«Как безболезненно адаптировать малыша к условиям детского сада»
консультация (младшая группа)

Отправляясь в детский сад, ребенок должен знать, что идет туда не по прихоти мамы или бабушки, которые больше не хотят сидеть с ним дома, а по очень веской причине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Как безболезненно адаптировать малыша к условиям детского сада»

Подготовила: Печенкина Н.Е.

воспитатель

 Период адаптации ребенка к детскому саду

        Первые дни (а может, и неделю) Вы будете приводить малыша в садик всего на 1-2 часа. Часть этого времени ребенок будет завтракать, а оставшуюся часть играть. Не кормите ребенка дома, пусть он понемногу приучается есть в саду.

      Затем Вы начнете водить ребенка до сна (примерно до 12.00). За это время Ваш малыш успеет позавтракать, погулять и пообедать. Не переживайте, если ребенок отказывается в детском саду от еды или не ходит на горшок, ведь ему тоже нужно время, чтобы освоиться, адаптироваться к новой обстановке.

            И вот Вы уже оставляете ребенка на сон (до 16.00). К этому времени малыш не только поспит, но и съест полдник. Поначалу, Ваш ребенок, скорее всего, будет плохо засыпать в садике и даже плакать, ведь он не привык спать, когда мамы нет рядом. Всё это нормально и со временем пройдет.

 Расставание с мамой

       Расставание с мамой – это, пожалуй, самый драматичный момент первых дней ребенка в детском саду. Если в самый первый день ребенок мог еще не понять, что к чему, то в последующие дни слезы практически гарантированы.

       Когда ребенок цепляется за вас и просит, заливаясь слезами, чтобы вы не уходили, а воспитателям приходится чуть ли не силой отрывать от вас кроху, то тут впору и самой расплакаться. Момент расставания, пожалуй, в равной степени сложен как для ребенка, который переживает из-за грядущей разлуки, так и для родителей, потому что кроху, выкрикивающего: «Мама! Мама!», безумно жаль.      Пережив пару-тройку таких душещипательных прощаний, родители начинают задумываться над тем, как перевести эту процедуру в более спокойное русло.

 На всё есть причина

      Отправляясь в детский сад, ребенок должен знать, что идет туда не по прихоти мамы или бабушки, которые больше не хотят сидеть с ним дома, а по очень веской причине.

     Если у малыша перед глазами имеется пример работающего папы, то можно объяснить ребенку, что мама тоже теперь идет на работу, чтобы заработать денежку и купить то-то и то-то, что иначе приобрести не получится. Если такого примера нет, то можно сказать, что во время пребывания ребенка в детском саду мама ездит далеко-далеко в специальный магазин, чтобы купить там нечто особенное.

    Ритуал прощания с ребенком

      Теперь ребенок знает, зачем он ходит в детский сад. Но хотя малыш понимает, что родители не бросают его на произвол судьбы, а возлагают на него ответственную задачу, расставаться с родными все равно не хочется.

    Чтобы облегчить этот болезненный процесс, придумайте вместе с ребенком ритуал прощания. Спросите у крохи, хочет ли он, чтобы вы его поцеловали, обняли, погладили по головке, подержали на ручках, посадили на коленки, посидели вместе в раздевалке, помахали в окошко рукой перед тем, как уйти. Пусть это будет, как игра, можно даже прорепетировать несколько раз дома, как вы будете прощаться.

      Наиболее действенный из вышеперечисленных способов – помахать рукой в окошко, ведь получается, что момент прощания выносится за пределы группы и становится бесконтактным, поэтому малыш не плачет, а охотно заходит в группу и бежит к окну, чтобы не пропустить вас и помахать вам на прощание.

    Слезы перед детским садом

      Абсолютное большинство родителей так или иначе сталкивается с душераздирающим плачем малышей перед детским садом. У всех детей это происходит по-разному, кто-то начинает плакать с самого утра, так сказать, в предвкушении, кто-то - по дороге, кто-то ударяется в слезы сразу, как завидит здание детского сада, ну а кто-то пускает слезу лишь непосредственно перед расставанием с мамой.

