, самообразование.

Наблюдению воспитательно-образовательного процесса с детьми отводится самое большое место в рабочем плане старшего воспитателя. Его присутствие в группе должно быть не событием, а нормальной рабочей атмосферой дошкольного учреждения. Показатель системности этой стороны деятельности руководителя – приглашение воспитателей посетить то или иное занятие, тот или иной режимный момент. Каждое наблюдение должно завершаться беседой с педагогом, которая проводится по окончании рабочего дня воспитателя.

Беседа – одна из наиболее часто используемых в работе с педагогами индивидуальных форм методической работы. Целью беседы является уточнение позиций, взглядов педагога на процесс воспитания и образования детей, выявление уровня владения воспитателем самооценкой, развития педагогической рефлексии, высказывание пожеланий, рекомендаций, направленных совершенствование наблюдаемых аспектов педагогической деятельности.

 «Сократовская беседа».

Данная форма получила название по имени философа Сократа, обучавшего учеников путем постановки системы вопросов.

Ее возникновение связано с социальными причинами: сегодня гораздо важнее видеть проблемы, чем иметь ответ на них; самостоятельно производить выбор, чем получать готовый; уметь мыслить, чем уметь извлекать чужое мнение. Затребованную временем способность следует неуклонно и постоянно развивать

 

«Дискуссионные качели».

Суть этой занимательной формы – имитация раскачивающихся качелей. Партнерами становятся две группы педагогов, расположившиеся друг против друга. После того как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно от каждой группы высказывают суждения по предложенному вопросу – «качели» начинают свое движение. Тематическое поле этой формы групповой деятельности безгранично: обсуждаться могут ситуативные вопросы, проблемные вопросы, конфликтные коллизии, философские категории, эмоциональные отношения. Если обсуждаемый вопрос чрезвычайно сложный, можно придать «качелям» альтернативный характер: партнеры «справа», допустим заведомо что-то утверждают, а партнеры «слева» - отрицают.

«Дискуссионные качели» - эффективное средство в разрешении групповых конфликтов методом анализа: игровая форма снимает психологическое напряжение и представляет противника конфликта в свете достойной позиции.

.

«Интеллектуальный аукцион».

Интеллектуальный аукцион содействует укреплению авторитета знания и лидерства знающего. Он стимулирует интерес к интеллектуальным ценностям, служит источником информации, улучшает психологическую атмосферу в коллективе.

Игровое оформление имитирует аукционную продажу: сначала «товар» рассматривается, когда его проносят среди публики в сопровождении похвальных слов в адрес «товара»; потом объявляется «плата» и принимаются первые взносы; обязательно молоточек отстукивает условное время для предъявления новой «платы», при этом воспроизводя словесно предыдущий «взнос»; «товар» вручается тому, кто последним «назначит цену», то есть сообщит сведения, никому не известные среди «покупателей» или просто совсем забытые.

 Экспресс-тестирование или экспресс-опрос.

Цель - определить, способствуют ли консультации повышению квалификации воспитателей,

Для его проведения предлагается работа с перфокартами или тестовыми заданиями. Перфокарты или тестовые задания имеют варианты ответов по обсуждаемой теме. Каждый выбирает правильный, на свой взгляд, ответ, затем проводится проверка . 

Психологические упражнения.

Поддерживают психический тонус участников, необходимый для успешного проведения методического мероприятия, они направлены на развитие активности, сплоченности, мотивации и заинтересованности, а также на преодоление усталости и монотонности; они повышают настроение, снижают напряженность и скованность. Каждому участнику они дают опыт совместной рефлексивной деятельности.(приложение 2)

Примеры психологических упражнений: «Свеча», «Гроздь винограда», «Вертушка», «Необитаемый остров», «Поменяйтесь местами» .

 «Разброс мнений» - это организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по какой- либо проблеме или теме. Предполагается, что суждения могут быть разными, неожиданными как по форме, так и по содержанию. Никаких границ для выражения мнения не существует, каждый имеет право сказать то, что хочет, что приходит в голову.

«Разброс мнений» - это очень оперативная и гибкая форма организации группового дела, удобная для обсуждения конфликтных ситуаций, для выявления группового общественного мнения.

Методическим ключом такого группового дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами самого общего характера. Их прочтение и произнесение вслух инициирует мышление, как бы провоцируя на нечаянное высказывание, которое рождается тут же, в момент чтения и произнесения. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает в первый момент беседы иметь, что сказать, потому что определяет подход к теме и ракурс взгляда на поставленный вопрос.

Методическая сторона группового дела «разброс мнений» предельно проста, сводится к выдвижению интересного вопроса и подготовке карточек. Число карточек непременно равняется числу участников дискуссии. На карточке (плотный картон, лучше – цветной, четкий текст фразы) – первые слова, с которых начинается высказывание.

