" Повышение качества образования в дошкольном образовательном учреждении через формирование информационно-технологической компетентности педагогов "
проект

помилуйко ольга павловна

Педагогический проект.

Актульность. Концепция модернизации российского образования на   определяет пути повышения качества образования, что предполагает внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Это отражает одну из актуальных проблем современного образования – создание организационно-педагогических условий формирования информационно-технологической компетентности личности педагога, обеспечивающей ей успешную деятельность в информационном обществе. 

Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс дошкольном учреждении, наложили определенный отпечаток на деятельность современного педагога. Сама жизнь поставила воспитателей перед необходимостью использования компьютерных технологий в образовательном процессе детского сада. Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить образовательный процесс. Информационные технологии в современном мире позволяют большинству педагогов проявить творчество, побуждают искать новые нетрадиционные формы и методы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek_po_ikt_nash.docx39.34 КБ

Предварительный просмотр:

 

Педагогический проект

" Повышение качества образования в дошкольном образовательном учреждении через формирование информационно-технологической компетентности педагогов "

 

1. Введение.

В последнее десятилетие двадцатого столетия информационные и коммуникационные технологии стали одним из основных факторов, определяющих развитие общества. Окинавской Хартией глобального информационного общества (2000г.), подписанной руководителями семи ведущих государств и Президентом России, зафиксировано, что "движение к информационному обществу - это путь в будущее человеческой цивилизации". Вхождение общества в интеллектуально-информационную эпоху связано с информатизацией всех сфер его жизнедеятельности, в том числе и образования.

Необходимость информатизации образования подчеркнута в важнейших нормативных документах, отражающих государственную образовательную политику: "Концепция информатизации образования" (1990 г.), "Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации" (1998 г.), "Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года" (2002 г.) "Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы"(2011г) и других. В соответствии с основными положениями этих документов система образования должна быть ориентирована на развитие информационно-компетентной личности, способной к активной жизнедеятельности в условиях информационного общества.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Однако действующая система дошкольного образования существенно отстает от процессов, происходящих в школе и обществе в целом, где наиболее важным и значительным товаром становится информация, способы ее хранения и использования.

Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в учебно-воспитательный процесс ДОУ, что сказывается на повышении эффективности его деятельности. В этом случае инновационные процессы в рамках дошкольного образования выступают инструментом создания и развития конкурентной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка.

В образовательной практике для создания благоприятных условий развития детей важны не только содержание, но и технологии обучения и воспитания. Одним из таких инновационных ресурсов являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые способствуют обеспечению доступности, вариативности обучения, повышению активности и мобильности дошкольников.

Актуальность. Концепция модернизации российского образования на   определяет пути повышения качества образования, что предполагает внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Это отражает одну из актуальных проблем современного образования – создание организационно-педагогических условий формирования информационно-технологической компетентности личности педагога, обеспечивающей ей успешную деятельность в информационном обществе. 

Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс дошкольном учреждении, наложили определенный отпечаток на деятельность современного педагога. Сама жизнь поставила воспитателей перед необходимостью использования компьютерных технологий в образовательном процессе детского сада. Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить образовательный процесс. Информационные технологии в современном мире позволяют большинству педагогов проявить творчество, побуждают искать новые нетрадиционные формы и методы.

Одним из главных условий внедрения информационных технологий в дошкольном учреждении являются специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне. Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

Считая данную проблему достаточно актуальной на сегодняшний день, коллектив нашего дошкольного учреждения пришел к выводу, что необходимо организовать работу в этом направлении.

Изучение данного вопроса показало, что одной из причин недостаточно высокого уровня информатизации учреждений дошкольного образования является слабая изученность в педагогической науке вопросов о сущности этого явления и сущности взаимосвязанной с ним категории - "информационно-технологическая компетентность педагога", теоретико-методологических основ её формирования.

Анализ использования педагогами компьютерных технологий , уровень владения компьютером в своей работе определил проблему – педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности (далее – ИКТ-компетентность).

Анализ практики модернизации дошкольного образования относительно фактора его информатизации позволил выявить ряд противоречий между:

  • потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;
  • желанием педагогов и их неумением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;
  • неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности;
  • возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью его к созданию педагогического пространства;
  • потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении.

