Тема: «Роль семьи в организации чтения»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Бондаренко Наталья Ивановна

Родительское собрание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительское собрание. 25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Тема: «Роль семьи в организации чтения»

Форма проведения: конкурс.

Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у старших дошкольников и их родителей.

Эпиграф: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение». (А. Чехов)

Предварительная работа.

I. Подготовительный этап

1.  Беседа с детьми .

2. Анкетирование родителей (приложение).

4.  Изготовление табличек с названиями для групповой работы, например, «Веснушка», «Непоседы», «Ромашка», «Снежинка», «Жюри», и соответствующие этим названиям индивидуальные жетоны для проведения жеребьевки участников конкурса.

5. Подготовка заданий для конкурсов.

6.  Подготовка необходимого оборудования и материалов: набор скороговорок; набор «сказочных» вещей: телефон, письмо, мыло, полотенце, мячик, красная шапочка, горошина, сапог, туфелька; песочные часы; запись песни «Маленькая страна».

7.  Составление и оформление памятки для родителей (приложения В, Г).

8. Оформление эпиграфа к родительскому собранию.

9.  Оформление на плакате программы конкурса.

10. Подготовка подарков, дипломов участникам конкурса.

11.  Оформление выставки художественной литературы для чтения детям и самостоятельного чтения детьми.

12. Разработать проект решения родительского собрания на заседании родительского комитета.

Организационный этап

Перед собранием группа оформляется, вывешиваются плакаты с надписями темы собрания, эпиграфа и программы конкурса.

1. Выступление воспитателя

В-ль: Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению.

Посмотрите, пожалуйста, на доску, где написаны слова - эпиграф нашего собрания-конкурса - принадлежащие Антону Павловичу Чехову: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение». Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.

Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, т. к. неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с удовольствием читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. А ведь это неверно. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ребенку ваша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке!

Анкетирование, проведенное в группе, указало еще на один тревожный факт - только третья часть семей практикует семейное чтение вслух! А вот назвать книгу, которую прочитал ребенок недавно, смогли лишь (называет число) родителей. Прекрасно, что наши дети любят читать сами! Так давайте поддерживать этот огонек похвалой, а не ругать за качество чтения. Тогда через несколько лет на вопрос родителей: «Ну, как книга?»- не последует безразличный ответ: «Нормально».

Читайте книги с ребенком по очереди, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Очень хорошо просматривать с детьми диафильмы, читая текст по очереди. Помните, что чтение является основой всего обучения в школе. Надеемся, что подготовленные нами памятки помогут вам преодолеть возникающие трудности в работе ребенка с книгой.

2. Конкурс «Мы - читающая семья»

Ведущий. А сегодня мы предлагаем вам, дорогие родители и вам, ребята, проявить свои умения и знания в конкурсе «Мы -читающая семья».

(Звучит песня « Маленькая страна».)

Пока звучит песня, вам нужно выбрать жетоны и объединиться в группы. Каждая группа занимает свое место за игровыми столами и получает табличку с названием своей команды. А пока представляю наше жюри (в жюри входят библиотекарь, родители).

К нам пришел - не хмурь лица.

Будь веселым до конца.

Ты не зритель и не гость,

А программы нашей гвоздь!

Не стесняйся, не ломайся,

Всем законам подчиняйся!

Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас!

А для кого они? Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки! (Ведущий объявляет программу конкурса.)

1.    Литературная викторина

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? {Три медведя.)

Летела стрела и попала в болото, А в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, простившись с зеленою кожей, Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка.)

Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей. II однажды из болота Вытащил он бегемота. Он известен, знаменит Это... (доктор Айболит).

С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка? (Буратино.)

На сметане" мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок, Покатился... (Колобок).

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите, как звали ее? (Красная Шапочка.)

Кто говорил такие волшебные слова:

«По щучьему веленью, по моему хотенью.

Сивка-бурка, вещий каурка!

Стань передо мной, как лист перед травой!» (Емеля.)

2.  Аукцион пословиц о книге и чтении

Ведущий. Наш русский народ издавна ценил меткое слово, находчивый ум. Так до нашего времени и дошла народная мудрость, выраженная в пословицах и поговорках. А т. к. лучший подарок - книга, на нашем аукционе разыгрывается вот эта книга. Итак, кто последним назовет пословицу о книге, чтении, тот и победит.

