Тематическое занятие "Дети блокадного Ленинграда. Помним!"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Самойло Лилия Николаевна

Данная методическая разработка представляет собой, сценарий тематического занятия «Дети блокадного Ленинграда. Помним!», из цикла занятий, посвященных ознакомлению дошкольников с историей Великой Отечественной войны. В цикл также входят тематические занятия: «Наше отечество», «Дороги войны», «Дети военных лет», «Бронзовый солдат», «Песни фронтовые», «Славный день Победы». Содержание разработки обеспечивает возможность получения ответов на вопросы: что такое мужество, героизм, отвага народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне. На мероприятие приглашена Тимофеева Людмила Павловна, живой свидетель тех страшных событий, блокады Ленинграда.

Особенность организации данного мероприятия в том, что оно основано на воспоминаниях реального свидетеля, пережившего страшные события блокады Ленинграда, результатах совместной исследовательской работы детей и родителей: поиск и отбор необходимой информации. Участники: воспитанники старшей группы ДОУ и приглашенные дети подготовительных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_zanyatie.docx271.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое занятие

для детей старшего дошкольного возраста

ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА. ПОМНИМ!

Самойло Лилия Николаевна

педагог-психолог

МАДОУ д/с № 100

Краткая аннотация

Данная методическая разработка представляет собой, сценарий тематического занятия «Дети блокадного Ленинграда. Помним!», из цикла занятий, посвященных ознакомлению дошкольников с историей Великой Отечественной войны. В цикл также входят тематические занятия: «Наше отечество», «Дороги войны», «Дети военных лет», «Бронзовый солдат», «Песни фронтовые», «Славный день Победы». Содержание разработки обеспечивает возможность получения ответов на вопросы: что такое мужество, героизм, отвага народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне. На мероприятие приглашена Тимофеева Людмила Павловна, живой свидетель тех страшных событий, блокады Ленинграда.

Особенность организации данного мероприятия в том, что оно основано на воспоминаниях реального свидетеля, пережившего страшные события блокады Ленинграда, результатах совместной исследовательской работы детей и родителей: поиск и отбор необходимой информации. Участники: воспитанники старшей группы ДОУ и приглашенные дети подготовительных групп.

Результатом данного мероприятия стал фильм «История блокадного Ленинграда. Воспоминания Тимофеевой Людмилы Павловны» https://disk.yandex.ru/i/_NRXwuJWJKQXng 

Фильм  можно увидеть на странице МАДОУ д/с № 100 в контакте https://vk.com/video-200705492_456239158?list=525f84c9f74344bc17 Более 750 просмотров.

Статью о проведенном мероприятии можно прочесть на Новосибирском информационно-образовательном сайте НИОС http://www.nios.ru/?ref=w3use.com и в электронной газете «Интерактивное образование» http://www.io.nios.ru/articles2/128/40/deti-blokadnogo-leningrada-pomnim 

Разработка будет полезна работникам дошкольных образовательных учреждений: старшим воспитателям, методистам, воспитателям.

Актуальность

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. «Память истории», сочетающаяся с чувством гордости за историю, - основа достоинства нации и ее способности к будущетворению. Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становятся их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.

Без памяти о Великой Отечествен войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, ни гуманитаризация российского образования, потому что Великая Отечественная война – это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, - подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Что и отмечено в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: «формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России; развитие у подрастающего поколения уважения к историческим символам и памятникам Отечества …». Познавательное развитие по ФГОС ДО предполагает формирование представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…А значит в доступных для детского возраста границах, подчеркивать важность знакомства дошкольников с тем, что война – это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину; переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.

Знание истории свой страны – один их основных этапов становления личности ребенка. Зрительное восприятие и участие живого свидетеля тех страшных событий усилит понимание героического подвига страны. Поможет осознать недопустимость военных действий.

Ровно 80 лет назад, 27 января 1944 года, город Ленинград был полностью освобожден от фашисткой блокады. 872 дня и ночи, советский город непрерывно терзали бомбардировками и артиллерийскими обстрелами, морили голодом и проверяли на прочность непрекращающимися атаками. Но Ленинград выстоял. Остался непокоренным, непобежденным. Говоря, Ленинград, мы имеем в виду не дома и улицы, а его жителей.

Сколько бы ни прошло времени, значение подвига нашего народа, наших земляков в этой войне никогда не уменьшится, и слава героев тех времен тоже не померкнет.80 лет прошло со дня освобождения Ленинграда от блокады. Уходят участники этих событий. Все меньше остается ветеранов, которые могут передать свои воспоминания и яркие впечатления. И наша задача, как педагогов, стараться сохранить память о тех героических днях и людях.

