Тематическое занятие "Дети блокадного Ленинграда"
материал (старшая группа)

Юлия Леонидовна Гнатюк

Конспект занятия включает в себя беседу с детьми о блокадном Ленинграде. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_zanyatie_deti_blokadnogo_leningrada.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект занятия «Дети блокадного Ленинграда»

(старше- подготовительная группа)

Цель:

Обогащение знаний дошкольников о бессмертном подвиге нашего народа во время блокады Ленинграда.

Задачи:

- Формировать патриотические чувства подрастающего поколения;

- Воспитать у детей уважительное отношение к истории своей Родины;

- Укрепить связь между поколениями.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы:

1. «Лист фикуса». Автор блокадница В.Н.Семенцова.

«Вот как это было». Автор Юрий Герман.

«Кукла». Автор Г.Черкашин.

«900 дней мужества». В.Воскобойников.

2. Разучивание стихов детей с родителями о блокаде Ленинграда.

3. Творческие работы воспитанников, на основе услышанных произведений о войне.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, музыкальные колонки, предметы экспозиции мини-музея: макет «Блокадный Ленинград», фото предметов военных лет, макеты памятника «Цветок жизни», «Салют», инсталляция «Письма с фронта».

Ход занятия:

Звучит музыка Д. Д. Шостаковича  «Седьмая симфония» (Ленинградская)

Дети заходят в группу. Садятся на стулья.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить об истории нашей страны.

Много бед выпало на долю нашей Родины. Одно из таких тяжелых испытаний- это Великая Отечественная Война 1941- 1945 года. Много горя  принесли захватчики нашему народу, но наш народ выстоял и победил врагов.

О мужестве и стойкости одного из городов нашей страны сегодня мы поговорим.

Вы все знаете такой город, Санкт- Петербург. (слайд № 2)

Это красивый, город? (ответы детей)

А до войны город выглядел вот так. (слайд № 3)

В Санкт-Петербурге (Ленинград) много мостов, каналов, старинных домов. Но самая большая ценность для города, это люди. Если есть люди, значит город живет.

 Когда началась война, смертельная угроза нависла над городом. Фашисты окружили город. Они решили уничтожить Ленинград и его жителей. (слайд № 4) Враги взяли в кольцо город. Так началась блокада Ленинграда.

Ребята, вспомните, что такое блокада? (ответы детей)

Воспитатель: Да, правильно, блокада -это кольцо вокруг города. Ребята, станьте в круг, очень близко друг к другу. Возьмитесь за руки. Видите, какое плотное кольцо. Нельзя выйти или зайти в круг.

Фашисты окружили город плотным кольцом и не давали уехать никому из него. В город перестало поступать продовольствие. Наступила зима. Настали тяжелые блокадные дни. Их было 900. Это почти 2,5 года.

Ребята, что произошло с транспортом в городе?

А свет и вода были? (ответы детей)

Воспитатель: В блокадном Ленинграде остановились трамваи, автобусы и троллейбусы. Не работало отопление, во многих домах не было света и воды.

В городе оставалось много детей и только одна дорога, по которой можно было вывести больных, детей, раненых и привести муку и крупу, эта дорога проходила через озеро Ладога. (слайд №5) 

Ладога стала спасением, стала «Дорогой жизни» 

А почему она так называлась? (ответы детей)

Воспитатель: По этой дороге грузовики по льду перевозили муку, оружие, лекарства.

К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде и это было очень опасно.

Как вы думаете почему? (ответы детей)

Воспитатель: Продуктов почти не осталось. Кусочек блокадного хлеба был очень маленьким. Многие мамы отдавали свой последнюю еду своим детям. (слайд № 6)

Ребята, подойдите все в наш музей. Мы с вами сейчас отрежем кусочек хлеба. Взвесим его, что бы было 125 грамм.

Вот такой была норма хлеба на день для жителя блокадного Ленинграда.

Как вы думаете, это много или мало? (ответы детей)

Воспитатель: До сих пор в Санкт-Петербурге, сохранилось особое отношение к хлебу. Вам понятно почему? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, потому, что даже такой маленький кусочек хлеба спас много жизней. Давайте, и мы будем всегда уважительно относиться к хлебу.

Кроме хлеба больше ничего не было, только вода. А за водой приходилось в лютые морозы идти к реке, набирать воду в ведра и на санках везти домой. В нашем музее есть макет, который показывает, как девочка везет воду с Невы домой. (показ макета)

(дети садятся на свои места)

Воспитатель: Во время блокады дома не отапливались, не было угля, дров. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться. (слайд № 7) 

Но даже в самые лютые морозы, жители города не тронули ни одного дерева. Они сохранили сады и парки.

