Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественной деятельности»
методическая разработка

Прозорова Ольга Алексеевна

     Патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и воспитателей

«Игры по нравственно – патриотическому воспитанию младших дошкольников»

Составила:

Прозорова О.А.

Воспитатель 1 КК      

     Воспитание нравственных чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной воспитательной задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственно - этические качества разовьются у дошкольника, зависит прежде всего от родителей и окружающих взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогащают. Чувство любви к родине у детей дошкольного возраста выражается, прежде всего, в привязанности к родным местам.

     Патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма.
     Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, вместе отдыхать; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.
     Вторым этапом патриотического воспитания ребёнка раннего возраста можно считать поступление его в детский сад и, соответственно, формирование положительного отношения к дошкольному учреждению. Здесь основная нагрузка ложится на сотрудников детского сада.

    Особое место в патриотическом воспитании младших дошкольников отводится фольклору. В своей работе педагоги должны использовать все виды фольклора (потешки, пословицы, сказки, песенки и т.д.). В устном народном творчестве как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, взаимопомощи, вежливости, трудолюбии. Знакомя детей с фольклором, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

     С раннего возраста дети активно познают мир, исследуя всё происходящее вокруг.  Основным видом деятельности детей является игра, поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Через игру ребенок примеряет на себя различные роли, экспериментирует, познает взаимоотношения со сверстниками.

Дидактические игры для нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников:

 Игра «Мой адрес»

К концу младшего дошкольного возраста ребёнок должен знать свой адрес. Цель игры: Закрепить знания об адресе местожительства детей. Оборудование: мяч

Ход игры: Ведущий (взрослый) по очереди бросает мяч детям и произносит: Я живу в городе …? Или Я живу на улице…? Или: Я живу в доме № …? Или: Я живу в квартире № …? Или: я живу в стране под названием …? Рядом с моим домом находится …? И т.д. Играющий, который поймал мяч, должен продолжить фразу и вернуть мяч ведущему. Вопросы можно повторять.

Игра «Наш детский сад»

Эта игра проводится после комплекса занятий по окружающему миру, посвященных знакомству с детским садом и после ряда экскурсий по детскому саду.

Цель игры: закрепить знания о детском саде, o его сотрудниках. Воспитывать уважительное отношение к старшим, к сотрудникам детского сада и их труду.

Оборудование: Фотографии детского сада, помещений детского сада и игровых площадок, сотрудников (воспитателей, заведующей, методиста, музыкального руководителя, инструктора ФИЗО, повара, завхоза и т.д.). Эта игра требует предварительной работы: проведение экскурсий по детскому саду, рассматривание фотографий с изображением площадок детского сада, группы и других помещений (кухни, спортивного зала, музыкального зала, методического кабинета, медицинского кабинета и т.д.).

Ход игры: Первый вариант игры заключается в том, чтобы дети, увидев фотографию, определили, что за место детского сада изображено. Воспитатель поочерёдно достаёт картинки, а дети должны угадать, где это находится и назвать, что там делают. Во втором варианте игры необходимо разместить сотрудников детского сада по своим рабочим местам. Воспитатель предлагает детям фотографии разных мест детского сада и фотографии сотрудников, а детям нужно определить, кто, где работает. Например, повар – на кухне, музыкальный руководитель – в музыкальном зале, и т.д.

Игра «Добрые слова» 

Цель игры: Закреплять умение детей использовать в речи «добрые слова». Воспитывать доброжелательность, положительное отношение друг к другу. Оборудование: картинки с изображением различных жизненных ситуаций.

Ход игры: Ведущий (взрослый) достаёт поочерёдно картинки с сюжетами. Все участники игры рассматривают картинки и определяют, какие «добрые слова» необходимо сказать в увиденной ситуации. За каждый правильный ответ ведущий выдаёт фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.

Игра «Волшебные слова»

Цель игры: Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям. Закреплять умение проявлять вежливость. Расширять словарный запас ребёнка набором вежливых слов. Эта игра относится к категории словесных игр, поэтому играть в неё можно в любом месте. Для мотивации детей можно ввести сказочного персонажа, который не знает «волшебные слова» и дети должны ему подсказать.

Ход игры: Участники игры по очереди называют «волшебные слова» (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, до свидания, приятного аппетита, будьте здоровы, доброго пути, добро пожаловать, разрешите, угощайтесь, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи, приятно познакомиться, извините, прошу прощения, благодарю и т.д.). Выигрывает тот, кто больше всех вспомнит таких слов. 