Почему ребенок плачет?  В принципе в такой «слезной» реакции нет ничего удивительного. Как малыш реагирует, когда ему что-то не дают или принуждают к чему-то, чего он делать не хочет (например, укладывают спать, а он хочет еще поиграть)? Конечно же, слезами. По сути, у детей 2-3 летнего возраста это единственное верное средство выражения недовольства.  Всё вышесказанное относится и к детскому саду. Почему же ребенку должно там нравиться больше, чем дома? Чужие люди, непривычные правила, незнакомые и нередко агрессивные дети, расставание с мамой… Ну чему тут радоваться?! Вот ребенок и протестует, как умеет.Наверное, вы обратили внимание на то, что дети постарше (начиная лет с 4) ни перед детским садом, ни в самом дошкольном учреждении почти не плачут. Это вовсе не потому, что они уже привыкли и адаптировались, просто к этому возрасту они умеют выражать свои эмоции не только слезами, да и возраст этот более подходящий для знакомства с детским садом, чем традиционные 2-3 года.

 Как реагировать на слезы ребенка   Сложнее всего приходится тем родителям, чьи дети начинают плакать заблаговременно – в процессе умывания-одевания и по дороге в детский садик, причем некоторые малыши и вовсе отказываются идти в самом прямом смысле этого слова, вплоть до того, что приходится брать их на руки и нести. 

      Что делать в такой ситуации? Первое и самое главное правило – не ругайте ребенка, он не станет от этого одеваться или идти быстрее, а лишь сильнее расплачется. Попробуйте отвлечь малыша, занять его разговорами о том, чем вы будете заниматься после детского сада, куда пойдете гулять, какую интересную игрушку он возьмет сегодня в садик, какие у него ботиночки красивые, в конце концов. Этот проверенный способ отлично работает. Понятно, что слезы малыша огорчают, а иногда и раздражают родителей, но ваша задача – сохранять спокойствие, держать себя в руках. Вы можете обнять, пожалеть, поцеловать ребенка, но показывать, что вас эта ситуация тоже расстраивает, не стоит.

       А вот идти на поводу у ребенка нельзя. Если уж вы собрались вести ребенка в детский сад, то доводите дело до конца, даже если у вас есть возможность оставить его дома. Если ребенок поймет, что слезы – это верный способ не ходить в детский сад (а дети в этом плане очень наблюдательны), то плач по утрам прекратится еще очень не скоро.

           Также ни в коем случае нельзя проводить параллель между болезнью ребенка и непосещением детского сада: «Ты кашляешь, поэтому завтра в садик не пойдешь» и т.д. Во-первых, осознав эту закономерность, ребенок начнет симулировать, а во-вторых, на подсознательном уровне хотеть заболеть, что не приведет ни к чему хорошему.

      И не забывайте о главном: если слезы перед детским садом на первых порах – это чуть ли не норма, то непрекращающийся плач на протяжении всего времени, проведенного в садике, - это ярко выраженный признак дезадаптации ребенка, а потому требуется немедленная консультация психолога и, скорее всего, в этом случае с садиком придется повременить. 

 Режим дня дошкольника  Очень важно, чтобы в первые дни ребенка в детском саду дома всё оставалось по-прежнему. Это касается и режима дня, и правил поведения. Понятно, что дошкольнику нужно рано вставать, рано ложиться и спать днем даже по выходным, чтобы не отвыкнуть от детсадовского режима. Если эти перемены в режиме совпадут с началом посещения детского сада, то ничего кроме негатива и дополнительного стресса для ребенка не принесут. Поэтому родителям стоит позаботиться об установлении правильного режима дня заранее. Не поленитесь узнать о режиме дня в детском саду, например, когда будете относить заведующей путевку в детский сад. Выясните, во сколько нужно приводить ребенка в детский сад и когда детей укладывают на дневной сон, и, опираясь на эту информацию, заранее подкорректируйте режим дня ребенка.

  Маленькие хитрости адаптации  Приводите ребенка в детский сад чуть раньше или чуть позже, чем остальные родители. Малышу ни к чему становиться свидетелем душещипательных сцен прощания детей с родителями. Может, ваш ребенок и не собирался плакать при расставании с вами, но, увидев, как ведут себя другие дети, заплачет обязательно.  Отправьте вместе с ребенком в детский сад любимую игрушку. Знакомая вещь в непривычной обстановке помогает ребенку быстрее успокоиться. Этот нехитрый способ на самом деле очень действенный.  Старайтесь избегать других стрессовых для ребенка ситуаций. Поход к врачу, прививки, гости – все это лучше отложить на потом, когда ребенок адаптируется к детскому саду.   Ни в коем случае не ругайте и не пристыжайте ребенка за слезы и нежелание идти в детский сад, не сравнивайте его поведение с поведением других детей, лучше, наоборот, награждайте его небольшими утешительными призами и всячески демонстрируйте свою любовь.