Конкурс для родителей «Продолжи стихотворение»

Глубокоуважаемый!

Вагоноуважатый!

Вагоноуважаемый!

Глубокоуважатый!..

(Во что бы та ни стало

Мне надо выходить.

Нельзя ли у трамвала

Вокзай остановить?) С. Маршак

У меня зазвонил телефон...-(- Кто говорит? -Слон...) К. Чуковский

Кто на лавочке сидел,

на улицу глядел,

Толя пел, Борис молчал,

Николай ногой качал...

(Дело было вечером,

Делать было нечего.) С. Михалков

3.Конкурс «Кто здесь был и что забыл?»

Каждая команда получает по две вещи (или картинки) и старается в течение двух минут определить произведения, из которых они взяты, а также ответить, кто является автором этих произведений.

1. Телефон («Телефон» К. Чуковского).

2. Мыло, полотенце («Мойдодыр» К. Чуковского).

3.  Письмо («Почта» С. Маршака).

4. Мячик («Игрушки» А. Барто).

5. Туфелька («Золушка» Ш. Перро).

6. Сапог («Кот в сапогах» Ш. Перро).

7.  Красная шапочка («Красная Шапочка» Ш. Перро).

8. Горошина («Принцесса на горошине» Г.Х. Андерсена).

4. Поэтический турнир

1.      Команды получают задание - сочинить по данным рифмам стихотворные строчки:

читают - листают;

библиотека - дискотека.

2. Выразительно прочитать стихотворение (по выбору дети или родители).

5. Семейное чтение скороговорок

Участники конкурса соревнуются в семейном чтении скороговорок.

6. Подведение итогов конкурса

Жюри подводит итоги конкурса. Дети и взрослые исполняют с помощью фонограммы песню «Маленькая страна». Председатель жюри награждает команду-победительницу и всех участников конкурса памятными призами и дипломами.

Дети.

Котенок вырастет кошкой,

Такой же, как все на свете,

Птенец превратиться в птицу,

Такой же, как все на свете.

А дети читают,

А дети мечтают,

И даже их мамы и папы

Не знают,

Кем станут,

Кем вырастут дети.

3.Решения родительского собрания

Председатель родительского комитета группы зачитывает проект.

1. Учитывая важную роль родителей в привитии у детей любви к книге и развитии интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать составлять рассказы по прочитанному.

2. Каждой семье организовать вечера семейного чтения.

3. Включить в круг детского семейного чтения стихи, рассказы, пословицы, поговорки.

4. Систематически посещать городскую библиотеку.

5. Объявить конкурс на лучшего чтеца. В конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.

4. Заключительное слово ведущего

В-ль: Уважаемые родители и дети! Закончен конкурс!

Он у нас

Рассчитан на один лишь час,

Но вы, читающий народ,

         Любите книгу каждый год!

Как воспитать маленького читателя

1.Читайте вашему ребёнку всё, что попадается в руки: открытки, газеты, инструкции на коробках из-под детского питания. Это очень важно для ребенка.

2. Пока ребенок растет, демонстрируйте ему рисунки и сборники сказок. Всё это ведет к изучению им окружающего мира

3. В библиотеке позволяйте ребёнку выбирать книги самостоятельно.

4. Регулярно читайте перед сном, это должно стать традицией.

5. Учите короткие стихотворения — это кратчайший способ привлечь внимание на некоторое время.

6. Пусть ребёнок читает вслух в то время, когда вы заняты делами по дому и слышите его.

7. С помощью телевидения также можно привлечь внимание к чтению. Больше читайте обо всем, что интересует вашу семью по телевидению.

8. Создайте дома небольшую библиотеку, чтобы книги были всегда под рукой. Детскую литературу поставьте на нижнюю полку, чтобы дети могли ее легко достать.

9. Пусть ваш ребенок увидит как вы читаете. Проговаривайте и обсуждайте то, о чем только что прочитали.

10. Дарите книги детям. Этим вы дадите понять, что книги — это нечто особенное.

ОБЩИЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

- Стимулируйте интерес ребенка к процессу обучения. Помните: чем больше маленький ученик хочет учиться, тем эффективнее будут занятия. Процесс обучения должен быть частью повседневных игр вашего малыша. Взрослый не учит, а только участвует в этой игре. При этом никогда не следует делать за ребенка то, что он может сделать самостоятельно, помогая лишь в том случае, когда ваша помощь действительно необходима.