Плодотворным является проведения предварительного «разброса мнений» - перед тем, как приступить к большому и важному делу. Полезен и итоговый «разброс мнений», когда дело уже завершено. 

Работа над единой методической темой.

При правильном выборе единой методической темы для всего дошкольного учреждения эта форма делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства воспитателей.

Если единая тема действительно способна увлечь, захватить всех педагогов, то она выступает и как фактор сплочения коллектива единомышленников.

Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему. Эта тема должна быть актуальной и действительно важной для дошкольного учреждения, с учетом достигнутого им уровня деятельности, интересов и запросов педагогов. Должна быть тесная связь единой темы с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом, накопленным практикой работы других учреждений. Эти требования исключают изобретение уже созданного и позволяют внедрять и развивать все передовое в своем коллективе.

Сказанное не исключает и такого подхода, когда коллектив сам проводит опытно-экспериментальную работу и создает необходимые методические разработки. Практика показывает целесообразность определения темы на перспективу, с разбивкой крупной темы по годам.

Единая методическая тема проходит красной нитью через все формы методической работы и сочетается с темами самообразования воспитателей.

 Самообразование воспитателей.

Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада.

Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя и старшего воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, то есть происходит поступательное развитие самого субъекта. Самообразование выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.

В детском саду старший воспитатель создаёт условия для самообразования педагогов .

Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога. Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.

В процессе самовоспитания у человека развивается умение самостоятельно организовать свою деятельность по приобретению новых знаний.

Руководитель дошкольного образовательного учреждения, так организует работу, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Самообразование — это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства.

В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный раздел справочной и методической литературой, опытами работы педагогов .

Приложение 2

Примеры психологических упражнений

Психологическое упражнение «Свеча».

Это упражнение призвано создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению.

Формула ведущего: «Начать нашу встречу мне поможет свеча: сейчас мы все встанем в круг, будем передавать ее из рук в руки и говорить друг другу комплементы, пожелания и таким образом заряжаться положительной энергией на предстоящую работу. Ведь свеча – камертон души: камертон настраивает звучание музыкального инструмента, а свеча настраивает человеческую душу. Этот маленький огонек олицетворяет те положительные эмоции, то тепло, которое исходит от нас. Он поможет согреть душу каждого. Принимая и передавая свечу, почувствуйте это». Участники передают зажженную свечу из рук в руки, говорят друг другу комплементы и пожелания.

Использование подобного упражнения позволяет формировать чувство принадлежности к группе, позитивное отношение к своему «Я». развивать чувство эмпатии. Кроме того, побывав «внутри круга», почувствовав на себе эффективность подобных упражнений, педагоги используют подобные приемы в своей работе с родителями и детьми.

Психологическое упражнение «Гроздь винограда».

Используется для положительного эмоционального настроя педагогов.

Формула ведущего: «Сегодня мне захотелось принести на нашу встречу виноград. Виноград – символ благополучия, богатства, он заключает в себе солнечное тепло, и эту солнечную энергию мы получаем от этих ягод. Но если внимательно посмотреть на эту гроздь, то можно заметить, что каждая ягодка индивидуальна, не похожа на другие. Я предлагаю вам, передавая виноград, рассмотреть ягодки и прежде чем съесть одну, постараться охарактеризовать понравившуюся вам ягодку, что она может вам дать».

Реплики участников: «Эта ягодка очень сочная, я думаю, что это солнечный сок, и он такой же теплый, как солнце и придаст мне положительной энергии».

Финальная формула ведущего: «Итак, мы смогли попробовать «кусочек солнца», но вы обратили внимание, что одинаковых ягод не было – каждая ягодка отличалась от других своими свойствами, характеристиками, каждая ягодка индивидуальна, но посмотрите – все вместе ягоды составляют единую гроздь, и сила этого единства в индивидуальности каждого.

Упражнение «Вертушка».

Педагоги делятся на пары, встают в круг и в парах рассказывают, что они знают друг о друге. Затем внешний круг передвигается вправо на одного человека, и опять продолжается обмен мнениями и т.д.

Затем каждый говорит; что нового он открыл в себе после первого упражнения, какие чувства это у него вызвало.

Упражнение «Необитаемый остров».

Один участник становится в центре круга. Остальные составляют список умений и навыков, которыми обладает этот человек и которые ему пригодятся на необитаемом острове.

 Игра «Поменяйтесь местами».

Участники стоят в кругу. Ведущий называет некий признак, по которому они меняются местами. Чтобы участники нашли больше признаков, объединяющих друг друга, вопросы необходимо подбирать по принципу: веселые, проблемные и чередовать их между собой.