Но дети остаются детьми, а у детей блокадного Ленинграда было свое особенное детство, непохожее на других. Невзирая на бомбежки и постоянные обстрелы, дети продолжали учиться. Даже в бомбоубежищах. (слайд № 8)

Детей учили не только грамоте, но и тому, как пережить голод и страх.

Учителя преподавали только самые важные предметы. Взрослые стремились сделать занятие интересным, чтобы хоть ненадолго ребенок забыл о том, что происходит на улице.

Также взрослые не забывали о праздниках. Новый Год- праздник, который ждал каждый ребенок, даже в те суровые дни. Для детей были организованы праздничные елки с подарками и сытным обедом. Для изможденных ленинградских мальчишек и девчонок это был незабываемый праздник. (слайд №9)

Ленинград продолжал жить и работать. Кто же работал в блокадном городе? (ответы детей)

Воспитатель: На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу.

Ребята, пройдите в наш музей и посмотрите на фотографии.

Чем еще дети помогали взрослым? (ответы детей)

Воспитатель: Дети тушили зажигательные бомбы, сброшенные с фашистских самолётов. Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Помогали раненным в госпиталях, устраивали концерты, пели песни читали стихи, танцевали. Мальчики и девочки, которые могли писать, помогали раненым писать письма домой. Вот, посмотрите у нас в музее есть макет «Письма с фронта». Вот такие письма были в то время. (показ макета)

Воспитатель: В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. И вот пришел этот час. 27 января 1944 года наши войска разгромили фашистов под ЛенинградомГород был освобождён от блокады.

В честь победы в городе был праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют. У нас в музее есть макет «Салют». Давайте посмотрим, на него. (включается салют)

900 дней и ночей боролись жители Ленинграда за выживание и город выстоял, и победил.

Мы должны знать и помнить подвиг защитников Ленинграда. В память о павших в те дни, на Пискарёвском кладбище, у братских могил горит вечный огонь. А детям воздвигнут памятник «Цветок жизни». (показ макета)

Посмотрите на макет этого памятника. Что вы можете сказать о нем, что он вам напоминает? (ответы детей)

 (дети садятся на стулья)

Воспитатель: Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась.

Все жители блокадного Ленинграда стали защитниками города, чтобы не отдать его врагу, ведь фашисты хотели стереть Ленинград с лица земли – взорвать и сжечь весь город, уничтожить всех жителей. Но жители города победили врага и оставили нам, своим предкам, прекрасное наследие- этот прекрасный город! (слайд № 2)

Воспитатель: Ребята, в память о ленинградцах, которые защитили наш город прошу надеть эти ленточки, символизирующие подвиг, мужество и патриотизм! Оливковый цвет символизирует победу, а зеленый - цвет жизни. (Вручение воспитанникам лент, символизирующих Снятие Блокады Ленинграда)

Воспитатель: Ребята. В память о тех, кто защищал Ленинград. О тех, кто победил в жестокой войне, минута молчания. (звук метронома)

Прошу садиться

Рефлексия: Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили.

О каком городе мы с вами сегодня вспоминали?

Что произошло с Ленинградом во время войны?

 Как помогали дети взрослым во время блокады?

 Как потомки увековечили память о погибших в блокаду?

В память о ком была минута молчания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический интегрированный музыкальный досуг на тему "Блокадный Ленинград" в подготовительной группе.

Музыкальный руководитель Долгова Алла Николаевна. ГБДОУ детский сад №69 Приморский район город Санкт-Петербург.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Р...

Конспект тематической беседы "Блокадный Ленинград"

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ....

тематическое занятие "СИМФОНИЯ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА"

музыкально-тематическое занятие  «СИМФОНИЯ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА» для дошкольниковЦель:Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.Задачи:Познакомить во...

Презентация для тематического занятия для детей дошкольного возраста «Освобождение блокадного Ленинграда»

Расширить представления детей о героическом подвиге жителей Ленинграда. Познакомить детей с жизнью людей в это время....

Тематическая беседа для детей подготовительной группы «Дети блокадного Ленинграда

данный материал поможет педагогам в доступной форме рассказать детям о блокаде Ленинграда...

Конспект тематического занятия на тему: «Памятники Блокадного Ленинграда» по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы.

Конспект тематического занятияна тему: «Памятники Блокадного Ленинграда»по образовательной области «Познавательное развитие»с детьми подготовительной группы.Цель: Расширение зн...

Тематическая беседа "Блокадный Ленинград"

Тематическая беседа "Блокадный Ленинград"...