Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста».
консультация (старшая, подготовительная группа)

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности. В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Современные технологии развития речи  детей дошкольного возраста».  

 

        Современные технологии для развития речи детей.

«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики»

     Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.  

 

«Логоритмика»

     Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и музыкальноречевых игр и упражнений на основе единого замысла системы музыкальнодвигательных, осуществляемых в целях логопедической коррекции и стимулирования двигательной активности. Необходимо, особо отметить, значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий вдох отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.  

 

«Сказкотерапия»

     Для развития речи детей дошкольного возраста используется педагогами такая методика, как сказкотерапия. Сказкотерапию рекомендуют проводить один раз в неделю. В младшей и средней группах длительность сказкотерапии 15 – 20 минут. В старшей и подготовительной группе 25 – 30 минут. При проведении сказкотерапии в младших и средних группах используются в основном такие приемы как словесно – режиссерская игра, психогимнастика, словесное комментирование, совместная словесная импровизация – учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев (дети будят Буренку). В старших группах используют такие же методы, но усложняют задания, интересно выполняются детьми такие задания как пантомимические этюды, упражнения на ритмизацию и др.

 

«Игровые технологии»

     Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

 

«Технология интегрированного обучения»

       Интегрированная НОД отличается от традиционной использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов. Интегрирование - соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированной НОД лучше проводить обобщение материала, презентации тем, итоговые мероприятия.  

 

«Технология проектной деятельности»

       Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. В образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.  

 

«Технология исследовательской деятельности»

       Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.  

 

«Моделирование»

      Исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.

 

«Мнемотехника»

Авторы: В.К.Воробъева, Т.А.Ткаченко, В.П.Глухов, Т.В.Большева, Л.Н.Ефименкова и др.  

     Мнемотехника представляет собой систему методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций. Данная система методов способствует развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников. Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста способствует творческому познанию дошкольниками явлений родного языка, широко применяется при обучении детей пересказу произведений художественной литературы, построению самостоятельных связных высказываний, обогащении словарного запас, при заучивании стихов и др.  

 

«Технология проблемного обучения»

       Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие. То есть благодаря технологии проблемного обучения педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором, что актуально в настоящее время и соответствует ФГОС ДО.  

 

ТРИЗ

       Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место.

Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у обучающихся. За эти качества ТРИЗ называют технологией.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.  «Обучение детей составлению творческих рассказов по картине» Авторы: Сидорчук Т.А., Лелюх С.В.

       Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определённую тему. Следует всемерно поддерживать это стремление и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины.  

Технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.  первый тип: «текст реалистического характера»  второй тип: «текст фантастического характера»  

Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня.  Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом.  

 

«Технология обучения детей составлению сравнений»

       Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.  

Модель составления сравнений:  

  • воспитатель называет какой-либо объект;  
  • обозначает его признак;  
  • определяет значение этого признака;  
  • сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.  

 

«Технология обучения детей составлению метафор»

       Как известно, метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.  

Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.  

 

«Азбука общения»

Авторы: Л.М. Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова.  

       Технология нацелена на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений. В данном контексте «Азбука общения» представляет собой сборник специально разработанных игр и упражнений, направленных на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.  

 

«Развитие диалогического общения»

Автор: А.Г.Арушанова  

       Фундаментальными составляющими проблемы развития речи детей дошкольного возраста, по мнению А.Г. Арушановой, являются диалог, творчество, познание, саморазвитие. Технология направлена на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств.  

 

«Технология активизирующего обучения речи как средству общения»

Автор:  О.А.Белобрыкина  

       Технология активизирующего обучения речи нацелена на формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.  

 

«Технология разноуровневого обучения»

       Это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. То есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника. Это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка  принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.  

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:  

-педагогическая диагностика воспитанника;  

 

 

«Синквейн»

Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников.  

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – нерифмованное стихотворение из пяти строк. Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем синквейн стали использовать в дидактических целях. Как эффективный метод он позволяет развивать образную речь.  

Синквейн – игровой прием. Его структура проста и доступна даже маленьким детям. Однако игру в синквейны лучше проводить со старшими дошкольниками. Их мыслительные, коммуникативные, речевые навыки и умения позволят им быстро освоить правила игры и почувствовать себя успешными.  

   Чтобы научить детей составлять синквейн, воспитатель должен рассказать, из чего он состоит. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчете слогов в каждом стихе. В работе с детьми дошкольного возраста следует использовать дидактический синквейн. Он основывается не на фиксированном количестве слогов, а на заданных содержании и синтаксической структуре каждой строки.

 Семь преимуществ синквейна:

  1. Помогает детям понять и запомнить новое содержание. Изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению.  
  2. Развивает коммуникативные и речевые навыки. Отрабатываются знания о частях речи, о предложении;  дети учатся соблюдать интонацию; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов.  
  3. Обогащает словарный запас.
  4. Учит формулировать ключевую фразу (идею).  
  5. Подготавливает к краткому пересказу.
  6. Совершенствует творческие и мыслительные способности.
  7. Учит взаимодействовать со сверстниками, оценивать свои и чужие способности. Совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему- либо.

         

     

           

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии образования детей дошкольного возраста

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технол...

Консультация для воспитателей «Использование современных технологий обучения детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Использование современных технологий обучения детей дошкольного возраста»...

ТЕРРЕНКУР — КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье указывается о проблеме  сохранения здоровья подрастающему поколению, о значении развития физических качеств и сохранения здоровья детей в дошкольном детстве,  раскрывается зн...

Камешки «Марблс», как современное средство развития ребенка дошкольного возраста

Стеклянный шарик Марблс –далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Шарики получили свое название «марблс» (то есть мрамор...

Мастер-класс для педагогов «Современные музыкальные игровые технологии развития детей дошкольного возраста»

Мастер-класс  для педагогов «Современные музыкальные игровые технологии развития детей дошкольного возраста»...

Технология \'\'Говорящая стена\'\' как современный метод развития детей дошкольного возраста

laquo;Говорящая стена» – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную средусоздает условия для игровой, познавательной, творческой ...

Мастер - класс музыкального руководителя для педагогов. «Современные музыкальные игровые технологии развития детей дошкольного возраста».

Мастер - класс музыкального руководителя для педагогов. «Современные музыкальные игровые технологии развития детей дошкольного возраста»....