Семинар-практикум (с презентацией) "Стили семейного воспитания"
консультация

Жирнова Ульяна Константиновна

В большинстве источников литературы выделены несколько основных стилей и типов семейного воспитания. В чистом виде они встречаются редко, чаще всего в разные периоды жизни семьи можно наблюдать признаки всех стилей воспитания. Иногда семья в принципе не может определить, какой тактики придерживаются взрослые по отношению к ребенку. Такое случается, если взрослые в детстве пострадали от родительских воздействий и стараются «сделать все наоборот», но это не удается, поскольку отсутствие опыта приводит их к использованию в воспитании тех же самых средств и методов. Иногда взрослые, выросшие в семье, где живут разные поколения – бабушки, родители, дети, и все придерживаются разных подходов и не стремятся договориться. В последнее время также появляется все больше дополнительных определений и дополнений к воспитательным системам. В целом, можно сказать, что проблемы семейного воспитания изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Стили семейного воспитания130.86 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Педагог-психолог: У.К . Жирнова г. Зеленогорск , 2023 г. Семинар-практикум в рамках родительского собрания

Слайд 2

авторитарный; либеральный (попустительский ); демократический; отчужденный; хаотичный; опекающий. Дополнительные: противоречивое воспитание; авторитарная гиперсоциализация ; воспитание в «культе» болезни; «Симбиоз ». Существует 6 стилей семейного воспитания:

Слайд 3

При авторитарном стиле желание родителя – закон для ребенка . Они требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни ребенка, причем делают это не всегда корректно. Все решения принимают родители, мнение ребенка не считается достойным внимания. Этот стиль воспитания часто приводит к формированию безынициативного, подавленного и пассивно агрессивного человека . Ошибка авторитарных родителей чаще всего состоит в том, что они сами пытаются решить, что сделает ребенка счастливым. При этом они отталкиваются от собственного опыта и пытаются дать ему то, что в свое время могло бы сделать счастливыми их. По сути родители стремятся реализовать в детях свои собственные мечты и амбиции . Авторитарный стиль нужно отличать от жестокого отношения. При авторитарном стиле родитель, хоть и ошибочно, но действует из любви и в интересах ребенка. Жестокость проявляют родители исходя лишь из собственных интересов – «слить» агрессию, «оторваться» на более слабом и зависимом от них человеке. При этом родители чаще не осознают этого . Авторитарный стиль воспитания (он также может носить названия «автократический», «диктаторский», «доминирование»)

Слайд 4

При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Дети из таких семей в период взросления часто попадают под плохое влияние и в дальнейшем могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ни каких ценностей. Либеральные родители по сути пускают процесс воспитания на самотек. Им кажется, что свобода и вседозволенность с малых лет непременно сделает ребенка счастливым и независимым. На деле же это не свобода, а попустительство — у ребенка напрочь отсутствуют психологические и поведенческие границы. В отношениях родителей и детей присутствуют принятие, теплота, проявления любви, всепрощение и бесконечное доверие друг другу. Не хватает только очень важных составляющих: истинной заботы родителей о детях и разумных психологических и поведенческих границ, то есть правил, четко установленных родителями с учетом мнения ребенка для его же безопасности и комфорта. По сути, такие родители отказываются брать на себя ответственность . Выросшим в таких семьях детям, так же, как и их сверстникам, воспитанным в авторитарных семейных системах, часто не удается развить чувство самоуважения, поскольку их тоже не научили управлять собой самостоятельно. Недостаток здоровых правил в семье вызывает у них желание самим установить контроль над родителями и попытаться добиться от них контроля над собой. Либеральный (попустительский) стиль воспитания (этот стиль еще называют «снисходительным», « гипоопекой »)

Слайд 5

Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении своего ребенка и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает детей и они часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое . Авторитетные родители заботливы и внимательны, последовательны, справедливы, искренне интересуются жизнью и развитием своих детей, много и с удовольствием общаются с ними. Дети, воспитанные в этом стиле, растут психологически здоровыми, гармонично развиваясь и без страха входя во взрослую жизнь . Демократический (авторитетный) стиль воспитания (еще его называют «авторитетные родители», «сотрудничество»)

Слайд 6

Родительское отчуждение проявляется в безразличии к судьбе ребенка. Такой стиль свойственен эгоцентричным родителям, зацикленным на себе, либо страдающим от зависимостей (алкогольной, наркотической или зависимости от азартных игр). Такие родители рожают детей, не потому что хотят их иметь, а по иным причинам: биологические часы тикают; под давлением чужого мнения (все рожают, и мне надо); чтобы удержать мужчину/женщину, сохранить семью; в результате незапланированной беременности. В связи с этим ребенок: чувствует себя ненужным, лишним, брошенным на произвол судьбы; отчаянно любит своих родителей и пытается заслужить их внимание и любовь; обрастает комплексами, его самооценка стремится к нулю; старается помочь родителям, нередко берет на себя ответственность за них — фактически меняется с ними ролями. Отчужденный стиль воспитания

