Формирование и развитие внимания у детей с ЗПР
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Синегубова Анастасия Сергеевна

В статье подробно описываются познавательные процессы: внимание, мышление и память, а также методы и способы развития познавательных процессов у детей с ЗПР. Также, в статье отражены основные приемы и дидактические игры способствующие разивитию внимания, мышления и памяти, которые можно применять в домашних условиях для закрепления результата занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_i_razvitie_vnimaniya_u_detey_s_zpr.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и развитие внимания у детей с ЗПР

Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяющее сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.

Внимание — это не самостоятельный процесс, но если задаться вопросом о том, что же такое внимание, то можно сказать, что в отдельности от других процессов, оно не существует, однако внимание представляет собой один из важнейших компонентов в составе познавательной деятельности, так как создает и управляет функционированием.

Любая познавательная деятельность проводится сознательно именно поэтому внимание еще и осуществляет функцию сознания. Именно благодаря вниманию различные познавательные процессы сосредотачиваются для более полного и четкого отражения деятельности.

Внимание проявляется с помощью сенсорных и интеллектуальных процессов, а также посредством практических действий с использованием целей и задач различной деятельности. Именно поэтому существуют следующие виды внимания: моторное, сенсорное, преднамеренное, интеллектуальное и непреднамеренное. Величина объема внимания определяется числом объектов, куда направляется сконцентрированное внимание субъекта в конкретных секундах.

Когда мы рассматриваем моторное внимание и говорим о его особенностях, мы сразу же говорим о том, что этот вид внимания направлен на движения и действия, которые совершаются человеком. Именно моторное внимание помогает твердо и понятно осознавать разные методы и приемы, которые применятся на практике. Моторное внимание управляет движениями и действиями, а также контролирует их чтобы движения были четкими и ясными.

Сенсорное внимания возникает тогда, когда объекты действуют на чувствительные органы. Именно сенсорное внимание обеспечивают четкое отражение всех предметов и их характеристик, это отражается в присущих ощущениях человеку. Сенсорное внимание представляет в сознании четкие образы предметов.

Интеллектуальное внимание направлено на более серьезные виды функционирования и эффективную работу всех познавательных процессов, а именно: мышления, память, воображения.

Произвольное или преднамеренное внимание, появляется тогда, когда человеку необходимо быть сосредоточенным и внимательным по отношению к какому-либо предмету и совершать мыслительные операции. Такой вид внимания направлен на регуляцию сенсорных и моторных процессов, а также внутренних познавательных действий. Предметная разновидность внимания может стать произвольной только в тех случаях, когда человеку необходимо проявлять волевые усилия, чтобы его внимания было направлено и сосредоточено на определенном предмете. Характеристика этого вида внимания заключается в том, что инициатива его возникновения лежит на человеке, а метод его появления уже осуществляется посредством усилия воли человека. Именно когда направленность внимания тесно связана с осознанной целью, то здесь идет речь о произвольном виде, внимания который сопровождает деятельность человека.

Когда направленность и сосредоточенность имеют непроизвольный характер, актуально непроизвольное внимание. Главной установкой такого вида внимания является полная готовность человека к какому-либо действию. Непреднамеренная разновидность внимания появляется самостоятельно без определенной цели со стороны субъекта, ее как правило вызывают существенные для человека качества различных предметов.

Недостаточный уровень внимания является самой существенной особенностью познавательной сферы детей с ЗПР. Главными причинами нарушения внимания у детей с ЗПР, являются имеющиеся у детей астенические явления, а именно несформированность механизма произвольности у детей и особенно несформированность мотивации. Также стоит отметить, что анимание у детей с ЗПР включает в себя следующие нарушения: неумение произвольно сосредоточиться на объектах, повышенная отвлекаемость ребенка, сниженная работоспособность, неустойчивость и сниженная познавательная активность. Отмечается, что основной трудностью в обучении является отставание в развитии различных психических свойств и именно неустойчивость внимания занимает первое место среди всех свойств. Также стоит отметить, что внимание у детей с ЗПР неустойчиво, что ведет к снижению продуктивности внимания, обуславливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля со стороны педагога или взрослого, что свидетельствует о незрелости нервной системы.

