Тематический маршрут выходного дня . "Блокадный Ленинград: история в деталях"
статья
Тематический маршрут по Санкт-Петербургу (Ленинграду), посвящённый 80-летию Победы в Великой Отечественной войне "Блокадный Ленинград: история в деталях"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 185.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический маршрут выходного дня . "Блокадный Ленинград: история в деталях"
В настоящее время современным родителям, после тяжёлой рабочей недели всё меньше остаётся времени в выходные дни для своих детей. Родители забывают о пользе свежего воздуха и двигательной активности для организма ребёнка, отдавая предпочтение играм в гаджетах.
Кроме этого, из опыта работы видно, что современным родителям не интересны такие наглядно-информационные формы взаимодействия как, папки-передвижки, стендовая информация, они их просто не читают. Так как большую часть своего времени они проводят в интернете. Именно там они находят нужную информацию и ответы на вопросы по воспитанию своего ребенка.
Размышляя над этим вопросом мы пришли к выводу, что стоит задуматься о наиболее эффективных и современных формах взаимодействия детского сада и семьи, которые будут интересны и познавательны современным родителям. И такой формой оказался «Маршрут выходного дня». На наш взгляд – это очень интересная, эффективная и продуктивная форма взаимодействия, так как позволяет показать родителям, как можно организовать культурно-познавательный досуг ребенка в выходной день.
Нами был разработан тематический маршрут по Санкт-Петербургу (Ленинграду), посвящённый 80-летию Победы в Великой Отечественной войне "Блокадный Ленинград: история в деталях"
Блокадный маршрут": Почему это важно для детей?
Это не просто прогулка — путешествие во времени, где дети:
1. Поймут цену жизни
- Увидят, как их сверстники выживали без еды, тепла и света.
- Узнают, почему 125 граммов хлеба были сокровищем.
2. Почувствуют связь с историей
- Прикоснутся к настоящим блокадным артефактам (трамвай, колодец, осколки на стенах).
- Услышат голоса войны (метроном, стихи Берггольц).
3. Научатся сопереживать
- Через игры ("очередь за водой", "блокадный паёк") осознают, что такое лишения.
- Напишут письма детям 1941 года — это диалог поколений.
4. Увидят силу духа
- Ленинград выстоял не только благодаря оружию, но и музыке (7-я симфония)
Время маршрута 1 час.40 мин.
Маршрут сделан в формате буклета и в электронном виде для публикации на странице группы детского сада ВКонтакте
- Обоснование выбора маршрута.
Маршрут разработан для:
- Сохранения исторической памяти, о подвиге ленинградцев в доступной для детей форме .
- Практического знакомства с историей через подлинные объекты .
- Формирования эмоциональной связи между поколениями .
Ключевые принципы:
Достоверность (все объекты имеют документальное подтверждение)
Интерактивность (игровые элементы для детей)
Безопасность (пеший маршрут в центральных районах города) - Описание объектов:
1. Монумент героическим защитникам Ленинграда
- Историческое значение: Архитектурный символ памяти
- Образовательный аспект: Изучение хронологии блокады
Историческая справка:
- Комплекс (1975 г.):
48-метровый обелиск (по числу месяцев блокады)
Разорванное кольцо (прорыв 18.01.1943)
Скульптурная группа "Блокада" (фигуры высотой 8 м)
- Подземный зал:
Мозаика "900 дней" (1,5 млн смальтовых кусочков)
Дневник Тани Савичевой (оригинальные страницы)
Блокадный хлеб (рецепт: 50% жмыха, 10% целлюлозы)
2.Памятник блокадному трамваю.
- Историческое значение: Пример мобилизации городского хозяйства
- Образовательный аспект: Знакомство с бытовыми условиями блокады
- Интерактив: Игра "Транспортная логистика"
Вагон памяти" — Измерьте длину трамвая шагами (15,5 м = 31 детский шаг).
- "Груз для фронта" — Перечислите, что могли везти (снаряды, хлеб, медикаменты).
Историческая справка:
- Вагон серии "МС" (1930-е гг.): В блокаду использовался для:
Перевозки людей (до декабря 1941 г.)
Эвакуации раненых (вагоны-госпитали)
Транспортировки грузов (зимой 1942 г. рельсы стали "дорогой жизни" внутри города)
- Подстанция № 11 (рядом): Давала энергию для трамваев. В апреле 1942 г. запуск трамвая стал символом надежды.