Первые дни в детском саду  Первые дни ребенка в детском саду – самый волнительный период для родителей и ответственный для воспитателей и психолога. От того, насколько квалифицированно и слаженно будут действовать педагоги, зависит то, как пройдет адаптация ребенка в детском саду. Поведение ребенка в детском саду в первые дни не является показателем того, как он поведет себя дальше. К примеру, ребенок, поначалу заливающийся слезами, потом может очень быстро адаптироваться. И, наоборот, малыш, который в первые дни стойко держался и не проронил ни слезинки, вполне может начать устраивать душещипательные концерты через неделю. В общем, совершенно бессмысленно радоваться или огорчаться из-за поведения ребенка в первые дни, потому что делать какие-либо выводы еще слишком рано.

 Особенности поведения ребенка   Адаптация ребенка к детскому саду занимает в среднем от 1 до 3 месяцев и сопровождается такими признаками, как повышенная плаксивость и раздражительность, отсутствие аппетита, нарушение сна, недержание мочи. У некоторых детей может даже подняться температура или нарушиться стул. Особенно ярко эти признаки проявляются в первые дни пребывания ребенка в детском саду. Малыш, который прекрасно умеет пользоваться горшком, вдруг перестает это делать и мочит штанишки, а активный говорун может не проронить в детском саду ни слова. Некоторые дети перестают есть самостоятельно и ждут пока их не покормят с ложки.   Широко распространена и другая ситуация – ребенок замечательно ведет себя в детском саду, но, придя домой, начинает проявлять немотивированную агрессию и устраивать беспричинные истерики.  Отнеситесь ко всем этим явлениям с пониманием. Ребенок ведет себя так не назло вам, а просто потому, что он переживает сильнейший стресс. Родительская любовь и внимание способствуют скорейшей адаптации ребенка в детском саду не меньше, чем грамотные действия педагогов.

Психологическая подготовка к детскому саду

     Под подготовкой ребенка к детскому саду обычно подразумевают обучение ребенка самостоятельному выполнению какие-либо действий (например, ходить на горшок, вытирать попу, мыть руки, убирать за собой игрушки), что, безусловно, важно. Но не стоит забывать и о психологической подготовке ребенка. Если вы отправляете малыша в садик не завтра, то у вас еще есть время подготовить ребенка к грядущим переменам. Психологическая подготовка к детскому саду не помешает даже самому общительному и не закомплексованному ребенку, потому что даже активный малыш может замкнуться в непривычной обстановке.

Знакомим ребенка с детским садом

     Психологическая подготовка ребенка к детскому садувключает в себя 2 аспекта: формирование у малыша положительного эмоционального настроя и ознакомление ребенка с примерным режимом дня в детском саду.

       В идеале нужно отвести ребенка на экскурсию в группу и регулярно гулять с ним на площадках детского сада. Если правила детского сада этого не запрещают, то считайте, что вам крупно повезло. Поскольку в большинстве случаев проникнуть с малышом на территорию садика не удается, то можно придумать кое-что еще: гуляйте с ребенком в то же время, что и дошкольники (примерно с 10 до 12, и после 16-17 часов), и невзначай проходите мимо детсадовских площадок. Расскажите малышу, что там играют дети, и им очень весело, а родителей туда не пускают, чтобы они не мешали детям играть, потому что это специальная площадка для детей. Также упомяните о том, что вашему малышу туда пока нельзя, но совсем скоро он станет большим, и ему тоже разрешат ходить на эту площадку и играть с другими детьми. У ребенка обязательно возникнет интерес к этим загадочным детям, играющим за забором, потому что запретный плод сладок.  Как только ребенок начнет проявлять интерес, расскажите ему увлекательную сказку про детский сад с участием его любимого сказочного персонажа. Например, Красная Шапочка стала совсем большой и пошла в детский сад, там она… В общем, опишите то, что ребенок там увидит (раздевалку, игровую комнату, спальню, туалет, других детей, воспитателей), и то, чем он будет заниматься (разденется, отпустит маму, помоет руки, позавтракает, поиграет с другими детьми, погуляет, пообедает, поспит, попросится в туалет и так далее). Рассказывайте эту сказку каждый день, постепенно добавляя новые детали, чтобы ребенок не потерял интерес.  Если вам удалось пробудить у малыша интерес к детскому саду и рассказать ему в игровой форме об особенностях детсадовского режима, то считайте, что вы отлично справились с психологической подготовкой ребенка к детскому саду. 