- Целесообразно придумывать для малыша разнообразные задания на развитие различных видов памяти: образной, словесно-логической, зрительной и слуховой. Эти задачи должны основываться на повседневной деятельности дошкольников.

 - Разные дети имеют различную способность к усвоению учебного материала. Поэтому надо очень корректно определять объем и сложность задач, оптимальные именно для вашего малыша.

- Занятия будут эффективными, если использовать дополнительно книгу «Математика». Сначала выполняйте одно-два упражнения по математике, а затем одно-два упражнения на развитие мышления.

- Работать с пособием следует последовательно — от страницы к странице, от задания к заданию. Однако возвращение к уже пройденным страницам помогает закрепить приобретенные знания и навыки.

 - Перед началом занятия выделите время на подготовку ребенка к работе, снимите напряжение и лишние эмоции, настройте его на рабочий лад.

- Следите, чтобы во время занятий малыш держал правильную осанку. Объясняя задачу, убедитесь, что ребенок все понял правильно. При письме и раскрашивания следите, чтобы он работал аккуратно, не спеша.

- Малыш не должен переутомляться. При появлении признаков усталости, невнимательности — прекращайте занятия или делайте перерыв. Лучше заниматься с ребенком чаще, но не более 15-20 минут подряд. Целесообразно взять за правило делать зарядку для спины, шеи, рук и пальчиков до и после занятий.

Обучение всегда связано с ошибками и проблемами. Исправляйте их спокойно, доброжелательно, опасайтесь нанести ребенку психологическую травму, подорвать его веру в собственные силы. Не забывайте хвалить вашего маленького труженика, отмечая малейшие успехи и достижения. Здесь важны мимика, жесты, интонация: «Сегодня ты лучше справился с задачей», — так вы покажете ребенку, что он движется вперед, развивается, делает успехи.

Заранее составляйте для себя план каждого занятия. Определите количество и порядок задач, которые вы хотите предложить малышу сегодня. Продумайте, с чего вы начнете и как закончите занятие.

               

            АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

                      «Семейное чтение»

1.Есть ли у Вашего ребенка домашняя библиотека?

   А) да

   Б) нет

2. Часто ли Вы читаете книги Вашему ребенку?

   А) часто

   Б) нет

3. Какую литературу Вы читаете своему ребенку:

   А) произведения русской классической литературы

   Б) произведения фольклора: сказки, потешки, прибаутки, песенки и т.д.

   В) произведения современных авторов

4. Кто выступает инициатором домашнего чтения:

   А) ребенок

   Б) взрослый

5. Отметьте особенности восприятия художественной литературы Вашим ребенком:

   А) внимательно и с интересом слушает

   Б) слушает невнимательно, отвлекается

   В) эмоционально сопереживает героям произведения: радуется, грустит, смеется и т.д

   Г) остается равнодушным

6. Какие художественные произведения предпочитает слушать Ваш ребенок:

   А) написанные в прозе

   Б) написанные в стихах

7. Привлекаете ли Вы ребенка к ремонту книг детской домашней библиотеки?

   А) да

   Б) нет

8. Можете ли Вы поделиться своим опытом семейного воспитания по приобщению ребенка к миру книг?

   А) да

   Б) нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в организации семейного чтения.

На Руси издавна семья была почитаема и оберегаема, потому что именно здесь происходило рождение, становление и формирование личности человека. Каждая семья, где есть дети, мечтают о том, чтобы о...

Родительское собрание в старшей группе детского сада. Тема: "Роль семьи в организации чтения"

Родительское собрание в старшей группе детского сада «Роль семьи в организации чтения» Цель: подведение родителей к выводу о том,  что чтение детских книг в семье играет огромную роль ...

Родительское собрание "Роль родителей в организации чтения"

Полностью разработанный конспект родительского собрания с анкетированием родителей и детей, консультацией в папку передвижку...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе Тема «Роль семьи в организации чтения».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14300563","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"394"}}]]...

Роль семьи в организации чтения

Родительское собрание в подготовительной к школе детьми...

Методическая разработка «Роль семьи в организации взаимодействия между субъектами образовательных отношений посредством информационно-коммуникационных технологий»

В свете последних событий происходящих по всему миру,  когда наблюдается невозможность полноценного функционирования детских дошкольных образовательных организаций из-за обострения эпидемиологиче...