Сегодня, в этот памятный день, мы преклоняем колени перед каждым жителем Ленинграда. Перед теми, кто пережил эту страшную блокаду, и перед теми, кто пережить ее не смог. Перед женщинами, детьми, мужчинами и стариками, перед павшими на передовой. Мы преклоняем колени перед всеми, кому довелось пережить ужасы той страшной, бесчеловечной, войны. Мы помним о Вашем подвиге. Помним, и не позволим забыть ни своим детям, ни своим внукам. А пока мы помним, мы сделаем все, чтобы не допустить подобного впредь! Вечная слава, всем тем, кто прожил эти 872 кошмарных дня, всем тем, кто защищал Сталинград, кто брал Берлин и освобождал Киев! Вечная слава каждому солдату той ужасной войны! Вечная слава тем, кто, недоедая и недосыпая, ковал победу в тылу! Вечная слава народу победителю, народу освободителю!

Цель тематического занятия: Воспитание чувства гордости за свою Родину, благодарной памяти к ветеранам.

 Задачи:

- продолжать знакомить детей с историей Великой Отечественной войны;

- познакомить воспитанников с понятием блокада;

- дать представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады;

- пробудить чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны;

- воспитывать уважение к подвигу героев на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов.

Образовательная область: познавательное развитие.

Целевая группа: старший дошкольный возраст.

Форма проведения: тематическое занятие с приглашенным ветераном, жителем блокадного Ленинграда, Тимофеевой Людмилой Павловной.

Место проведения: музыкальный зал.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, фильм «Детям о детях блокадного Ленинграда» https://youtu.be/S5Z2TjKSFAw,  звезда из картона, имитация живого огня.

Музыкальное сопровождение: отрывок из «Седьмой симфонии» Д.Д. Шостаковича; звук «метронома», песня «Аист на крыше» (муз. Д. Тухманова, сл. А. Поперечного).

Ведущие: педагог-психолог Самойло Л.Н., воспитатели Васильева Н.Ю., Чуркина Л.А.

Оформление: выставка «80 лет снятия блокады Ленинграда» в холле с плакатами, иллюстрациями, фотографиями.

        

Ход тематического занятия

Занятие начинается под фонограмму «Седьмой симфонии» Д.Д. Шостаковича. Дети занимаю свои места.

Ведущий: Ребята, мы с вами уже знаем, что 27 января – День воинской славы России. По всей России проходит акция «Блокадный хлеб», в честь памяти и гордости за мужество мирного населения блокадного Ленинграда.

Ведущий: Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

Дети: 900 дней.

Ведущий: Правильно, более 2 лет, три холодных зимы, длилась беспримерная героическая борьба жителей города на Неве с врагом и голодом. Ничто не смогло сломить их воли и мужества.

Ведущий: Сегодня мы собрались, чтобы отметить невероятно важное и значимое событие не только для одного города, но и для всей страны. Сколько лет прошло со дня полного снятия блокады с Ленинграда?

Дети: 80 лет.

Ведущий: Да, оборона Ленинграда – одна из самых героических страниц отечественной истории и одновременно самая трагическая. И наша встреча посвящена всем ленинградцам, пережившим эти страшные дни, отстоявшим свой родной и любимый город, и тем, кто не дожил до этого долгожданного светлого дня.

Ведущий: Тема нашего мероприятия «Дети блокадного Ленинграда». К нам в гости пришла Тимофеева Людмила Павловна, это моя мама, она родилась в Ленинграде и пережила блокаду. Своими воспоминаниями она сегодня с вами поделится чуть позже, а пока посмотрим фильм.

Смотрим фильм «Детям о детях блокадного Ленинграда» (дети сидят на стульях).

Обсуждение фильма.

Ведущий: Сколько холодных зим длилась блокада?

Дети: Три зимы.

Ведущий: Когда звучала воздушная тревога, где прятались ленинградцы?

Дети: В бомбоубежище.

Ведущий:  Что ели ленинградцы? Сколько граммов хлеба выдавали жителям?

Дети: Всего 125 граммов и больше ничего, только воду.

Ведущий: Чем топили печурки люди, а что не стали трогать?

Дети: Книгами, письмами, мебелью, а деревья не трогали, оставили нам.

Ведущий: Что такое «дорога жизни», почему она так называлась?

Дети: Это единственная дорога по льду озера, чтобы привезти еду, вывезти детей и раненных.

Ведущий: «Дорогой жизни» шел к нам хлеб,

                   «Дорогой жизни» многих к многим.

                    Еще не знают на земле  

                    Страшней и радостней дороги.

Ведущий: В чем подвиг самых маленьких ленинградцев?