Подготовка ребенка к детскому саду

            Детский сад - это новый этап в жизни ребенка, сопряженный со множеством новых впечатлений и, возможно, стрессов. Чтобы свести последние к минимуму, нужно начать подготовку ребенка к детскому саду заранее, желательно, не позже, чем за полгода, а вообще - чем раньше, тем лучше. Так что же нужно ребенку для детского сада?

       Как правило, уже в яслях от детей требуются некоторые навыки самообслуживания. Ребенок должен быть приучен к горшку, должен уметь пить из чашки и самостоятельно есть ложкой, а также пытаться одеваться и раздеваться самостоятельно. Если малыш научится делать это еще до сада, ему будет проще адаптироваться. В противном случае его научат этому непосредственно воспитатели, но ребенок может чувствовать себя не комфортно от того, что другие дети в саду уже умеют это делать. Помимо навыков самообслуживания малышу пригодится умение соблюдать дисциплину и четкий распорядок дня, установленный в детском саду. Подготовить к этому ребенка совсем не сложно, достаточно составить для малыша определенный  режим дня и неотступно его придерживаться.

      Второе, к чему нужно подготовить ребенка - общение с воспитателями. Неподготовленный малыш, привыкший все время находиться рядом с мамой, испытает огромный стресс от необходимости находиться в непривычном месте (детском саду) с незнакомыми людьми (воспитателями) и слушаться их. Чтобы ребенку было проще привыкнуть к пребыванию в детском саду, нужно расширить его круг общения, чаще ходить с ним в гости, звать гостей к себе. Важно, чтобы ребенок узнал, что кроме мамы и папы есть и другие взрослые, и научился с ними общаться. Старайтесь хотя бы иногда оставлять ребенка с малознакомыми людьми (это может быть бабушка, которая нечасто к Вам приезжает, или Ваша близкая подруга) на несколько часов, чтобы он понял, что близкие люди не всегда могут быть рядом, и ничего страшного в этом нет. Также ребенку важно знать, что мама обязательно за ним вернется, не забывайте говорить ему об этом.

       Третий важный этап подготовки ребенка к детскому саду -общение со сверстниками. Малыш может научиться этому только на собственном опыте. Проводите больше времени на детских площадках, ходите в гости к знакомым с маленькими детьми. Хорошо, если в круг общения ребенка войдут дети, которые уже ходят в детский сад. Ребенку нужно усвоить базовые правила общения: научиться делиться своими игрушками, не отнимать чужие, понять, что нельзя обижать других детей и давать в обиду себя. Ребенку, обладающему вышеперечисленными навыками, будет проще приспособиться к условиям детского сада и относительно безболезненно пережить расставание с мамой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация малышей к условиям детского сада

Адаптация... Почему так трудно?!...

Как сделать период адаптации малыша к условиям детского сада наиболее мягким?

Из опыта работы педагогического коллектива муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  детского сада  № 43 города Белгорода над проблемой  организации  адапт...

Как помочь адаптироваться ребеку к условиям детского сада

Адаптация детей ясельного возраста к условиям деского сада....

Доклад из опыта работы на тему: "Адаптационный период малышей к условиям детского сада"

АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД МАЛЫШЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА.        ВОСПИТАТЕЛЬ: МАРТЬЯНОВА Е....

Картотека игр для песочной терапии в период адаптация малышей к условиям детского сада

Данный материал содержит последовательную систему ирг с песком для детей 2-4 лет...

Консультация для родителей "Адаптация малыша к условиям детского сада"

Рекомендации для родителей в период адаптации малышей к условиям ДОУ....

Консультация для родителей «Как адаптировать ребёнка к условиям детского сада»

Советы и рекомендации для родителей по успешной адаптации ребёнка к детскому саду....