Данные противоречия позволили определить цель проекта инновационной деятельности с педагогическими кадрами – повышение качества  образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий. 

Гипотеза: формирование информационно-технологической компетентности педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения  будет осуществляться эффективно, если создать следующие организационно-педагогические условия:

  • разработать и реализовать проект, направленную на формирование информационно-технологической компетентности  педагогов Учреждения;
  • осуществить содержательные и организационные преобразования информационно-образовательной среды ( семинары; формирование банка данных; сайт Учреждения; клуб любителей информатики) дошкольного учреждения, обеспечивающих ее обогащение;
  • организовать проектно-творческую деятельность педагогов с использованием информационных технологий.

Принципы реализации проекта:

  • Принцип психологической комфортности – создание доверительной доброжелательной атмосферы, снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса.
  • Принцип сотрудничества и взаимодействия;
  • Принцип деятельности – освоение нового не путем прямой трансляции, а через самостоятельное его открытие в активной деятельности.
  • Принцип дифференцированного подхода.

Цель: Повышение эффективности управления образовательным процессом в Учреждении и обеспечение максимально благоприятных условий для раскрытия интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством использования возможностей современных информационно-коммуникационных технологий

        Задачами, ориентированными на реализацию обозначенной цели мы определили:  

  • систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
  • разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
  • расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе;
  • разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;
  • создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;
  • создание комплексной интегрированной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ. 
  • Формирование  интеллектуально-творческого потенциала у дошкольников, умения работать с информацией.        

Тип проекта: педагогический долгосрочный.

Сроки реализации проекта:  январь  2019 – декабрь  2021г.

Объект: образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения .

Предмет: организационно-педагогические условия формирования информационно-технологической компетентности педагогов в образовательном процессе.

Участники проекта:

Содержание проекта

 Наименование проекта – Повышение качества образования в дошкольном образовательном учреждении через формирование информационно-технологической компетентности педагогов

  Участники проекта:

  • дети, посещающие  ДОУ
  • родители (законные представители) воспитанников Учреждения;
  • педагогический коллектив и администрация Учреждения.

Организации-партнеры с указанием их функций:

  • МБОУ Горковская СОШ : организации преемственности;
  • УМЦ «Развитие образования»: организация курсовой подготовки по использованию информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ.

 Краткое обоснование инновационности проекта

Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют дети, педагоги, и администрация Учреждения. Это:

 создание единого информационного образовательного пространства Учреждения, города, района, страны; 

использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольной организации; 

разработка интегрированных занятий;  

проектная деятельность; активное использование Интернет-ресурсов в образовании.

Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, Б. Хантер и др.).

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы. Современный дошкольник входит в компьюторный мир так же естественно, как учиться ходить, говорить, заниматься с игрушками, общаться с окружающими людьми. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ могут использоваться по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности.

Главное преимущество прикладных программных средств: решая игровую задачу, ребенок является субъектом (его оценивает не воспитатель, а сказочный герой), а педагог становится равноправным партнером детей в игре.

Дополнительные возможности в работе с родителями дает наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет, где родители могут получить информацию о жизни Учреждения, группы, расписании непосредственно образовательной деятельности, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Сайт детского сада будет для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера.

Внедряемые мультимедийные средства и компьютерные игры позволят осуществлять подготовку к школе системно, что дает возможность выстраивать единую информационно-образовательную развивающую среду не только отдельного дошкольного учреждения, но и в тесной связи со школой и вузом, формировать единое информационно-образовательное пространство на уровне города.

Ожидаемые продукты:

  • Разработка дидактического и методического инструментария, для использования в работе с интеллектуально одаренными и творчески развитыми детьми в условиях ДОУ
  • Новые виды детской деятельности: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, компьютерный дизайн, сотворчество, компьютерное музицирование и изобразительное искусство;
  • Модульная программа повышения квалификации педагогических кадров;
  • Структурно-функциональная модель методической службы МБДОУ центра развития ребёнка – детского сада №32, построенная на принципах инновационного развития;
  • Систематическое наполнение  сайта  Учреждения;
  • Кейсы по направлениям деятельности педагогов, функционирование электронной библиотеки;
  • Организация единого информационно-компьютерного пространства по средствам сетевой системы ДОУ.

