Использование логопедической ритмики в целях формирования слухо-речевого внимания у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Буднева Марина Анатольевна

В своей работе с детьми, имеющими нарушения речевой функции, мы используем различные методы и приемы. Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению нарушенного звукопроизношения можно использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика, что позволит закрепить правильное звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие, необходимые для успешного обучения в школе.

Логоритмические приемы - это специально организованная система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых игр и упражнений, направленная на коррекцию речевых нарушений посредством движений, как правило входит в систему комплексной коррекции различных речевых нарушений. Такое сочетание позволяет эффективно реализовывать коррекционно-развивающее воздействие на ребенка. Средства логоритмики можно в целом представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, создающих основу самостоятельной двигательной, речевой и музыкальной деятельности детей с речевой патологией. Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует развитию слухового и речевого внимания, активизирует деятельность детей в игре, в двигательных импровизациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование логопедической ритмики в целях формирования слухо-речевого внимания у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР»

Буднева Марина Анатольевна Учитель-логопед, МБДОУ детский сад №146 г.о. Самара

В последнее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше и им следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения, так как позднее они в той или иной мере могут отразиться на деятельности и поведении ребенка. В дошкольном возрасте, кроме того, речевые нарушения легче преодолеваются. Таким образом, вовремя оказанная помощь в исправлении дефектов звукопроизношения – одна из важнейших задач современного дошкольного образования.

В нашем дошкольном учреждении на логопункте в основном занимаются дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи как с дислалией, так и с выраженной дизартрией и ринофонией.

В своей работе с детьми, имеющими нарушения речевой функции, мы используем различные методы и приемы. Актуальность данной проблемы определила возможность помимо традиционных логопедических занятий по исправлению нарушенного звукопроизношения использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика, что позволит закрепить правильное звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие, необходимые для успешного обучения в школе.

Логоритмические приемы - это специально организованная система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых игр и упражнений, направленная на коррекцию речевых нарушений посредством движений, как правило входит в систему комплексной коррекции различных речевых нарушений. Такое сочетание позволяет эффективно реализовывать коррекционно-развивающее воздействие на ребенка. Средства логоритмики можно в целом представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, создающих основу самостоятельной двигательной, речевой и музыкальной деятельности детей с речевой патологией. Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует развитию слухового и речевого внимания, активизирует деятельность детей в игре, в двигательных импровизациях.

Свою работу я начала с изучения методических рекомендации и обширного практического материала  многих авторов, занимающихся логоритмикой (М.Ю. Картушина, А.Е. Воронова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Г.В. Дедюхина и др.).

Это форма активной терапии преодоления речевых нарушений, целью которой в данной работе является подбор и апробация методов и приемов по формированию слухо-речевого внимания ребенка старшего дошкольного возраста с ФФНР, путем использования приемов логопедической ритмики.

Задачи:

  1. Развитие слухового внимания на основе не речевых звуков (звучание музыкальных инструментов, музыки, звуков природы).
  2. Развитие музыкального, слухового, тембрового, динамического слуха (фонопедические упражнения по методу В.В. Емельянова);
  3. Развитие речевого внимания (на основе звуков речи);
  4. Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи - чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков.
  5. Развитие общей и тонкой моторики, мимики и пантомимики (пальчиковая гимнастика, упражнения для мышечно-двигательного и коорди-национного тренинга);
  6. Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.

Главный принцип эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.

В основе методической разработки лежат 2 направления: развитие неречевого и речевого слухового внимания.

В данной работе представлены упражнения, активизирующие слухоречевое внимание: воспитывается быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители, развиваются все виды памяти: зрительная, моторная, слуховая. Дети учатся сосредоточиваться и проявлять волевые усилия. Воспитывается устойчивость внимания, наблюдательность, переключение, распределение; те операции, которые нарушены у детей с ФФНР.

Интеграция образовательных областей: 

«Коммуникация», «Познание», «Социализаця», «Художественное творчество», «Физкультура», «Чтение художественной литературы».

«Здоровье» - логоритмика, психогимнастика, упражнения на дыхание, на развитие слухового внимания, релаксация.

«Физкультура»- двигательные упражнения, музыкально-ритмические движения.

«Познание»- расширение музыкального кругозора.

«Социализация» - формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности.

 «Чтение художественной литературы» - дети в процессе занятия слушают стихи.