3.Дом радио.
- Историческое значение: Символ жизни Ленинграда.
Во время блокады Ленинграда (1941–1944) Дом Радио стал «голосом города». Отсюда транслировались:
Сводки Совинформбюро — новости с фронта (их читал Юрий Левитан).
Стихи Ольги Берггольц — поэтессы, которую называли «блокадной музой».
Симфония №7 («Ленинградская») Шостаковича — её играли в осаждённом городе 9 августа 1942 года.
4. Блокадный репродуктор
- Историческое значение: Символ информационной связи с городом
- Историческая справка:
- Установлен на месте, где в 1941–1944 гг. висели настоящие громкоговорители. Отсюда транслировались:
Сводки Совинформбюро (голос Левитана)
Стихи Ольги Берггольц ("Ленинградская Мадонна")
Звук метронома — "пульс блокадного города"
- Архитектура: Бронзовая реплика репродуктора 1940-х на фоне сохранившейся блокадной стены (обратите внимание на следы от осколков).
Игры:
- "Радиоэфир" — Предложите детям прочитать сводку (заранее подготовьте текст) у микрофона.
- "Следы войны" — Найдите 3 повреждения на стене дома (пулевые отметины, табличка "Опасная сторона").
Интерактив: Прослушивание архивных записей метронома .
3. Методические рекомендации родителям:
До посещения:
1. Поговорить с ребенком "Что ты знаешь о блокаде?"
Во время посещения:
2. Использовать принцип "от предмета к образу" (например, от кусочка хлеба - к пониманию норм питания)
После посещения:
3. Организовать рефлексию в домашней обстановке :
- Рисунок "Самый запомнившийся момент"
- Написание письма в прошлое
Шаблон текста:
«Дорогой блокадный друг! Сегодня я увидел(а) _______. Мне было грустно, когда _______. Но я восхищаюсь тем, что вы _______. Спасибо за _______»,
- Вариант: Сложите письмо треугольником (как на фронте).
4. Блокадный маршрут: Почему это важно для детей?
Это не просто прогулка — путешествие во времени, где дети:
1. Поймут цену жизни.
- Увидят, как их сверстники выживали без еды, тепла и света.
- Узнают, почему 125 граммов хлеба были сокровищем.
2. Почувствуют связь с историей.
- Прикоснутся к настоящим блокадным артефактам (трамвай, осколки на стенах).
- Услышат голоса войны (метроном, стихи Берггольц).
3. Научатся сопереживать.
- Напишут письма детям 1941 года — это диалог поколений.
4. Увидят силу духа.
- Ленинград выстоял не только благодаря оружию, но и музыке (7-я симфония), науке (учёные спасли семена для будущего), дружбе.
Подвиг — это не только сражения. Это каждый день блокадницы, делившейся хлебом, каждый рейс водителя по Ладоге, каждое слово поэтессы, давшей надежду.
После такой прогулки дети запомнят что они — часть этой истории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический интегрированный музыкальный досуг на тему "Блокадный Ленинград" в подготовительной группе.
Музыкальный руководитель Долгова Алла Николаевна. ГБДОУ детский сад №69 Приморский район город Санкт-Петербург.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Р...

Сценарий концерта посвященного 72 годовщине полного снятия блокады Ленинграда «Истории блокадные страницы»
Ведущий 1: Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жи...

Конспект тематической беседы "Блокадный Ленинград"
Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ....

тематическое занятие "СИМФОНИЯ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА"
музыкально-тематическое занятие «СИМФОНИЯ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА» для дошкольниковЦель:Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.Задачи:Познакомить во...

Презентация для тематического занятия для детей дошкольного возраста «Освобождение блокадного Ленинграда»
Расширить представления детей о героическом подвиге жителей Ленинграда. Познакомить детей с жизнью людей в это время....

Тематическое занятие "Дети блокадного Ленинграда. Помним!"
Данная методическая разработка представляет собой, сценарий тематического занятия «Дети блокадного Ленинграда. Помним!», из цикла занятий, посвященных ознакомлению дошкольников с историей ...

Тематическое занятие "Дети блокадного Ленинграда"
Конспект занятия включает в себя беседу с детьми о блокадном Ленинграде....