Признаки могут быть такими:

- кто пришел в юбке;

- у кого подавленное настроение;

- у кого короткая стрижка;

- кто испытывает трудности в планировании своей деятельности;

- кто любит золотые украшения;

- кто не знает, как составлять конспекты занятий;

- у кого двое детей;

- кто иногда опаздывает на работу;

- у кого ничего не болит;

- кто не знает, как общаться с родителями;

- кто любит играть роли;

- кто жалеет, что выбрал профессию педагога;

- кто любит играть на море.

Приложение 3

Примеры деловых (ролевых) игр

 Ролевая игра «Первое впечатление».

С помощью этой игры можно провести анализ новинок научно-методической литературы. Эта работа будет протекать более эффективно, если педагоги не только услышат название и автора книги, но и смогут ее полистать, а также услышать рекомендации коллег, чему и способствует эта ролевая игра.

Каждому участнику предлагается книга и лист с заданием (ролью) в соответствии с которой он должен подготовить двухминутное сообщение.

Примеры заданий:

- Вы – логопед. Вам улыбнулась удача: вы приобрели редкую книгу по логопедии. Расскажите о ней коллегам.

- Вы телеведущий. Сделайте рекламу этой книги в телемагазине.

- Вы продавец. Посоветуйте эту книгу покупателю, воспитателю, чтобы он ее купил.

- Вы покупатель. Вам навязывают книгу, которую вы бы не хотели покупать. Аргументируйте все «за» и «против».

- Вы преподаватель. Настоятельно порекомендуйте студентам изучить эту литературу.

- Вы рецензент. Сделайте краткую рецензию на эту книгу.

- Вы журналист. Напишите небольшую заметку в газету об этой книге.

Ролевая игра «Багаж»

Цель - определить свои профессиональные и личностные ресурсы, пережить опыт решения жизненной задачи.

Задачи: определить профессиональные и жизненные ценности; выявить и закрепить имеющиеся потенциальные ресурсы личности.

Сюжет игры:

• На первом этапе ведущий сообщает о том, что у всех имеется возможность попробовать себя в различных профессиях, необходимых для дошкольного детства, и «корабля» с таким же названием. Предлагается выбрать профессию, реальную или фантастическую, определить должностные обязанности и поле деятельности на борту корабля «Дошкольное детство». Важно, чтобы на данном этапе педагоги осознавали важность и ценность своей профессии. Это способствует личностной идентификации с профессией.

Предполагается, что они проходят процедуру приема на работу в корабельную команду. Участники обычно называют достаточно «земные» профессии, которым они готовы соответствовать, например, повар, корабельный врач, боцман, экскурсовод, аниматор и т. д. но встречаются и совершенно неожиданные.

Затем участникам предлагают убедительно объяснить, почему именно их надо взять в команду, что они умеют делать хорошо, чем известны. Сообщения о мнимых реальных профессиональных достижениях весьма диагностичны: в сущности, они говорят о реальных притязаниях. Можно констатировать: уровень профессиональных притязаний в большинстве случаев оказывается невысоким, и здесь проявляется ориентация на внешнее проявление профессиональных достижений (грамоты, разряды, поощрения). Кроме того, зачастую достижениями считается просто выполнение должностных обязанностей.

Затем участникам предлагается взять с собой по десять предметов, необходимых для плавания и выполнения своих обязанностей. Данный этап направлен на актуализацию жизненного опыта. Участники записывают на бланках перечень предметов и обосновывают свой выбор вслух.

В следующей части игры сообщается о том, что корабль потерпел крушение и необходимо пересесть в шлюпки. Места в них мало, поэтому можно взять только по одному предмету из списка. Каждый из участников пишет название выбранного предмета и кладет в общий сундучок. Затем с помощью жеребьевки эти предметы раздаются участникам в случайном порядке. При этом можно услышать возгласы радости или разочарования. Данный этап, оставляющий все меньше внешних примет профессии, позволяет ориентировать участников на дальнейшие игровые действия, стимулировать возникновение опоры на содержательные стороны заявленной профессии и внутренние личностные ресурсы.

Ведущий сообщает, что на острове, на который попали участники, с ними встретятся представители местного муниципалитета и, так как связь с большой землей будет налажена нескоро, им предлагается высказать пожелания о том, какую работу они хотели бы получить, на какую зарплату рассчитывают и на что должно ее хватать.

На данном этапе определяется несколько моментов: некоторые хотят приспособить новую среду под себя, стараются диктовать условия, не очень желают замечать изменившуюся картину мира. Достаточно редко участники начинают интересоваться тем, какие профессии востребованы на острове.

• Следующий этап связан с рождением нового знания и позитивного социального опыта. Ведущий предлагает участникам ответить на четыре вопроса:

  1. Как вы собираетесь сохранить свою квалификацию?
  2. Как и какой будете создавать имидж и каким образом устанавливать деловые и эмоциональные связи с другими?
  3. Каким образом собираетесь зарабатывать деньги?
  4. Что станете предпринимать для возвращения домой?