Приоритетная образовательная деятельность - «Коммуникация»

Цель образовательной деятельности: формирование слухо-речевого внимания у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, путем использования на занятиях приемов логопедической ритмики.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Коммуникативная

Беседа, вопросы, ситуативный диалог

Игровая

Игровая ситуация

Наблюдение

Рассматривание музыкальных инструментов и других звучащих предметов, соотнесение звучания предмета с его зрительным образом

Этапы реализации методической разработки:

Этапы работы

Сроки реализации

Направления работы

Содержание работы (приемы, упражнения)

1

Подготовительный этап

(сентябрь)

Развитие неречевого слухового внимания

- «Послушай как что звучит, отгадай что звучало». 

Соответствие звукового материала слуховым возможностям детей
(частотного диапазона неречевых зв
учаний и уровней интенсивности звуковой активности на материале музыкальных инструментов).

  • Игра «Солнце или дождик»

Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Соотнесенность  с  конкретным предметом или действием (звуки неживой природы, как шуршит бумага, голоса животных, птиц, музыки), повышающих познавательные интересы детей.) с помощью технических устройств магнитофона, диктофона;

  • «Слышим звон и знаем, где он»

 Попросить ребенка закрыть глаза и позвонить в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.  Активизация слуховых ощущений, слухового внимания путем вырабатывания двигательной и вербальной реакций на слышимый звук (стук, звон и т.д.);

  • «Послушай, чей голосок?»

Показываем ребенку изображения животных, кто из них «как говорит». Затем изображаем «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».  По тембру звучаний: при прослушивании аудиозаписи, например, грохота грома, мяуканья кошки, пения птиц; определяется эмоциональная окрашенность услышанного (без музыкального сопровождения и под музыку, со слухо-двигательным контролем).

  • «Угадай, что звучит?»

По характеру звучания (используются шумы: бытовые, городские, эмоциональных проявлений человека, голоса животных и птиц, музыкальные звуки); по акустическим свойствам (громкости, длительности, высоте); по количеству звучаний и звучащих предметов;

2

Основной этап

(октябрь-декабрь)

Развитие речевого  слухового внимания

  • Игры «Эхо», «Заблудились»

Восприятие и определение речевых стимулов различной громкости (Например, следует хлопнуть в ладоши, услышав тихие гласные звуки, и "спрятаться" в ответ на громкие; повторить звукокомплексы различным по силе голосом;

  • «Топни, если услышишь»

Логопед называет ряд звуков. Ребенок должен топнуть ногами, если услышит закрепляемый звук, например [c]: [с], [у], [и], [л'], [и], [т], [к], [с].

  • «Зоркий глаз»

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его позицию в слове.

  • «Цепочка звуков»

Я буду произносить цепочку звуков, ты сначала внимательно ее послушай, а затем повтори".

  1. «А–О–У–Э»;
  2. «У–А–Ы–И–Э–О»;
  3. Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными и согласные звуки.
  • Игра «Насос и шина»

Увидев предметную картинку с шиной ребенок встает и приседает, произнося звук [ш], при этом медленно сдувая щеки. Логопед показывает картинку насоса - ребенок изображает, как накачивает шину, втягивая носом воздух - поднимает руки и надувает живот и опускает руки – произнося звук [с].

  • «Поезд с арбузами».

Ребенок и логопед, стоя друг напротив друга, перебрасывают мяч. «Погрузка» арбузов на поезд. Затем ребенок под круговые движения рук говорит: «Чу-чу-чу!» Поезд движется под музыку. С прекращением музыки движение заканчивается. Ребенок  произносит: «Ш-ш-ш!» Начинается выгрузка арбузов с теми же движениями, что и при погрузке. И т. д. Речевой материал подбирается логопедом в зависимости от того, какой звук надо ввести в речь.

  • «Игра с мячом»

Логопед предлагает ребенку быть например звуком [c] и «получить подарок» - гласный звук [А, О, У, Ы, И]. Далее, кидая ребенку мяч, он называет только гласный, а тот, возвращая мяч, называет слог со звуком [c] (СА, СО, СУ, СЫ).

    Игры, направленные на различение правильно и дефектно произносимого звука.

  • «Недовольный Саша»

 Развивать навык звукового контроля за качеством произнесения звуков в чужой речи, умение определять правильное и искаженное произнесение звуков. (Картинка с изображением недовольного мальчика).

Ребенку предлагается прослушать ряд слогов (слов или фразу). В случае, если он услышит неправильное произношение звуков - поднимает картинку с изображением недовольного Саши.

  • «Будь внимателен»

Учить определять правильность произношения слов. Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно - красный.