Ожидаемые результаты

Для педагогов:

  • Повышение информационно-технологической компетентности педагогов:
  • Умение педагогов создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д.);
  • Умение  применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
  • Овладение навыками поиска информации в Интернете;
  • Овладение программой Power Point для создания мультимедийных презентаций, программами создания видеороликов, мультипликационных фильмов;
  • Повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса Учреждения  благодаря активному использованию информационных технологий ( умение разрабатывать занятия с использованием информационных технологий);
  • Педагоги овладеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями.
  • Повышение уровня профессионального мастерства педагогов Учреждения.
  • Реализация личностно- профессионального роста педагогов.
  • Создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование ИКТ.
  • Развитие творческих способностей, креативного мышления;
  • Развитие условий для успешного освоения педагогических технологий;
  • Методические рекомендации и практические разработки по реализации инновационных направлений, представленных в проекте

Для воспитанников и родителей:

  • Повысятся ИКТ – компетенции участников образовательного процесса.
  • Увеличится  эффективность процесса управления ДОУ через формирование информационной инфраструктуры управления ДОУ.
  • Повысится   качества воспитательно-образовательного процесса в Учреждении через:
  • Используемое программное обеспечение позволит:
    – индивидуализировать  процесс обучения;
    – повысит интерес к познавательной деятельности дошкольников с использованием информационных ресурсов (применение дидактического материала, разработок, компьютерных программ педагогами в процессе обучения)
  • Повысится умение детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.
  • Расширится  педагогическое и культурное сознание родителей,  их педагогическая осведомлённость в создании единой информационной среды;
  • Активизируется участие родителей в воспитательно-образовательном процессе Учреждения.

 

Реализация программы позволит сделать процесс развития Учреждения социально ориентированным.

Ожидаемые внешние эффекты

  • Повышение конкурентоспособности среди дошкольных учреждений  района.
  • Трансляция педагогического опыта по данной теме в СМИ.
  • Повышение социального статуса воспитателей и специалистов Учреждения в районе.
  • Формирование содержательной единой информационной-коммуникативной среды при осуществлении преемственности между ДОУ и СОШ.

Элементы риска в реализации проекта и пути преодоления:

1. Недостаточное оснащение материально-технической базы информационными ресурсами

Использование универсального мобильного оборудования (переносных интерактивных досок, ноутбуков интерактивных досок и столов, ноутбуков, проекторов.;)

2. Нехватка высококвалифицированных, заинтересованных, инициативных педагогов.

Направление педагогов и специалистов на повышение квалификации. Моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов.

3.Отсутствие поддержки со стороны административных органов, заинтересованных организаций, общественных организаций.

Высокий уровень управления ДОУ, показателей воспитательно-образовательного процесса. Открытость деятельности ДОУ.

4.Формальный подход к реализации проекта со стороны участников (членов рабочей группы и педагогов, др.).

Обеспечение качественного контроля за ходом реализации проекта, уровнем ответственности координаторов и коммуникаторов проекта. Мотивация.

Механизм самооценки

  • анализ образовательного содержания в совместной деятельности ДОУ и других учреждений;
  • результативность проектной и инновационной деятельности педагогов с использованием ИКТ в воспитательно – образовательном процессе;
  • диагностика готовности дошкольников к обучению в школе, анализ развития компетентности детей и анализ уровня квалификации педагогов ДОУ;
  • анализ уровня участия родителей в жизни ДОУ.

  Критерии  развития способностей педагогов

  • умеет создавать текстовые и графические документы;
  • умеет формировать запросы к базе данных с помощью информационных языков;
  • знаком с использованием компьютера как педагогического технического средства;
  • умеет разрабатывать и применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
  • умеет использовать средства информатизации и информационные технологии в воспитательно-образовательном процессе;
  • знает способы представления педагогической информации с помощью средств информатизации.

Источники сбора информации: статистические данные, анкетирование, экспертиза.
Методы сбора информации: маркетинговые исследования, статистический анализ, анкетирование, экспертный опрос.