На этом этапе игры раскрывается невостребованный творческий потенциал участников, ярко проявляются их лидерские качества: разумность предлагаемых действий, принятие ответственности на себя, инициатива в объединение участников в одну группу, готовность проявить себя в новой профессиональной и социальной роли. Участие в игре становиться все более заразительным и переходит в стадию обсуждения возможностей реализации совместных проектов.

• На заключительном этапе предлагается сформулировать всем вместе «Памятку эмигранту или что может сделать человек, чтобы профессионально и личностно адаптироваться к новым условиям жизни и труда». Участники предлагают совершать необходимые, с их точки зрения, действия: не паниковать и не отчаиваться – всегда есть выход; отнестись к ситуации как к новому повороту судьбы, найти в ней положительные стороны, быть готовым приобрести новый опыт; не просить, а предлагать; сохранять себя как личность, как часть культуры, не размениваться, не терять человеческого достоинства; найти «своих»; помнить, что мы многое можем, а еще больше можем вместе.

•Завершающий этап игры – коллективное обсуждение полученного опыта. Отвечая на вопрос, что дало участие в игре, участники отмечали: «увидели нового себя», узнали «о себе много нового», «есть над чем подумать и поработать».

Деловая игра «Ораторы – Оппоненты – Эксперты».

Эта деловая игра способствует не только выявлению различных точек зрения на существующую проблему, но и раскрытию основных путей ее решения (в данном случае «Взаимодействие ДОУ и семьи».) Участникам при входе в зал предлагается взять карточку определенного цвета в соответствии с выбранным суждением:

Мини-тест: выберите одно из суждений:

- я считаю традиционные формы работы оптимальными и эффективными;

- в педагогической деятельности я использую преимущественно новые технологии и идеи, отражающую мою точку зрения;

- я сторонник сочетания традиционных форм работы и инноваций в педагогической деятельности.

Формула ведущего: «Уважаемые коллеги! Итак, мы с вами собрались, чтобы обсудить проблему взаимодействия ДОУ и семьи. И чтобы выявить все многообразие различных аспектов проблемы, я предлагаю вам поиграть в психологическую игру «Ораторы – Оппоненты – Эксперты». Психологические игры призваны погрузить человека в необычную ситуацию путем присвоения определенной роли. В нашей игре вам предлагается три роли:

Первая роль: «Оратор» - тот, кто выдвигает положение, теоретически обосновывая его.

Вторая роль: «Оппонент» - тот, кто отстаивает положение, противоположное тому, что высказал «оратор», пусть даже не разделяя его.

Третья роль: «Эксперт» или последняя инстанция – тот, кто старается привести противоположные суждения к единому знаменателю, выискивает точки соприкосновения различных мнений, экспертирует мнения.

По ролям нам помог распределиться наш мини-тест: тот, кто выбрал первое суждение, становится оратором, второе – оппонентом, третье – экспертом. Предлагаю вам следующий регламент: на обсуждение вопроса в группе отводится до одной минуты и по одной минуте выступающему от группы.

Вопросы дискуссии:

  1. Кому принадлежат приоритеты в воспитании ребенка: семье или ДОУ?
  2. Чем обусловлена актуальность темы взаимоотношений педагогов и родителей: внутренними потребностями ДОУ или управленческими решениями?
  3. Что на современном этапе более приемлемо в ДОУ: «работа с родителями» или «взаимодействие с родителями»?

Итог игры.

Ведущий: «Мы обсудили различные аспекты проблемы взаимодействия семьи и ДОУ. Прошу высказать свое мнение и оценить ваши ощущения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы методической работы как средство повышения качества профессионального уровня педагогов ДОУ

В слайд-презентации представлен опыт работы по использованию  активных  форм  методической работы с педагогами  дошкольного учреждения при изучении ФГТ....

Эффективность работы педагогического коллектива как единой команды и качество образования в дошкольном образовательном учреждении связаны друг с другом

Совершенствование качества образования было бы беспочвенным без его целенаправленного управления, рассматриваемого как процесс установления всеми субъектами образования приоритетов качества: условий р...

" Повышение качества образования в дошкольном образовательном учреждении через формирование информационно-технологической компетентности педагогов "

Педагогический проект.Актульность. Концепция модернизации российского образования на   определяет пути повышения качества образования, что предполагает внедрение информационных технологий в ...

Методическое объединение педагогов "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий"

Актуальность создания методического объединения: педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследств...

Методическое объединение педагогов "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий"

Актуальность создания методического объединения: педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследств...

Методическое объединение педагогов "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий"

Педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют низкий уровень информационно-к...