Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка
консультация

Самохвалова Клавдия Сергеевна
Каждый из вас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх. Выполняя ту или иную роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьезной жизни. Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение в жизни ребенка. В процессе игры  у ребенка развивается воображение, мышление, игра способствует развитию речевых навыков и умений, учит ребенка согласовывать свои действия с другими участниками игры, применять на себя различные личностные качества, а также находить выходы из различных ситуаций.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_igra_v_zhizni_rebenka.docx15.37 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка

Каждый из вас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх. Выполняя ту или иную роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьезной жизни. Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение в жизни ребенка. В процессе игры  у ребенка развивается воображение, мышление, игра способствует развитию речевых навыков и умений, учит ребенка согласовывать свои действия с другими участниками игры, применять на себя различные личностные качества, а также находить выходы из различных ситуаций.

Что же такое сюжетно-ролевая игра?

Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых дети «одевают» на себя роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному сюжету или же сами создают его. То есть это в некотором роде театральное представление. Дети вживаются в свою роль и ведут себя так, как видят своего персонажа со стороны.

Дети постарше легко включаются в сюжетно-ролевую игру, но даже это не означает, что взрослый может остановиться на заднем плане и пустить все на самотек. Если родитель не будет предоставлять ребенку новые ситуации для игры, то ребенок может остановиться в развитии и перестать проявлять самостоятельность.

Ребенок старшего дошкольного возраста нуждается в совместной игре с взрослыми. Дети этого возраста могут играть в путешествия, обыгрывать сюжеты понравившихся им сказок, мультфильмов. Здесь уже появляются многотемные игры, то есть объединение нескольких сюжетов в один. Например, в игре «дочки-матери» куклы посещают детский сад, болеют, ходят в магазин, на почту, ездят отдыхать и т. д. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.

С детьми используйте косвенные методы, например, наводящие вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Большую роль оказывает воздействие на ребенка через роль. Например, играя в магазин, можно спросить, почему нет тех или иных продуктов, как лучше упаковать, расположить товар, какие открыть отделы, организовать доставку продуктов людям и т. д.

Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой, не проходят бесследно. Можно переключить игру, придав ей положительное содержание, например, предложить ребенку: «Пусть у нас в игре папа будет добрым, ласковым». Если не удалось переключить игру, то надо ее прекратить, объяснив ребенку, почему не следует ее продолжать.

Игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. 

Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома?

От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто-то станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку. Таким образом, родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а также у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого.

Сколько времени нужно уделять игре?

Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Как правило, любой родитель способен понять, в какой момент ребёнку наскучила игра, и тогда нет смысла продолжать её дальше.

Самое очевидное влияние взрослого на сюжетно-ролевую игру это её зарождение, когда родитель имеет возможность показать, как и во что можно играть. Учитывая то, что ребёнок склонен к подражанию, то давая направление сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, таким образом, его воспитывая. Взрослым стоит запомнить три правила, действующие при организации игр: 

1. Игра не должна строиться на принуждении.

2. Игра – творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки.

3. Старайтесь, чтобы игра имела развитие.

С детьми можно поиграть в такие сюжетно-ролевые игры, как «Завтрак куклы», «Утро в семье», «Семейный выходной», «Автобусная поездка», «Помогаем маме стирать белье (мыть посуду)», «Большая уборка», «Лечим больного ребенка», «День рожденье куклы».

Если ребенок боится докторов, а ему предстоит сдавать анализы, поиграйте с ним в поликлинику – так ребенок  подготовиться к предстоящим процедурам.        

Фантазируйте, играя с ребенком. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.

Помните: игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного, эмоционального самочувствия ребёнка.

Совместная игра ребёнка с взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений.

Открывайте мир вместе с ребёнком! Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять любознательность вашего ребёнка.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Сухомлинский В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и значимость сюжетно – ролевой игры в жизни ребенка

ПРЕДСТАВЛЯЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ИНФОРМАЦИЮ О ЗНАЧИМОСТИ СЮЖЕТНО- РОЛЕВЫХ ИГР В ЖИЗНИ РЕБЕНКА ИЗ ЛИЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА...

Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка

Материал о роли сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка...

"Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка"

Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь сос...

Консультация для воспитателей на тему: "Сюжетно ролевая игра в жизни ребенка"

Значение игры в жизни детей дошкольного возраста. Задачи и методы обучения игре....

сюжетно ролевая игра в жизни ребенка

Игра всегда имела огромное значение в жизни ребенка. игра - это не пустое времяприпровождение. играя, ребенок развивает свое воображение, мышление, учится анализировать....