Слайд 7

Хаотичным называют стиль воспитания, при котором родители непоследовательны в своих методах. Такой стиль формируется в двух случаях: когда либеральные родители предпринимают попытки заняться воспитанием ребенка, но делают это импульсивно, необдуманно, бросаясь из крайности в крайность; когда у родителей кардинально расходятся взгляды на воспитание детей и они не могут договориться между собой. Залогом здорового развития ребенка являются гармоничные отношения его родителей. Вначале необходимо решить проблемы в паре, тогда воспитание не будет вызывать столько споров. Для хаотического стиля характерно отсутствие единого подхода к воспитанию, при этом причудливо переплетаются самые противоречивые требования и принципы . Для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье необходима выдержка и уверенность, чего недостает родителям, особенно матерям, на которых вся семья не справедливо сваливает ответственность, но при этом не поддерживает, а только критикует и оценивает. Это приводит к неконтролируемым эмоциональным реакциям – ругани, крику, плачу, необоснованным наказаниям, не соответствующим ситуации « сюсюканиям » с ребенком. В результате ребенок становится неуправляемым . Хаотичный стиль воспитания (еще он называется «непоследовательный», «противоречивый »)

Слайд 8

Гиперопека простыми словами — это чрезмерная опека. Главная ошибка родителей с этим стилем воспитания (чаще всего матерей) заключается в том, что они не способны увидеть грань между адекватной заботой и чрезмерной. Гиперопекающие родители часто не отдают себе отчета в том, что для гармоничного развития личности необходима свобода и самостоятельность. Постепенно «отпускать» ребенка также важно, как и кормить здоровой едой, — это основное условие взросления. Последствия гиперопеки : инфантильность; эгоцентризм; трудности в карьере и семье; высокомерие; лень; беспомощность. Чтобы не допустить этих последствий, необходимо снизить градус своей заботы и предоставить ребенку больше личной ответственности. Опекающий стиль воспитания (другие названия этого стиля « гиперопека », « детоцентрированный стиль »)

Слайд 9

Ребенок может вызывать у членов семьи разногласия в использовании воспитательных средств . Так , например, родители, несмотря на то, что любят ребенка, могут быть сторонниками строгого стиля воспитания и поэтому предъявляют к нему завышенные требования. Одновременно, бабушка и дедушка, живущие в семье, могут занимать более «мягкую» позицию и поэтому разрешают ребенку делать все, что ему захочется. При таком воспитании у ребенка не формируется адекватной оценки своих возможностей и качеств, он обучается «лавировать» между взрослыми и часто сталкивает их друг с другом. Такая модель воспитания формирует в личности ребенка дисгармоничные черты: хитрость, избалованность, лживость, эгоизм . Противоречивое воспитание

Слайд 10

К этому типу воспитания чаще тяготеют родители, которые сами имеют высокие амбиции и высокий социальный статус. Они все время завышают возможности ребенка, стремясь с помощью собственных авторитарных усилий развить у него социальные навыки. Родители, использующие такую модель, как правило, навязывают ребенку свои желания и цели. Они не хотят оценить реальный потенциал ребенка, определить его интересы и наклонности. Они действуют авторитарно, во всем проявляя свою власть, а иногда и грубость по отношению к ребенку. В итоге он чувствует свою несостоятельность и постоянный нажим со стороны родителей. Это приводит к развитию у ребенка тревожности и неуверенности в собственных силах . Авторитарная гиперсоциализация

Слайд 11

Многие родители формируют в семье отношение к ребенку как к «больному». При таком типе воспитания у детей формируется мнительность, страх перед любым недугом, например, простудой. Ребенок относится к себе как к «больному», в связи с чем у него формируется представление о себе как о слабом, неспособном к большим достижениям человеке. Его внутренняя позиция всегда ближе к отказу от решения проблемы, чем к ее преодолению . Воспитание в «культе» болезни

Слайд 12

Тип воспитания «симбиоз» развивает у родителей полное «растворение» в проблемах ребенка. Чаще эта модель встречается у матерей больных детей, воспитывающих их в неполных семьях. Такие матери создают для своих детей внутри семьи особую атмосферу абсолютного поклонения ребенку. Они практически полностью забывают о собственных проблемах, профессиональной карьере и личностном росте. Такая материнская любовь искажает возможности личностного развития ребенка. В результате такого воспитания у ребенка формируется эгоистическая личность, не способная к проявлению любви к матери и другим близким . «Симбиоз »

Слайд 14

Кейс 1 . Мише 7 лет. Имеет инвалидность в связи с нарушением опорно-двигательного аппарата. Проживает с матерью, отцом и сестрой в благоустроенной 2-х комнатной квартире. Имеет свою комнату. В комнате есть все необходимое для жизни и развития ребенка. С первого класса воспитанием и решением всех вопросов по уходу, образованию и лечению ребенка занимаются оба родителя. Родители принимают активное участие в воспитании ребенка, но предметом основной заботы родителей по отношению к ребенку является здоровье. В семье имеется большая детская библиотека. Родители уделяют большое внимание культурному воспитанию ребенка — посещают театры, кафе, турбазы, участвуют в спортивных мероприятия для детей-инвалидов. Катя, младшая сестра Миши – непременный участник всех походов и семейных событий Атмосфера в семье доброжелательная. В силу своих физических возможностей ребенок огражден от всех семейных дел. Систематически осуществляется контроль родителей за поведением и деятельностью ребенка. Родители положительно относятся к детскому саду, активно участвуют в жизни ДОУ и группы. Ребенок ухожен, чисто одет; все необходимое для учебы приобретено. Задание. 1. Дайте характеристику типа семейных отношений в семье. 2 . Каков стиль воспитания в семье? 3 . В чем вы видите сложности такого семейного воспитания? 4 . Есть ли риски в семейном воспитании? Каких педагогических ошибок надо при этом остерегаться ?

Слайд 15

Кейс 2 . Ребята играют во дворе. Среди них Вова – мальчик 10 лет, у него врожденный порок сердца, мама всегда за него очень переживает. Со второго этажа, из окна раздается женский голос: - Вовочка, иди обедать! Молчание. Снова тот же голос: - Вовочка! Мы тебя ждем! Никто не отзывается. В голосе женщины звучит отчаяние: - Суп остынет, Вовочка. Иди домой. От стайки ребят отделяется веснушчатый подросток и, глядя наверх, кричит: - Не буду! Не хочу! Отстань! - Но, Вовик , ты же сегодня плохо завтракал! Я тебя жду. Иди домой, пожалуйста, Вовочка! Опять молчание. Вовочка думает и принимает решение: - Давай суп сюда! Здесь буду есть! - Ну, как же так, Вовочка... Это же неудобно. Зачем же... Ну, хорошо, я сейчас вынесу тарелку. Женщина сдается. Задание. 1.Каков стиль воспитания у мамы? 2.В чем вы видите сложности и риски такой ситуации?

Слайд 16

Кейс 3. Катя очень нервничает и боится идти домой, так как получила по геометрии «4». Ее подруга не понимает, ведь «4» - это хорошая оценка. - Тебя дома побью за «4»? - Нет. Меня вообще никогда не бьют. - Тебе что-то обещали, если получишь «5»? - Нет. - Тогда чего ты боишься? - Я должна получать только пятерки. Хорошие девочки учатся только на отлично. Мама будет мною очень не довольна. Она говорит, что я должна быть лучшей и закончить учебный год с одними пятерками. Задание. 1. О каких особенностях поведения мамы и о каком характере отношений с ребенком говорит эта ситуация? 2. Какой стиль воспитания просматривается в данной ситуации?

Слайд 17

Кейс 4 . Эдик рос болезненным ребенком. Мама всегда стремилась оберегать сына от сложных ситуаций и трудностей. Когда он пошел в школу, мама считала необходимым по любому поводу обращаться то к директору, то к учителям, то к родителям его одноклассников, хотя следовало разбираться только с сыном. В результате к пятнадцати годам Эдик был совершенно не приспособлен к реальной жизни, не умел разобраться в простой ситуации, постоять за себя, не понимая, что в его возрасте неприлично обращаться к маме за защитой по любому пустяку. Как правило, причины всех его конфликтов сводились к следующему: «меня толкнули», «меня обозвали», «меня не позвали» и т. д. В гости приехали бабушка с дедушкой, которые жили за границей и поэтому почти восемь лет не видели внука. Дед – отставной военный, в течение нескольких недель наблюдал за поведением Эдика и невестки. После очередного инцидента дедушка решил побеседовать с внуком наедине: – Я хочу поговорить с тобой не только об этом инциденте, а о твоей жизни в целом. Тебе уже пятнадцать лет, и ты должен понимать, в каком случае следует звать маму на помощь, в каком случае следует обратиться к ней за советом, а в каком – вообще не стоит посвящать маму в свои дела. Вот, смотри, как ты эгоистичен: маму разволновал до слез, а в общем-то, можно было разобраться и без нее. И еще. Ты понимаешь, что мама не всегда будет рядом, и ты должен уметь сам себя защитить, сам отстоять свои интересы, сам проанализировать происшедшее и будущее. Ну вот сегодня, если ты считал, что прав, то почему сам не обратился к учителю с просьбой объяснить, за что тебе снизили оценку? А ты выставил вперед маму, нажаловался маме на учительницу. Ведь ты уже достаточно взрослый человек, чтобы любую свою просьбу, претензию, вопрос высказать самому .

Слайд 18

Тебе придется в жизни решать очень сложные задачи: уметь рассудить других людей, уметь самому защитить свою честь, честь своей семьи, уметь встать на пути хулигана, отстоять честь своей девушки, уметь защищать Родину. И учиться всему этому нужно сейчас. Вот неделю назад я слышал твой с мамой разговор про конфликт с одноклассником. Ты говорил, что твой товарищ не прав. Но как ты отреагировал на это: стал плеваться, царапаться, побежал за мамой… Это мама уже должна в тебе видеть защиту, своего помощника. А ты ведешь себя как младенец! Давай договоримся, что если вдруг что-нибудь случится, то ты маму не беспокоишь, а придешь посоветоваться со мной, мы вместе сначала подумаем, как лучше поступить. И еще одно условие, ты юноша и давай воспитывай волю – все делать и решать самому. Воспитывай характер! Ведь ты внук боевого офицера! Если будет трудно, я тебе всегда помогу. Договорились? Ну, пойдем ужинать, мама с бабушкой нас заждались. Задание. 1. О каких особенностях поведения мамы и о каком характере отношений с ребенком говорит эта ситуация? 2. Каков стиль воспитания у мамы и у дедушки? 3. В чем вы видите сложности семейного воспитания ?

Слайд 19

Кейс 5. Обращение на сайте организации: «Мой сын имеет нарушения зрения, ему 11 лет. С первых дней обучения в школе я после работы вместе с ним делаю уроки. Когда он один дома, то смотрит телевизор, слушает музыку или играет в игры на мобильном телефоне. На мой вопрос, по каким предметам надо готовить домашнее задание, не всегда может ответить. Я прошу учительницу писать мне об этом в дневнике. Прихожу домой иногда поздно, перед самым сном ребёнка. Но без меня папа не умеет с ним заниматься. Открываю дверь, а они ругаются: Слава плачет, муж кричит. Мужа бесит пассивность Славы. Нам помогает бабушка (мама моя). Она обычно сама пишет сочинения, упражнения и примеры, а Славе нужно своим почерком всё это перенести в тетрадь. Вот и получается, что надо сидеть с ним рядом и ждать. Отойдешь по делам – начинает вместо уроков отвлекаться на посторонние занятия» Задание. 1. О каких особенностях поведения мамы и о каком характере отношений с ребенком говорит эта ситуация? 2. Какой стиль воспитания просматривается в данной ситуации ?

Слайд 20

Кейс 6 . Запрос поступил от матери Димы 15 лет, в начальной школе сын обучался по адаптированной программе (то есть ребёнок с ОВЗ). В последующем стал обучаться по основной программе, с программой справлялся удовлетворительно. В ходе беседы выяснилось, что мать крайне обеспокоена возможными трудностями у сына при сдаче экзаменов за 9-й класс. Она заранее настроена на неудачу, объясняя это ленью ребенка, его пренебрежительным отношением к экзамену и учебе в целом. Кроме того, мать акцентировала внимание на трудностях взаимодействия с сыном: он отказывается выполнять ее требования, часто проводит время у бабушки, начинает что-либо делать только после скандала. Домашние задания выполняет из-под палки, спустя рукава, может пойти в школу с невыученными уроками. По словам матери, из-за нежелания, а зачастую по причине неспособности самого ребенка ей приходится контролировать все сферы его жизни: учебу, выбор профессии, взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Задание. 1.Каков стиль воспитания у мамы? 2.В чем вы видите сложности и риски такого семейного воспитания ?

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Формы и методы нравственно- патриотического воспитания дошкольников"

Систематизация знаний педагогов по организации нравственно-патриотического воспитания детей-дошкольников...

Программа семинара - практикума Организация и методическое сопровождение семейной группы дошкольного образовательной организации

Семинар - практикум содердит нормативную базу по открытию семейной группы, методические рекомендации, опыт открытия семейной группы Алекссевых...

Программа семинара - практикума Организация и методическое сопровождение семейной группы дошкольного образовательной организации

Семинар - практикум содердит нормативную базу по открытию семейной группы, методические рекомендации, опыт открытия семейной группы Алекссевых...

Семинар-практикум для родителей по теме: «Семейные традиции, как способ гармонизации детско-родительских отношений в семье»

Семинар-практикум для родителей по теме: «Семейные традиции, как способ гармонизации детско-родительских отношений в семье»...

Методическая разработка. Семинар-практикум для воспитателей Чтение в семейном кругу как источник формирования интереса к художественной литературе.

  Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитани...

Семинар -практикум "Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию у дошкольников уважения к традиционным семейным традициям"

Семья – уникальный  первичный социум, дающий ребёнку ощущение психологической защищённости, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного, безоценочного принятия. В этом н...