Дети: Дети ходили в детские сады и школы, школьники делали снаряды, тушили пожары, рыли окопы, помогали раненным, устраивали концерты для раненных, пели и танцевали.

Ведущий: 27 января 1944 года наши воины освободили Ленинград от блокады.

Как это было. Всего рассказать невозможно. Перелистаем всего лишь несколько блокадных страниц… Приглашаем поделиться своими воспоминаниями Людмилу Павловну.

Л.П.: Блокаду помню, как сейчас,

Хотя старалась все забыть

Но не зависит то от нас:

Она в душе осталась жить.

        Людмила Павловна рассказывает о воспоминаниях своей мама, сестер, брата. Читает стихи.

        Ведущий: Ребята тоже прочтут стихи для Людмилы Павловны.

Ребенок 1. Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
                 Который в детском доме нам давали.
                 Не из муки он был – из наших бед,
                 И что в него тогда только не клали!

Ребенок 2. Мы понимали, что война – это беда,

                    но каждый день с надеждой хлеба ждали.

Ребенок 3. Ни дни мы голодали, а года.
                            Хоть раз наесться досыта мечтали.
                            Кто видел, не забудет никогда,
                            Как с голоду детишки умирали.

Ведущий: А еще памяти погибшим посвящается минута молчания, когда все встают и молча слушают звуки метронома (вкл. запись звуков метронома).

Ведущий: Прошло 80 лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах…

Кто в город не пустил врага,

Кто в смертной схватке одолел блокаду,

Тому, как высший орден, дорога

Медаль «За оборону Ленинграда».

Дети рассматривают награды Людмилы Павловны, а она рассказывает немного о наградах. Представляет поздравительное письмо от В.В. Путина и медаль, врученную в честь 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады        

Ведущий: Ребята, ветераны подарили нам Победу, мирное небо над головой и завещали, чтобы мы хранили и берегли мир своей великой страны России. Так будем же помнить подвиг ленинградцев!

Ведущий: Берегите Россию – нет России другой.
                           Берегите её тишину и покой,
                           Это небо и солнце, этот хлеб на столе
                           И родное оконце в позабытом селе…
                           Берегите Россию, без неё нам не жить,
                           Берегите её, чтобы вечно ей быть,
                           Нашей правдой и силой,
                           Всею нашей судьбой,
                           Берегите Россию – нет России другой!

Все вместе поют песню «Аист на крыше», музыка Д. Тухманова, слова А. Поперечного.

Ведущий: Ребята, Людмила Павловна приготовила вам подарок, чтобы вы помнили о событиях и героях Великой Отечественной войны.

        Людмила Павловна вручает детям книгу «Детям о войне» К. Симонов, А. Толстой, М. Шолохов. Дети дарят Людмиле Павловне цветы.

Общая фотография.

        

Список использованной литературы

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2008 г.
  2. Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В. Как научить детей любить Родину. – М., 2005.
  3. Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры. Феникс, 2008. (Сердце отдаю детям).
  4. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе. – 2007г.
  5. Ковальчук В. М., Чистиков А. И. Ленинград и ленинградцы в годы блокады. — СПб.: Лики России, 2012.
  6. Кудрина, Н. М. Формы методической работы по нравственно-патриотическому воспитанию / Н. М. Кудрина.// Вопросы дошкольной педагогики. – 2018.  № 6 (16). – С. 3-5.
  7. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – Сфера, 2010.
  8. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий /под. Ред Е. Ю. Александровой. –Волгоград: Учитель, 2007.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический интегрированный музыкальный досуг на тему "Блокадный Ленинград" в подготовительной группе.

Музыкальный руководитель Долгова Алла Николаевна. ГБДОУ детский сад №69 Приморский район город Санкт-Петербург.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Р...

Методическая разработка: сценарий Дня Памяти «Мы помним блокадный Ленинград»

Итоговое мероприятие, которое позволит закрепить знания дошкольников о блокадном городе  Ленинграде и его героических жителях....

Статья "Мы помним блокадный Ленинград"

Статья о проведении акции "Блокадный хлеб"...

Конспект тематической беседы "Блокадный Ленинград"

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ....

тематическое занятие "СИМФОНИЯ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА"

музыкально-тематическое занятие  «СИМФОНИЯ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА» для дошкольниковЦель:Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.Задачи:Познакомить во...

Презентация для тематического занятия для детей дошкольного возраста «Освобождение блокадного Ленинграда»

Расширить представления детей о героическом подвиге жителей Ленинграда. Познакомить детей с жизнью людей в это время....

Тематическая беседа "Блокадный Ленинград"

Тематическая беседа "Блокадный Ленинград"...