Для того, чтобы скорректировать и устранить пробелы, а также успешно развивать внимание, необходимо соблюдать следующие условия в рамках образовательной деятельности ДОУ:

  • Для того, чтобы внимание было устойчивым необходимо чтобы деятельность в ДОУ была разнообразна и обеспечивала развитие и формирование волевых качеств личности.
  • Для распределения внимания следует использовать определенный трудовой навык и одновременно выполнять несколько видов деятельности в условиях нарастающего темпа работы.
  • Активизировать все анализаторы: двигательный, зрительный. Слуховой и кинестетический), дети должны слушать, смотреть и проговаривать то, что они делают.
  • Для развития переключения внимания необходимо подбирать соответствующие упражнения, а также развивать внимание через наблюдательность.
  • Формировать привычку быть внимательным, как первичную форму поведения за счет создания интереса к работе, а также необходимо обеспечивать условия для активной самостоятельной и творческой работы детей.
  • Воспитывать чувство ответственности за свои действия, а также самоконтроль, необходимо, чтобы ребенок самостоятельно находил свои ошибки и исправлял их.
  • Необходимо делать небольшие перемены в работе, чтобы ребенок мог переключиться и отдохнуть, менять вид деятельности.
  • Одно из самых главных условий в формировании внимания, это четкость и простата инструкций, необходимо формировать задание и инструкции таким образом, чтобы ребенок, по ключевым словам, понимал суть задания. Постепенно формулировки можно усложнять.

Также, в работу необходимо включать различные упражнения и задания, которые помогут развить внимание ребенка с ЗПР в условиях ДОУ и дома совместно с родителями.

  1. «Яблоко»

Цель: обучение способности: концентрировать внимание; уметь

сосредоточиваться на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих предметов.

Дидактический материал: три похожих яблока.

Описание игры. Воспитатель: «Когда люди собирают урожай? (Осенью.) А какое сейчас время года? (Осень.) Вот яблоко. Постарайся внимательно рассмотреть его, запомнить его цвет, пятна, прожилки. Потом я возьму твое яблоко, перемешаю его с другими, а ты должен будешь найти свое яблоко».

На изучение яблока ребенку дается 3 мин. После этого воспитатель перемешивает яблоки. Затем ребенок ищет свое яблоко. После того как ребенок найдет свое яблоко, воспитатель дарит его ребенку.

  1. «Хлопни в ладоши»

Цель: обучение способности к переключению внимания.

Описание задания. Воспитатель говорит ребенку: «Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное – хлопни в ладоши». Слова: стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник,

тарелка, полка, масло, пальто, белка.

  1. «Зачеркни букву»

Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.

Дидактический материал: вырезка из газеты или журнала с достаточно большим шрифтом. Карандаш.

Описание задания. Ребенку предлагается газетная вырезка. Воспитатель обращается к нему: «На этом листочке написано много разных букв. Ты должен искать одну и ту же букву и зачеркивать ее карандашом. Какую букву ты

хочешь вычеркивать?»

  1. «Портрет»

Цель: обучение способности концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; уметь смотреть и видеть; уметь рисовать портрет в своем сознании.

Дидактический материал: кукла,

Описание задания. Ребенку предлагается кукла. Он должен рассмотреть лицо куклы, внимательно изучить его, а затем назвать как можно больше характерных деталей.

  1. «Слушай музыку»

Цель: развитие активного внимания.

Дидактический материал: магнитофон, аудиозапись с веселой мелодией.

Описание задания. Воспитатель: «Сегодня у нас будет интересная игра.

Пока звучит музыка, ты можешь бегать, прыгать, танцевать. Как только музыка прекратится, ты должен остановиться и не двигаться, пока музыка не зазвучит вновь».

  1. «Ушки на макушке»

Цель: обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах; умению слушать и слышать.