 Периодичность: годовая

 Алгоритм реализации проекта

Этапы и их сроки

Содержание деятельности

Прогнозируемые результаты

1

Подготовительно-проектировочный этап

январь 2019 г. – август 2019г./

анализ состояния проблемы, изучение теоретической базы и практического опыта;

  • план мероприятий по реализации проекта;
  • критериальные показатели и диагностический инструментарий для определения эффективности проекта;

выявление ресурсных и организационных условий по реализации проектной идеи

разработка пакета нормативной, методической документации

создание творческих групп;

разработка структуры внедрения использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

участие педагогов в обучающих семинарах, тренингах, курсах повышения квалификации.

2

Содержательно-деятельностный этап

/сентябрь 2019 г. – октябрь  2021г./

создание материально-технической базы ДОУ;

  • структурно-функциональная модель методической службы;
  • годовые публичные доклады  ДОУ;
  • представление результатов маркетинговых исследований, промежуточных и итоговых результатов по реализации проекта;
  • модульная программа повышения квалификации педагогических кадров;
  • выступления в СМИ;

апробирование и внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;

подготовка педкадров;

выстраивание сотрудничества с родителями и районными социальными структурами, через ИКТ;

обновление и обогащение предметно-развивающей среды;

совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей.

3

Рефлексивный этап

ноябрь – декабрь  2021

анализ результатов,

  • Аналитические, информационно-методические материалы по результатам реализации проекта.

корректировка содержания, подведение итогов;

обобщение и трансляция педагогического опыта.

2. Проектная часть

2.1. Механизмы выполнения проекта

Для достижения поставленной цели проект предусматривает целенаправленную и согласованную  деятельность педагогического коллектива, детей, социальных партнеров и родителей (законных представителей) воспитанников. Педагогический проект реализуется на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения   центра развития ребёнка – детского сада №32

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовые:

  • разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность Учреждения (приказов, положений, правил, функционалов), заключение договоров с партнерами;

Научно-методические:

  • функционирование  инициативной группы по реализации проекта в Учреждении;
  • разработка методических рекомендаций по использованию информационно-коммуникационных технологий, технических средств в обучении Учреждении;
  • разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;
  • внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта;
  • оснащение педагогов методическими пособиями по использованию ИКТ в работе с детьми.

Кадровые:

  • создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации проекта;
  • привлечение необходимых специалистов извне;
  • создание творческих групп;

Информационные:

  • формирование банка данных по реализации проекта;
  • мониторинговые мероприятия;
  • организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта;
  • консультации и семинары;

Материально-технические:

  • размещение информации и методических материалов на сайте Учреждения;
  • оформление результатов проекта в форме презентации;

Финансовые:

  • материальное поощрение педагогов по результатам конкурсов;
  • приобретение интерактивных столов в группы учреждения;
  • приобретение телевизоров, оборудованных USB - входом;
  • приобретение компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.;
  • привлечение благотворительных средств заинтересованных лиц.

На данный момент технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса ДОУ, система организации консультативной методической поддержки в области повышения информационно-технологической  компетентности педагогов находится в стадии разработки . Готовится  медиатека наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям; находятся в разработке занятия с использованием информационных технологий.

Создается банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ. Создан электронный банк данных: воспитанников, педагогов, родителей; свой интернет-сайт, имеется электронный адрес.

Таким образом, реализуя программу информатизации в ДОУ можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить ребенка.

Перспективу дальнейшего использования видим в применении интерактивного программного комплекса.

Интерактивная доска позволит сделать обучение более наглядным, работать в режиме реального времени, повысить интерес детей к обучению, помочь педагогу развивать внимание, мышление и самостоятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность работы педагогического коллектива как единой команды и качество образования в дошкольном образовательном учреждении связаны друг с другом

Совершенствование качества образования было бы беспочвенным без его целенаправленного управления, рассматриваемого как процесс установления всеми субъектами образования приоритетов качества: условий р...

«РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ».

«РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ».Уровень повышения управления качеством образования становятся очень актуальными. Из литературных источнико...

Перечень понятий по теме «Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении»

«Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении»...

Внутренняя система оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении - описание модели ВСОКО МКДОУ № 22г.Аши.

Рабочие материалы помогут старшим воспитателям и руководителям дошкольных учреждений разобраться в трудном понятии "ВСОКО"....

Эффективные формы организации методической работы как средство повышения качества образования в дошкольном образовательном учреждении

На сегодняшний день одной из задач дошкольных учреждений является совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми. Для решения этой задачи, прежде всего...