  • «Игра с колокольчиком»

Логопед читает стихотворение. Когда ребенок услышит слова со звуком [л`], он звонит в колокольчик:

Падают, падают листья. В нашем саду листопад. Желтые, красные листья. По ветру вьются, летят.;

  • «Незнайка запутался»

Учить подбирать слова схожие по звучанию.

(Картинки: лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка )

Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:

- мак, бак, так, банан;        - сом, ком, индюк, дом;

- лимон, вагон, кот, бутон;        - мак, бак, веник, рак; и т.д.

  • «Поэт»

Учить подбирать нужное по смыслу и звучанию слово. Логопед читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает выбрать для рифмы одно слово из предложенных:

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные...    (перина, подушка, рубашка)                                

Без ключа, ты мне поверь,

Не откроешь эту...(перина, подушка, рубашка)        (тумбочку, дверь, книгу)

От грязнули даже стол        

Поздним вечером...      (сбежал, ушел, ускакал)                              

Две сестрички, две лисички

Отыскали где-то...(спички, щетку, ложку)

Тебе кукла, а мне - мячик.        Говорила мышка мышке:

Ты девочка, а я... (игрушка, медведь, мальчик)

Говорила мышка мышке:

До чего люблю я...(сыр, мясо, книжки)

Серый волк в густом лесу                        

Встретил рыжую...        (лису, белку)                                            

Опустела мостовая,

И уехали ...(автобусы, трамваи, такси)

3

Заключительный этап

(январь)

  • Игра «Исправь меня»

Мы играли в хоккей, поломали все плюшки,

Мама нам испекла очень вкусные клюшки.

Быстро мчался спортсмен, нажимал на медали,

И вручили ему за победу педали.

  • «Подскажи словечко»

Прочитайте ребенку знакомое ему стихотворение с закрепляемым звуком (например: «Уронили мишку на ...», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.

  • «Выдели звук»

Чтение стихотворения с выполнением соответствующих движений. Ребенок должен внимательно прослушать, выполнить движения, повторив стих за логопедом. Затем назвать чаще всего встречаемые звуки. Еще раз прослушать и назвать слова с данными звуками. (Упражнения на координацию речи с движением).

«Душ».

Вот от ножек и до ушек Наклоны в низ руки к ушам.

Моет Женю жаркий душик. Круговые движения руками вокруг себя.

И макушку, и живот Руки на голову. На живот.

Жене душ водой польет. Наклоны в право в лево.

Моет шею, моет уши. Наклоны головы к плечам,

Как же хорошо под душем! 2 приседания.

  • «Произнеси быстро»

Во время ходьбы логопед может читать стихотворения. Для ходьбы с ускорением потешки:

        1. Ели- ели- Елизар

        едет, едет на базар

        А с базара, а с базара

        Не догонишь Елизара

(Осуществляется контроль над произношением автоматизируемого звука в сочетании с движением)


Заключение

Логопедическая ритмика, как показала наша работа, является необходимой для всестороннего развития ребенка, поскольку оказывает огромное влияние на его умственное, физическое и психическое развитие. Кроме того, она может представлять собой одно из средств преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста при формировании у них слухо-речевого внимания.

Анализ существующих на сегодняшний день методик по проведению занятий с использованием логопедической ритмики свидетельствует о том, что методический аспект применения таких методов и приемов в системе устранения ФФНР разработан недостаточно. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения и развития данного направления, так как приемы логоритмики имеют большое значение в развитии ребенка и является одним из ведущих средств преодоления нарушений психологической, двигательной и музыкально-ритмической сфер.

Составленный нами методический комплекс формирования слухо-речевого внимания у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР был разработан с учетом основных принципов и методов логопедической ритмики, однако он не исчерпывает все возможности логоритмического воздействия на ФФНР. Поэтому, мы видим необходимость в продолжении работы по данному направлению с целью создания программы коррекционно-логопедических занятий для детей с ФФНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Дифференциация свистящих и шипящих звуков с элементами нейропсихологического подхода и сенсорной интеграции» для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

В конспекте отражены: программное содержание, оборудование, ход занятия с использованием элементов нейропсихологического подхода и сенсорной интеграции с приложением презентации занятия....

Система использования игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

Описывается система использования игр и упражнений по формированию грамматического строя речи...

Логопедическая коррекция фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

Согласно статистике количество детей с ФФН в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции фонематических нарушений необходимо уделять большое внимание....

Логопедическая ритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

В последние годы детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) становится все больше и им следует оказывать специализированную помощь. У детей наблюдается низкий уровень активного слова...