Описание задания. В абсолютно тихой комнате попросить детей сфокусироваться на звуках, которые им удается услышать (шум за окном, скрип форточки и т.п.). Ребенок должен перечислить все услышанные звуки.

  1. «Бубен и колокольчик»

Цель: развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием инструментов.

Дидактический материал: бубен, колокольчик.

Описание задания. Во время звучания бубна ребенок должен ходить по комнате, во время звучания колокольчика – бегать по ней.

  1. «Бубен, колокольчик, дудочка»

Цель: развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием нескольких разных инструментов.

Дидактический материал: бубен, колокольчик, дудочка.

Описание задания. Во время звучания бубна ребенок должен ходить по кругу в одном направлении, во время звучания колокольчика – бегать по кругу в противоположном направлении, а во время звучания дудочки – стоять на месте.

  1. «Пульс»

Цель: обучение способности: концентрировать внимание на ощущениях своего тела.

Дидактический материал: секундомер или часы.

Описание задания. Попросить ребенка лечь, закрыть глаза, положить руку на пульс и вслушаться в звуки «внутри себя». Можно попросить ребенка сосчитать количество ударов пульса за 1 мин.

  1. «Узор»

Цель: развитие слухового внимания.

Дидактический материал: тетрадный лист в клеточку, карандаш. Описание задания. Ребенок под диктовку воспитателя рисует узор. Вариант задания. Две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки

вниз, две клеточки вправо, две клеточки вверх и так до конца строчки.

  1. «Погода»

Цель: развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке.

Дидактический материал: картинки с изображением солнышка, тучки и

дождика; зонт.
Описание задания. Воспитатель: «Сейчас ты пойдешь гулять. Дождя нет,

погода хорошая, светит солнышко (Показывает картинку с изображением солнышка.) Можешь собирать ягоды. Но вдруг погода может испортиться. Пойдет дождь. Ты должен сразу, как увидишь картинку с тучкой, прибежать ко мне и спрятаться под зонтик, который я буду держать». Упражнение выполнить 5 – 6 раз.

  1. «Мышка – птичка»

Цель: обучение способности: к помехоустойчивости; максимально сосредоточиться, не обращая внимания на помехи; сосредоточить внимание на словесной инструкции.

Описание задания. Воспитатель называет слово «мышка». Ребенок, услышав это слово, должен присесть на корточки. Услышав слово «птичка», ребенок должен встать и помахать руками. Затем взрослый выполняет действия, не соответствующие словам «птичка» и «мышка», т.е. мешает

ребенку правильно выполнять инструкцию. Ребенок должен сосредоточиться только на словесной инструкции и не обращать внимание на помехи.

  1. «Найди отличия»

Цель: развитие концентрации внимания.

Дидактический материал: две картинки с похожими изображениями одного и того же предмета.

Описание задания. Воспитатель: «Посмотри на эти две картинки. Они очень похожи, но у них есть много отличий. Назови, пожалуйста, чем отличаются картинки друг от Друга».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логопедической ритмики в целях формирования слухо-речевого внимания у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

В своей работе с детьми, имеющими нарушения речевой функции, мы используем различные методы и приемы. Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению нарушенного звукопроизношения можно испо...

Семинар для педагогов детского сада на тему «Внимание. Виды внимания. Особенности развития внимания у детей»

"Внимание можно уподобить лучу прожектора, при этом в роли прожектора выступает наше сознание. В освещенном круге оказываются далеко не все предметы вокруг нас, а только те, которые нас интересуют." Д...

Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...

Сборник игр, заданий и упражнений, направленных на формирование психологической готовности дошкольника к обучению в школе «Игры, направленные на развитие внимания у детей 6–7 лет »

Сборник содержит задания, игры и упражнения, направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста 6-7 лет.Внимание имеет огромное значение в жизни детей. Именно оно делает все психические пр...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В группу риска по всем показателям попадают дети ...

ВНИМАНИЕ. Главные составляющие. Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста.

Виды и компоненты внимания по возрастам. Игры и упражнения направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста....

Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей» Консультация для родителей

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. ...