Игра «Как я дома помогаю»

Цель игры: Воспитывать заботливое отношение к членам семьи. Оборудование: в первый раз можно использовать сюжетные картинки с разными видами хозяйственно-бытовой деятельности для подсказки. Позже можно играть без картинок

Ход игры: Дети по очереди называют домашние дела, в которых принимали участие дома. Разрешается называть и ту деятельность, которую они просто наблюдали, но хотели бы в ней поучаствовать. Выигрывает тот, кто назовёт больше дел.

Игра «Найди флаг»

Цель игры: знакомить детей с символикой родной страны, учить выделять флаг России из числа флагов других стран.

Оборудование: набор флагов разных стран (по 4 флага для каждой страны) 31 Ход игры: Перед ребенком (детьми) выкладывается набор флагов разных стран. Задание для ребёнка: найти флаг своей страны. 

Игра «Дружная семейка»

Цель игры: Воспитывать интерес к своей семье, уважительное отношение к членам семьи. Развивать умение рассказать о членах своей семьи. Оборудование: разноцветные силуэты детских ладошек, фишки с изображением мамы, папы, дедушки, бабушки и ребёнка (по количеству играющих)

Ход игры: В начале игры проводится пальчиковая игра «Дружная семья»: (пальцы ребёнка зажаты в кулак) Этот пальчик – дедушка (отгибается большой палец руки); Этот пальчик – бабушка (отгибается указательный палец руки); Этот пальчик – папочка (отгибается средний палец руки) Этот пальчик – мамочка (отгибается безымянный палец руки); Этот пальчик – я (отгибается мизинец) Вот и вся моя семья!!! (все пальцы разжимаются и сжимаются в кулак) Ребёнку предлагается выбрать ладошку понравившегося цвета и «расселить» на ней дедушку, бабушку, папу, маму и себя. Выкладывание персонажа можно сопровождать стихом об этом члене семьи или рассказом о нём.

Игра «Профессии»

Цель игры: Продолжать знакомить детей с профессиями людей. Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий и их деятельности. Оборудование: Карточки с изображением человека – представителя профессии, знакомой детям младшего дошкольного возраста (Доктор, учитель, военный, повар, музыкант, художник, военный и т.д.), и карточки с атрибутами для этой профессии (по 4 для каждого представителя).Например, для врача – градусник, укол, таблетки, фонендоскоп; для учителя – парта, тетрадь, доска с мелом, глобус; для повара – половник, кастрюля, тарелка, нож с разделочной доской и т.д.

Ход игры: Детям предлагается весь набор карточек. Каждый ребёнок выбирает себе представителя профессии, которая ему понравилась, называет эту профессию, и рассказывает кратко, чем этот человек занимается на своей работе. Затем из общей массы выбирает предметы, которые помогают ему осуществлять свою профессиональную деятельность. Выигрывает тот, кто без ошибок подберет все предметы. 

Для патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста так же хорошо организовать сюжетно/ролевую игру «Семья». Благодаря ей дети создают для себя образ семьи, отражают все взаимоотношения в семье, учатся ставить себя на место своих родителей, что способствует воспитанию уважения к старшему поколению

 

    Для того чтобы воспитать высоко нравственного человека, патриота своей Родины необходима планомерная работа с самого рождения, где главную роль играет семья, семейные отношения, ценности и традиции. В детском саду задача воспитателя привить эти качества с раннего возраста, пока ребенок впитывает как губка всю окружающую действительность, учиться на примере взрослых, сверстников, своего ближайшего окружения. Начинать воспитывать надо с первых дней жизни и до трех-пяти лет, потом ребенок уже станет самодостаточной личностью, со своими привычками, взглядами и требованиями, и что-то вложить ценное будет гораздо сложнее, можно будет только корректировать ранее приложенные старания и пожинать плоды. Таким образом, игра как нельзя лучше подходит для воспитания нравственности и патриотизма, потому что является основным видом детской деятельности и именно через игру легче всего дать ребенку знания, сформировать мировоззрение уже в раннем детстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по рисованию на тему :«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник и материалов»

Каждая деятельность требует особого рода движений. В  изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом  изображения. В статье представлен опыт работы по ра...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучения лепки

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста, выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способству...

Отчёт по теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности» за 2019 – 2020 учебный год

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности с применением нетрадиционных техник...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности

Цель: это развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разных видах художественной деятельности.Задачи: - Активизировать движения пальцев рук, проявлять эмоциональное отношение к резул...

Тема самообразования Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности.

Цель: это развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разных видах художественной деятельности.Задачи: - Активизировать движения пальцев рук, проявлять эмоциональное отношение к резул...

Отчет по самообразованию 2020-2021г. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности»

Отчет по самообразованию 2020-2021г. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности»...

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественной деятельности»

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук...