Развитие мелкой моторики в домашних условиях
консультация

Рыбкина Татьяна Александровна

Сухомлинский был прав: развитие мелкой моторики - ключ к интеллекту! Упражнения с пальчиками (массаж, лепка, крупы, прищепки, спички) стимулируют мозг, улучшают внимание, память, речь. Самообслуживание - тоже тренировка! Кухня - отличная площадка для игр, но под контролем! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей

Еще В.А. Сухомлинский писал, что «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев».

 . В древности существовала легенда, что раньше у человека были глаза на кончиках пальцев. Многие знают о том, что через руки, через кончики пальцев проходят меридианы, то есть те таинственные каналы, по которым течёт энергия, переходя из одного канала в другой. И когда случаются какие-то нарушения естественного хода этой внутренней энергии, то и возникает проблема. 

Пожалуй, каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желания серьезно заняться этим забавным и полезным процессом. А ведь каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент.

Что же такое мелкая моторика? Это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем нервной, мышечной, костной.

  • Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка. Если кисть ребёнка развита хорошо, писать он будет красиво, чётко, легко. Но, к сожалению, в наше время во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Объясняется это просто: еще 20 лет назад не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом, тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.

Мелкая моторика - основа развития психических процессов:

В основе любого действия – видения, слышания, говорения, письма, чтения – лежат так называемые базовые «схемы - движения». Доказано, что и мысль,  и глаз ребенка двигаются с такой же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются эффективным средством повышения работоспособности головного мозга. Мелкая моторика - основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. Чтобы обеспечить наиболее полное познание ребенком предметов, объектов, явлений окружающего мира, необходимо заниматься развитием мелкой моторики ребенка.

 Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте до трех лет нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, "Сорока" «Ладушки»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.

Игры с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговки, бусинки, крупа, спички др.

Несколько идей, как занять ребенка на кухне:

• Массаж рук (орехи, бигуди, шишки)

• Тестопластика

• Рисование на муке

• Бусы из макарон

• Веселые прищепки

• Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками

• Конструирование из спичек

Массаж рук (орехами, бигуди, шишками). Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: «Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех».

Можно усложнить это упражнение и взять два ореха. То же можно проделать и с бигуди, и с шишками.

Тестопластика – это лепка из соленого теста. Из теста можно создавать фигурки животных или цветы, всё что угодно. Но главное – это тренировка мелкой моторики кистей рук при лепке поделок.

Рисунок на муке. Насыпьте на мелкое блюдо или поднос муку. Пусть ребенок рисует пальчиком по муке, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки, буквы.

Бусы из макарон. Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макароны на шнурок.

 «Веселые прищепки»

Упражнения с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Цель упражнения - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к солнцу, ежику и так далее). Необходимо понимать, что это очень сложное для ребенка задание. Не пытайтесь добиться результата сразу. Для начала, возьмите ладошки ребенка в свои руки и выполните упражнение вместе с ним.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.               

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Дети любят играть с мелкими предметами, например, пуговицами: перебирать их – вытаскивая из коробочки и складывая обратно, перетирать их между ладонями, выкладывать из пуговиц различные фигурки.

Конструирование из спичек и палочек.

К четырехлетнему возрасту ребенок в состоянии выложить из счетных палочек или спичек простые геометрические фигуры: квадраты, треугольники. Ребенку предлагается брать палочку двумя пальчиками из кучки, лежащей на столе, так, чтоб не рассыпать все остальные. Возможно, использования образца постройки-изображения на листе бумаги. В ходе таких манипуляций дети могут закреплять знания геометрических фигур, цвета, букв цифр и т. п.

Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

Я хочу познакомить Вас с методами и приемами развития мелкой моторики, которые использую в коррекционно-развивающей работе с детьми и которые можно и нужно проводить дома:

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.  «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Одним из наиболее популярных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук являются речевые игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика создает благоприятный фон, способствует развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм речи, повышает речевую активность детей.

Старайтесь строить игры таким образом, чтобы тренировался как каждый пальчик по отдельности, так и все вместе – это поможет стимулировать кору головного мозга еще эффективнее.

Игры-шнуровки  

Подобные игры развивают мелкую моторику не только за счет того, что ребенку приходится шнуровать, но и за счет тактильных ощущений – в большинстве игр используются различные материалы, с разной фактурой. Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть игра-шнуровка: в противном случае результаты будут немного не те, которых вы ожидаете.

Все родители знают, что одни и те же игрушки ребенку дошкольного возраста очень быстро надоедают. Не станут исключением и игры-шнуровки. Но совершенно не обязательно постоянно их покупать – игру-шнуровку не так уж и сложно сделать самостоятельно. Все, что вам понадобится – это плотный картон, цветная бумага, клей, шнурок или тесьма и…фантазия.

 Песочная терапия.

       Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима - что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.

 Игры с конструктором, мозаикой. Одно из любимых детских занятий- конструирование, т. е. создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов. Конструируя что-то, ребенок развивает ручную ловкость и мелкую моторику. Кроме того, добиваясь определенного результата, он развивает целенаправленность собственных действий. Последнее время актуальны тематические наборы для конструирования. Они включают как детали для конструирования, так и фигуры человечков, животных и т. п. Но нужно учитывать размер деталей: более крупные для малышей, мелкие - для детей по старше.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики в домашних условиях"

В консультации представлены разнообразные игры по развитию мелкой моторики в домашних условиях....

Игры и упражнения для развития мелкой моторики в домашних условиях

Консультация для родителей, которая содержит примерные игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста....

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»...

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики в домашних условиях.

Данный материал будет интересен и полезен педагогам для проведения консультаций и работы с родителями....

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГОСТИНАЯ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и па...

Конспект мастер – класс для родителей «Сенсорное развитие детей и развитие мелкой моторики в домашних условиях»

Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего до...

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей и развитие мелкой моторики в домашних условиях»

Конспект мастер – класс для родителей«Сенсорное развитие детей и развитие мелкой моторики в домашних условиях»Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осущ...